Модели социального управления и их характеристика
Социальное управление — процесс целенаправленного воздействия на элементы общества для ее оптимально организованного функционирования и развития.
Модели социального управления:
1. Модель координации — модель социального управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности характеризуются тождеством и равнозначностью.
Отношения координации направлены на достижение согласованности действий с целью успешного решения задач, поставленных перед объектом управления. Координация используется для обеспечения синхронизации деятельности и взаимодействия различных частей организации.
Координация поддерживает целостность, устойчивость организации.
Координация бывает 4 видов:
· превентивная, т.е. направленная на предвидение проблем и трудностей в организации
· устраняющая
· регулирующая, т.е. направленная на сохранение существующей системы работы
· стимулирующая, т.е. направленная на улучшение деятельности организации
2. Модель субординации — модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочивание одним из элементов деятельности других. Этот элемент является ведущим и определяет деятельность остальных.
Отношения субординации — отношения администрирования, распорядительства, с одной стороны, и исполнительства, подчиненности — с другой.
Отношения субординации могут принимать линейный и функциональный характер:
• При линейных отношениях у каждого руководителя может быть несколько подчиненных, но при этом каждый подчиненный имеет только одного руководителя.
|
• При функциональных отношениях подчинение работника может осуществляться несколькими руководителями, при этом каждый из руководителей руководит специфической функцией.
3. Модель реординации (переподчинения) — модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу).
Реординация осуществляется в случаях, когда значительно изменилась управляемая система и требуются коренные изменения управляющей системы, а также в случаях, когда имеются противоречия в управляющей системе.
Характеристика среды управления. Способы управления в агрессивной социальной среде
Среда управления - это совокупность внутренних и внешних сил, влияющих на положение организации, на эффективность деятельности менеджеров.
Под средой управления понимается как сама организация, так и внешняя среда, в которой организация функционирует.
Внутренняя среда – это непосредственная обстановка, в которой приходится работать людям, объединенным совместными целями, интересами и деятельностью.
Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Основные переменные, которые требуют внимания руководства - это цели, структура, задачи, технологии и люди.
Внешняя среда управления - подразделяется на:
|
• микросреду (конкуренты, поставщики, клиенты)
• макросреду (включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду).
Виды среды управления:
• нейтральная среда управления - предполагает отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных целей субъектов взаимодействия;
• оптимальная среду управления – предполагает согласованность, однонаправленность или дополняемость целей;
• агрессивная среда управления – предполагает наличие взаимоисключающих целей.
Агрессивной может быть как внешняя, так и внутренняя среда. В агрессивной среде управления возникает социально-психологическая напряженность внутри организации, повышается конфликтность.
Ни одна организация не может достичь абсолютной социально-психологической изоляции от внешней среды. Именно поэтому при выработке рекомендаций по организации эффективного взаимодействия с факторами внешней среды руководителю могут быть предложены два типа действий:
· С одной стороны, ему следует расширять зону собственного устойчивого влияния, захватывая все новые и новые сегменты, ранее относившиеся к «внешней среде». Естественно, что при этом следует соблюдать известную долю осмотрительности, чтобы в погоне за масштабом не забыть про содержание; чтобы расширение организации не носило формальный характер, а отражало растущее качество взаимодействия руководителя с подчиненными, подчиненных с клиентами и т.д.
· С другой стороны, руководитель и организация должны постоянно анализировать соответствие собственных целей целям внешней среды.
Главное правило управления в агрессивной среде заключается в том, чтобы по возможности ее избегать. Если избежать агрессии невозможно, ее необходимо предвидеть и ожидать.