В рамках учебного процесса для организации дискуссии педагогу следует выбирать ее разновидность, опираясь на такие важные аспекты, как цели и задачи этапа обучения, уровень автоматизации речевых и языковых навыков учеников, их интересы, эрудиция, кругозор и наличие представления о правилах ведения дискуссии на родном языке [Абаева, 2016, с.719].
Традиционно дискуссия строится согласно трем стадиям.
Первая стадия – экспозиция. На данном этапе ведущий должен побудить к разговору участников обсуждения. Для этого во вступительном слове он обозначает проблему либо излагает материал для обсуждения. Основой для будущей дискуссии могут выступать краткое сообщение, фото или видеосюжет, цитата, афоризм, эпизод из текста, факт и многое другое.
Экспозиции могут быть различными и варьироваться по степени выраженности проблематики. Итак, различают:
1. Экспозицию с выраженной проблематикой. В данном случае учащимся представляется четко сформулированная информация, описывающая проблему, которая легко вычленяется из контекста.
2. Экспозицию с невыраженной проблематикой. В данном случае учащимся предлагается материал, из которого в результате активной мыслительной деятельности они вычленяют проблематику. При этом педагог не заостряет внимание на каких-либо аспектах, которые должны лечь в основу будущей дискуссии. Напротив, учащиеся осуществляют поиск и познавательную деятельность самостоятельно.
3. Экспозицию с заданной проблематикой, но невыраженным материалом. В данном случае учащимся предоставляется тема дискуссии, тогда как сам материал они должны подготовить сами. В качестве опоры могут выступать факты, собственный опыт, примеры из собственной жизни, жизни других людей или истории.
|
Чем лучше подобрана экспозиция, чем интереснее установленная тема или вопрос, тем сильнее речевой стимул. Преимущество дискуссии как средства формирования речевых навыков состоит в естественности характера проистекающей в дальнейшем речи.
В данном случае можно убедиться, что в учебной дискуссии реализуются все основные принципы коммуникативного подхода в обучении иностранному языку:
‒ индивидуализации;
‒ речемыслительной;
‒ активности;
‒ ситуативности;
‒ новизны;
‒ функциональности [Пассов, 1991, с.41].
Вторая стадия – процесс дискутирования. На этом этапе начинается публичное обсуждение. Ведущий предоставляет каждому из участников дискуссии возможность в коротком выступлении выразить свою точку зрения. После этого идет обсуждение предложенных позиций.
Чтобы задать верное направление дискуссии и поддерживать речевой стимул, ведущему необходимо периодически формулировать и ставить перед учащимися вопросы, которые помогут им развернуть речемыслительный процесс в нужную сторону. Вызванный вопросами отклик позволяет ведущему контролировать течение дискуссии, при этом сохраняя такие ее важные для учебного процесса черты, как проблемность, логичность, связность и направленность на конструктивное достижение результата.
Если в сложившейся дискуссии назревает конфликт мнений, ведущему следует задать проблемный вопрос, основой которого как раз-таки выступает спорность того или иного факта. Таки образом он мотивирует учащихся искать аргументы в пользу своей точки зрения или принятия точки зрения оппонента. Вместе с тем сглаживается напряженность и конфликтность ситуации, коммуникация вновь принимает конструктивное положительно заряженное направление.
|
Третья и заключительная стадия ‒ подведение итогов. К этому моменту участниками дискуссии собирается обширное количество аргументов и контраргументов, формируются точки соприкосновения взглядов и противоположности во мнениях, вместе с тем они приходят к общим результатам. Ведущий дает каждому из участников возможность произнести заключительное слово, выступает сам и, в завершение учебного процесса, благодарит участников дискуссии [Граудина, 1996, с.273].
Выводы по первой главе
1. Речевой навык представляет речевое действие, достигшее автоматизма, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию;
2. В функции развитого речевого навыка входят установление контакта, обозначение, сообщение, выражение и воздействие с целью побуждения к действию;
3. Речевые навыки различаются в зависимости от вида речевой деятельности и делятся на рецептивные и продуктивные, каждый из которых имеет свою специфику формирования;
4. Дискуссионные формы обучения используются для реализации иноязычных знаний, умений и навыков учащихся в условиях всестороннего коллективного рассмотрения сложных проблем при наличии противоположности мнений;
5. Четкое формулирование темы будущей дискуссии, создание мотивации к обсуждению (определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т.д.), установление регламента ее проведения, обеспечение возможности высказывания для каждого, поддержка и стимулирование работы наименее активных участников с помощью вопросов, выработка согласованного мнения и принятие группового решения являются основополагающими критериями эффективной работы на уроке с использованием данной технологии.