Диагностический этап опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №17» (МАОУ СШ №17) в 10 «А» классе в группе с составом 14 человек.
В качестве основного учебно-методического комплекса в данном классе выступает «Spotlight 10», разработанный совместно зарубежными и отечественными авторами [Афанасьева, 2012]. Он направлен на развитие всех видов речевой деятельности с помощью системы разнообразных коммуникативных заданий, а также регулярного повторения и закрепления материала.
Для достижения поставленной в исследовании цели были выделены основные задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Анализ учебно-методического комплекта по английскому языку «Spotlight» для 10 класса, а именно модуля 4 “Earth Alert”, посвященного вопросу экологии;
2. Диагностика владения обучающимися речевыми навыками;
3. Подготовка и реализация урока с использованием дискуссии, направленного на развитие речевых навыков обучающихся на уроках английского языка;
4. Сбор аналитической информации о результатах проделанной работы;
5. Подведение итогов.
Важным условием достижения поставленной в исследовании цели является оперативная диагностика эффективности использования дискуссии как средства формирования речевых навыков у обучающихся 10 класса на уроке английского языка.
Для диагностики был разработан тест, который имеет следующую структуру:
1. Лексические упражнения;
2. Лексико-грамматические упражнения;
3. Вопросно-ответные упражнения;
4. Упражнения на наличие логических взаимосвязей;
5. Монологическая речь с подготовкой на заданную тему;
|
6. Диалогическая речь без подготовки на заданную тему.
Данный тест совмещает в себе все четыре вида речевой деятельности, что позволяет комплексно проанализировать степень развитости коммуникативных навыков учащихся.
Тест предполагает критериально-ориентировочный подход, что означает сравнение результатов учащихся с максимально возможным результатом. Такой подход позволяет сделать выводы об уровне освоения тех или иных навыков для использования дифференцированного подхода, а также составить рейтинг обучающихся.
Оценивание результатов теста проводилось в соответствии с критериями, представленными в таблице 1.
Задание | Критерий оценивания | Максимальный балл |
Верно/неверно | ||
Верно/неверно | ||
1) Соответствие содержания ответа вопросу (1 балл); 2) Лексически и грамматически правильное оформление – не более 2 ошибок (0,5 балла). 3) Орфография – не более 1 ошибки (0,5 балла) | ||
Верно/неверно | ||
Монологическая часть: 1) Соответствие содержания ответа вопросу (1 балл); 2) Лексически и грамматически правильное оформление – не более 2 ошибок (0,5 балла). 3) Содержательность и развернутость мысли (0,5 балла) | ||
Диалогическая часть (4 вопроса): 1) Соответствие содержания ответа вопросу (1 балл); 2) Лексически и грамматически правильное оформление – не более 2 ошибок (0,5 балла). 3) Содержательность и аргументированность ответа (0,5 балла) |
Таблица 1 – Критерии оценивания речевых навыков обучающихся 10 класса
Данные показатели мы соотнесли с оценкой текущего уровня сформированности речевых навыков следующим образом:
|
0-15 баллов – низкий уровень: обучающийся с трудом может выразить свои мысли и плохо понимает информацию на иностранном языке;
15-25 баллов – средний уровень: обучающийся в целом может донести свою мысль, но с ошибками и/или не полностью, понимает только общее содержание письменных и устных текстов;
25-35 баллов – высокий уровень: обучающийся может выражать мысли с небольшим количеством ошибок, а также понимает как общее содержание устного или письменного текста, так и его детали.
Входной тест выявил следующие результаты [Приложение Б]:
Рисунок 1 – Уровень сформированности речевых навыков на начало опытно-экспериментальной работы
Согласно полученным данным, на диагностическом этапе выявлено, что у 6 учащихся (42,8% от общего числа испытуемых) показатели соответствуют высокому уровню сформированности речевых навыков. Средний уровень продемонстрировали 4 учащихся (28,5% от общего числа испытуемых). Также у 4 других учащихся (28,5% от общего числа испытуемых) был зафиксирован низкий уровень сформированности речевых навыков.
Результаты теста позволили проанализировать наиболее проблемные аспекты владения устной и письменной речью на английском языке. В их числе были как ошибки лексико-грамматического характера, так и трудности в области глубокого, развернутого, логичного построения мысли по заданной теме, а также структуре ее изложения как в устном, так и в письменном виде.