О решительности и действии 4 глава




Признайся себе, что если не получилось бороться, то где-то поленился, где-то возгордился, где-то обращался к Господу с холодным сердцем или с лукавством, ожидая награды, где-то не поблагодарил, где-то насуемудрил, а где-то и не понял что такое борьба – вот и сбился с истинного пути. А зашел в тупик, значит, надо вернуться назад, все осознав, и начать идти по правильному пути.

И еще одно условие в борьбе со страстью – надо постоянно с ней бороться, не оставлять незаконченное дело, сегодня она победила, но завтра может быть уже вы наступите на ее хвост, а дальше, с упованием на Божью помощь, победите и воспоете Ему песнь хвалы. Господь вам будет Помощником в этом, только и вы не ленитесь!

 

121. Терпение страсти не означает подчиняться ей постоянно и исполнять волю врага, который управляет этой страстью, а после того, как падете, подчинившись ей, оправдываетесь немощью своей.

Терпение страстей – это точное видение в себе страсти, ее проявлений, ее прилогов, ее мнимых услаждений. И своим нежеланием ей подчиняться, четко осознавая, что она отделяет вас от Бога, звать в молитве Бога, чтобы избавил от нее и очистил вас. Так вот терпение должно быть в молитве и в ожидании помощи от Бога: «Стучите, и откроется вам». А если стукнул по страху и сам испугался, или, малодушничая покорился врагу, и называешь это терпением страсти, то это говорит о мере твоей веры, надежды и любви к Богу.

122. Когда упадет на пол какая-то вещь или мусор, и ты сразу не заставишь себя нагнуться и поднять, то так и будет она лежать на полу. Потом другая сверху, и опять не потрудишься убрать, и так можно собрать целую кучу, и она будет лежать долго, все увеличиваясь, пока не начнет тебе мешать. Тогда ты начинаешь убирать вещь за вещью и делаешь больше движений и усилий, чтобы все убрать, а потом это еще и постирать надо, т.к. загрязнилось.

Вот так и в духовной жизни – поленишься убрать одну страсть, и наваливаются в душу остальные, а ты видишь это, и тебе лень заняться их уборкой. Вот и получается, что от твоего нерадения собирается мусор в виде пороков и привычек. И чтобы убрать их, понадобится много времени и сил.

123. Приобретайте навык в борьбе. Для того, чтобы чего-то добиться, нужны тренировки упорные и изматывающие, а иногда и с травмами. Вы же, еще не начиная бежать по дистанции, придумали и возгордились, что вы - чемпион, и мыслями уже стоите на пьедестале. А когда оказывается, что вы еще не научились бегать, то сами впускаете уныние и печаль. Как же так? Думаете вы: ведь я сам себе наобещал победу, а так не произошло. И потом плачете, причем не из-за своей глупости, а от обиды, что произошло не так, как вы хотели.

Бывает, что и начал бежать и как будто бы умеешь, но вдруг препятствие – то ли ногу подвернул, то ли увидел, что кто-то быстрее бежит – и малодушничаете, и останавливаетесь, и не добегаете до конца.

Есть разные случаи на дистанции–жизнь, но истинно побеждает тот, кто силен (и духом, и смирением) и кто добежал до финиша как мог, т.к. видел реально свои возможности и смирился с тем, что он не первый.

 

124. Много людей, которые малодушничают. Послал Господь им испытать Благодать, вот и желают они теперь только постоянную Благодать. А от борьбы прячутся и боятся ее, хотя и говорят, что борются. А если боятся начать борьбу со своими страстями, через которые входит «темный», значит, он уже ими и владеет. Этим и объясняется их постоянное смятение в душе – что делать, и бросаются из крайности в крайность.

 

125. Вы горды и тщеславны. Чего вы ждете от веры в Господа? Кто Я для вас?

Я подарил вам любовь, и вы ждете, что и дальше Я буду нести вас на руках, как маленьких детей? Буду! Но только тогда, когда вы докажете, что вы этого достойны. А доказательство - это возрастание и сохранение любви ко Мне, и ведение самостоятельно брани с упованием на Мою помощь.

А если вам дана была любовь, и вы сразу же представили себя избранными, и Я как бы стал вам должен, не вы Мне, а Я вам должен служить и ублажать вас.

Поймите, как только вам даруется любовь, и вы начинаете меняться, «темный» видит, что потерял власть над вами и начинает воевать – это его дело, предопределенное Богом (в доказательство отстаивания Моего Мира – Мира Благодати).

Испытав ощущение Благодати, вы хотите испытывать ее всегда, без всяких трудов. Вы же на работе получаете вознаграждение за ваш труд, а здесь хотите получать все даром.

126. Вы при первом же искушении бросаете оружие и поднимаете руки вверх и сдаетесь в плен по собственной воле.

Есть воины, которые идут вперед на врага с отвагой, готовые жизни положить. Есть солдаты, которые достойно выполняют свой долг, даже не совершая видимого для всех подвига. Есть те, кто старается пересидеть в окопе, или еще хуже, сдаются в плен. Ты какой солдат? Честно признайся. И какая тебе награда за твою борьбу? Подумай об этом – лучше геройски погибнуть, чем перейти на сторону врага.

 

127. Борьба со страстями похожа на уборку в доме. Когда берешь грязную вещь и стараешься ее очистить, то иногда сразу же это удается, т.к. не очень грязная была, иногда приходится каким-то средством постараться очистить, а иногда и много моющих средств перепробовать, пока какое-то не окажется действенным.

Так и надо стараться при помощи разных средств изгонять из себя страсть. И если будешь стараться очиститься от этой страсти, то возможно даже и не заметишь, как Господь, увидев твое старание и стремление, изгонит ее из тебя. И не забывай о ней, что она была и может вернуться: «Когда нечистый дух выходит из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит, тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И придя, находит его незанятым, выметенным и убранным» (Мф. 12. 43,44).

Сразу же надо заменить ее противоположной добродетелью: (Еф. 4. 22-32) – «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины...». И через учения Св. отцов Господь раскрывает, какие добродетели надо приобретать.

Это опять напоминает жизненную ситуацию – простыл один человек и заболел. Применил всевозможные лекарства, и в какой-то момент почувствовал, что он здоров. Так не пойдет же разумный человек опять раздетым на улицу или не будет опять пить холодное. После болезни он старается беречь себя – одеваться тепло, пьет теплое – т.е. делает противоположные действия, по которым он заболел, и при этом очень внимательно следит за тем, чтобы опять не заболеть. Бывает, проходит время и один уже всегда внимателен и больше не болеет, а другой впадает в беспечность и его опять постигает болезнь.

И в этом еще одна причина, почему тебе не удавалось победить в себе страсть, – ты не заменил ее делами Божией заповеди.

Береги себя от болезни – страсти, и по милости Божией, Господь сохранит тебя.

128. Если ты уже знаешь, что у тебя страсть, поблагодари Господа, что дал тебе ее понять, что Он смилостивился над тобой и через искушения Сам открыл ее в тебе. И после этого хорошенько подумай над этими словами: если в тебе есть страсть, то ты «делаешь непотребства, так что исполнен всякой неправды» (Рим.1,28). И если ты это делаешь, то читай начало стиха 28, где указана причина, почему тебе Господь попустил это делать: "и как они не заботились иметь Бога в разуме''.

Вот где одна из причин, почему не можешь справиться со своими страстями – не обращаешься постоянно к Господу, не думаешь о Нем. Нужно научиться Богомыслию, всегда ходить перед очами Божиими, понуждать себя думать не о мире и о себе, а думать только через призму Божественного мира, Промысла и воли Божией.

Если поймаешь сразу тот момент, когда начинаешь искушаться, научись радоваться, зная, что это еще одно испытание для тебя.

Как только ощутил смятение, мечтания и мысли о себе или о чем-то – знай, началось. Сразу начни рассуждать, от чего это. Проведи над собою подробный анализ, где мог пропустить его, т. е. через какую страсть он зашел через окно твоей души. Господь посмотрит на ход твоих рассуждений и если увидит, что ты правильно ступаешь по заповедям Его, то сразу же придет на помощь и победит врага.

129. Защити меня, Господи, Защитник мой, от меня самой! Что я за упрямое животное, которое приучено хозяином его, врагом моим, жить по привычкам пагубным своим!

Образумь меня, Господи, чтобы научилась не подчиняться страстям своим, наставь на путь Истины Твоей!

Очисти меня, Господи, Справедливость Великая, здесь, чтобы, укрывшись Милостью Твоей, перенести испытание это, чтобы в Вечность пришла, искупивши все беззакония свои!

130. Точно знай и помни – любое, любое искушение дается для очищения тебя! Вот почему святые жаждали скорбей и искушений, они точно знали, что им же будет лучше. И если приучишь себя к этой мысли, то и будет радость постоянная!

 

131. Любовь моя! Отгони от меня врага, который шепчет мне о невозможности творить добро по немощи и греховности моей.

Ты взял грехи мои, и не хочу еще больше обременять Тебя ими. Ты дал мне силы внутренние и поддерживаешь меня Телом и Кровью Твоими, Ты даешь мне Благодать, так о какой греховности и немощи шепчет он? Это он - грех и позор пред Тобою, это он – немощь перед Силой Твоей.

Я виноват, что слушал его, это я услаждался ложью его, это я мнимо успокаивался по лукавству своему, это я предавал Тебя, исполняя дела зла. Прости меня, Создатель мой, прости меня, Спаситель мой, прости меня, Покров мой!

132. Враг зашел на твою территорию делать гадости. И ему самому никогда не будет стыдно, и он будет стараться продвигаться все дальше и дальше вглубь. А постыдится он тогда, когда ты «проснешься» и начнешь выгонять его, призывая Господа, и постыдится он не перед тобою, а перед Господом. Ты начнешь звать Бога, чтобы выгнать его, и придет на помощь Господь со Своею Силою, (но обязательно и с твоим произволением - это твой выбор), и выгонит его, подлого.

Тем, что ты зовешь сразу Господа и не начинаешь сам пытаться его выгнать, т.е. не вступаешь с ним в мысленный разговор (тем самым, выбирая свою самость), ты и делаешь свой выбор. В этом и заключается свобода человека - в такие моменты выбрать с кем ты: если сразу Бога зовешь - с Богом, если начинаешь хотя бы одним словом пререкаться с «темным» и называешь это своей борьбой, то не думай, что ты в этот момент с Богом, нет - ты сам, сам без Бога, со своей гордостью. Ты как бы, говоришь Господу – я сам, и обольщаешься своею самостью, это уловка «темного».

Господь ведь сказал: изгоняются постом и молитвою. Твое дело, дело души, определить, когда это происходит, и сразу же остановить смущение своим выбором. И как только распознал, что началось искушение, не соглашайся на это, а сразу делай свой выбор. И пост здесь заключается в том, что ты должен смирить себя и замолчать, т.е. не увлекаться этими мыслями, которые «темный» подбросил, но замереть и сразу начинать молитву. Вот почему Господь дал эти слова в такой последовательности – пост и молитва.

В такие моменты читай Псалмы и выбери близкие тебе стихи и повторяй их постоянно, а чтобы не забыть – напиши на листке и носи с собой.

133. Есть три царства в Мире Божием. Первое – Великое Царство Света Бога Вселенной! Второе – царство внутреннего мира человека. Третье же – «царство» врага - мертвое и темное.

Царство Бога Света действует как Могущественное Царство Любви, защищает и заботится о царстве человека.

Объявило «царство» мертвецов войну царству человеческому; и действует, как безумная орда разбойников, подкрадываясь под покровом тьмы к человеку, прикрываясь маскировочными халатами грехопадения прародительского. Не спрашивают они позволения войти в мир человека. А Бог Всемогущий стоит и стучит, не нарушая свободы человеческой, данной Им же. Стучит, ожидая, когда откроет человек Ему, Владыке, врата сердца своего.

Ты, мой Великий Воевода, приди Своею мощью и силою, разгони орду. Освободи меня от плена вражьего и очисти меня от наследников его – чувств, пожеланий и мыслей злых.

Возьми мою душу и дух мой в услужение Себе, и стань Царем сердца моего! Хочу, чтобы царство сердца моего было частью Царствия Небесного Твоего!

134. Радость от искушения приходит к душам, которые возрастают в доверии к Богу, т.е. в смирении. Радость - это признак того, что душа не только знает о своих страстях, но и искренне хочет от них избавиться и разумно подходит к борьбе.

Душа начинает ненавидеть себя за эту страсть, а не упивается ею, и Господь видит, что желание избавиться от страсти перешло в ненависть к ней, а не осталось только на уровне неопределенного желания.

В начале человек не замечает страсть, потом постепенно, по мере возрастания в вере и исповедания грехов, начинает замечать ее, но все равно она еще полностью им владеет. В одних людях это пленение страстью может так и остаться в них до смерти, а у других наступает момент, когда эта страсть начинает им мешать. И в этот только момент душа и начинает бороться и выгонять страсть из своего дома.

Привычка и «темный» мешают этой борьбе, но когда Господь увидит, что ты искренне захотел от страсти избавиться, тотчас приходит на помощь. С каждым разом, при условии, что ты не будешь ленив и беспечен, действие страсти в тебе постепенно слабеет и отходит. Когда остаются от нее крохи, то по сравнению с тем, что в тебе было, ты начинаешь уже не замечать ее. И тогда Господь опять через искушения дает тебе знать, что в тебе это еще есть. И ты начинаешь ее ненавидеть, потому что она мешает тебе любить Господа всем сердцем и всею душою. Вот почему в тебе радость во время искушения – ты уже думал, что ты освободился от этой страсти, а Господь как заботливый Отец тебе показывает – направь свое усердие сюда.

Многие скажут, что они тоже хотят избавиться и боролись. Запомните, то, что вам кажется – не является для Бога указанием для проявления Его милости. Не верьте себе, относитесь к себе как к отвлеченному предмету, потому что себялюбие всегда будет жалеть вас и оправдывать в самих себе.

135. Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Значит, настало время борьбы. Дай, Господи, силы провести эту борьбу достойно и быть воином, а не дезертиром.

136. Часто люди ходят и ищут, кто укажет им путь спасения, кто даст им универсальное лекарство, как спасти душу. Они не хотят сами его искать, пусть кто-то расскажет, как рецепт пирога, а я уже сделаю. А сам, что ты сам – неужели ты не читал Библию и ничего оттуда не взял, ты слеп и глух к тому, что говорит тебе Сам Бог?

Получается, пусть кто-то за тебя решает, а ты в это время будешь ходить с «темным» за ручку и общаться с ним в мыслях о себе, и упиваться своими страстями. Вместо разговора с Богом говорить с «темными»?! Господь ведь не говорит в Евангелии, что надо с ними вступать в пререкания, и Сам с ними почти не говорил, Он повелевал ими. А ты кто, что начинаешь с ними общаться, только прикрываясь словом «борьба»? Ведь изгонять их можно только постом и молитвой, а молитва – это разговор с Богом. Если бы ты находился в состоянии язычника и этого всего не знал, то тебе еще есть какое-то оправдание. Но ты понимаешь то, что ты находишься в его власти, и ничего не делаешь. Вот как запутал враг. Не остановил происки «темного» на корню, а потом удивляешься – почему Благодать отошла? Так ты ведь добровольно сдался врагу.

137. Когда болтаешь ты, душа моя, опьяненная страстями, с врагом твоим, пусть страх Божий будет отрезвлением тебе! Что будет, если во время разговоров этих придет час смерти тела твоего и час восхождения к Престолу Бога? С кем застанет, с тем и на Суд придешь. Так с кем желаешь придти – с врагом твоим, или с Богом твоим?

Да нисходит с уст твоих молитва к Богу Вечному, и ум твой уклонится от мудрований пагубных!

Да будет страх Суда Божьего отрезвлением твоим!

138. Когда говорится в Писании, что будут скорби, болезни и труд у тех, кто будет служить Господу, то человек, читая, забывает потом, что ему это предстоит перенести. И вот, через эту забывчивость, потом и ропщет, и страдает.

А ведь Господь благ во всех Его словах к людям, ведь Он для поддержки вам говорил об этом. Когда человек знает, что предстоит ему какая-то тяжелая работа или встреча, или любая забота, то он и внутренне, и внешне готовится, он настраивается, и тогда ему легче все выполнить. Так и здесь, Господь предупредил обо всем, а ваша беспечность вам мешает. Если знал через слова Писания, что будут обижать, бить, болезни, так что же ропщешь?

139. Страдая же, человек ощущает боль, которая и является для него оружием против расслабления. В такие моменты человек не подпадает под действие темного уже потому, что он ощущает где зло, а где добро без соблазнов «темного». Человек находится в поиске, он больше молится, и его молитва – то чистое золото, которое приносится в жертву Божьему Миру и угодно Богу.

В моменты страданий добро представляется не добром, а злом. Но внутренний дух все же подсказывает человеку, что это истинное добро. Это зло только прикрывается маской добра, не являясь таковым.

140. Бывают разные типы людей, и каждый борется по-своему, кто-то не выражает эмоций, кто-то выражает, но не это имеет значение в борьбе, т.к. это всего лишь темперамент, присущий этому человеку.

Главное - ради чего человек борется, какую он ставит цель. Если это неопределенное чувство, т.е. цель не определена, то и не может человек начать бороться и быть сильным, т.к. ничто не стимулирует решительность.

Любая борьба несет пользу. И если она ради себя, потому что ты уже сам страдаешь от этой страсти и уже больше не получаешь от нее удовольствие, как раньше, то и в этом случае твоя решительность растет. Но на этом этапе нельзя отчаиваться и говорить: я не знаю, что делать, а нужно с упорством и постоянством испытывать это недовольство ею, и ей не потакать, так и научишься ее ненавидеть. И в такой борьбе зови Бога.

И только когда ты будешь бороться со страстями ради того, чтобы очиститься от скверны, т.к. они мешают тебе познать и принять Бога, только тогда они сами убегут, т.к. все, что делается ради Славы Господней, поражает ''силу'' врага. Желание петь Славу Господу несет в себе Свет Божий, а свет убивает тьму, которая в тебе.

141. Любовь моя! Подари человеку покой духу его! Но не тот покой, который усыпит его, а тот покой, который возродит его! Подари ему тот покой, который подарил мне, он давал силы, решительность, ясность ума, надежду на Тебя! Подари ему, Любовь моя, воскрешающий покой духу его!

И подари ему, Господи, непокой душе его! Пусть она стонет, пусть она зовет Тебя, пусть она страдает, изгоняя страсти свои, пусть она нищенствует без Слова Твоего! Пусть не будет иметь желаний своих, воли своей, чувств обманчивых! Пусть все у нее будет Твое и пусть принадлежит она только Тебе!

Подари, Мудрость Великая, ему всё, в чем он нуждается по Воле Своей, ибо только она приведет его к Тебе!

 

142. Тяжело будет, знаю. Потрудись! Чтобы заработать жизнь вечную, надо много трудиться. Сравни с жизнью земной – чтобы добиться успехов в своем труде, сколько приходится работать и приобретать опыт и навык, сколько потов прольешь и сколько шишек набьешь. Кто как поработает над собой – тот таким и станет. А здесь труд ради жизни с Богом в вечности!

О душе

143. Я хочу быть, Господи, такой душой, которую Ты вдохнул при создании человека! Душой, которая еще не познала зла и добра по чистоте своей, ибо она была вдохом Твоим!

Но хочу быть, Господи, и душой, которая уже познала зло и добро, и выбрала Добро, очистившись от зла, потому что Ты был Спасителем ее!

 

144. Конечной целью всего мирского бытия для души является познание Бога и получение жизни вечной.

В вечности будут жить души, для которых смысл жизни и в этом, и будущем веке это – Бог и любовь к Нему, ибо, имея Истинную любовь, человек может быть счастлив, он обогащается Благодатью, исходящей от Создателя. Для человека, который желает жить с Богом в вечности, должно быть одно всепоглощающее его желание и воля - славить Бога.

Если у кого-то при чтении этих слов, появится вопрос, как можно жить в вечности и постоянно славить Бога, то это признак его не познания Бога, ибо кто познал, тот поймет.

145. Душа человеческая живет посредством трех способностей: человек думает, желает, чувствует, и совокупность всех этих составных и есть жизнь души.

 

146. Каждая из сил души служит миру видимому и миру духовному. Та сторона, которая служит для жизнедеятельности человека, называется душевной и преобладает в неверующем и маловерующем человеке. Другая же сторона, духовная, свойственна верующим людям.

147. Все механизмы трех составляющих души работают в тесной взаимосвязи как единое целое. Не может в процессе деятельности души работать один механизм. Так и при работе тела, чтобы поднять руку работают и мыслительная, и мускульная, и нервная системы, хотя видимо поднимается одна рука. Поэтому раскрыть полностью механизм работы человеческого естества невозможно по причине того, что тема многогранна и непостижима для человеческого ума, т.к. это – создание Высшего Разума.

148. Истинным познанием Бога, могут быть только три составляющие – вера, надежда и любовь. И три вида деятельности души направлены на это познание в таком же порядке. Вера, как результат умственной деятельности души, надежда - как желательной и любовь - как чувственной. Только в этом случае человек способен достичь совершенства и войти в жизнь вечную.

Умственная сила души.

 

149. Первая деятельная часть души – умственная или мыслительная. В духовной жизни она отвечает за веру, а по своему естеству – создавать образы, запоминать их, способности размышлять, сопоставлять информацию и делать выводы как о мирских, так и духовных понятиях, и как их применять в вещественном мире.

 

150. Умственная деятельность души предназначена для возможности человеку познавать и выполнять какие-либо действия как для жизнедеятельности тела, как «жителя» вещественного мира, так и познаний духовного мира.

 

151. Первая сторона души является единственной для восприятия жизни земной, посредством 5 чувств, для познания и соприкосновения человека с миром видимым и жизни телесной. Ум принимает информацию от увиденного, услышанного, осязаемого, обоняемого, вкуса, затем запоминает, размышляет, обдумывает.

 

152. Все что входит в ум, посредством этих 5 чувств, которые позволяют нервной системе воспринимать мир, воображение облекает эту информацию в определенный образ, и память запоминает его. Без образов невозможна познавательная, а затем деятельная жизнь. Прообразом полной невозможности жизни деятельной является младенец, который еще не имеет никакого познания мира, и мать является для него первым образом подражания и восприятия. По мере накопления памяти образами через воображение, которые являются механизмами души, и осуществляется его дальнейшая возможность существования в мире.

Образы являются материалом для мысли, и, восприняв образ, начинает действовать рассудок. Все происходит очень быстро, т.к. мысли не материальны и быстро движимы.

 

153. Следующий механизм умственной деятельности - рассудок, который размышляет и обдумывает.

 

154. Простой пример. Увидел хлеб (в данном случае, информация поступила через глаза) – этот образ уже уму известен, и уже не нужно воображению запечатлевать его в новый образ, здесь только действует память, которая действует мгновенно, т.к. хлеб – повседневная вещь для употребления. И так, пройдены два этапа мыслительной деятельности. На третьем этапе умственной деятельности рассудок обдумывает, что надо с этим образом делать, и для чего он предназначен. В данном примере тоже не требуется много времени для размышления, и рождается решение, т.е. знание: это – предмет питания, и приходит понятие, для какого действия он предназначен.

 

155. Другой пример. Услышал ты новость (посредством слуха), допустим, что человек полетел. Информация поступила в распоряжение ума, и происходит процесс сопоставления уже имеющихся сведений. Происходит обдумывание через то, что память воспроизводит подобную информацию, в данном случае возникает мысленно образ человека, и рассудок сопоставляет, чтобы летать, надо иметь крылья, а у человека их нет, значит, делается вывод, что это не правда, если бы говорилось о птице, то образ крыльев позволил бы уму согласиться с информацией.

Познания души составляют ту информацию о вещественном мире, принятую посредством тела, т.е. пятью чувствами, данными телу для восприятия мира. Обработав эту информацию через воображение, память и способность рассуждать, душа руководит телом для произведения какого-то действия.

Информация-впечатление от работы души и тела входит в сердце (внутреннюю жизнь человека) и уже память сердца хранит эти впечатления-чувства.

 

156. Насколько в умственной силе души присутствует информация в виде образов о мире видимом и о мире духовном, настолько человек и способен воспринимать тот или иной мир, а т.к. человек живет в видимом, вещественном мире, то и большинство образов у него будут таковыми.

 

157. Теперь рассмотрим деятельность умственной силы души в предмете веры.

По созданию, человеку присуще через воображение и память запечатлеть образ Бога и Его Мира посредством Писания и изображений Бога, а через мысль, которая и является внутренним словом, возносить молитву к Господу, рассудку - по способности мыслить, получать познания Мира Божественного.

Услышанная информация о Боге, о спасении, о смерти, о душе, т.е. духовные понятия, тоже являются образами. Запомнив, человек руководствуется ими в познании Бога. Но Бог невидим и неощутим физически, и человек полностью воспринять Его как понятного и близкого не может по-своему образу бытия.

Вот и даны человеку иконы как образы Бога, чтобы облегчить его восприятие через ум, как видимого глазами. Так же и богослужение с молитвами вслух, дано для той же слышимой информации, чтобы приучить ум воспринимать элементы духовного мира.

В самой Церкви и в ее таинствах заложены все образы Бога для восприятия духовных образов посредством 5 чувств.

 

158. Воцерковленный человек, приходя в храм, чувствует себя уютно и спокойно, т.к. воспринимает его как родное место. Ум привык воспринимать духовный мир через образы Бога как видимые, слышимые и т.п.

Насколько в твоем уме собралось образов от увиденного, услышанного, прочитанного о Боге, настолько он уже и способен воспринимать Бога.

Но и эта привычка ума к восприятию духовного не является еще истинно духовным миром. Это подспорье к восприятию Бога и Его Мира, а не сам Мир Божий.

 

О рассудительности

 

159. Очень значимой в действии души является мотивация, т.е. почему человек что-то делает. Так, это может быть для потребностей (т.е. удовлетворение естественных потребностей), для услаждения (т.е. получение приятных ощущений) и для пользы (чаще это по принуждению к правильному действию и приобретению добродетелей). Например, пост должен приводить в порядок все эти мотивы – устранение от себя приятных привычек и ощущений, которые человек приобретает в течение жизни, это касается и питания, и действия страстей. Вместе с устранением услаждений, сам прием пищи или режим жизни не упраздняются, т.к. являются естественными потребностями организма. И третий мотив - принуждение себя для восстановления естества, что является полезным как для души, так и тела.

Первый мотив – естественный процесс, вложенный Богом при создании.

Второй мотив человеческих действий – изобретение врага, как потакание своей воле.

Третий мотив – механизм борьбы с грехом, как сдерживание себя в выборе между добром и злом.

 

160. Знания человеческие как жить и поступать в различных ситуациях, строятся на трех основаниях: способности человека наблюдать и делать выводы (это и чтение, и жизненный опыт свой и других, и сама наблюдательность); пытливости ума (желание познать истину, обучение, только в этом, задавай себе чаще вопрос – ради чего и кого); и ведение (это и заповеди Божьи, и мысли озаряющие, и голос совести, как внутреннее знание).

Все эти основания даны каждому человеку, но каждый использует их по своему настрою сердца. Если в сердце страсти властвуют, то и знание формируется под их воздействием. Чем больше человек очищается, тем меньше он руководствуется первыми, а более - последним.

 

161. Задавайте себе чаще вопрос - почему я что-то делаю, во имя кого или чего? Сначала вы можете не найти ответа, все у вас неопределенно – делаю так, не знаю почему. Это состояние губительно для души, оно не дает ясности и похоже на туман, как будто бы и не темно, но и не светло.

Чтобы избежать этого состояния безразличия и неопределенности, решите, ради чего вы в христианстве, кто для вас Бог, и чего вы ждете от Него? Заставляйте себя каждый раз определять – ради кого вы что-то делаете - ради Бога, или ради себя. Чем больше у вас будет правдивых ответов – ради Бога, тем ближе вы будете к Нему.

 

162. Если это образы духовного плана, то для этого у рассудка мало информации, т.к. эти образы невидимы и неощутимы. Т.е., рассудок, по своей привычке, старается применить образ к реальному человеческому действию и не может рассудить, что это за образ и как его применить. Рассудок - это генератор информации, а материала и опыта у него мало в этой области и он не справляется с решением духовного вопроса. И остается человек с сомнениями в вере, с заблуждениями или только с набором понятий, которые остались в памяти. Т.е. человек заходит в определенный тупик в познании Бога, и многие так и остаются на этом этапе неопределенности, т.к. рассудок не дошел до познания, и в человеке нет четкой определенности, отсюда порождаются его личные мнения и предположения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: