763. Если ты обижаешься на людей, то это является признаком того, что не до конца любишь людей искренне, делаешь много из человекоугодия и тщеславия.
764. Как ужасно состояние, когда обида на человека съедает все твои здравые размышления, все твое хорошее расположение к этому человеку. Твое самолюбие, вступая в сговор с «темным», шепчет тебе – ты ведь ничего не сделал плохого этому человеку, ты ведь так старался, всегда ему помогал, даже в ущерб себе, ты так ему верил и т.п. А тебя взяли и так незаслуженно обидели, бедный ты, бедный, как себя жалко.
Ты прокручиваешь в голове много раз эту ситуацию и невозможно остановиться. Иногда ты осознаешь, что ничего страшного не произошло, что, на самом деле, и ты возможно бы так поступил, и это все оборачивается во благо тебе, но обида, т.е. затронутое самолюбие, вопиет о несправедливости. Оно говорит о твоих достоинствах, еще и увеличивает их в трехкратном размере, всегда в мыслях – ты такая невинная жертва, а обидчик - всегда не прав, всегда жесток к тебе. В мыслях ты или жалуешься на него кому-то, или говоришь ему обличительные речи. Ты подозреваешь этого человека в чем-то непристойном, не слушая здравый рассудок, что на самом деле ты ведь не знаешь, что происходило, и почему человек так поступил, что каждый может ошибиться или смалодушничать.
Твое самолюбие с саможалением не дают тебе даже подумать что–то хорошее об этом человеке и оправдать его поступок. Даже если все-таки совести и удается до тебя достучаться, и ты все-таки начинаешь заступаться за этого человека, а себя обвинять, то тут вступает самооправдание, которое, как правило, ничего в тебе не находит плохого, а если и находит, то старается не обратить на это внимание. Те обиды, которые ты наносишь этому человеку, представляются какой-то соринкой по сравнению с бревном обидчика. И ты, получается, опять незаслуженно пострадал. И это состояние все больше и больше тебя увлекает, что вскоре уже невозможно этого прекратить. Даже, когда осознал, что это все бред надуманный и навеянный – все равно, эти мысли не отпускают тебя.
|
И если ты продержишься в этом состоянии какое-то время (для каждого человека оно свое, в зависимости от навыка в брани), то и наступает то отвратительное перед Богом чувство – ненависть к ближнему, которая убивает человека как Божие создание. Твой ближний становится тебе врагом, т.к. враг – это тот, кто посягнул на твое, а здесь человек затронул твое самолюбие, вот и мстит оно. А так как ум человеческий затуманен собственными грехами, привычками, неведением, то и не воспринимает он этого в момент искушения, а Господь говорил – молитесь за врагов ваших. Он, зная природу человека, и здесь смилостивился, и прямо указал, что надо в таком случае делать. Не начинать слушать свое греховное нутро и наветы ''темного'', а сразу начинать молиться Господу и просить, чтобы он не наказывал этого человека, если он действительно неправильно поступил по отношению к тебе, но это уже не тебе решать правильно или неправильно - это Суд Божий - помиловать и его, и тебя. Как только искренне исполнишь эту заповедь Господню, то тут же придет облегчение. А если все же продолжишь дальше себя жалеть и уже даже Господу рассказывать о несправедливой обиде, то знай, что ты сильно болен, болен гордостью и самолюбием. И пусть тогда Страх Божий будет тебе врачом, так как на Суде ты ответишь за свои слова и поступки и не сможешь сказать, что тебя кто-то обидел и поэтому ты так поступил.
|
765. Когда тебя кто-то провоцирует на ссору или обижает, знай, что это действует не сам человек, он в этот момент находится под влиянием врага. Человек и сам не отдает себе в этом отчета, но не вздумай говорить ему об этом в этот момент, так еще больше он распалится. Ты же должен сразу обратиться к Господу с молитвой об этом человеке, чтобы Он помог ему справиться и прогнал врага, который сейчас воюет против него. Молитва должна быть с чувством искреннего сожаления и сочувствия к этому человеку. И еще обязательное условие для того, чтобы не дать возможность обиде войти в сердце помни, что и твоя доля в проявлении чужой страсти такова же, как и у другого человека. Ты когда-то, а может и сейчас, поступил неверно по отношению к этому человеку, и это позволило врагу войти в сердце твоего обидчика. Проси прощения у Господа за то, что ты был или есть причиной такого состояния человека. Никогда не жалей себя мыслями, что ты чист перед этим человеком, и он несправедливо к тебе относится. Это все ложь, навеваемая врагом. Это Господь определяет, что справедливо, а что нет, и оставь этот суд Ему.
Жалей другого, оправдывай его, укоряя себя. Только делай это не с видом смирения, а с чувством смирения. Не думай, что ты, просто не отвечая обидчику, делаешь великое дело перед Господом. Великим оно будет тогда, когда в тебе будет любовь к этому человеку до состояния, когда ты воззовешь ко Господу: «Спаси его, Господи! Это враг воюет против меня по моим грехам через другого человека. Огради нас от врага, облегчи участь этого человека, и лучше мне самому перетерпеть скорби, чем через другого. Я виноват, Господи, и наказывай меня! Помилуй нас!»
|
766. Если видишь, что кто-то не прав или побуждает тебя к неправильным, как тебе кажется действиям, спокойно пробуй объяснить этому человеку свою точку зрения, не унижая его рассуждениями о его заблуждении или непонимании. Расскажи ему о том, как ты видишь, и объясни, почему тебе будет тяжело исполнить, и все равно согласись сделать так, как он считает нужным, даже если ты его не переубедишь. Но проси у него или совета или видимой помощи, или его молитвы в этом деле. Ты должен смириться, но смириться не внешне, в душе злясь и обвиняя этого человека, а смириться тем, что бы сохранить душевный мир того человека и, немаловажно, сохранить свой мир тоже. Мир другого человека для тебя должен быть также важен, как и твой. Да, возможно этот человек не прав, он в этот момент ослеплен или глух, но это по воле Божьей на это. Во всем есть Промысел Божий, и в чем он - не исследуй, а помни, что это попущено для того, чтобы ты увидел не свое умственное или чувственное превосходство над этим человеком, а чтобы ты смог показать Господу свою готовность жить не по своей воле, а по воле другого. Так, своя воля - это то же, что воля врага, по причине твоей страстности.
Так, исполняя волю другого, проси помощи у Господа для того, чтобы не закрутил тебя враг мыслями, обидами и саможалениями. Пой хвалу Господу, благодари Его, что дает еще одну возможность убивать твое самолюбие. И человека мысленно благодари за то, что через него Господь дал увидеть свое непослушание и желание высокоумничая, жить по своей воле.
Улыбайся человеку и говори хорошие слова ему чаще и это сохранит мир.
И при таком отношении Господь Сам управит о вашем деле по Своей воле. И если даже твой вариант окажется правым, то не укоряй другого за это и себя не превозноси словами: «я же говорил» (это смущение врага, чтобы тщеславить тебя), а поблагодари Господа за приобретение всякого опыта в деле и научению нести мир себе и другому.
И делай так не один раз, и не оставляй, когда не будет получаться покориться чужой воле – терпение и постоянство в добродетели дает истинное очищение. Все во благо тебе!
767. Любое малое раздражение, не остановленное сразу молитвой, нарушает мир в душе, даже если оно было вызвано любовью, например, матери и непослушного ребенка.
Чтобы избежать этого, нужно сначала помолиться о человеке, и если это близкий человек, то успокоившись, объяснить без чувства обиды, почему ты не доволен.
768. Когда вас кто-то раздражает, пусть это будет вам признаком того, что вы в этот момент не с Богом, а с «темным», т.к. раздражение и гнев - «его дети».
Вы же зачастую знаете, к кому испытываете такие чувства, и если знаете, что сейчас встретитесь с ним, творите молитву о помощи не поддаться страсти, и когда уже общаетесь, тоже творите ее. И, приучив себя так и не заметите, как к вам в начале придет безразличие к этому объекту раздражения, а если будете еще за него молиться и просить помиловать и его, то со временем придет к нему любовь. Но делайте это с упорством и постоянством, сегодня не получится, завтра с упованием на Божью помощь получится.
769. Раздражаясь и гневаясь на человека, уподобляюсь я врагу моему, который дышит злобой и ненавистью, когда не подчиняюсь воле его.
Лицо мое, искажаясь злобой, теряет красоту образа Божьего. Глаза мои горят яростью, словно угли ада. Голос мой напоминает визг животного. Слова мои выдают безумство души моей. Память моя долго помнит обиду, и мысль моя долго повторяет слова гневные.
Раздражаясь и гневаясь на человека, уподобляюсь я врагу моему. Спаси, Господи, спаси меня от себя самого и от злобы моей!
770. Воспоминание о любви к человеку или к Богу способно остановить обиду.
771. Если почувствуешь обиду на кого-то, то у тебя должны быть только одни слова: ''Господи, да будет воля Твоя!'' Не возможно жить в мире без этих обид. Бывает, обижают заслуженно, бывает, нет, но для тебя это не должно иметь значения, почему это произошло. Когда тебе надо будет знать, почему это попущено, узнаешь. Но не забывай, что все попущено Мною, даже если ты и не ощущаешь, что все происходит по Моей воле, то это не значит, что это не так. Забываете, что говорилось: ''без Меня не можете делать ничего'', значит, и любая ситуация – это Моя воля. Что толку страдать какое-то время, когда всё равно произойдет по Моей воле.
Так вот, мудр тот человек, который не пытается действовать по своей воле.
772. Если человек общается с кем-то, кто его правдиво обличает, то он обычно не желает с ним и встречаться, чтобы опять не нарушили его покой. Это распространенная болезнь всех людей – они хотят слышать только хвалу себе, а обличения их вводят в уныние и неприязнь к обличителю.
773. Не жалуйся на других людей, что они тебя обидели или не поняли тебя, и из-за этого ты сделала то-то или то-то. Запомни, когда будешь держать ответ перед Богом – это не будет для тебя оправданием, что кто-то подвинул тебя ко греху – каждый ответит за себя.
774. Тот, кто знает сладость добродетели, не будет завидовать страсти. Чревоугодник завидует пресыщающемуся и гурману, постник же не завидует. Сребролюбец завидует богатому, нищелюбец же не завидует. Ищущий признания у людей и славолюбивый завидует начальству и властям, стремящийся к уединению не завидует. Блудник завидует красивому лицу и телу, целомудренный же не завидует. Если же ты сам смиренно с благодарением переносишь болезнь, то не будешь завидовать здоровью другого, а будешь радоваться. Не будешь завидовать, что другого любят больше, если нет самолюбия и эгоизма.
И эти перечисления можно продолжить до бесконечности. Ты же смотри внимательно, если обвиняешь кого-то в страсти, которая отражается в тебе обидой, раздражением, завистью и злобой, то знай, что в тебе самом есть эта страсть, которая, соприкоснувшись с чужой, дает такие чувства.
775. Часто, по обидам своим на другого человека, человек судит о нем. То, чем было задето самолюбие его, выставляется в изъян другого. Даже если и простил он обидчика на словах, но «я» его не простило, то и накапливаются эти, своего рода, обличения себя в виде знания о страстности другого. На самом же деле, не так страстен тот человек, а ты, т.к. видишь свои страсти в других. Если будешь это помнить, что, видя в другом страсть, она будет являться обличением тебе, то и будешь постоянно в состоянии сокрушения о себе, а позже и о другом.
Тот же, в ком нет сильного действия страстей по чистоте его, не видит страстей другого, т.к. судят люди по себе.
Если же это дар Божий очистившемуся человеку видеть страсти других, то только лишь для того, чтобы сокрушение о страсти другого, пройдя через него, могло помогать страстному.
Не по дару, а по собственной значимости и пытливости, определение о страсти других несет ослепление собственными. Если больше видишь в человеке хорошего и светлого, тем чище сам становишься.
776. В любой ситуации жизненной, посмотри на Бога, и увидишь как подобает тебе поступать.
Если утешаешь человека - уподобься Богу. Рассуждай: Бог – Утешитель, но Бог и справедлив, Его утешения приходят к сокрушающемуся о грехах своих, а того же кто грешит Бог увещевает и вразумляет.
Так же Господь не лицеприятен и любит правду, так и ты, не взирая на лица, говори правду, но помни, что и ты – человек грешный, и не можешь осуждать другого. Если же не можешь не осудить – молчи.
Часто, утешая человека, лжешь, не чувствуя к нему любви и сострадания, и думаешь одно, а говоришь другое, а значит утешение твое – лукавство, и не исполняешь ты правды Божией. И тогда лучше тебе быть по мнению людей черствым и незнающим, чем прийти со своей неправдой к Богу.
Часто говоришь ты: не хочу обидеть человека, но где больше пользы – сказать ему правду о нем, или же больше покрыть его покрывалом неведения о себе?
Чью тогда правду творишь – врага ли или Бога? Угождай Богу, помня о Первообразе, и уподобляйся своими действиями и словами Ему!