208. Пришли враги, Господи, и разграбили душу мою помыслами о мире и о себе. Унесли они из памяти моей животворящую память о Тебе, мой Боже, молитву мою унесли и выбросили в яму ада помыслов, смерть сеющих.
Как вор, вынося богатство, оставляет грязь и беспорядок, так и в душе моей осталось беспокойство и пустота, ибо вынесли самое дорогое. Оставили они меня нищим и разбитым, но сам я виноват в этом. Не звал Спасителя моего, Защитника моего, увлекся лживыми речами мысленными, забыв о брани внутренней.
Прости меня, мой Господи, буду плакать день и ночь, прося вернуть мне сокровища мои, которые Ты подарил мне – молитву к Тебе, память о Тебе, терпение и силу в брани! Соделай меня достойным Твоей милости, Спаситель мой!
209. Часто человек даже в вопросах веры кружится мыслями о себе (о своем предназначении, мучается, не понимая, что ему нужно делать, кто ему поможет и т.п.). Также могут быть мысли о ком-то или о чем-то, и все они касаются как будто бы духовного познания, но на самом деле, любая мысль о себе – это самость и желание получить блага для себя ради себя. Мысль о себе не может быть во Славу Божию, если она не благодарит, не славит Бога и не сокрушается о грехах своих. Даже в молитве можно ставить себя на первое место, а на второе Бога, и выглядит она как требование к Богу подать то, что человеку кажется необходимым, а не как смирение без своих условий.
Вот когда человек перестанет думать о себе, о других, а будет думать только о Боге, тогда и придет для него будущий век.
210. Господи! Научи меня распознавать помыслы в той степени, которая мне полезна, для того, чтобы научиться не поддаваться «темному» и не грешить.
211. Бывают ситуации, когда человек правильно поступил или сказал что-то. Враг начинает смущать сомнениями, что кто-то что-то не так подумает о нем или его деле, и приводит мнимые разговоры (это похоже на действие, когда два человека ведут спор). Он стремится возбудить человека вступить с ним в мысленный спор. Человек начинает отвечать и все как будто бы правильно отвечает, но уже тем, что отвечает ему, сам начинает бороться с врагом и забывает о том, что нельзя вести мысленный разговор «с самим собой», а необходимо звать Бога на помощь.
|
Не забывайте, что Я управляю всем, и не пытайтесь сами бороться. В такой борьбе четко проявляется ваша самость, а где самость, там поражение. Это, зачастую, попускается для испытания маловерия или проверки на тщеславие.
212. Спасибо Тебе, мой Утешитель, что пришел и прогнал врагов моих! Если бы не Ты, они бы не отпустили меня, вот приставучие подлые. Как тяжело же от них отделаться, когда пропускаю первые их внушения. Любовь моя, помоги больше не пропускать их вранья, чтобы не служить им.
213. Не давай себе расслабиться, тебя смущают для того, чтобы ты сошла с правильного пути. Ведь, если бы ты что-то неверно делала, то тебя бы и не смущали. Значит, ты все верно делаешь – живи тихо, занимайся постоянно молитвой и все мысли, не связанные с Богом, отбрасывай и не задерживайся на них.
214. Если понимаешь, что смущение, то зачем же слушаешь его? Не слушай «темного», а говори – на все воля Божия, управь обо мне, Господи, как Тебе будет угодно!
215. Если бы был такой записывающий прибор, который был бы подключен к вашим мыслям, вы бы сошли с ума только от той написанной неразберихи, о чем думает человек. Он вспоминает разговоры с кем-то, причем он повторяет мысленно, что он сказал много раз или что сказал собеседник. Если ему понравилось как он сказал, то он начинает гордиться этим, а если не понравилось, то думает, что надо было сказать по-другому, и начинает мучаться. Если собеседник обидел тебя, то ты вспоминаешь его слова и тут же придумываешь (если ты ему сразу не ответил), что ты ему скажешь или сделаешь. И ты не осознаешь, что «темный» с левой стороны шепчет тебе все эти отмщения. И так час за часом, день за днем. А так как ты не способен различить и отогнать его, то ты опять в его власти, сам того не ощущая. Ты расстраиваешься, ты страдаешь, ты не можешь долго успокоиться, а ты ведь только подумал, а в твоей душе уже тяжесть. А если взять так хотя бы одну неделю – то это уже мрак, не говоря о всей жизни. Бедный человек, только из-за своего нерадения, нежелания или лени узнать истину – ты мучаешься всю жизнь.
|
216. Представляй, что все, что ты думаешь и делаешь, сразу же передается в Царствие Небесное, и все там это слышат и видят. А ты в это время или упиваешься твоим «я», или гневаешься, или гордишься и т.д. Страшная картина, правда? Вот и вспоминай ее всегда.
217. Господи! Я ненавижу свои мысли – это постоянный бред, который находится у меня в уме, это какие-то ненужные мечтания ни о чем, то кто что скажет, то кто что подумает, куда пойду, что увижу. Когда я наблюдаю со стороны за собой, то мне кажется, что я умалишенная. Разве может человек пред Богом нести такой бред? А я ведь всю жизнь это делала и сейчас продолжаю. Горе мне, Господи, спаси меня. Я так не хочу, мне так плохо, очисти мой ум, чтобы он не мучил меня вместе с врагом моим. Как они мне надоели! Они не дают мне пребывать с Тобою, они отвлекают меня от постоянной молитвы. Спаси меня и помилуй. Только на Тебя надеюсь, помилуй. Я отрицаюсь своих мыслей. Я ненавижу наветы «темного». Забери их от меня, я сама никогда не справлюсь. Я пойду как всегда у них на поводу и буду служить им. Помилуй меня, Любовь моя! Пока я предаюсь хотя бы одной своей мысли и одному навету, то я не могу быть с Тобой, потому что это измена Тебе, прости меня! Будь ко мне милосерден, потому что Ты знаешь, что не по злобе своей делаю это, а по немощи и греховности своей. Вылечи меня, мой Утешитель и Избавитель! Я готова принять любое Твое врачевание, только дай мне силы их перенести. Ты видишь немощь мою, что, даже прося о лекарствах, тут же прошу еще и подать сил, без Тебя ничего не могу!
|
218. Убежать от мыслей невозможно, но можно изменить образ мыслей. Приходит что-то на ум, какое-то желание, воспоминание – остановись и скажи: «Господи, вот пришло на ум то-то, я не знаю надо оно мне или нет, но по немощи моей я подумаю об этом, а Ты посмотри, правильно ли я это делаю, и если нет, то останови ход моих рассуждений, чтобы не согрешить. Ты управь обо мне, Господи, а то я ведь без Тебя увлекусь и натворю такого, что потом и не разберусь». И обрати внимание, что пока будешь так обращаться к Господу, обязательно с сокрушением о своей беспомощности в любом деле, то, возможно, и забудешь о том, что пришло до этого на ум. Забыл, значит, не нужно тебе это было, и поблагодари Господа, что так быстро тебе ответил на твою молитву. А если помнишь, то так и рассказывай Господу, как думаешь, Он же все равно знает твои мысли, так что ж скрываться? Только когда рассуждаешь, не забывай, что Господь рядом и все слушает, и бойся сказать что-либо неугодное Ему, т.е. что нарушает Его заповеди. Но бойся не по лукавству твоему, а по смирению. Запомни, что очень большая глупость – советоваться с самим собой. Не доверяй себе, твое самолюбие – очень плохой советчик тебе. А что Господу будет угодно, то Он даст тебе знать. И если так привыкнешь, то и даст тебе Господь распознавание – действительно тебе это надо или нет.
Научи меня, Господи мой, молчать мыслями моими, чтобы не убивали они меня пустомыслием своим и страстными сочетаниями с врагом моим!
Научи меня молчать устами своими, чтобы не служили они пустословию моему, тщеславию моему, гневу моему!
Научи меня произносить только слова любви и утешения людям Твоим!
Научи меня вечной молитве к Тебе, чтобы песней радости о Тебе была она, чтобы Славу пела Тебе, Любимому!
Мечтания и воспоминания
219. У душевного человека воспоминания приходят непроизвольно, у духовного же имеют другой характер, т.к. он внимательно следит за появлением их. Если эти воспоминания пустые, о мире, то они сразу же отвергаются, если же это памятование о Боге или познания и образы Божьего мира, то они принимаются и бывают утешением, а бывают и поводом к дальнейшему познанию.
220. Воспоминания - это страшный, скрытый враг внутри. Если вспоминаешь, что кто-то тебя обидел, или ситуацию, в которой ты страдал, то страдания возвращаются и вносят в сердце боль. Они поражают тебя, и долго надо выходить из этого состояния. Какая глупость! Ты мучаешься оттого, что когда-то, кто-то, что-то, но этого уже нет. Надо глушить эти происки «темного». Все ушло и ничего нельзя изменить.
Если хорошее воспоминание, то оно тщеславит душу: ''вот я какой сделал поступок! Какой я!'' О хороших поступках надо тотчас забывать, чтобы душа всегда знала, что ты еще ничего не сделал хорошего, и все делать как в первый раз. Хороши только воспоминания о твоем пути к совершенной любви к Богу, как Он тебя вел и как все дивно. Такие воспоминания не вносят боли и не гордятся собою, они побуждают душу славить Бога.
221. Пришло воспоминание о ком-то – это естественный процесс мышления, как работа памяти. Оно появляется и через уже знакомый образ увиденный или услышанный, или какое-либо прошлое впечатление, или подбрасывается врагом. Память же отыскивает, что уже было подобное, или что с этим связано. Так может она воспроизводить множество образов, находящихся в ее «архиве», и если вниманием к себе не остановить этот процесс, то он переходит в мечтание. И вот этот процесс - уже не является естественным. В таких случаях молись о человеке, которого вспомнил, и уже мечтаешь о разговорах или делах с ним: «Помилуй, нас грешных, и будь милостив к нам, управь о наших нуждах и делах». И опять продолжай постоянную молитву. И так каждый раз. Заставляй себя делать это постоянно, и все станет на свои места – от мечтаний отучишься, и всегда будешь молиться.
222. Любое восприятие информации - есть естественный процесс, оформление ее в образ, и запоминание его - тоже естественный процесс. Но воображение, не как создание образа для запоминания для жизнедеятельности, а как «рисование» своих образов, а зачастую вражеских, т.е. мечтание в виде мыслей самовозношения, или рисования мысленных картин, уже неестественно для природы человека. Т.е., уже на этом этапе происходит отторжение существа от своей природы и порождение страсти.
Например, мысленное самовозношение, мечтание о себе более, чем ты есть на самом деле, и отсюда желание большего и неудовлетворенность волей Божией, который по Своему Всеведению определил тебе или это место бытия, или дарования, и является уже причиной гордости.
223. И так, нарушается через воображение естественный мыслительный процесс посредством вражеского изобретения – мечтания, и искажаются его последующие механизмы как рассудок и познание.
224. В начале, читая поучения Святых Отцов и Св. Писание, человек может ощущать действие Благодати. Если при этом, усладившись Ею, не убил своего тщеславия, то начинает много мнить о себе и о величии своем. Он мечтает о таком же подвиге или таких же добродетелях и постепенно начинает верить, что они у него уже есть, но это так и остается мечтой. Мечта – это призрак, который уводит от истинного Созерцания и ведет к гордости. Мечта – это произведение «темного», а что является его «созданием» - ведет к погибели. И так, усладившись этой мечтой о величии своем, остановился на своем пути к Богу, задержался на себе, как на боге, и живет этим.
Являясь в начале при чтении о пути совершенных, Благодать приходит для утверждения, что это Истина, а не для самовозношения. «Темный» же, зная вашу природу, так и действует часто. В ком же нет сильной страсти тщеславия, тот проходит этот этап с малыми потерями. Он ощущает свою ничтожность перед Величием, т.е. находится в смирении, и чем больше смирения в начале пути, тем быстрее и правильнее его восхождение к познанию Бога.
225. Рассеянность или незапоминание и невосприятие Слова Божьего происходит по причине вашей увлеченности своими мыслями. Эти призрачные мечтания, посылаемые врагом вашим, вам более интересны, чем жизнедательные Слова Господа. Вот в какой мере человек увлечен своим «театром теней», в такой мере и его отторжение и непонимание Писания и любых поучений. Ему как бы некогда остановиться, подумать, у него даже не успевает возникнуть желание побыть с ними и утвердиться в решимости делать по Слову. Ему это не интересно, так как сразу же захватывается «своим» вниманием по любви к себе. Как ребенок не способен воспринять картину – шедевр, а обращает внимание на яркость и пестрость фантика, так и большинство людей увлечены пестротой своих мечтаний. А «темный режиссер» посмеивается, как вы упиваетесь его театром, отвергая истинную жизнь.
226. В настоящее время мечтательность заменена и видимыми, слышимыми образами ТВ и компьютерными играми. Человек не находится в состоянии покоя, он постоянно переживает определенные чувства вместе с «героями» и их жизнями.
227. Если мечтаешь о чем-то: что будет, как кто, что сделает или скажет – то находишься в уповании на себя самого, а не на Господа, даже если мечтаешь, что что-то подаст тебе Господь. Вот именно этим видом мысли вы расстраиваете себя. Думая о других, не обращаете внимания на себя, придумываете что-то и потом разочаровываетесь, что этого не произошло.
228. Бывает и так. Сидит человек в пустыне и мечтает он о зеленых лугах и плодоносных землях. И уже верит этим надуманным оазисам и даже не идет искать конца пустыни. Он доволен, а ропщет, когда просыпается от своего видения и понимает, что в действительности ему и жарко, и холодно, голодно и одиноко, но чтобы забыться, опять засыпает, упиваясь своими картинами – снами.
229. То, что не создано Создателем, истинно не существует. И в творении рук человеческих участвует Сам Создатель. Мечта – это выдумка врага, а значит зло, в котором Cоздатель не участвует, и поэтому мечта является – ничем. Она может стать чем-то при действиях человека, когда он руководствуется ею, но как вымысел падшего приведет у падению.
230. Только появилось мечтание в виде предположения, что скажет кто-то – знай, опять началось смущение. Все твои мечтания – это мысленная ложь. Ты представляешь, что о тебе кто-то говорит, и заметь, что обычно говорят очень хорошо или очень плохо. Если очень хорошо – то с целью возбудить тщеславие, а если плохо – то или ввести в уныние, или в гнев на этого человека. И в основе всего лежит – задеть твое самолюбие.
231. Мечтания и пустые воспоминания приходят от привычки к рассеянности ума. Сколько лет своей жизни человек находится в этом состоянии, не отдавая себе отчета в этом. Чтобы не впадать в эти сети, научись постоянно молиться. Навык приобретается постоянным трудом в делании чего-то. Если не будешь останавливаться, когда заметил, что мечтаешь или что-то вспомнил, и это переросло в мечтание, то и не научишься постоянной молитве.
Произнося в мыслях постоянную молитву, т.е. воспроизводя слово о Боге, человек постепенно излечивается от мысленной проказы.
232. Христиане должны принимать Христа и Божественный Мир, как образ подражания и путеводителя их жизни, а не возноситься своими заслугами через мечтания о себе как избранном и равном Богу. Кто не позволяет себе мечтать или воображать, тот и не может гордиться собой. Мечтой он сам останавливает естественный процесс познания Бога и подпадает под власть создателя этого действия – мечтания и гордости.
233. Человек, в котором дух руководит душой, уже не поддается мечтательной привычке, т.к. его рассудок занят познанием Бога и творением молитвы. Душевный же человек, по причине отсутствия постоянной молитвы и рассеянности ума, подвержен мечтательности.
234. Прости меня, Любовь моя! Прости. Научи меня не увлекаться мечтаниями и ненужными рассуждениями. Хочу быть только с Тобой. Я – безумна, как я могу общение с Тобой подменять мечтаниями? Прости и помилуй.
О молитве
235. Мысли, которые должны были стать разговором – молитвой к Богу, заменены мыслями о себе и о мирском. Тем самым и отдалили ум от Бога, т.к. кто не верит в Бога, тот и не молится и не думает о Нем.
236. Молитва – это твой навык общения с Господом. Если ты приучишь себя к постоянному общению с Господом, то это становится твоей неотъемлемой частью. И именно это тебя очищает.
Чем больше ты посвящаешь времени Господу, то ли через чтение, то ли при обдумывании духовных вещей, то ли обращением к Господу, тем меньше тебе хочется интересоваться чем-то другим. Ты находишь в этом покой и радость.
237. День, проведенный без молитвы к Тебе, приносит пустоту и скорбь в сердце мое, даже если был он удачным в понимании мирском.
День же, который Ты осветил молитвою к Тебе, когда плачу, сокрушаясь о грехах своих и радуюсь о милостях и прощениях Твоих, приносит мне утешение великое и делает чище сердце мое.
Огради меня, Боже, от дней, проходящих без молитвы к Тебе, Любимому!
238. Понятие ''постоянная молитва'' дано для того, чтобы человек, который хочет спастись, осознавал, что он каждую секунду должен пребывать с Господом. По вашей рассеянности, которая вызвана ослаблением воли и привычкой к греху, вы блуждаете мыслями где угодно, только не с Богом. И вот постоянная молитва позволяет привести мысли в нужный строй, такой, как был дан Господом, т.е. постоянный разговор с Ним. Невозможно для людей не блуждать мыслями как по собственному ослаблению во внимании за собой, так и по действию «темного». Даже здесь, на земле, Господь дал вам ощутить разницу состояний в будущем. Добро здесь, в Благодати Божией, когда молитва со слезами, когда покой в душе, когда вы ощущаете чувство радости и счастья. Такие же чувства будут у вас и в Царствии Божием. А зло - смущение, хвала себя, тяжесть в сердце, уныние и все отрицательные эмоции – это часть того, что вы будете переживать, не войдя в Царствие Божие. Но «темный» так запутал людей, что даже не дает им опомниться, и научил тщеславных, что Благодать – это вам от Господа за ваши заслуги, а не помощь и поддержка вас. Своею Благодатью Господь напоминает вам о Себе и укрепляет вас, а вы превозноситесь, идя на поводу у врага.
Так, постоянная молитва – это ограждение души и сердца от ваших мыслей, которым еще нельзя доверять по причине загрязненности страстями (еще не выработан навык добродетелей) и от наветов «темного». Даже если внимание рассеивается, то воспоминание о том, что ты проговаривал слова молитвы, возвращают тебя к мысли о Боге.
Постоянная молитва дается тому, кто внимателен к себе и у кого сила воли возродилась. Причем постоянная молитва должна быть не одна. А это должен быть продуманный заранее список молитв, можно фразы из молитвослова или из Псалтыри, исходя их вашего настроения духовного в этот момент и ситуации.
Иисусова молитва имеет большое значение, она ограждает от налетов «темного» и хороша в сокрушении сердечном о грехах, и поэтому святые отцы предлагали ее, так как всегда сокрушались о своих грехах и защищались ею от «темного». Современные же люди мало походят на тех подвижников, которые действительно творили Иисусову молитву, они и не дошли до сокрушения своих грехов, часто по причине неведения о них или неспособности победить их.
239. Постоянной молитве мешают внешние разговоры и мысли в виде мечтаний и воспоминаний. Для устранения этих преград избери, когда и какие разговоры излишни. Если мысли, связанные с работой или потребностями, то пусть будут, но только со строгим соблюдением заповедей и со вниманием не грешить ни словом, ни делом, ни мыслью. А если праздные разговоры, то еще больше удаляйся от них. Что касается мыслей, то много уже говорилось – будь всегда на посту, как солдат, не пускай никакие мечтания, во всем полагайся на волю Божью. Если воспоминания – тоже говорилось, вспоминай только милости Господа к тебе. Так и будешь в постоянной молитве.
240. К одним враг подступает, чтобы не допустить к молитве, а других, чтобы ослабить ее.
Желание выйти в люди с намерением служить Миру Господа, может увлечь, и постепенно молитва отходит. Если, находясь один, молитва может не прекращаться, то, общаясь с людьми - молитва периодична, и это приносит человеку меньшую пользу.
В таких желаниях нести учение о Боге может быть скрыта «избранность». Если кто-то говорит такому человеку о тщетности его «миссии», то он начинает оправдываться. Самооправдание вырывается в словах, но тут же может подавляться внешним смирением и внутренним упорством в правильности его действий, и что другие не знают истины. Это скрытое самовозношение.
Господь и такие страсти человека соделывает добром для других. Но лучше же самому человеку не иметь их. И тогда уже очистившись, человек действительно может быть соработником Бога.
241. Господи! Подай жизнь духу моему, чтобы стал он непрестанной молитвой, поющей Славу Тебе!
А то малодушие и нерадение мои, самолюбие и самонадеяние мои, страстность и безволие мои мешают мне стать даже молитвой просительной. И ее забываю, увлекаясь лживыми разговорами с врагом моим, думая о мире и себе. И становлюсь я праздномыслием и пустотой.
Научи меня вечной молитве к Тебе, Господи любимый мой!
242. Молитва сердца – это сочетание произнесенного слова умом с чувствованием сердца, это плач или радость, сокрушение или песнь славы. Такая молитва – жизнь духа, дающего жизнь.
Молитва ума – это произнесение слова умом без участия чувств. Она нужна в начале духовной жизни, как приучение своего ума постоянно обращаться к Богу, а не самостливое блуждание или сочетание с вражьими помыслами. Также она нужна в час шуий, когда она служит понуждением против расслабления или отчаяния во время скорбей.
243. Умная молитва – это осознанная просьба, которая творится духом и душой и становится естественной, без примеси лукавства и неверия. Обращаясь ко Господу любой молитвой, будь-то Иисусова или просто свои слова, прежде всего надо верить, ощущать к Кому обращаешься, что Он слышит. Это как даже если нет мамы дома, а ребенок стоит у двери и зовет – «мама, мама» в надежде и уверенности, что она его слышит. И второе условие – понимать чего ты просишь. Если это Иисусова молитва - первое – восприятие и полная уверенность, что ты обращаешься ко Господу, осознавая все Его величие, с трепетом, и что Он по Своему Человеколюбию тебя слышит. А второе - прося милости, надо чувствовать себя действительно немощным в любой добродетели и способным на любую страсть, но не могущим с ней справиться без участия Господа. А просто повторение, без хотя бы одного условия, не является молитвой, а простым словоповторением.
Это не означает, что если ты этого не чувствуешь, то и не стоит молиться. Если у кого возникнет такое рассуждение, то он в глубокой пропасти, и даже не осознает этого. Это говорится затем, чтобы вы были осторожны и не привыкли к такой молитве. Нужно понять, что если не слышит сердце этих слов, то ты очень болен, и начать очищаться через осознание себя в Истине, т.е. реально посмотреть на свою отдаленность от Бога через свое осквернение деланием греха. Понять, что «Бог – это Любовь, и Господь Иисус Христос сказал, что всегда будет пребывать с нами, а Его Слова верны. Если я этого не чувствую, то это не Господь виноват, а это со мной что-то не то. Почему верю в Бога и не чувствую, что Он слышит меня? А не чувствую потому, что в действительности Он не является моим Богом, а бог – это я со своим самомнением и подчинением врагу».
244. Слышишь Ты, Господи, разные моления наши!
Это крик матери о дитя ее, крик, исходящий из сердца полного жертвенной любви к нему. И Ты с такой же Отцовской Любовью отвечаешь на крик этот!
Это шепот дитя, который в простоте сердца своего взывает к Тебе как Чуду Всемогущему, и радуешь Ты его!
Это тихое бормотание запутавшегося человека, не чувствующего куда идет и к Кому идет. И его Ты слышишь, отвечая ему той мерой Благодати, которую он сам выбрал!
Это крик человека, взывающего о помощи в опасности видимой и невидимой, и приходишь Ты как Защитник его!
Это крик доброго отчаяния человека, который потерял пагубную надежду на себя и ищет спасение в Тебе. И Ты даешь надежду и спасаешь его!
Это крик возмущения и ропот на Тебя о несправедливости и немилосердии Твоем. И жалеешь Ты неведение человека неверного!
Это хула на Тебя из-за невозможности жить по воле своей, не ведая, что свобода дана ему, но избрал он волю врага его. Не знает он, бедный, что пока Ты с ним, воистину будет воля его, так как Ты любишь его, а значит, живешь для него и в угождение ему, как любящая мать живет для ребенка своего!
245. Неотступность в прошении дана для того, чтобы ты всегда помнил о милости Божией к тебе, надеялся и верил, что Господь дает тебе все нужное и ведет тебя в Царствие Небесное. Смотри, если у тебя что-то есть, то не просишь же ты себе еще. Так и человек, который просит какую-либо добродетель, чувствует, что нет в нем этого, но знает, что это должно быть, он смиряется и реально видит свои недостатки. В этом-то и состоит тайна неотступного прошения.
Неотступность в молитве о преуспевании духовном лишает человека его самости и надежды на себя, а тем самым не дает возгордиться о себе и пасть. Со временем, получив от Господа дар, о чем он просит, его «я» еще больше смиряется, но только в том случае, если не забыл поблагодарить Господа и не приписал все себе.
246. Просьба – это признание своей немощи, если не может поднять человек тяжелый камень, то и обращается к кому-то за помощью, как бы признает свою немощь. Так если ты просишь о получении духовных даров, то ты признаешь, что не способен их приобрести без помощи Божией. Если же просишь о мирском – вещи или деле, то этим признаешь свою немощь, но и выказываешь попечение свое. А если просишь о другом человеке, то смотри, чтобы с осознанием твоей немощи не пришло осознание твоего величия (будь осторожен в прошении о других).
247. Если же о духовном будешь просить для кого-то, то не знаешь ведь ты в чем, на самом деле, нуждается эта душа, так как ''никто не знает о человеке кроме духа его'', а если попросишь смирение для этого человека, то и сам напомнишь себе, что и у тебя этого нет - это касается и любви, и веры.
Здесь дается строгое объяснение в молитве о других для того, чтобы тебе не преткнуться. Нужно величайшее смирение и всегда должен осознавать, что ты и за себя приносишь недостойную молитву, не то что о других.
248. Если ты будешь всегда просить у Господа только видимых вещей, то ты разрушаешь этим настрой души на духовную жизнь. И даже если ты будешь просить за кого-то тоже о видимых вещах, это одно и то же. Ты также занимаешь свой ум, а значит и мысли той вещью.
249. Разумно делает тот, кто со смирением и с чувством недостойности попросит о каком - либо мирском деле и нужде от одного до трех раз и как бы забывает об этом. Он полагается на Господа и отдает все Ему на попечение. Тем он проявляет доверие к Богу. И все же в мирских прошениях выражается недоверие к Господу.
250. Господь сказал молиться о врагах, а не о вещах, так как просьба о враге укрощает твою гордость и обиду. Чем больше будешь просить о них, тем больше приобретешь любовь ко всем людям и смирение.
251. Даже когда ты просишь для кого-то, а не для себя, не услаждайся, что тебе ничего не надо, а ты о других заботишься. Бывает, что это уловка темного, чтобы отвлечь тебя от твоего собственного пути к преуспеванию в духовном деле или для возбуждения в тебе тщеславия и гордости за себя. «Я же не за себя прошу, а за кого-то, и это признак моей любви к ближнему, я знаю, что ему это поможет», здесь названы только две причины, которые люди приводят в довод себе, но они не являются добрыми – только тщеславие за себя.
А говорить надо – «Ты знаешь, Господи, беду или нужду того-то по Твоему Всеведению. Прости меня, что я посягаю на Твой Промысел о каждом из нас, своим неразумным желанием попросить за кого-то. Прости нас за все и помилуй нас, дай нам смирение».
Тогда ты не будешь дерзким перед Богом, когда попросишь в молитве не о себе, а просто скажешь «нас, нам». Тем самым, ты поставишь и себя в число грешников и не вознесешься, и отдашь все на благую волю Господа. Ты и о себе не знаешь, что тебе полезно, тем более о других. О других можешь только просить духовных вещей и помощи им в исполнении заповедей и то, когда не будешь этим тщеславиться. А если почувствуешь, что придет после этого дерзость пред Господом через твое самомнение о том, что Господь слышит твои молитвы и исполняет, беги этого и лучше тогда вообще не просить о других.
252. Зачастую, прося молитв другого человека за себя, сам человек ленится. Он, не осознавая, ждет чуда исцеления, что по молитве другого придет Господь и избавит его без его трудов. И это есть путь, но более долгий. Навыкни сам возводить молитвы – покаяния, молитвы – славы и молитвы – прошения. Иди с упорством сам, исполняя заповеди Божьи, и Господь поможет тебе в этом.
Труден твой путь вначале будет, пока не привыкнешь к делу благому, дальше же почувствуешь, как Господь на руках Своих несет тебя!