Ты – раб неведения, ты – раб своих привычек, ты – раб общественного мнения, ты - раб вещей, и этот список можно продолжать. В этот момент у тебя может возникнуть вопрос - а раб Божий – это не рабство? Посмотри правде в глаза: ты не можешь быть властелином, как бы ты не хотел и не представлял себе, что если ты «хозяин жизни», ты «стоишь у руля» - то ты не раб.
А еще бывают добрые и злые хозяева, и если ты не находишься в услужении у доброго, то ты - у злого, даже если ты этого и не хочешь. Так неужели, ты и будешь продолжать наблюдать за внешним, а внутреннее пусть погибает? Погибают твоя душа и сердце, то, самое дорогое, что тебе дано, – твой внутренний мир.
Одних темный отвлекает на познание чего угодно, только не себя, а других ослепляет собственным «я».
80. Часто человек боится признаться честно самому себе во всем, что он чувствует по отдельности. Как только начинает думать о своих недостатках, ошибках – сразу же приходит то ли страх увидеть реально себя, то ли отговорка – что я копаюсь в себе, то ли простая лень.
В первом случае страх увидеть себя и ужаснуться, отчаяться в себе. Но ведь это никуда не уйдет само, оно так и будет находиться в тебе и убивать тебя.
А во втором случае – когда-то «самокопание» уже привело тебя в такой ужас, и ты почувствовал себя очень слабым и беззащитным (а тебе ведь нравится казаться сильным). Ты не хочешь напоминать этого о себе – вот и не буду копаться.
И где-то в глубине сердца тебе что-то подсказывает, что после переоценки себя и своей жизни тебе надо будет изменить твой стиль жизни и себя. Но ты так уже «прирос» ко всему этому, и не хочется с этим расстаться.
Это все происки «темного». Как только он увидел, что ему грозит опасность потерять твою душу, он сразу же нашептывает тебе все эти слова. А ты по своему незнанию их повторяешь. Так ты и продолжаешь жить, и постепенно твоя душа умирает.
|
81. Это как на карусели, когда кружишься в одну сторону (причем сидя спиной), то тебе становится плохо и тебе надо сначала остановиться, чтобы начать кружиться в другую сторону. Так и вы едете по этому кругу спиной – вам плохо и неудобно, но все так едут. Одни так и продолжают крутиться, т.к. не хотят что-то изменить, они уже привыкли, и некоторым это уже даже нравится или, вообще, не ощущают неудобств.
А тем, кому не нравится и плохо себя чувствуют оттого, что они видят как бы перевернутый мир со спины, те должны остановиться, чтобы потом начать движение лицом. Попробуй на карусели ехать спиной и тут же изменить направление – ничего не получится, и еще и получишь отрицательные ощущения.
И вот эта остановка и является переоценкой своей жизни, после которой следует движение лицом – к Богу.
Поймите, что вера в Бога и исполнение Его заповедей – это единственно правильное направление вашей жизни, а не обязанность, которой она вам кажется, когда вы кружитесь в другую сторону.
82. Одни – на пути падения с затуманенным разумом, другие – на пути ветхого человека, стараясь исполнять заповеди Ветхого Завета, третьи – на пути нового человека, учась заповедям Нового Завета, четвертые же – уже здесь извещены, что они в Царствии Небесном! Ты, на каком пути?
83. Правду не хотят люди о себе знать. Они боятся выглядеть в своих глазах и в глазах других грешниками, и пока человек будет находиться в этом состоянии, до тех пор и будет он предаваться греху. Многие лукавят в уме, когда произносят ''я - грешник'' для показания ложного смирения перед другими, а в себе произносят, ''по сравнению с другими, я святой'', - это уже даже не молитва фарисея.
|
Путь к Господу только тогда и начинается, когда, сознающие себя грешными, не просто говорят эти слова, а когда говорит их сердце об этом.
84. Ты – Счастье мое, а я – боль Твоя! Ты – Надежда моя, а я – позор и стыд Твой! Ты – Радость моя, а я – печаль Твоя! Ты – Любовь моя, а я – пустота Твоя! Ты – Бог мой, а я – предатель Твой!
Ты простишь меня, Господи! Правда же, Ты простишь меня?! Если бы не было Твоего прощения, не встала бы никогда заново. Лежала бы в грехах своих и погрязла бы в болоте греховном, пока бы не пришла смерть вечная и не забрала меня. Ты же, Господи, сказал: ''Прощаются тебе грехи твои''. Только эти слова дают силу восстать и идти дальше, Прощение мое! Прости меня, Спасение мое!
85. Наблюдая и замечая причины собственных падений, человек сможет не только познать природу их, но и понять другого, который также как и он подпадает под зло. Итак, он уже не может судить другого, ибо в начале ему придется вынести суд над собой. И если этот суд будет справедливым, то не сможет человек осудить другого, т.к. истинно поймет причину падений.
86. Тот, кто видит глубину своего падения и скорбит о нем, и, читая или говоря о страстях, видит все в себе, не думая о других, тому это помогает еще более сокрушиться в надежде на свое «я», и возопить ко Богу о спасении своем.
|
Тот же, кто не смотрит в глубь себя, лукаво прикрываясь исполнением видимых дел веры, и видит все не в себе, а в других, того враг уводит от познания себя, как падшего, и возводит его, как «восставшего».
87. Господь спасает души тех христиан, которые научились различать где добро и зло.
Одни доходят только до уровня распознания во внешних делах, и они больше подвержены падениям. По различным причинам, известным только Господу, они не достигают распознания добра и зла на мысленном уровне. Они имели стремление исполнять заповеди, но по немощи своей не смогли подняться выше. И грех тому, кто мог, а прикрылся немощью.
Те же, кто научился первому (т.е. строго исполняли заповеди видимого действия), те часто и преуспевают во втором (в возрастании внутреннего человека, т.е. в очищении сердца).
Те же, которые даже не пытались исполнять заповеди Божии, т.е. не захотели познать добро и зло и, тем самым, сделать свой выбор, не могут спастись.
88. Любовь к Богу приходит через осознание своей неспособности жить без Христа! Сокрушение о сделанных грехах и осознание прощения – это первый этап к Любви. Желание и старание не оскорбить Бога теми же грехами – это второй шаг к принятию Любви. А третий шаг – это уже осмысленная борьба с собой и темными, через внимание к себе.
Многие не доходят и до первого этапа, через непонимание греха и не выявление его в себе. Это происходит по причине малой веры в людях, и по привычке к такому способу жизни. Вот почему нет такой веры с любовью, люди не доходят до сокрушения о грехах, они как бы и исповедуются, но по привычке, может и правда, что будет Суд – вера сейчас лукавая и часто мнимая. Она воспринимается умом и им же и живет.
А ум современного человека занят всем и ничем, там есть вера новостям, гаданиям, приметам и много чему еще, и вера в Бога стоит в этом же ряду. Мало таких, которые искренне верят в Меня. Для них Дух Святой – это удел совершенных Святых в древние времена. Вера как бы половинчатая – в Две Ипостаси еще верят, а в Духа Святого – с сомнением.
89. Стыдно мне, Господи, стыдно мне!
Как же имея ум, способный творить и познавать, разрушаю себя и делаюсь безумным?
Как же имея великую силу – свободу воли своей, выбираю зло, отворачиваясь от добра?
Как же зная, что милуешь меня каждую секунду жизни моей, чувствуя любовь Твою ко мне, грешу, нанося раны Тебе?
Стыдно мне, Господи, стыдно мне!
Что же я такое, Господи? Я – тело, просто тело, которое чувствует боль свою, исполняет приземленные желания свои, любит услаждения свои. А где же главная сущность моя? Что же с душой моей? Телу служит. Что же с духом моим? Угашен, душе подчиняясь. Что же в сердце моем? Зло врага с согласия моего.
Стыдно мне, Господи, стыдно мне!
Умоляю, не отойди от меня, не гнушайся нечистотами моими! Очищай меня, Господи, не взирая на безумства мои, не слушая злую волю мою, прощая нелюбовь к Тебе!
Стыдно мне, Господи, стыдно мне!
90. Когда человек осознает, что связан по рукам и ногам, что он слеп и глух, и остановился в своем восхождении к Богу, то и за это нужно всегда благодарить Бога, что Он дал это увидеть, что дал то тягостное чувство оставленности Богом. Оно и является тем стимулом в борьбе за очищение души.
Все, кому помогал Иисус, звали Его, значит их желание исцелиться было искренним. Иногда они звали со страхом, иногда с дерзостью, иногда со смирением и любовью. Но не останавливались, они желали, делали свой выбор, с решительностью заставляли себя делать шаг навстречу Ему, или шли за Ним.
Проследи, как действовали люди, желающие исцелиться. Ты такой же больной, нуждающийся во враче, так разреши Врачу применить нужное лечение, и пусть оно иногда горькое, но оно исцелит тебя.
91. Блуждаю я без Света Твоего в потемках мудрования мирского.
Блуждаю я, исполняя волю врага моего, прикрывшегося развращенной волей моей.
Блуждаю я, не чувствуя Тебя, по черствости сердца своего.
Блуждаю я, по увлеченности собою и людьми, забывая о Тебе.
Приди ко мне, Путь жизни моей, возьми меня за руку и введи меня в Мир Твой!
92. Один человек в своей вере ищет благодати, второй – славы, а иной и сам не знает чего, по черствости сердца своего. Вот и приходится их испытывать, чтобы пробудить их, чтобы дать возможность войти им в жизнь вечную. Но они всячески упираются, и им легче по привычке служить врагу. Никто из них не хочет бороться с собой и врагом, все очень заняты своим «я» и ублажают его.
Спасибо Тебе, Господи, что Ты нас еще терпишь и милуешь! Прости нас, не по злобе своей, а по неведению и пленению служим врагу. Прости нас!
93. Когда человек говорит и чувствует, что он все понимает, но сделать ничего с собой не может, и это вводит в его состояние отчаяния и пустоты, то это говорит о его малодушии и самолюбии, гордости и тщеславии. Подобные ощущения свойственны новоначальному христианину, который не познал Бога. Такое состояние признак того, что человек надеется только на себя и не вверил себя Богу, он находится в роли божка, придуманного своим же самомнением.
Если такой человек думает о Боге, он может открыто противиться Богу, может под страхом Силы Божьей роптать на немилость Бога, потому что ему тяжело, или искать оправдания у Бога о своей немощи. Первое противление происходит от великого падения по гордости, и это уже вызов Богу – это пример денницы. Второе, в своей несостоятельности человек старается обвинить врага, а значит и Бога, что допустил такое – это пример Евы. Третье, оправдывая себя, лукавит, т.к. знает и о свободе выбора, и о милосердии Божием – это пример Адама.
И такому человеку предстоит долгий путь познания Бога и себя. И не по вине Божией, а по собственной мере черствости и самолюбия. Его внутреннее страстное противление (даже самому человеку не понятно чему) всегда будет уязвляться своим же самолюбием и гордостью, потому что любое противление добру и любви (которые даны ему при создании) означает зло и ненависть, и это несет саморазрушение.
Если же человек воспринимает свою немощь с упованием на Бога, произнося – я не могу, Бог может!, то это несет надежду и смирение. Такой человек, осознав свою несостоятельность, не стыдится ее, а радуется, что есть Бог, который его, такое ничтожное существо, любит, и это осознание выражается в радости и благодарности. Такой человек никогда не ропщет и не обвиняет ни в чем Бога, потому что осознание того, что его любит Сам Бог, приводит его в восторг, он все меньше и меньше думает о себе, все его мысли о Боге, все его желания для Бога, вся его любовь к Богу.
94. Я – смерть в себе самом. Я – тело временное, со смертью своей и я умру. Мысли и слова мои о себе, желания мои о теле, люблю себя, и все это будет похоронено с хозяином моим.
Почему не кричу себе: я – жизнь вечная в Тебе, Господи?! Мысли и слова мои о Тебе, желания мои о Тебе, любовь моя к Тебе, и все это будет жить в вечности, ибо Ты вечен, Любовь моя!
Оживи меня, Господи, Тобою!
95. Часто человек исполняет законы благочестия только исполнением видимых поступков, что отвлекает его от исполнения закона любви.
Путь к совершенству указан Господом Иисусом в Нагорной проповеди, где идет сравнение заповедей, данных ветхому человеку, и предложение заповедей новому.
Очищение происходит и по заповедям Старого Завета – внешнее исполнение дел по страху, оно тоже угодно Богу и ведет к Нему. Но сверх того – исполнение дел внешних по внутренней необходимости, по велению сердца, т.е. когда человек не может поступить не в угождение Богу. Тот же, кто очистит душу и тем самым сердце, восстановит силу духа, и кто осознает, что не он это сотворил, а Бог по Своей любви, тот и становится совершенным, и этот путь самый угодный Богу.
96. Что я без Тебя?
Ты – моя Надежда, а я – отчаяние смертельное.
Ты – моя Крепость, а я – руина невосстанавливаемая.
Ты – мое Мужество, а я – «сила» немощная.
Укрепи дух мой, подай ему силу, поддержи меня! Что я без Тебя?
97. Путь к новому человеку невозможен без Адамова падения и преобразования ветхого человека в новое создание Божие. Адам предал Бога своим недоверием и непослушанием, но не Бог был оскорблен, а сам человек; не Бог потерял Благодать; не Бог потерял жизнь вечную; не Бог потерял созидающую силу естества, а человек. Это он обрек себя на скорби, а Бог по любви Своей спасает человека, оскорбленного врагом.
В заповедях Бог говорит о любви к человеку, потому что, научившись думать и жить в угоду не себе – страстному, а все делать для пользы другого, пренебрегая своими желаниями, чувствами, человек учится убивать свои страсти. Не имея силу воли не оскорблять себя своими страстями (т.к. они «уговорят» его подчиниться себе), человек через другого может научиться не поддаваться своим страстям.
Любое действие, направленное не на себя, по заповеди: не ищи пользы своей – несет силу и себе и другому, т.к. оно совершается ради кого-то. Враг же действует по своему безумию ради себя, и его убивает «польза другого». Если ветхий человек научится исполнять заповеди по отношению к человеку по причине того, что так велит Господь, который является Создателем его, то и перейдет он из ветхого оскорбленного состояния образа Божия, в состояние нового человека, уподобившись Христу в своих действиях по отношению и к людям и к Богу – Отцу.
Увидев падение «своего Адама», пройдя путь ветхого человека, научившись послушанию как раб Божий, пойдешь затем свободный по пути Христовом, соделавшись сыном!
98. Если переборите в себе свои ветхие представления и суждения, Истина будет и дальше в вас проникать и созидать нового человека, если же поддадитесь им, так и останетесь ветхими с услужением «темному».
99. Всегда должно помнить, что на престоле сердца должен сидеть Бог, а не ты и никто другой. Если займешь место Бога, низвергнут будешь как денница и участь его повторишь.
Когда соблазняешься на грех, помни, что тебе уготовано Царствие Небесное, и сейчас, совершив его, ты потеряешь возможность войти в Него, и путь твой может в этот миг закончиться.
Когда же добродетель исполняешь, помни, что ты недостоин по грехам твоим, войти в Царствие Небесное, и путь твой еще не пройден.
100. Во время познания Бога и самого себя, человек спотыкается по причине своего малодушия и слабости веры, падает под вражеским натиском в противостоянии страстным порывам. Но только уверенность в том, что Господь все знает, милует, помогает и находится каждую секунду с человеком, дает силы подниматься. Сокрушенный плачь о своем ничтожестве, о своем предательстве по причине подчинения врагу своими страстями, с надеждой и внутренним знанием о прощении, позволяет идти дальше с большим рвением, с чувством ненависти к врагу и к себе, и еще с большей благодарностью и любовью к Богу.
101. Ты дал мне познать Тебя! Вместе с познанием этим я познала и себя как творение Твое - Ты возвеличил меня познанием о Тебе и воскресил меня. Ты смирил меня как творение Твое - свергнул меня в мудрованиях моих, была значимость мира и себя в нем, умерла она!
Познав Тебя, я перестала существовать! Твой Мир стал жизнью моей!
К служителям.
102. Горькая ошибка священников в том, что они не отождествляют себя даже с теми людьми, которые стоят пред ними в храме. Их самомнение о себе как о служителях поднимает их в своих глазах. И забывают о том, что Я поставил их служить Мне, а значит и детям Моим! Забывают они, что Первосвященник Иисус, быв безгрешным, страдал за народ Свой! Так как ты, служитель Мой, будучи сам грешен вдвойне - и предо Мною, и перед народом Моим – мнишь себя выше приходящего в храм Мой?! И храм не твой, и служишь не ты, и не ты спасаешь, и не ты отец детям Моим, и не ты себя в жертву приносишь, и не свои молитвы возносишь Мне! Ты служить должен каждому любовью к нему, плачем о нем, скрытыми подвигами телесными и душевными, принося самолюбие в жертву за чад своих. Вот истинное служение Мне!
Ты же будучи сам грешен более чем исповедующийся тебе, остаешься спокоен о грехах своих, сравнивая их с людьми мирскими. Ты же должен смотреть не на грехи их, а плакать о них и приносить молитвы пламенные. Ты же должен смотреть на Меня и плакать о себе, оправдывая других детей Моих в падениях их! Вот истинное служение мне!
Где благоговение ваше предо Мною? Где сокрушение о недостойности служить Мне? Где слезы и молитвы ваши о себе и о народе Моем? Где жертва ваша?
На Милость Мою уповаете, самооправдываясь ею? Не будет вам Милости по лукавству вашему! Вы, фарисеи и книжники, которые распяли Меня! Покайтесь, восплачьте, восстаньте и будьте служителями Мне, а не предателями и распинателями Моими!
103. Те знания и понятия, которые были приобретены ими как служителями, верны. Но как для души, они не восприняли их до конца сердцем, по причине усвоения большой информации, которая была выше их человеческого понимания на тот момент. Они стремились возвыситься, по причине вхождения в круг священнический, но остановились в духовном развитии как личность. Это породило черствость сердца – нет сокрушения, нет любви, нет надежды, нет благодарности.
Служителю надо заняться собой как неокрепшей душой. Мало знать, надо чувствовать, а от чувствования возгорится сердце. Вот эта несовместимость внутреннего мира и видимого образа служителя, не дает ему стать на путь Истинного познания Бога.
104. Все, что в мире Божием воспринимается по расположению сердца твоего!
Не прикрывайся строгостью веры Христианской, не она строга, а ты черств сердцем, не умеющем любить Бога и человека! Как же просишь помиловать Тебя, если сам остаешься грозным для других?! Если бы Я поразил тебя по строгости и справедливости, то не прожил бы ты и дня единого! Научись быть милостивым к чадам твоим, чтобы быть достойным получать Мои милости!
105. Не ставьте акцент на внешних познаниях веры, а обратитесь к внутренним познаниям себя. Знают же Мои служители, как подвержены люди греху, и что служат они тем врагу, слышат же на исповедях о болезнях душ, так почему не врачуют и не рассказывают людям правду о них самих? Обратитесь к внутреннему воспитанию человека – вы на это поставлены, а не на отвлечение душ от внимания к себе.
О борьбе
106. Все Евангелие говорит о том, что кто познает Меня и примет, будет спасен. Эта уверенность в истинности этих слов и является надеждой для человека.
Познание же заключается не только просто в вере, что Иисус – Бог, а и в уподоблении Ему всей своей жизнью. Это и приобретение добродетелей, и очищение от страстей, это и жизнь по заповедям Господа, и отречение от зла, это и жертва своего самолюбия ради Бога.
Враг предложил людям помимо желания жить по воле своей и внутреннее лукавство, которое выражается во внутренней пассивности в борьбе со страстями.
Т.к. грех происходит через страсть, которая владеет человеком, то и будет он продолжать грешить, пока не перестанет любить страсть. Обычно он этого не понимает, т.к. находится во власти у «темного» и это не позволяет ему увидеть истину.
107. Действие страстей – это стремление различных злобных духов исказить образ и подобие Божие. Тот, кто не живет по заповедям, т.е. не действует по добру (добродетельно), открывает возможность искушаться духами тьмы.
Любая добродетель имеет противоположную страсть, а т.к. добродетель – это уподобление жизни по воле Божией в желании нести добро в мир, и по причине отсутствия в человеке какой-либо ее, она заменяется вражьим духом страстью. Т.е. качества, которые даны при создании, не исчезают, они существуют всегда в человеке. Только под действием свободного произволения человека они могут служить добру или злу. Так, если нет любви – есть нелюбовь или ненависть, нет покоя – есть тревога, нет любви к Богу – есть любовь к кому-то или чему-то, нет решительности в действии – есть лень, нет ясного ума – есть его помутнение.
108. Только когда приходят ненависть и гнев на страсть по причине желания угождать Господу, а не врагу, только тогда начинается очищение. Господь подает помощь, когда Он видит сокрушение о грехе, и что человек от этого страдает, а пока человек упивается (т.е. лелеет в себе страсть), Господь и оставляет его с ней.
109. Господи! Отрекаюсь от любых страстных образов прошлой жизни моей, от любых желаний самоуслаждающих!
Если их восстанавливает память моя – сотри Своею мощью все из памяти моей, чтобы не позорить образ Твой!
Если враг навевает нечистоту эту – сокруши их силою Своею и изгони их вовек, чтобы не приблизились ко мне, опаляясь Светом Твоим!
110. Не очень-то увлекайся тем, чтобы думать, что во всем виноват «темный», что все – это его происки. Знай, что виноват ты сам, если бы в тебе не было страстей или сочувствия к ним, то Господь бы не попускал «темному» тебя искушать. «В искушениях никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак. 1,13-14).
Тем, что ты реагируешь на происки «темного» и увлекаешься его внушениями, тебе дается знак, что в тебе есть повод к искушению. Если тебе предлагают что-то, что ты не любишь, то ты легко и отказываешься от этого, оно тебя не влечет и ты никогда не жалеешь о том, что не взял, а еще и испытываешь неприязнь. Вот так же и со страстью, если она тебе не близка или она слаба в тебе, то ты и не подпадаешь под соблазн и легко из него выходишь. Ты должен не упиваться ею, а знать и реально увидеть в себе эту страсть. А Писание и учение Св. отцов помогут тебе найти способ борьбы.
111. «Темным» попускается нападать для укрепления вас. Как говорится в Писании, только будучи испытан, человек будет достоин пребывать в Царствии Небесном.
А сейчас очень много таких христиан, на которых враги уже и не налетают, потому что те в рабстве у них, но об этом даже не подозревают.
112. Как в физическом развитии человек проходит три возрастных этапа: ребенок, юноша, взрослый человек, так и в духовном плане жизнь человека состоит тоже из следующих этапов: обращение души к вере в Бога (ребенок), очищение души (юноша) и становление духа (взрослый).
Часто человек останавливается на первом этапе и, получив веру от Бога, самоустраняется от очищения себя, малодушествуя или вообще отрицая борьбу души со своими страстями. Без второго же невозможно возрождение духа.
113. Борьба заключается в восстановлении естественных предназначений сил души – ума, как управителя мыслями, воли, как управителя желаний и силы любви, как управителя чувств, и основною целью их проявления должен быть Владыка и Создатель. Эти стороны даны душе для того, чтобы служить Ему, а не себе и врагу. Вот насколько в человеке восстановлены эти функции, настолько он и совершенствуется.
114. Спасение невозможно без изменения человеческой души, т.е. восстановления естественных функций от создания. Оно невозможно без воли желающего спастись и без его трудов. И борьба со страстями это труд, за который Господь дарит спасение.
Сравни значение слова «спастись» в мирском плане, это означает, что человек попал в беду, допустим тонет. Желая спасти свою жизнь, он сопротивляется, барахтается, а не просто уходит под воду, т.е. он борется в меру своих сил. И в это время, зная, что самому спастись невозможно, он зовет кого-то на помощь, и уже при чьей-то помощи выходит из беды.
А как вы спасаетесь? Тонете, погрязаете в страстях, некоторые пытаются сопротивляться, а некоторые и просто идут сразу под воду (даже не пытаются бороться). Но ведь знаете, что самому не спастись, нужна помощь Бога, и ваш зов должен быть зовом, а не бормотанием молитв. Некоторые и не молятся, а сами пытаются спастись. И молитва должна быть с сердечным призывом, с надеждой, а то зачастую и самому человеку не понятно, хочет человек спастись или хочет утонуть.
115. Не имея внутренней борьбы или уходя от нее, человек подпадает под мнимый покой, он находится во власти «темного», и этот покой – самоуслаждение бездействием, и в результате происходит полное расслабление всех сторон души. Такой человек уже не способен различить - где зло, а где добро во внутреннем своем мире, и сделать свой выбор.
116. Учитель мой! Создатель мой! Утешитель мой! Ты дал мне познать два вида покоя: «покой» в себе и покой в Тебе!
Первый «покой» души моей, живущей в услаждениях страстями своими. Он пьянящий и усыпляющий, он делает слепым и глухим, он самооправдывается моими немощами и малыми силами. Он ведет меня в пропасть, нашептывая: «ты веришь в Бога, а значит, уже спасен, ты не знаешь Бога, но Его невозможно познать. Ты – несешь в себе грех, который был в тебе, а, значит, что ты можешь сделать?» Этот покой – смерть для души моей, даже если она думает, что это – жизнь.
Второй покой - духа моего, который знает тишину и радость Благодати, который уверенно и спокойно идет к Богу, который, падая, поднимается, надеясь на Милость и Любовь Божию. Покой, который дает силы бороться, который убивает страстные волнения, покой, который очищает меня. Этот покой – жизнь вечная в Боге с Верой, Надеждой и Любовью к Богу!
117. Состояние бездействия в деле борьбы со страстями убивает не страсти, а душу. Это тоже уловка «темного».
Идет человек по пустыне, плохо ему. И оказывается на берегу реки, а на той стороне те места, которые он желал и ждал. И лодка с веслами стоит, надо только сесть и переплыть. Садится человек и, по своей привычке к бездействию, ждет, когда лодка сама принесет к желанному берегу.
Ветерок помогает ему, но сам он не работает веслами, и его то прибивает назад к берегу, то носит по реке. И не понимает, что уже сев, нужно попробовать поработать веслами, пусть из последних сил, пусть неумело, но это будет лучше, чем сидеть и ждать, а может сама доплывет.
118. Человек, не борющийся со страстями, подобен Еве, которая без рассуждения - где зло, а где добро, не попыталась сопротивляться и отдала себя злу.
119. Если враг не является твоим противником, и ты не борешься с ним, или ты не замечаешь его, не зная его, то ты являешься другом или куклой его.
Если же ты борешься с ним и узнаёшь его, то ты – воин Христов!
120. Человек, который знает о своих страстях и не борется с ними и, имея одну маленькую добродетель, успокаивается - напоминает слугу, которому Господь подарил возможность в этой жизни очиститься от своих худых дел и собрать богатство для будущей жизни. После смерти приходит такой человек к Престолу Божиему и кладет к Его ногам тяжеленный мешок, полный его неправды и страстей, который он носил на своих плечах всю свою жизнь и по своему нерадению и малодушию уже сросся с ним. А мешочек с добродетелями мал. И вот кладет он эти мешки пред Господом и говорит ему Господь: «А с чем ты пришел? зачем ты, раб неверный, принес свой позор сюда? Я тебе заповедал освободиться от него в мире, а ты его еще больше нагрузил. Вот и неси его к тому, кто этому хозяин - «темному».
Т.е., если у человека уже мешок страстей, то горе ему из-за его лености, малодушия и нежелания, потому что все происходит сообразно с волей человека. Если человек искренне захочет от этого избавиться и начнет трудиться, то Господь освободит его от этого груза.
Страсти можно увидеть только через труд над собой, и нужно иметь большое желание распознать их. Если бы люди внимали (т.е. верили без сомнения и исполняли) тому, что говорится в словах Писания, молитвословах, учениях Св. отцов, а не просто читали, то и достигли бы многого, а кто мало трудится над собой, тому мало и дается.
Многие ответят: так я всегда и молился, я ведь боролся, я делал как Св. отцы говорили – замолчите и не говорите так. Тем самым, вы как бы произносите: я – такой послушный, я – такой мудрый, а Господь не благ ко мне и не помогал. Вот самый ваш большой грех – гордость и недоверие к Богу. Ваше «я» затмило ваш ум, вы не уповали на Господа в своей жизни (вам это только казалось). Значит, делали не так как угодно Господу, пошли не по тому пути: «но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце, называя себя мудрыми, обезумели» (Рим.1, 21-22). А ведь Господь благ и ведет к Себе через любое, даже маленькое ваше старание, Он всегда изыскивает возможность вам помочь и спасти.