О решительности и действии 9 глава




 

О духовных желаниях

334. Как зарождаются мирские желания, также зарождаются духовные. Принцип действия механизмов души одинаков.

Приняв информацию о Боге и Его мире, у человека или появляется желание жить по духовным законам, или остаться с мирскими законами.

 

335. Часто человек желает от Бога спасения, мирских благ, милости - это всё устоявшиеся выражения, общие понятия, которые, зачастую, не до конца поняты человеком. Т.е., он даже не может ответить ясно, чего он ждет от Бога.

Поэтому и говорят многие христиане общими фразами, такими как ''спасение'' и ''прощение грехов''.

Общее желание ''спастись'' не несет в себе чего-то определенного.

 

336. Если желания мирского плана конкретны, то желания духовного плана расплывчаты, а то и вовсе отсутствуют.

 

337. И иногда даже в высших духовных желаниях человек ставит себя на первое место. Первично им владеет не желание познать Бога, поблагодарить Его и принять Его мир, а желание получить блага для себя и в настоящем, и в будущем. И уже с первых шагов в действии желательной части души человек не смиряется, потому что его «я» выше Бога.

 

338. Ваши желания – это признак вашей самости даже когда вы не подозреваете об этом. Многие скажут, как можно жить и ничего не желать - ни здоровья, ни любви, ни счастья. Верно, но сейчас вы перечисляете высшие блаженства и не признаетесь, что зачастую желаете признания людей, а не Бога. Не грешно само понятие желания, а грешно то, что оно желает.

 

339. Чего хочешь, душа моя?

Хочешь ли услаждений, которыми ты питалась всю жизнь свою?

Хочешь ли мнимых радостей, которые губили тебя?

Хочешь ли опять быть рабою мира твоего?

Хочешь ли усыпляющего и опьяняющего покоя?

Хочешь ли быть рабой тьмы?

Нет у тебя сил ответить, что же ты истинно хочешь? В тебе нет Истины, а есть она в духе моем, который воскрешен Духом Святым! И он отвечает тебе, слушай его, душа моя:

Услаждения твои были для меня горче полыни.

Радости твои были для меня мучениями адскими.

Мир твой был мне гнилью зловонной.

Покой твой был мне смертью духовной.

Рабство твое не давало мне соделаться сыном Божиим.

Чего же ты плачешь, душа моя? Что расстаешься с обманом твоим или что желаешь Истину познать?!

 

340. Если живя здесь, ты научишься ничего не желать, а принимать все от Господа по воле Его, то тем самым ты получишь «венец жизни, который приготовил Господь, любящим Его».

Чем больше человек успокаивается в Боге, т.е., чем больше он доверяет, надеется и любит Его, тем меньше в нем возникает желаний, которые влекут его в нереальный мир мечтаний или искажаются истинные ценности. Это могут быть любые желания, начиная от желания что-то иметь вещественное, заканчивая желанием иметь славу у людей. Т.е., одной из причин несовершенной любви и веры являются ваши желания, о которых Иисус сказал: «отвергни себя», что означает - укроти свои желания, которые рождаются от пагубной любви к себе, и «иди за Мной», т.е., живи по Моим законам любви и совершенства, для которых ты создан.

 

341. Как дивны Твои дела, Господи! Ты Сам приходишь, Сам все делаешь с душою человека, очищаешь ее, изгоняешь страсти ее, так и Сам даешь Благодать славить Тебя. Как хочется быть достойным сосудом, где Ты совершаешь все эти таинства!

Не разрешай, запрети, Господи, жить по мудрованиям своим.

 

342. Если приходит желание о чем-то и ты не можешь понять нужно тебе это или нет, говори: «Отрицаюсь желаний своих, Господи, ибо Ты – одно Желание мое!».

 

343. В человеке должно быть одно великое желание угождать Богу каждым словом, делом, мыслью, и уже это желание является для Господа поводом подавать силы и возможности в исполнении дел. По Промыслу Божиему это могут быть значимые видимые дела для других, могут быть незаметные для людей и самого человека, но значимые для Бога. Но в любом случае, первично должно быть желание быть с Богом и служить Ему.

 

344. Как легко жить, полагаясь на волю Твою, Отец мой Любимый!

Укрепляется вера моя в Тебя, что творишь Ты все во благо мне! Учусь доверять Тебе, наблюдая, как печешься обо мне! Возрастает сила любви к Тебе после каждого посещения Твоего! Исполняешь Ты желания сердца моего, когда видишь, что желаю угодить Тебе, Любовь моя!

Как легко жить по воле Твоей, познавая Тебя как Отца Любящего и познавая себя как дитя неразумное, но преданно любимое Богом!

 

345. Желание жить по Божественным законам – это огонь внутренний, который согревает сердце. Но одно желание еще не очищает, оно является предпосылкой, а исполнение добродетелей в угождение Богу с помощью Божией уже является огнем очищающим.

 

346. Общайся, душа моя, только с Господом своим! И будет Он Учителем и Утешителем твоим! И поведет Он тебя путями Правды и Истины Его! И раскроет Он тайны Свои, и станешь ты мудрой!

Желай, душа моя, только исполнять желания Бога твоего! И исполнит Он все чистые желания твои! И творя волю Его, станешь добродетельной!

Поступай по Сущности Любви и Добра Бога твоего! И возлюбишь весь мир! И воспоешь Славу Ему!

И станешь ты образом Господа Твоего, и будешь жить с Ним в Вечности Небесного Блаженства и Любви!

 

347. Дух сообщает душе волю Божию своей совестью. Если душа принимает, то дух и дальше движет душой уже другой силой – жаждой Бога, исполнять волю Его. Если же душа не принимает голос совести, то и дух не неволит душу.

 

348. Глас Божий, совесть моя! Говори во мне всею силою, данной тебе от Господа!

Говори мне о болезнях души моей и неправых делах ее, о забвениях ее!

Не слушай писка душевного о саможалении и оправдании своем, убивающих меня!

Говори обо мне правду днем и ночью, не давай мне покоя!

Возвещай мне Истину Божию, учи меня противостоять злу врага и творить добро Бога моего!

Глас Божий, совесть моя! Кричи во мне всею силою духа моего!

 

349. Дух человека не может возродиться без желания души очиститься от неестественных ей страстей.

 

350. И молитва – это тоже желание, данное человеку от Господа как чувство, которое несет в себе постоянное стремление пребывать с Господом и творить волю Его.

 

351. Хочу быть в Царствии Небесном, и чтобы Ты восседал в Нем.

Хочу, чтобы мир сердца моего был Светом Твоим, чтобы не оскорбляла его тьма моя!

Хочу, чтобы ум мой вечно постигал Истину Твою.

Хочу, чтобы была только Воля Твоя, подающая нам безмерные блага.

Хочу, чтобы душа моя стала любовью, подобной Тебе!

Хочу, чтобы дух мой был освещен Тобою!

 

352. Как хорошо жить и не иметь желаний о мире. Они уже не привносят суету и беспокойства, просто тихо и ничего не надо.

Есть одни желания – пожалеть весь мир, который не почувствовал, как сладостно не иметь желаний; раздать всем тот Дар, который мне дал Господь; отдать Любовь к Богу всем, кто нуждается в ней.

 

353. Когда Ты со мной, мой Господи, и ощущаю я это, ничего не просит душа моя у Тебя, а поет песнь Славы Тебе Великому! И чувствую я покой и радость неизреченные, которые подобны бесконечному небу!

Когда Ты со мной, мой Господи, но не ощущаю я этого, просит душа моя Милости Твоей, и поет песнь тоски по Тебе Любимому! И чувствую я пустоту свою без Тебя, которая подобна бесконечной пропасти греха моего!

С радостью жду я часа того, когда будешь Ты со мною вечно, Господи мой, чтобы не существовать в себе, грешном, а в Тебе, Боге Вечном!

 

О свободе выбора

 

354. Когда соединяются мужчина и женщина своим обоюдным желанием жить вместе и сотворить семью, то их воли соединены.

Так и в духовном мире. И один желает (Господь), и второй (душа). Бывает, что если не хочет кто соединиться с Богом, то и не получается союза, и это происходит по причине того, что один любит, а другой нет. В этом видна и взаимосвязь воли и любви.

 

355. Свобода выбора в действиях души выражается в воле как принять, так и не принять информацию, которая касается духовной жизни – принимать наветы врага или усилием воли и нежеланием стараться не подчиняться ему. Так же, свобода выражена не только в принятии, но и в каком виде – добра или зла - эта информация может быть входящей в сердце.

 

356. Вся жизнь человека состоит из познания зла и добра и исполнения дел добра и зла. Как образ Божий, человек содержит это знание и волен склониться своим выбором к одному или к другому.

Ум души, который уже обрел веру в Бога и получил через Писание и учения Церкви это познание, всегда точно определяет, что есть зло, а что - добро. Но по маловерию, нерадению, слабоволию человек часто склоняется то в одну, то в другую сторону.

Совесть же как разум духа всегда возвещает человеку об этом склонении и является предвестником покаяния.

 

357. Душа имеет право выбора в делании добра и зла, поэтому Господь и призывал ее принять волю Господа, чтобы отвратить ее от самогубительного выбора зла и перейти на сторону добра. Т.е. только сама душа может быть началом в деле очищения внутреннего мира.

 

358. Изначально сотворенный человек Адам познал добро и затем склонился ко злу по собственной воле. И вся история человеческой жизни проходит по этому пути. Но возможно пройти и обратный путь – познав зло с детства и служа ему, захочет ли человек познать добро и вырваться из мучительного плена зла к свободе истинной и животворящей?!

 

359. Прародитель мой Адам Боговидящий и Богознающий! Жил ты в радости и покое, в добре и чистоте, не ведая зла, уподобляясь Творцу своему!

И познал ты зло, не выдержав испытания веры и любви своей, уподобившись врагу падшему! И долго плакал ты и сокрушался, потеряв общение с Богом своим, и страдал от выбора своего.

Попроси за нас Господа нашего, прародитель наш Адам, чтобы мы, познавшие зло в сердце нашем, восхотели познать добро и уподобиться Богу нашему! Чтобы прийти нам, погрязшим во зле, к Богу, в дом наш истинный в чистых одеждах естества нашего.

 

360. Своим выбором жить только по воле Божией вопреки своему самолюбию, человек отклоняется от зла и творит добро.

 

361. Тот, кто страстен, но верит в Меня, является рабом Моим, которого Я искупил из власти врага. Тот же, кто стоит на ступенях очищения – является служителем Моим. Он уже подал прошение об освобождении из положения раба и желает по воле своей служить Мне.

Раб же не получает награды, он питается и живет только за счет владельца своего. Служитель же, по собственной воле служит хозяину своему, получая за это вознаграждения по заслугам его. Кто способен вместить, да вместит.

 

362. Свобода человеку дана, чтобы он мог стать богом по своему выбору. Выбрав добро - станешь богом с Вечным и Истинным Богом, выбрав зло – тоже станешь «богом», но с ложным богом, т.к. враг – мертвый, неистинный бог.

Хочешь быть богом в будущем - иди в настоящем смиренно и с надеждой по трудному пути умерщвления греха в тебе. Хочешь быть богом сейчас – получай мнимые, видимые награды и почести самоуслаждения, но не имей будущего.

 

363. Благодарю, Тебя, Господи, что Ты создал нас для познания Тебя и Мира Твоего. И прости нас, что, не познав даже себя как естество, мы дерзаем стать богами в своем воображении.

 

364. Творение Мое! Я создал тебя, чтобы дать радость Истинной Жизни, подарить все блага, которые Я создал для тебя. Не существовать или быть счастливым вечность, что выберешь ты?

Только своим выбором между злом и добром, где своя воля - это зло, которое ведет к смерти, и волей Бога как добро, которая дает жизнь, человек определяет расположение своего сердца. Что сердце твое? Мир чувств твоих и дух, который руководит душой твоей, и кто в нем властвует, тот и определяет жизнь твою. Зачем вам дан дух при Крещении вашем? Не для того ли, чтобы дать вам силы внутренние, которые вам помогут определиться не потакать злу и творить добро. Только вы выбираете не Бога как добро, а «темного» как зло, который прикрылся вашим «я». В «заповедях врага» дано, что он – бог, и служа себе, служишь ему, отдав сердце ему, ты лишаешь себя возможности служить Богу.

Воля твоя - это мнимое блаженство на земле и мука в вечности, а Воля Моя – это жертва на земле, но блаженство в Вечности!

 

365. Враг не допускает уже человека рассудить о том, что не может человек жить без какого-либо духовного закона. И по причине существования только двух духовных миров человек принадлежит или тому, или другому, третьего не дано. Не исполняя законы Божии (заповеди), человек исполняет, видимо для себя, свои законы человеческие, но на самом деле он исполняет заповеди врага.

Враг заменил Божии заповеди своими – лживыми и губительными. Не провозгласив их миру открыто, он внушил их человечеству: «я есть бог для тебя, т.к. ты подчиняешься мне. А для успокоения гласа в тебе Божьего, совести, внушаю: ты сам есть бог и не нужно тебе других богов.

Создав видимых идолов, я просчитался, но восстановил в тебе кумира – твое «я», дал тебе в кумиры публичных людей, дал сребролюбие и тщеславие и другие сласти для услаждения тебя, и ты принял, человек, и не хочешь расстаться с ними.

Уже и твои молитвы, произносимые устами, а в это время служением мне мечтаниями и есть то напрасное взывание к Богу.

я подменил день служения Богу днем праздности и лени, а для тех, кто в церкви, и там внушил и молитву рассеянную, и осознание выполненного долга приходом на службу. И праздники я устроил свои – во всем служение мне.

Родителей почитать? Зачем, ты ведь и сам все лучше знаешь и умеешь, зачем тебе слушаться кого-то?

Не убий – вот где мое ухищрение, нет видимого убийства, но есть гнев за то, что тебе не подчиняются и не следуют твоей воле, есть раздражение и пренебрежение к людям убогим. Вот где я совершил великое убийство – убийство вашего естества – любви, я ненавижу ее и учу вас тому же.

Не прелюбодействуй – я сыграл на вашей природе и услаждаю каждого и разным. Вот где разгулялась моя фантазия, и это стало развлечением для нас.

Кради, бери все для себя, услаждай себя за счет других во всем – все твое.

Обсуждай, суди, проклинай, а себя славь и превозноси.

Желай всего, завидуй всем, ты – лучший, и все принадлежит тебе».

Эти негласные заповеди побуждают любить себя и только себя, а то, что они – ложь, знают Бог и подвижники, которые воюют с врагом, но таких мало, не хотят люди принимать Мир Бога, мир врага для них слаще.

 

366. Прощай, мир врага! Хотела сказать – мир врага моего, но не мой он. Он – враг свой, он – смерть себе самому, он, погибая сам, старается увлечь и других за собою. По зависти и ненависти своей он действовал, прикрываясь мною.

Он – ничто, он – дух падший, какая его «сила», если он - ничто, лишившись Энергии Создателя нашего? Это мой Бог позволил ему существовать и не истребил его.

Что его мир? Мир падения его, мир тяготы духовной, мир упивания собой, мир в оковах, мир тьмы.

Когда я не знала его, он управлял мною, по беспечности моей. Когда я узнала о нем, страх пришел ко мне, и летела в пропасть с ним, по малодушию моему. Но когда я познала Бога, он стал безумным и немощным против Силы Бога моего!

Отрицаюсь его, отрицаюсь служению ему, отрицаюсь мира его!

Да здравствует Мир Бога моего! Мир Света, Мир Радости, Мир свободы, это мой Мир, который даровал Бог мой!

 

367. Естество человеческое (душу и дух) враг изменить не может. Он входит в сердце и влияет, т.е. соблазняет душу. Она же, по своей греховности-самости (т.е. жизни не по духу), принимает предлагаемое, а может и отвергать.

 

368. - Мой ветхий человек, знаешь ли ты, что есть добро и зло?

- Знаю.

- Так почему ты выбираешь зло? Неужели, оно приносит тебе покой?

- Оно приносит не покой духу, спящему во мне, и бешенную радость духу вражьему, властвующему во мне.

- Так почему ты подчиняешься врагу, который убивает тебя?

- Я привык к нему, и он уже не кажется мне врагом. Он услаждает меня мгновенно, сейчас, а Бог обещает блаженство в будущем.

- Так будущее – вечность, а сейчас – миг, неужели, ты так глуп, что не осознаешь это?

- Ты называешь меня глупым, а мой враг возносит ум мой.

Господи! Спаситель мой! Избави меня от ветхого человека моего, который не хочет блаженства вечного с Тобою, по неведению своему и по привычке жить с врагом его!

 

369. Склонение в одних обстоятельствах жизни к добру, а в других ко злу не ведет к очищению и совершенству. Любым своим подчинением злу человек подпадает под власть врага, который не имеет жалости к своему рабу, по свойственной ему ненависти и злобе. Господь же, по милости и по любви Своей, останавливает врага в нападениях его на человека, но с каждым разом опять человек, выбирая зло и подчиняясь страсти, грешит, и подобен безумному, которому предлагается чистая родниковая вода, а он по слепоте и неразумению своему выбирает грязную зловонную воду, которая и отравляет его.

Научись распознавать, выбирать и делать добро, не научившись же, будешь вечно в зловонии мертвом!

 

370. Как только ты произносишь или думаешь «я сам» то ли сделал, то ли подумал – сразу же Господь отходит, т.е. это твой выбор, твое произволение. Этими словами ты как бы говоришь: ''а вот здесь, Господи, я в Тебе не нуждаюсь, я обойдусь своими силами''. Какая глупость! «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его».

И еще, ты в этот момент забываешь, что есть свет и тьма, и если ты не с Богом, значит ты с «темным». Сам человек не может оставаться. Как только ты отказался от Божьего попечения о тебе и твоих делах, сразу же подходит «темный» и пошло все кувырком в твоих мыслях, желаниях, делах. Научись не произносить ни в мыслях, ни вслух «я» и научишься еще большему смирению. Помни, как только возникло «я», ты прельщаешься темным. Оно может произноситься только в покаянной молитве.

 

371. Как понять тебя, человек? Минуту назад ты молился ко Мне, а сейчас произносишь слова непотребные? Только что ты каялся Мне и тут же творишь зло опять? Как говоришь, что веришь в Меня и не идешь за Мной? Что вера тогда твоя? Кто Я для тебя? Я указал тебе пути к жизни вечной, а ты выбираешь болото стоячее или пропасть бездонную греха твоего.

372. О чем жалею?

Жалею о том, что участвовала в пирах разгульных, а не превратила всю жизнь свою в пост для очищения себя.

Жалею о том, что любила деньги, думая, что они – богатство.

Жалею о том, что осквернялась блудным позором своим.

Не хочу перечислять всех позоров своих, которые были до Тебя, Ты простил их.

Жалею только, что предавала Тебя, не исполняя заповедей Твоих.

Жалею о том, что выбирала волю свою, а не Твою.

Жалею о том, что любила мир, а не Тебя, угождала людям, а не Тебе.

Жалею о том, что так мало любила Тебя.

 

373. Человек создан Богом, который есть Жизнь, и как образ Божий должен сам сделать выбор. Что он выбирает – Жизнь Вечную, уподобившись Богу, или смерть, став подобием врага как образа смерти. И так со временем душа приобретает образ того, кому она служила.

 

374. Денница желал стать богом, так же и Адаму было предложено стать богом, но не могли они стать Им по сути своей, т.к. они - создания. Но Бог дает такую возможность через уподобление Себе стать образом Его.

 

375. Мы безумны уже даже потому, что просим Милости у Бога, проводя жизнь в потакании нашим страстям. Так чего же мы просим? Чтобы Бог помог нам мнимо самоуслаждаться? Или Он соделал нас богами, равными Ему, а не подобием Его? Горе нам! Мы ничего не видим и не хотим знать кроме себя и своих желаний. Господи, прости нас! Ты видишь наше безумие, прости нас! Мы ничего не знаем ни о Тебе, ни о себе, а возомнили себя богами! Прости нас! Как стыдно, как невыносимо стыдно за нас!

 

376. Есть вещи, ситуации, люди, в которых ты четко прослеживаешь, что добро, а что зло.

Есть то, что ты думаешь, что это добро, на самом же деле, оно – зло и наоборот. Часто это только впечатление от внешности, или какая-то ситуация, а не внутреннее устройство.

Есть же вещи, ситуации, действия, которые не являются ни злом, ни добром. Это повседневная жизнь с постоянными обязанностями, потребностями, разговорами, встречами. И они даны для твоего права выбора – куда ты склонишь их нейтральность – к добру или злу, во имя Господа или себе в угождение (на самом же деле - врагу). Из такой цепи нейтральных вещей и событий складывается вся жизнь человека, и его воля определяет – будет ли эта цепь лестницей к Богу или падением.

Если что-то делаешь, даже добро без молитвы к Богу и без памятования о Боге, то это не является истинной добродетелью, т.к. добро, творимое без Подателя истинного добра, не может быть истинным, оно может быть нейтральным добром и исполнено по твоему характеру или сложившейся ситуации. Оно несет положительное значение, но не несет такую пользу, как добро, соделанное ради Бога и отданное Ему в благодарении.

 

377. Перед Богом грешник более ценен, потому что человек служил множеством своих страстей врагу и, быв в подчинении у него, своим произволением и сокрушением о своих грехах, вышел из под власти тьмы, не захотел служить ей. И этим, бывший грешник, утверждаясь в добре, постыжает врага и переходит добровольно на сторону Бога, и служит истинному Богу.

 

378. Каждому человеку Богом, по Его Милосердию, дается шанс изменить что-то в себе, в своей жизни. Этот шанс Господь может предоставлять через мысли, через слова и поступки других людей, через жизненные ситуации. Путей много. И в этот момент человек становится перед входом в лабиринт, где в конце он познает Истину, и это для него - личный путь к Богу.

У человека есть право выбора: не зайти в лабиринт по беспечности и лени и, тем самым, остаться таким же, а то и пасть; начать бегать с рвением и бросаться из крайности в крайность, а в итоге устать и обессилеть (редко, кто найдет выход в этом случае). А можно, собравшись внутренними силами и запасшись терпением, идти методом проб и ошибок, но с постоянным упорством найти выход с помощью Божией.

Какой путь человек изберет? Конечно, сразу каждый ответит: третий, но не каждый пойдет по нему реально. Часто же люди больше мечтают, чем идут на самом деле. Этот путь иногда легок, когда понимаешь, как и куда ведет этот коридор. Иногда одолевает отчаяние, т.к. тебе казалось, что идешь верно, но потом вдруг тупик, а иногда стоишь перед выбором, куда пойти, и всегда есть опасность зайти не туда. Тот, кто выдержит, перетерпит, кто не возропщет о трудностях, кто не поленится, тот найдет выход, и Господь ему поможет, когда человек докажет свое истинное стремление обрести Бога.

379. Я знаю, Господи, что Ты не поступаешь против воли человека. Но со мной яви Свою милость, забери насильно, Господи, мои желания, страсти, мое мудрование, мое самолюбие. Ничего не хочу иметь своего, т. к. я - грешная и грязная. И воля моя склоняется то туда, то сюда, поэтому не смотри и не слушай, что я говорю и делаю, не обращай внимание на то, что я хочу – делай все Сам. Пожалуйста, смилостивися надо мной, грешной, или пропаду.

 

О решительности и действии

 

380. Для того, чтобы получить силы к очищению, необходимо, во-первых, получить понятия о добре и зле, которые даются через Писание и учение Святых отцов. Во-вторых, следует быть старательным в исполнении добрых дел, и с постоянными рассуждениями о добре и зле, воздерживаться от выбора зла в самоугождение себе и не подчиняться воле врага. Все эти шаги следует исполнять с великим терпением, не поддаваясь саможалению и самооправданию. Не допускайте постоянных колебаний в исполнении то добра, то зла. Такой выбор и такая настроенность не принесет плода.

Так поступая, начнется очищение вас, которое будет сопровождаться познанием себя и Бога. Мало иметь только знание о добре и зле, необходимо с твердостью следовать путем добра, никогда не соглашаясь на зло.

 

381. Конечно, получив познания о Боге, в человеке возникает желание жить по Его законам, т.е. исполнять Волю Божию, т.к. это заложено в естестве создания.

Одного желания, однако, мало, нужна еще рассудительность для того, чтобы научиться исполнять его, и решимость как движущая сила к исполнению.

Но решимость, как правило, приходит только в начале познания как ощущение чего-то нового, а новое всегда интересно. Но со временем решительность ослабевает по причине приходящих трудностей, неудобств, а то и по беспечности или занятости чем-то другим.

 

382. Сама по себе решительность – это внутренняя движущая сила души. Если человек решит поступать не по привычке к удовлетворению естественных и приобретенных потребностей, а по принципу исполнять не то, что приятно, а то, что полезно (по заповедям Божиим), и то, что ведет к познанию Бога, то решительность, и является проводником к действию.

 

383. В начале, нужно понять, что тебе мешает жить по заповедям, и ответом будет – страсти и твои привычки к услаждению и к удовлетворению всевозможных потребностей. Но потребностей часто бывает собрано столько, что невозможно в них уже разобраться. Для этого даны и наставления в Св. Писании, и учения Св. отцов, и каждый человек уже по своему расположению должен в начале выбрать основные (т.е. действительно необходимые) потребности для себя, а остальные постепенно отвергать. После этого через духовные поучения определять способы борьбы. Т.е., должен произойти процесс переосмысления своих привычек, знаний, укрощение желаний, и для этого нужны решительность и рассудительность.

384. Я подобен больному, который в бреду произносит слова ничего незначащие, не управляет движениями своими, желает ненужного, не видит и не слышит ничего. Так живет душа моя под действием страстей моих, и успокаивает ее только Благодать Твоя, которую даешь Ты для поддержания меня. Положи холодный компресс на разгоряченную безумием душу мою, вылечи меня, Врач души моей!

385. И так через Св. Писание и учения Св. отцов человек познает, что им владеет страсть.

И по естественному действию души человек определяет (зачастую незаметно для себя) – хочу я от нее избавиться или нет.

Часто христианин и желает избавиться от страсти, но его желание не подтверждено решительностью, а зачастую и желание возникает только из страха перед наказанием, но сам желает услаждаться ею дальше. Он произносит только словами, но ничего для этого не делает, т.е. не борется с ней, по привычке к ней.

Но само слово «желаю» не может избавить. Для этого нужен титанический труд в виде борьбы со страстями и понуканием себя делать противоположное своим привычкам, жить добродетельно.

Опять нарушается естественный процесс, уже в желательной части души – желание есть, а действий нет.

 

386. Часто человек и не определяет, хочет он избавиться от страсти или нет, т.к. она ему якобы не мешает, это происходит по беспечности и незнанию.

 

387. Принцип действия любой стороны души цикличен, т.е. одно и тоже действие повторяется постоянно.

Сама цикличность работы удовлетворения желания вырабатывает привычку. Постоянное исполнение какого-либо желания, которое приносило ощущение покоя, действует уже неосознанно, т.е. мгновенно, без рассуждения.

Привычка не дает возможности человеку рассудить, полезно ему это или нет, правильно или неправильно, и механизм рассуждения исторгается, что и приводит к ослаблению внутренней силы сопротивляться неполезному.

 

388. Беда многих христиан, что они слушают слово и не исполняют его: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6, 46-49), «Будьте же исполнителями слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя» (Иак.1, 22-26). В вас нет корня, и просите у Господа мудрости (Иак.1, 5-8), просите Господа, чтоб отверзлись ваши очи, просите, не переставая, просите день и ночь, уподобитесь слепому, который шел за Господом и кричал о помощи. Читайте Писание, читайте Слово Божие, и придет к вам разумение, если с верою, надеждою и постоянством будете это совершать. Каждое слово примеряйте на себя, а не на других. Оно говорится лично вам, вашей душе и упаси вас, читая, искать соломинку в глазу брата. Помните, что это вы слепы и вам нужно прозреть, а о других Господь Сам позаботится. И всю правду (т.е. все добродетели, которые в вас могут и быть частично) отдавайте как хвалу Господу, а всю неправду (т.е. страсти) приписывайте себе. С таким же чувством и Св. отцов читайте.

 

389. По своему характеру, темпераменту, жизненному опыту, пережитых обстоятельств человек знает какая добродетель ему ближе и легче всего в исполнении, т.е. знает свои лучшие стороны. Это и означает талант, данный Богом. Если же будешь совершенствоваться в нем, т.е. делать что-то сверх установленной нормы христианской жизни, это и означает отдать талант в рост.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: