502. Любовь называется чувством, но это не чувство восприятия или ощущения, это – сущность. Любовь – определяющая сила всей жизни, и в ней единой человек находит искреннюю радость и блаженство. Достичь истинной любви возможно через приобщение к Самой Любви и уподоблению Ей.
503. Любовь в человеке заложена Господом. Это - движущая сила жизни. И Господь по Любви создал весь мир, и вложил эту силу в человека при создании. Вот почему изначально и в заповедях, и в Писании все призывает к любви.
Это самое большое и самое знакомое человеку состояние. О нем человек узнает с самого раннего детства, даже не отдавая себе отчета, что в нем уже оно живет. Он просто любит родителей своих, друзей, игрушки и не может сказать почему.
Любовь сопровождает человека всю его жизнь в большей или меньшей степени, она может быть к предметам, людям, к самому себе, ко всему, с чем соприкасается человек. Это доказывает, что любовь была дана человеку как часть его духовной жизни Создателем, который и Сам является Любовью.
Тема любви настолько велика, что невозможно человеку о ней говорить полно, как и невозможно познать Бога до конца по Его Величию.
504. Без любви человек теряет понимание и разумение, ради чего и кого он живет.
Без любви нет желаний, нет стремлений, как будто отходит некая сила, которая дает тебе жизнь.
Без любви умирает надежда на светлое и лучшее.
Подменяет враг любовь к высшему любовью к низшему и к естественному сверх меры.
Любит человек вещественные услаждения для тела его. Любит людей, но по мнимому смирению своему. Любит ребенка, супруга, но чрезмерно, ставя их на место Бога.
Без любви к высшему - к Богу наступает темнота и пустота, и теряется смысл всего и везде.
|
505. Сущность любви может проявляться в трех силах. Это естественная сила, саморазрушающая и созидающая.
Когда любовь направлена на себе подобных, то это сила естественна и не ведет к совершенству. Подобием человеку является только другой человек, это ребенок - родители, супруг и другие люди как братья и сестры.
Подобие ребенка, родителей, родственников, супругов (не по рождению, а по жизни) явно для человеческого понимания, и такая любовь угодна Богу, но в определенной мере.
Страстная любовь к противоположному полу неугодна Богу, т.к. она должна быть любовью как к брату и сестре.
Любовь к любой неживой вещи не должна выражаться словом любовь, т.к. любовь – это живая сила живых подобных существ, и такая «любовь» не естественна, а значит, является страстью.
Любовь должна отдаваться себе подобному, и если же это любовь к себе или неживому, она является саморазрушающей.
Любовь бывает созидающей силой, когда она направлена на того, чьим образом ты являешься, т.к. Бог является Высшей Любовью, и Сила исходящая от Него безмерна.
506. Я готова отдать Тебе все, Любовь моя!
Я готова отдать Тебе все добро, что есть у меня, но не я владею им – Твое оно!
Я готова отдать Тебе все зло свое, чтобы Ты соделал в добро его, но не в силах исторгнуть сама, только на силу Твою надеюсь!
Я готова отдать жизнь свою ради Тебя, но недостойна этого подвига!
Я готова отдать душу и сердце Тебе, возьми их и очисти!
Я готова Тебе отдать дух свой – но слава Тебе – Твой он!
507. О любом предмете, будь–то вещь или чувство, действие или событие можно говорить исходя из его признаков. А кто может дать признаки любви как не Сам Бог, который говорит через апостолов Духом Святым (1Кор. 13, 4-7)?
|
Это перекликается с Иоан. гл.4 – если ты не исполняешь законы любви и не имеешь чувств, то ты и не знаешь Бога. Познав любовь к себе Бога, Его Милосердие, возможно и самому обрести любовь. Если в человеке существует страх перед наказанием от Бога, то тем он свидетельствует, что Бог не есть Любовь.
508. Любовь человеческая показывает, как чувство руководит всем – желаниями и мыслями. Вот почему говорится, что главное в жизни - любовь, которая всем движет. Если Дух Божий, то она чиста, жертвенна, сострадательна. В одних любовью руководит Дух Святой, а в других еще мирской, но под страхом Божьим.
509. Как младенец по необъяснимым причинам узнает свою мать и чувствует к ней любовь, привязанность, попечение о себе, так и в человеке заложены Создателем эти чувства. Это составляющие души, и при потере любви и добра, вложенных в естество, происходит подмена неестественными как зло и нелюбовь.
510. Истинная любовь может быть только духовной, т.к. Бог есть Дух, и только соприкасаясь с Духом Любовью, человек может получить любовь.
Примером чистой любви является любовь родителей и детей. Родители готовы раствориться в любимом ребенке, так и дух человеческий желает раствориться в Духе Божием, и наоборот, по любви к человеку Бог растворяется в духе человека.
Любовь между полами – это чувственная страсть.
511. Душа моя! Господь мой дал тебе любовь, и что такое она?
|
Ты много любила страстно и земное, душа моя! И что это по сравнению с любовью к Богу моему?
Любовь страстная – пагуба, а не любовь, это услаждение чувств, желаний, тела. Она между двумя, где каждый услаждает себя посредством другого. Редко она бывает жертвенна, т.к. жертва - это отказ от услаждения себя.
Любовь к человеку – святая любовь, когда она жертвенна и принадлежит троим – Бог и два человека.
Любовь к Богу – любовь, которая поглощает всего тебя, и растворяет тебя в Нем. Ее столько много, что готов отдать себя всего людям, чтобы они, соприкоснувшись с тобой, ощутили, что такое эта любовь. Она дает силы, она дает покой, она дает уверенность в себе, не гордясь собой, а надеясь на Бога. Она поднимает до Небес!
512. Любовь к Богу имеет дух, в душе же заложено чувство любви к человеку и к миру окружающему. Возрожденный дух под действием Благодати учит душу любить Бога. Если у человека нет любви к Богу, значит, дух его не имеет силу.
Вторая заповедь о любви к ближнему учит душу любви в видимом мире, чтобы любовь руководила ею. В духовном же человеке уже любовь к Богу движет всем.
О самолюбии
513. Если в тебе есть самолюбие, которое является «созданием» темного, и это держит весь настрой чувственной части души, то ты служишь злу, и не могут исходить из твоего сердца чувства добрые.
Плач души
514. У меня есть мой самый страшный враг. Враг, который низвергает меня в пропасть. Враг, который льстит мне всю мою жизнь, превращая ее в ад. Этот враг – МОЕ САМОЛЮБИЕ.
Благодаря ему, я не вижу Истины, которая дана Господом, не вижу своих пороков и преступлений заповедей, не вижу как прекрасны добродетели и, вообще, не вижу ничего доброго. Я слепа для этого, потому что мое самолюбие, как великан восстало во мне и закрыло все собою, у меня есть только «Я».
Мое самолюбие поставило меня на гору тщеславия и закрыло мне глаза на познание Божественного мира, но зато открыло слух для наветов врага, который никогда не упустит возможность крикнуть мне ложь, прикрываясь тем, что это якобы мои мысли.
Мое самолюбие – это лучший друг врага, и с ним они неразлучны. В их дружбе уже невозможно рассмотреть, что во мне от меня, а что от лукавого.
Мое самолюбие даже вошло в сговор с лукавым обманщиком, который согласился, что все, что будет возникать во мне худого, приписывать только его проискам, чтобы оправдать меня.
Мое самолюбие не позволяет мне есть простую и полезную пищу, говоря мне, что у меня может заболеть желудок, если ты не съешь того-то; то у меня мало сил и мне надо подкрепиться; то ничего страшного, что ты это съешь, как это может повредить твоей душе и т.п.
Мое самолюбие очень любит пустословить и вести праздные беседы, оно не может находиться в тишине, ему всегда нужны слушатели.
Мое самолюбие приучило меня смотреть телевизор и читать глупые светские книги, прикрываясь тем, что мне нужен отдых.
Мое самолюбие советует мне прислушиваться к своему телу: где, что болит и жалеть себя как самого больного из всех живущих; рассказывать о своих болезнях всем, чтобы все поняли, как я болен.
Мое самолюбие заполнило меня заботами о видимых вещах, оно говорит, что они очень важны для меня, чтобы, тем самым, укрепиться во мне. Благодаря ему, мне нужно всё - начиная от машины, заканчивая какой-то мелочью; мне нужно всё знать – где, что произошло; кто, что сказал, и что ему ответили и т.д.
Мое самолюбие наполнило меня этой мишурой, и я становлюсь мнимо умной и мнимо богатой, и оно опять укрепляется во мне.
Мое самолюбие постоянно доказывает мне, что я умнее, лучше, добрее всех остальных. Что я лучше всех знаю кому, что делать. Я точно знаю, вижу, слышу, когда кто-то делает и говорит не так. Оно побуждает меня быть поборником «правды» и вразумлять всех.
Мое самолюбие заставляет меня раздражаться и гневаться на других, когда они не согласны со мной.
Мое самолюбие скрывает от меня правду обо мне, чтобы я никогда не очнулась и жила с ним до смерти.
Мое самолюбие ублажает меня во всем, оно лелеет меня и оберегает меня от меня самой. С ним я всегда права, с ним я – царь, с ним я – сама себе бог.
Мое самолюбие повторяет мне, что я сама чего-то достигла или сделала, тем самым, удаляя меня от Милостивого Господа.
Мое самолюбие надмевает меня, даже когда читаю Писание и учения Св. отцов, выбирая все благочестивое и верное, примеряю на себя, а все порочное и не праведное – на своих знакомых.
Мое самолюбие рисует в моем воображении и мечтах только картины моего процветания, моего совершенства, моей большой веры, оно переносит меня в нереальный мир мечтаний и приучило услаждаться этим.
Мое самолюбие дарит мне лень, которая сделалась как бы естественной во мне.
Мое самолюбие или понуждает меня к трудам выше сил моих, чтобы надорвалась, начав жалеть себя и роптать на Господа, или ищет мне оправдания в немощах моих.
Мое самолюбие подстрекает меня поучать жизни и вере других, шепча мне, что у меня уже собраны все добродетели, а теперь надо спасти людей.
Мое самолюбие научило меня видеть в себе только хорошее, и даже когда по милости Божьей, увижу страсти, живущие во мне, то приучило относиться к ним как к чему-то естественному и не допускает меня к мысли о борьбе с ними. Ты немощен, говорит оно мне, и тебе это не под силу, а Бог милостив и простит тебя.
Мое самолюбие, когда я впадаю в грех, закрывает от меня сокрушение и покаяние, страша меня гневом Божиим.
Мое самолюбие дает мне понимать заповеди и Божественную мудрость в той степени, которая не будет ему мешать жить во мне, и еще и умудрится вознести меня в исполнении их.
Мое самолюбие не позволяет мне даже понять, как можно любить людей как самого себя.
Мое самолюбие внушило мне, что я люблю Бога, чтобы успокоить меня. Оно скрывает от меня, что любить Бога – это убить мое самолюбие и получить от Господа подарок – смирение.
Мое самолюбие заглушило во мне голос Божий – мою совесть, которая тихо плачет обо мне, бедной, и пытается меня наставить на правильный путь.
Мое самолюбие не дает мне ясно понять слова Господа – «отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной», т.к. оно тогда будет убито.
Мое самолюбие не подозревает о пагубности дружбы с врагом, который по смерти будет стоять и смеяться над глупым моим самолюбием, которое никогда не даст мне увидеть Царствия Небесного.
Даже когда я по Милости Господа моего наступлю на него, оно все равно живет во мне, как червь, которого, поражая частично, тяжело убить. Он погибает только когда будет раздавлен полностью. И чтобы раздавить мое самолюбие, мне нужен только Господь со Своею Силою и моим твердым желанием убить этого врага.
515. Научи меня, Господи, никогда не поступать по своим желаниям, которые есть выражением моего самолюбия и ведут меня в пропасть греха. Научи меня, Господи, не допускать в сердце вражеские наветы, чтобы не быть осужденному вместе с ними, проклятыми. Научи меня, Господи, ходить только по воле Твоей, ибо ходящему так Ты даешь крылья, которые возносят в Царствие Твое Небесное!
516. «Темный» заменил видимых идолов, которым поклонялись язычники, самолюбием, и человек поклоняется себе. Это те привычки, знания, наклонности, которые осели в нем.
517. Вам легче по своей привычке играть роль «хорошего» перед людьми, а не быть им на самом деле перед Богом. И вы не хотите вверить себя Богу, т.к. ваше «чувство собственного достоинства» или самолюбие воюет с вами. Это чувство вас не обличает, оно вас любит, оно вас оправдывает.
518. Как изощренно самолюбие! Оно любит другого человека, пока не бывает обижено им. А обижается, как только не лелеется оно вниманием любимого, когда не видит то, что хочет видеть, когда не слышит то, что хочет слышать, когда не чувствует то, что хочет чувствовать. Оно восстает против любимого: Как ты поступаешь со ‘мной? ‘Я же люблю тебя, и веди себя, как мне удобно. Ты любим ‘мною и должен быть совершенным в чувствах ко мне. Я же буду таким, каким я есть!
Я ненавижу свое самолюбие и кричу ему: Пусть любовь твоя будет истинно жертвенной, а не придуманной в мечтаниях и сказанной словами. Бог ведь любит тебя! Будь совершенной, душа моя!
519. Часто вы претыкаетесь на одной самой простой вещи – существует только два мира – Божественный Мир и мир врага вашего, третьего не дано. Человек может принадлежать только одному миру. Если твое самолюбие дружит с «темным», то ты не можешь быть в Божьем Мире.
Как вы говорите, что нужно любить себя и Бога, ведь это две противоположные значимые? Себя любить – это потакать себе, услаждать себя, верить себе, т.е. все законы Любви соотносить к себе, но ты ведь порочен уже, в тебе живет грех. Вот тебе ответ на вопрос - кого нужно любить?
520. После познания Тебя изменился плач души моей о самолюбии ее и сделался он плачем души моей о Величии Твоем и о малом смирении моем! Не желает моя душа любить себя, это горе для нее и смерть, а жаждет она восхищаться Тобой и славить Тебя! Что она значит сама в себе? Пустоту и тьму кромешную. И что она значит в Тебе? Свет и радость вечную!
521. Саможаление – это начальная форма ропота. Жалея себя, человек ропщет то ли на чрезмерную загруженность, усталость, непосильность каких-либо сложившихся ситуаций. Его недовольство выражает личное желание жить по своим мечтам, которые он сам в себе нарисовал. Это и неупование на милость Божию, и надежда на себя, и обида на все и всех. Саможаление – это признак самолюбия и самоволия. Этот прием постоянно использует враг для увеличения отчаяния и для несмирения перед волей Божией.
522. Часто человеку дается внутреннее знание от Господа, что ему делать, но человек по своему малодушию исполняет дело, когда ему будет удобно. Это выражено и самолюбием, и нежеланием выглядеть глупо в глазах других, и «достойно» видимо для кого-то и тем становится рабом лукавым и неверным.
Так испытывается человек и, видя его саможаление, самооправдание, самолюбие, самозначимость, и оставляет его Господь со своим «само», и поддерживает его той мерой Благодати, которая осталась в нем от «я» (чем больше в человеке «само», тем меньше Благодати)
Самозначимостью враг отдаляет от Бога, и «великое «я» ослепляет и оглушает. Каждую секунду такой человек скрыто и открыто доказывает себе и другим свое превосходство.
523. Ложное мнение о себе усыпляет дух к восприятию Слова Божьего и Истины. Такой человек представил себе более, чем он есть на самом деле, и поверил в это.
Ум души мечтал под действием врага ложь, утвердился в ней, и его желания формируются уже под руководством самомнения. Оно поддерживается любовью к себе, и так все три силы души подчиняются этой страсти.
Удовлетворение или неудовлетворение этих желаний формируют настроение (или чувства) сердца. При удовлетворении – ложное ощущение самоуслаждения, которое дает опять-таки ложное чувство покоя, счастья. При неудовлетворении – раздражение, беспокойство, обиды.
Вот эти вторые чувства сердца больше проявляются для определения страсти, и они должны быть барометром его внутреннего состояния. Они дают знать, что ты очень болен самолюбием. Все недовольства сердца – от порочной любви к себе.
Под действием такой направленности сил души и такого расположения сердца, голос и сила духа подавляется ложью и человек падает, т.к. зло заполнило все внутренние силы человека.
524. Самолюбие человека, выраженное тщеславием, не терпит видимого одиночества и упивается собою в мыслях. Среди людей оно проявляет себя в форме показного остроумия, всезнания, самодовольно обличает других, и поучает. Внешнее выражение – шутки снисходительные, саркастические, бессмысленные, или угрюмое, строгое выражение лица. Так человек «красуется» пред собою, но посредством других.
Оставаясь одиноким, самолюбие унывает, ропщет, обвиняет, оправдывает – оно требует зрителя своему спектаклю тщеславия. Оно спорит со своей совестью, которая заглушается кичливыми криками о себе. «Красование» выражается кружением в мыслях вокруг себя, своих достоинств и даже недостатков.
525. Концентрация энергии жизни на себе, т.е. самодостаточность, несет духовную смерть.
Самодостаточность – это состояние падшей души во всех трех ее силах и эгоцентризм во всех проявлениях как замкнутость только на себе самом.
В умственной силе души - высокоумие и нежелание познать Истину такой, какой она является на самом деле, а не просто мертвость знаний.
В желательной - самоволие, как неподчинение ничьей воле и желание поступать по собственному измышлению.
В силе любви - самолюбие – желание мнимых услаждений.
Самодостаточность – застоявшееся болото, в котором нет живой воды, т.к. оно не имеет силу жизни, входящей из вне от Источника Энергии – Бога. Удаляя через нее человека от Бога, враг делает его неспособным очищаться и совершенствоваться.
526. Что такое «я» мое, когда надмеваюсь плотским умом моим, данным мне Разумом Высшим?
И ум мой – враг мой, когда нет памяти в нем о Боге моем, когда не поет он Хвалу Ему, когда блуждает в неведении своем, возносясь всезнанием своим. Обезумит он в высокоумии своем, и останется он во тьме глупости своей!
И «я» мое – враг мой, когда само карабкается в неведомый ему Мир Бога моего, надуваясь как мыльный пузырь от самовозвеличивания своего. Лопнет «я» мое как пузырь этот, и не останется не месте его ничего.
Все, что без Тебя, Господи, не существует истинно, потому что Ты – Начало и Конец, Ты – во всем и во всех, Ты – Отец и Создатель всего, Ты – Энергия жизни нашей!
527. Исполнение заповеди о любви к ближнему дает возможность выходу энергии из застоя самодостаточности.
Так страсть к высокоумию ради своей собственной значимости изобретена врагом против добродетели познания Бога ради совершенствования. Если человек отдает уже приобретенные им знания другому, то Господу угодно такое действие, т.к. оно сопряжено с желанием помочь познать другому. Даже если человек это делает ради собственного признания у людей, все равно Бог дает возможность услышать его другим. В этом случае страсть тщеславия остается все равно в человеке, и он будет отвечать за нее, но и малейшее проявление заботы о другом засчитывается Богом в добродетель по Его милосердию и любви.
Страсть к своеволию противостоит подчинению воле Создателя. И Господь ведет человека через различные жизненные обстоятельства и желания других людей. И вынужденное подчинение человека тоже вменяется в добродетель, но в меньшей степени, чем добровольное подчинение.
Страсть самолюбия не дает возможности любить себя как любимое создание Бога и любить других людей как подобных человеку созданий. Через любовь к близким и к некоторым людям отдается энергия любви другому для своего «оздоровления».
528. Любая мысль о себе отбрасывает человека назад в пропасть своего самолюбия.
Та первая любовь, любовь к себе, настолько сильна в человеке, что самому человеку невозможно вырвать это чувство.
Всю жизнь мою без Тебя, я строила Вавилонскую башню себе. Мои мудрования, мои привычки, мои страсти были этажами этой башни, фундаментом же служило мое самолюбие и гордость. Основание это крепко, ведь замешивалось оно на вражьем обмане и моем самообмане.
Получив веру от Тебя, я уже по Милости Твоей не строю этажи, но продолжаю украшать их своими заблуждениями о себе и о Тебе, Господи.
Прости меня, мое Спасение! Разрушь все, что собрано в башне этой, сотри в пыль все этажи ее, взорви фундамент, чтобы и воспоминаний не осталось от позора моего высотою в Вавилонскую башню.
По любви Бога к человеку происходит постепенное отторжение «я» при искреннем желании убить греховную любовь к себе и обрести истинную к Богу.
Господи! Вырви «я» мое, как вырывает смерч с корнем вековые дубы. Мое «я» имеет такой же корень. Силою Своею уничтожь меня как создание себя самого.
Само по себе «я» человеческое всегда имеет силу, но не я – божество, а я – создание Божие! Только претерпев такую трансформацию в себе, где «я – божество» (как самость души) со своим самовозношением, переходит в «я – создание Божье» (дух как образ Божий) с возвеличиванием Создателя своего, обретает познание Бога в себе как единое, растворив себя в Боге.
529. Я – создание Божие, которое не хочет существовать вне Тебя, Господи! Лист, оторвавшийся от дерева, умирает, так и я, оторвавшись даже одной мыслью от Тебя, засыхаю, так как мое «я» - признак самодостаточности, которое не требует присутствия другого.
530. Тот Источник Любви и Энергии, который питает меня, затихает. Мое великое «я» закрывает собой Твой Источник и оставляет меня с нечистыми водами своими.
О страстях.
531. Страсть – это тоже любовь. И не удивляйся этому определению. Страсть – это извращенное чувство любви, придуманное врагом. И посмотри на все его заповеди, они все направлены на любовь к себе, а не на любовь к Богу и людям как к Божиим созданиям.
«Темный» ненавидит Любовь, Она сжигает огнем его, и он заменил ее таким видом любви – любви к себе.
532. Любовь к себе – это самоуслаждение. Возьми любую страсть – чревоугодие – самоуслаждение посредством вкуса и запаха, блуд – самоуслаждение посредством осязания и зрения, тщеславие – слуха и мечтаний. Уныние – самоуслаждение ленью, печаль – невозможность усладиться, сребролюбие – самоуслаждение возможностями, которое предоставляет владение богатством, гнев – самоуслаждение своей волей и желаниями, и гордость – как самое чистое услаждение себя мечтами и действиями.
533. Внутреннее знание греха заложено в каждом сердце человеческом. Силы духа голосом совести возвещают об этом перед исполнением греха, Страх Божий возвещает о возможном наказании, но человек все это попирает – и знание, и совесть, и страх. Он в безумном порыве услаждается страстью, умаляя при этом силу своего духа, ожесточая сердце свое нечувствием, убивая естество души своей. Он в безумстве своем наносит себе удары, пока не пройдет агония греховного услаждения. Затем ему больно, затем он истекает кровью, затем он залечивает раны, но приступ безумства опять возвращается, и все повторяется заново. Так выглядит израненное естество человеческое, которое подчиняется страсти.
534. Страсти - этовыдумка врага, это его попытка создать свой мир, как подобие мира Божьего. Не являющийся Сущим, не может творить, он может только по расположению своему придумывать. И страсть – это мечта врага, подобная естественной добродетели, данной творениям Истинным Создателем.
Так зачем же следует идти и кому служить – Истине или мечте гордеца?
Идя за Истиной, исполняя заповеди Божьи, уподобляется человек Богу. Идя на поводу страстей, уподобляется человек врагу.
И человек, ходящий в самости, без постоянного памятования о Боге, подобен врагу, пытающемуся создать свой мир, где будет править не Бог, а он.
535. Людям свойственно стремиться к лучшему, и желание совершенствоваться - естественно. Но по собственной порочности и влиянию «темного» человек может заблуждаться.
536. Суть страстей - доставить себе мнимое удовольствие по любви к себе. Враг знал, что сама любовь была заложена Богом в человеке, и человек не может без нее существовать, т.к. любовь является основополагающей силой. А так как темный не может изменить естества, то он уродует его своими ухищрениями: любовь к Богу и к такому же созданию как и ты, заменил любовью к себе, что и явилось первой страстью – гордостью, которая является по существу ненавистью ко всем, кроме себя.
Если человек любит себя, то он и не может любить ни людей, ни Бога в должной мере. И все остальные чувства работают на самолюбие, а, значит, они извращаются, потому что, как только наступает изменение естественного чувства, оно сразу же приобретает признаки греховного, где добро заменяется злом.
Самоуслаждение - это обманчивое проявление потребности в человеке естественного чувства блаженства, которое испытал первый человек при его сотворении и жизни с Богом. Господь заложил в человеке чувство счастья, покоя, радости и любви. Враг же извратил это стремление человеческой души к Божией Благодати. Вместо Бога, который единственный может вас усладить (т.е. сделать истинно счастливым), приучил вас услаждаться собой. И это один из самых больших обманов «темного».
«Темный» же так окрутил людей по причине того, что он не может изменить первоначальной сути человека, сотворенного по образу и подобию Божиему. Он запутал человека по его неведению и греховности, сместил акцент с любви к Господу на любовь человека к себе.
Господь же попустил ему это по причине того, чтобы новый человек сначала научился распознавать где Истина, и сделал выбор сам, где он хочет находиться после смерти: жить в вечности, или предать себя гиене огненной.
Если человек выбирает жизнь вечную, то для этого он должен прекратить любить свои привычки, а значит, и себя. Он должен возлюбить жизнь по закону Бога, а не по своему разумению уже здесь, так как Царствие Небесное - это Совершенный Мир, в котором будет только воля Божия. И это не насильственная воля, а искреннее признание своей зависимости от Бога и полная любовь, и доверие к Нему.
Так вот, самоуслаждение - ни что иное, как причина существования самолюбия. Насколько человек себя любит, настолько он и позволяет властвовать над собой страстям.
Вместо Господа, который дает счастье, радость, покой (т.е. усладу), в обманутом человеке заменена эта потребность любить Бога любовью к себе. Но так как природе человека чужды все эти «псевдолюбви», то и страдает он от них.
537. Боже, запрети врагу моему предлагать мне услаждения мыслями пустыми и глупыми, увлекаясь которыми, предаю Тебя, отворачиваюсь от Тебя.
Боже, запрети 5-ти чувствам моим получать услаждения от видимого мира, которые по нерадению моему, принимают все во вред мне.
Боже, запрети душе моей радоваться не о Тебе, думать не о Тебе, любить не Тебя!
538. Изначально заложенное истинно чувство любви к себе как к образу Божьему и любви к Богу, отвергает пришедшие привычки-страсти, и отсюда неудовлетворенность человека. Так, кто доходит до сознания того, что его прежний образ жизни, действий, мыслей без Истины–Бога неверный и пагубный, и возненавидит себя со своими привычками, тот и доходит узким путем в Царствие. Он учится отказывать своим привычкам, чем с помощью Божией очищается и старается делать все не по своей воле, а воле Господа.
Когда твое самолюбие вместе с врагом предлагает тебе самоуслаждение, то оно всегда убеждает тебя с оправданием, что это не грешно. Т.е. насколько самолюбие находит для тебя самооправдание, в той мере и не приходит сокрушение о грехах, и эта уверенность в своей безгреховности убивает в тебе реальный взгляд на себя, и ты не видишь Истины. В случае, если ты, уже познав Господа и поняв, в чем состоит залог жизни с Богом, не будешь принимать этого оправдания, то твое самолюбие будет умирать. Любая ненависть к желанию самоусладиться (страсти) сокрушает силу самолюбия.
539. Суть привычки человека к чему-то – это повторение одного и того же действия.
Годами в тебе укреплялась привычка к страстям. Можно перечислить все человеческие привычки, в основе которых лежит самоуслаждение.
Возьмем, например, привычку осуждать: если человек несколько раз повторил мысль, допустим, увидел, что кто-то что-то неправильно сделал, сразу дает оценку другому и укоряет его.
Сам он уже знает, что так делать нельзя, и вместо того, чтобы поблагодарить Господа, что он уже знает это и помолиться о том, кому это еще неизвестно или по немощи своей делает, судит его. Как только укорил, т.е. согрешил – совершил суд неправедный, он нарушил заповедь и, тем самым, перешел на сторону врага. Поэтому и сразу попускается ему быть искушаемым.
И «темный» тут же использует против него свой любимый прием, тот, через который он сам пал, – внушает самовозношение по причине самолюбия. Человек, как правило, принимает тщеславный помысел и услаждается им. Так, эта цепочка и входит в сердце, и у человека вырабатывается неощутимая зависимость – получать «положительные эмоции» (мнимые, так как истинных не познал) и возбудить их в этом случае может замечание чужих ошибок. А затем увидеть себя «более совершенным», т.к. по природе человек стремится к совершенству, то «темный», зная об этом стремлении, опять дает ему самообманчивое величие.
540. Как же мне надоела греховная привычка моя! Как мне тяжело с тобой! Тяжким камнем лежишь ты на сердце моем, вздохнуть не даешь.
541. Когда говорят, я не люблю страсть, это и верно, и нет. Когда она предлагалась тебе, ты ее принял один раз, еще и еще, и полюбил. Сейчас она может быть тебе и мешает уже, но твоя воля парализована привычкой и ты оправдываешь себя своей немощью. А ты не просто ее не люби, а возненавидь, возненавидь до степени мучения в борьбе с ней, не позволяя себе исполнять ее.
Не оправдывай себя словами: «это только святым под силу», так как стали они святыми благодаря этой ненависти к себе, и Господь им подал силу, увидев их сокрушение и истинное стремление очиститься.
Часто происходит так, что когда в человеке зарождается новая страсть (к какому-то новому образу - вещи, идее, человеку), он уже знает, по-своему навыку что это страсть, но он не останавливает ее. Со старой страстью тяжело бороться, когда она стала привычкой, а что же происходит с приходом новой?
Происходит все то же услаждение чувств. Если это привязанность к новому образу, то это какие-то новые приятные ощущения. Зачастую для принятия новой страсти уже приготовлена почва – это могут быть нереализованные когда-то желания, мечты, ощущения. Т.е., в момент прихода страсти, человек внутренне готов ее принять, и то, что было в памяти, восстанавливается (т.е. мечты), и поддерживаемое желаниями имеет такую силу, что человек даже и не думает сопротивляться новой страсти, т.к. он ее уже полюбил. Так новая страсть постепенно становится старой, и от нее еще труднее избавиться.
Это доказательство того, что любая страсть является отдалением души от любви к Богу. Когда ты чем-то увлечен, то тебе не до памяти Божией и не до молитвы. В новых страстях человек всегда оправдывает себя детскими и юношескими мечтаниями, нереализованными желаниями, обвинениями кого-то.
542. Когда почувствуешь ненависть к страсти своей, отрекись от нее без сожаления о ней и в пламенной молитве к Господу покайся о своем падении, и возблагодари Его за терпение и милосердие к тебе, грешному!
543. Исполняя повеление страсти, человек становится безумным и слепым. Сам враг, лишенный Благодати, безумен в своем действии против человека и, исполняя волю врага, человек уподобляется ему. Враг является тьмой, не освещенной Божественным Светом, и несет эту темень подчинившемуся ему человеку.
Враг знает, что Бог Вездесущ, но его дерзость на страшится этого, так и человека приучает жить – дерзостно, бесчувственно, по самости.
Служа исполнением страстей врагу, не может человек не получать плату за эту службу. Вот и ходит он с тягостными чувствами одиночества, тоски, уныния, гнева, раздражения, безысходности, обиды, отчаяния, тревоги. Все это - плоды его услужения.
Только человеколюбие Бога подает силы ему не по делам его, а даже за одно тихое сокрушенное воздыхание ко Господу!
544. Часто страсть человека внушает ему, что это же приятно и близко другому человеку, чтобы оправдаться перед самим собой за исполнение своих греховных действий. И в такой момент, когда человек всецело поглощен страстью, все видимое и невидимое становится для него таким же. А по страстности каждого человека и происходит цепная реакция совершения греха. Но более повинен тот, кто не остановил в себе действие страсти, чем тот, кто соблазнился потом.
545. Также человек подвержен внутреннему лукавству, он и знает, что ему полезно, а что - страсть, но не принуждает себя отречься от услаждения, даже если это преступление заповедей Божиих. Пример этому Ева, которая знала, что нельзя вкушать плод, но ее желание усладиться было сильнее.
Вот когда человек перестанет «хитрить» перед собой и Богом, насколько он пожертвует собой ради исполнения воли Божией, тогда и наступит внутренняя простота, которая не ищет себе оправданий, а ясно видит добро и зло, настолько и способен он приобрести совершенство, т.е. очищение себя от неполезного и ненужного.
546. Так человек привыкает к какой-либо страсти по причине обмана чувств и, поэтому, ему надо возвратиться в свое изначальное состояние. Вот почему надо приобретать добродетели взамен страстям, и в Евангелии это проходит основной, красной нитью – убей ветхого человека и стань новым, посредством тех заповедей, которые дал Господь. И Св. отцы учили стяжать добродетели, они несут истинные положительные чувства, а не обман, и тем душа приобретает образ первоначального создания.
547. Когда человек будет отвергать страсть-привычку и заставлять себя делать противоположную добродетель, то, поступая так, душа приобретет новую привычку и будет исполнять все по Закону Божьему, а если по Божьему, то и получит награду от Бога. А так, исполняя волю «темного», получит тот обман, которому уже здесь подвластна.
Так что заставляйте себя в начале делать добро, а затем эта привычка станет вашим ходатаем пред Господом и вашим «пропуском» в Жизнь Вечную.
548. Как правило, зло не дает воспринять себя как чистое зло, оно всегда прикрывается маской добра, как бы оправдывая себя. Кто же будет помнить об этом, что зло всегда остается злом, чем бы оно не прикрывалось, и не захочет иметь даже и часть его, и будет делать все, чтобы не марать себя им, становится сосудом Божьим.
549. Страстный человек страдает не от любви к Богу или от исполнения заповедей Его, а от любви к себе и от привычки жить по беззаконию, т.к. последнее является чуждым природе человека, и насилие врага по причине нерадения и забвения человеческого, заставляет его мучаться (т.е. страдать).
550. Тяжело приходится первое время, но когда научитесь, вам же благо будет. Когда придет помысел, и ты его заметишь, постарайся определить, основываясь на Писании и учении Св. отцов, какую страсть он поддерживает. Вот первое дело и сделано.
А дальше обращайся к Господу со словами: «Спасибо тебе, мой Господь, мой Учитель, за то, что Ты показываешь мне, какой страсти я подвержен и что мне мешает войти в Царствие Небесное. Я грешен, Господи, в своей привычке к этой страсти. Сколько я не замечал ее или делал вид, что не замечаю, или ленился в борьбе с ней - прости меня и помилуй. А если и боролся с нею, то старался бороться один, и в этом тоже мой грех. Я уповал только на себя. Помоги же мне, Господи, не повторять таких ошибок. Я хочу отречься от своей страсти, но у меня не хватает сил. Приди, Господи, ко мне на помощь, научи меня, как мне справиться с нею. «Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца по