Умение исследовать необходимо не только для людей, работающих в области образования и научного исследования, оно обязательно для каждого человека. Известно, что дети с самых ранних лет склонны к исследованию, и эта склонность проявляется у них из биологических потребностей. Новое впечатление, стремление знать все, наблюдать, ставить опыт, самостоятельно накопить информацию об окружающем мире – является важным свойством поведения детей. Интерес к исследованию у ребенка, на самом деле, – это его естественное состояние. Он хочет познать мир и познает. Именно такое желание создает основу для обучения, основанного на исследовании.
Метод исследования в обучении считается одним из самых эффективных путей познания окружающего мира ребенком. «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, привлеки меня – я пойму» последняя часть этого изречения отражает сущность обучения, основанного на исследовании. Метод исследования предусматривает привлечение учащихся к обучению и их более глубокому пониманию содержания. Этот метод, действительно, и есть исследование знаний и информаций. Ребенок, исследуя, познает мир, и по этой причине со дня рождения он ищет и исследует. Процесс исследования – это сбор информаций, и исследование ее человеком посредством чувственных органов (зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных, обоняния).
На современном этапе изменение парадигмы образования, переход центра образования от учителя к ученику, в целом изменило взгляд и требования к образованию. Вместе с тем для специалиста, который будет трудиться в XXI веке, также определен ряд компетенций, среди которых проведение исследования, самообразование, учиться всю жизнь занимает важное место. С этой точки зрения исследование, основанное на обучение, занимает особое место.
Значение исследования
Главной целью образования не является передача учащимся теоретических знаний, а формирование у них разных умений и организация их деятельности. В настоящее время, не выходя из дома, можно очень легко получить любую информацию. Но и это удобство в свою очередь создает другую проблему: как выбрать верную информацию в этом изобилии информации? В таком случае учитель должен обращать внимание не на сбор информаций и знаний, а отдавать предпочтение на полезные и применяемые информаций среди них. Это и в свою очередь составляет сущность обучения, основанного на исследование.
В процессе исследования учащиеся строят процесс получения информации о мире, об окружающей среде и познания. Исследование создает условие для «знать нужное/ требуемое». Исследование – это больше поиск соответствующего решения проблемы, стремление для превращения полученных учащимися информаций в полезных для них знаний, появление разных знаний и их широкое применение, чем нахождение правильного ответа на поставленный вопрос. Этот вид обучения формирует исследовательские умения и навыки, и создает потребность учиться всю жизнь, добиваться новых знаний.
Роль учителя в обучении путём исследования
Роль учителя, который применяет на уроке этот вид обучения, отличается от традиционного обучения. Этот метод создает условие для учителя стать строителем и организатором процесса обучения, иначе говоря, учитель выступает в качестве фасилитатора. Это проявляет себя в нижеследующих аспектах:
- подробно планирует активное присоединение каждого ученика в процесс обучения и его участие;
- формирует необходимые знания и умения для исследования;
- поощряет учащихся, определяет разные пути для достижения ими успехов;
- определяет результат обучения, носящий соответствующий и прикладной характер;
- прогнозирует вопросы, которые могут задавать учащиеся, и их ответы;
- создает соответствующую среду для вовлечения учащихся в активный процесс обучения, готовит разные ресурсы и средства;
- предусматривает формирование разных умений в планировании;
- задает вопросы, создает противоречия;
- поощряет учащихся отвечать на вопросы, оценивает ответы, определяет причину ошибочных ответов, и направляет к правильным ответам;
- предвидит преграды и трудности в обучении и предотвращает их;
- поддерживает учащихся;
- использует такие вопросы, как: Докажи, обосновывай, почему? Как думаешь? Почему это так?
- оценивание принимает, как часть обучения;
- постоянно создает обратную связь.
Отличие обучения путём исследования