Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
Признаки:
1) единая тер-ия; 2) единая система высших органов власти; 3) единая 4)система права; 5)единое гражданство; 6)единый бюджет; 7) единая конституция
УГ независимо от кого-либо проводит админ.деление своей тер-ии и в одностороннем порядке задает характер связей между собой и админ.единицами, определяет их правовое положение, устройства и компетенции
Классификация:
1. Централизованные, где существует вертикальная система назначения ОГВ сверху вниз, центр назначает чиновников в местные ОГВ (Финляндия).
2. Децентрализованные, нет назначаемых из центра чиновников, которые осущ-ют контроль, есть избираемые органы власти, центр имеет ограниченные права на вмешательство в решение местных проблем. (Япония)
3.Относительно децен-ные: выборные ОМСУ и чиновники общей компетенции, которые осущ-ют контроль, назначаются (Франция).
4. Простые – единая тер-рия гос-ва, включающая адм.-тер. единицы и автономные единицы (Польша); Сложные – гос-ва в составе которых несколько автономных образований (Китай).
Отличие от федеративного гос-ва: характер взаимоотн-я между центром и тер-ной единицей в УГ осущ-ся в одностороннем порядке, а в федеративном – в двустороннем.
Плюсы: дает возможность концентрировать ресурсы, ускорение культурного роста, развития. Удобно для бюрократической структуры управления. Форма удобна для небольших гос-в по тер-ии
Минусы: игнорирование интересов отд.групп населения. Ограничивает МСУ
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
|
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ, ТИПЫФЕДЕРАЦИЙ, СПЕЦИФИКА РОССИИ.
Федера́ция (объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Федеративное гос-во - объединение нескольких самостоятельных государств в единое союзное образование. Для него характерно:
Принципы Федерализма:
1. Распределение власти по вертикали между уровнями Федерации, Субъектов Федерации, МСУ
2. Верховенство Конституции РФ, Федеральных законов над Конституциями, законами субъектов Федерации (только по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов)
3. Разделение властей
4. Народовластие
5. Реализация прав и свобод граждан
6. Демократический централизм: сочетание государственного и муниципального управления, демократизма, как полновластия народа, а с другой стороны – централизация, как приоритет интересов большинства
7. Гласность.
8. Законность, безличный характер власти
9. Двойное подчинение: требование подчинения конкретного органа власти органу общей компетенции и соответствующему вышестоящему органу по вопросам его компетенции. Направлен на обеспечение единой гос политики
10. Сочетание единоначалия и коллегиальности
11. Программно-целевой принцип
12. Делигирование полномочий
Особенности федерализма:
· самая большая федерация (по V, по кол-ву субъектов);
· между субъектами сущ-ют различия: по V, по плотности населения, по эконом.уровню, по доходам и т.д.
|
· образовывается по территориальному признаку;
· сущ-ют субъекты, для которых есть матрешечная структура (когда внутри субъекта Российской Федерации может находиться равноправный ему субъект)
Виды федераций:
1. договорные федерации - самый логичный путь, обеспечивающий устойчивость. Объединение эволюционным путем через систему договоров (США, Канада); Конституционные - как правило, в результате изменения политического режима в унитарных государствах и массовой децентрализации - неустойчива.
2. симметричные (США, ФРГ) и асимметричные (РФ, Канада, Индия) с точки зрения федерализма, конечно симметрия - это идеал.
3. Территориальные (по географии) и национальные (по титульной нации). Территориальные устойчивее.
По территории и статусу субъектов федерации выделяют:
1) территориальные федерации, в которых границы и статус субъектов не зависят от национального состава их населения (США, Австралия);
2)национально-территориальные, в которых при определении территории и статуса субъектов их национальный состав учитывается (Швейцария, Индия);
3)смешанные, в них действует как национальный так и территориальный принцип определения территории и статуса субъектов (РФ).