Разработка подготовительных упражнений к дискуссии как средству формирования речевых навыков иноязычного общения




Дискуссия как методическое средство формирования речевых навыков на уроках иностранного языка хотя и не является новым явлением, однако требует внимательного отношения к процессу организации учебного процесса со стороны педагога.

В процессе реализации дискуссии на уроках нередко преподавателям приходится сталкиваться со следующими проблемами:

1. Недостаток у учащихся языковых средств, необходимых для понимания речи собеседников, работы с предложенным материалом или формирования собственного высказывания.

2. Краткость высказываний и их малая информационная насыщенность, отсутствие развернутости мысли, наличия логико-структурных связок, следственно-причинных взаимосвязей в речи.

3. Проблемы в области аргументации, восприятия контраргументов как приемлемой формы существования противоположного мнения или точки зрения.

Все это говорит либо о несоответствии процесса подготовки и ведения дискуссии важнейшему методическому принципу посильности в обучении, либо о недостатках подготовительного преддискуссионного этапа, призванного снять языковые и неязыковые трудности у учащихся.

В данной связи особенно важную роль играют подготовительные упражнения, среди которых для оптимизации учебного процесса мы предлагаем следующие:

1. “ Make pairs and discuss, what problem is shown in the picture ”.

2. “ Make pairs and discuss what this quotation means and what problem it is dedicated to ”.

3. “ Choose the phrases/facts that are in favour of the idea. Explain your choice ”.

4. “ Choose the phrases/facts that are against the idea. Explain your choice ”.

5. “ Look at the phrases in your sheets. Choose those that are stereotypes. Explain your choice ”.

6. “ Let’s play “Bingo”. You need to match the facts. Mind the logical structure ”.

7. “ Look at the given words. One by one try to make sentences to the problem, mind the logical and causal interconnection. Develop the topic ”.

8. “ Let’s make an interview to the problem. In the end everyone should write an article on the base of the interview, connecting to the topic and ideas that were given ”.

9. “ Look at the cards. Try to make as many sentences with given words to the topic, as possible ”.

10. “ Look at the answers from the interview and the phrases, where different problems are formulated. Connect the matching parts to each other. Explain your choice ”.

11. “ Read the text about the problem between two characters. Make a dialogue, and think, what each of them could say ”.

12. “ Read the heading of the text. What is this text about? What pro and contra can you name for this topic?

13. “ Read the arguments, given in text, and complete it with your own ones ”.

14. “ Read the counter arguments, given in text, and complete it with your own ones ”.

15. “ Put the arguments in a range ascending/descending. Explain why one is harder than another one ”.

16. “ Put the counter arguments in a range ascending/descending. Explain why one is harder than another one ”.

17. “ Write the monologue to the topic, develop your point of view, use pro and contra, prove your final idea ”.

18. “ Make a table with two columns. Put the opposite ideas in the headlines of each column. From the left side make a column with characters’ names of the text. Fill the table with the arguments of each character in favour of one or another idea. Explain your choice ”.

19. “ Imagine that you are the character that supports the idea from this text. How can you express your point of view and prove that your point of view is rational ”.

20. “ Imagine that you are the character that is against the idea from this text. How can you express your point of view and prove that your point of view is irrational ”.

Как можно видеть, вышеприведенные упражнения призваны сформировать и развить дискутивные навыки. В то же время они полифункциональны, так как позволяют учащимся одновременно работать над пассивным и активным словарным запасом, развивать навыки адаптации лексики к окружающим лексическим единицам и комбинирования их при помощи грамматических средств, устанавливать в тексте тематические, смысловые и структурные отношения между словами и градационно более крупными синтаксическими единицами, выявлять наличие логичности, связности и последовательности выраженной вербально мысли.

Е. Талакина в своей работе, посвященной обучению английскому языку с использованием дискуссии, указывает на то, что в образовательном процессе, организованном таким образом, уместно использование на подготовительном этапе широкого спектра лексических упражнений [Талакина, 2018, с.4-25]. Они могут учитывать использование как текстовых, так и аудио- и визуальных опор. В данной связи можно предложить следующий комплекс упражнений:

1. “ Read the translation of the words. I'll give you the definition and you have to guess what the word it is ”.

2. “ I will give you a word, and you tell me which of the proposed new words are its synonyms and which are antonyms. On what basis are they opposite?

3. “ Complete the sentences with the given words ”.

4. “ Look at the given words. One should fill in the gap in the sentence. Find an odd one ”.

5. “ Look at the words. Which of them have positive meaning and which of them have negative meaning?

6. “ Make sentences with the given words to the topic. One of them should be an argument; one of them should be a counter argument ”.

7. “ Ask a question on topic, using given words ”.

8. “ Answer the question on topic, using given words ”.

9. “ Make a little dialogue on topic, using given words ”.

10. “ Read the sentence. Find a mistake. One word makes the sentence positive or negative. Guess in what case it changes the sense of the previously said thing ”.

Вместе с тем на подготовительном преддискуссионном этапе возможно использование упражнений, направленных на общее или детальное понимание опорного материала. К таким заданиям можно отнести следующие:

1. “ Listen to mini stories. I will tell you the facts, and your task is to answer whether it’s true or false. Explain your point of view ”.

2. “ Transform the text such way, that all the facts will be not positive, but negative. Mind the logical structure of the whole text ”.

3. “ Complete the text, using the words you have learned. Expand the idea, use your imagination ”.

4. “ Make 10 questions on topic of the text. What problems can we discuss?

5. “ Answer the questions to the text. Your answers should be detailed and informative ”.

6. “ Find the facts or statements in the text that are in favor of the idea. Explain your choice ”.

7. “ Find the facts or statements in the text that are against the idea. Explain your choice ”.

8. “ Listen to the text. Guess whether the character is in positive or negative mood? Is he serious or not?

9. “ Make a dialogue, using different intonations. Try to show your mood. Your classmates should guess it and understand you right ”.

10. “ Listen to the quotations to the topic. Choose one you like. Explain why you have chosen this one. Why is it better than the other in your opinion ”.

Как можно видеть, как изолированная работа над лексико-грамматическим составом языка, так и языковым материалом в контексте позволяет комплексно подготовить учащихся к речетворчеству. Наличие ролевого разделения, коллективного взаимодействия в чередовании с самостоятельной работой позволяет адаптировать учащихся к условиям различной динамики в коммуникации. Также осуществляется подготовка в направлении развития навыков и умений слушать и слышать, понимать и принимать, отвечать и аргументировать, корректным образом выражать согласие и несогласие, переводить одну тему в другую, делать интересные замечания и предлагать уточнения, использовать в качестве опоры авторитетные высказывания и материалы различного характера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: