Развитие речевых навыков на уроке английского языка




Традиционно, согласно Российской педагогической энциклопедии, под общим образованием принято понимать «процесс и результат общезначимых знаний, навыков и умений, необходимых для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества» [Давыдов, 1993, с.69]. Несмотря на тесную взаимосвязь в функциональном аспекте, указанные характеристики имеют градуальное различие по уровню овладения каким-либо действием и в то же время всегда стоят в тесной взаимозависимости друг от друга.

Знание представляет собой рационально обоснованные и аргументированные факты действительности, составляющие основу убеждений человека. «Умение – это освоенный личностью способ деятельности. Умение характеризуется способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения целей, регулировать и контролировать процесс деятельности» [Тырина, 2015, с.17]. Тогда как под навыком понимается владение знаниями и доведение умения до автоматизма.

В контексте исследования внимание сфокусировано именно на речевых навыках как основе речевого общения. Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию [Алексеева, 2000, с.14].

Сама по себе речь представляет собой индивидуальную форму реализации мышления посредством использования языка. Многие столетия она является предметом исследований лингвистов, психологов, литературоведов, педагогов и методистов, находя разнообразное отражение в многогранных подходах ученых.

Психолог Л.С. Выготский в своей теории знаков рассматривал развитие речи с точки зрения психолингвистики. Он описывал речетворчество как процесс перехода от мысли к слову как точке концентрации признаков и содержательных характеристик объекта. Так наглядно-образное переходит в словесно-логическое, а в речи отражается единство мысли и слова. Действительность осознается человеком и разворачивается в целые семантически связанные сочетания, откуда следует гипотеза, что одна мысль может быть выражена как одним словом, так и более крупной структурой в виде словосочетания, предложения или целого текста [Уланович, 2010, с.28]. Отсюда можно сделать вывод о том, что речь есть процесс говорения и его результат в виде речевых произведений.

Согласно А.А. Леонтьеву, чья классификация кажется наиболее полной и точной, речь выполняет следующие функции [Леонтьев, 2015, с.160]:

− установление связи с другими людьми;

− обозначение (слово выражает содержание, сущность объекта, субъекта, явления, действия);

− сообщение (передача данных, общественно-исторического опыта и знаний);

− выражение (субъективная модальность, отраженная в просодии и стилистике);

− персуазивность (воздействие с целью побуждения к действию).

Речь в своей сущности многообразна. По виду она может быть внутренней и внешней (устной и письменной).

Внутренняя речь (речь, осуществляемая про себя) имеет следующие типы:

1. Внутреннее проговаривание, позволяющее подготовиться к акту внешней речи синхронно с высказыванием того же самого словесного материала;

2. Специфическое мышление, предполагающее рассуждение, имеющее структурные отличия от внешней речи;

3. Внутреннее программирование, подразумевающее под собой фиксацию в памяти определенного текста для его последующего выражения или создания ментальной психологической установки [Попова, 2015, с.21].

Устная речь – это вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно [Львов, 2015, с.65].

Письменная речь являет собой аналог устной речи, однако осуществляется не устно, а письменно, графически. Ей свойственна сложная композиционно-структурная организация, которая складывается в историческом пространстве и позволяет передавать опыт разных поколений через века.

Стоит отметить, что владеющий развитыми речевыми навыками человек не имеет необходимости рассуждать над тем, какими средствами выразить свою мысль устно или письменно, напротив, в данном случае рассуждение ведется исключительно в области содержания высказывания, то же касается и процесса рецепции.

Речевая деятельность человека должна иметь логическую структуру и разворачиваться. Каждый этап от зарождения до реализации речевого намерения сопровождается наличием соответствующих компонентов:

1. Мотивационно-побудительный этап (наличие мотива, побуждающего к определенному виду речевой деятельности);

2. Аналитико-синтетический этап (формулирование целей и задач избранного вида речевой деятельности);

3. Исполнительный этап (создание результатов мышления в вербальной форме).

По указанному плану строятся все виды речевой деятельности. Вне зависимости, будь то чтение, письмо, восприятие и понимание на слух или говорение, успешное осуществление речевой деятельности зависит от сформированности соответствующих навыков.

Существуют четыре вида речевых умений:

v Рецептивные: аудирование/восприятие иноязычной речи на слух и чтение;

v Продуктивные (говорение и письмо).

При обучении в равной степени важно развитие разных видов речевой деятельности.

Основными чертами рецептивных видов речевой деятельности являются следующие:

v «Анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, конкретизация и иные мыслительные процессы работают активно в процессе перцепции;

v Выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти» [Рогова, 2000, с.218];

v Помогают воспринимать и понимать чужие мысли, выраженные в вербальной форме;

v Восприятие происходит внутренне, т.е. без внешнего устного или письменного выражения;

v Результат функционирования представляют умозаключения, вырабатываемые реципиентом после восприятия.

Среди наиболее важных навыков, развиваемых при чтении и аудировании, можно выделить следующие:

v Понимать значения слов из контекста (языковая догадка);

v Игнорировать незнакомых слов, избыточной информации;

v Анализировать форму и содержание текста;

v Использовать справочные материалы;

v Выявлять ключевые слова;

v Использовать сноски и комментарии в тексте;

v Делать выборочный перевод для лучшего понимания текста;

v Давать оценку информации из текста;

v Сравнивать информацию с личным опытом;

v Находить аргументы и примеры, соответствующие поставленным задачам;

v Искать информацию на определенную тему и классифицировать ее;

v Использовать полученную информацию в другой деятельности [Гальскова, 2018, с. 168], [Соловова, 2006, с. 157].

Основными чертами рецептивных видов речевой деятельности являются следующие:

v Речевые центры, артикуляционный аппарат, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирования, конкретизация и иные мыслительные процессы работают активно в процессе продукции;

v Формирование будущего высказывания происходит в соответствии с эталоном;

v Помогают в вербальной форме выразить мысль как самостоятельную так и в качестве рефлексии на чужое высказывание;

v Реализуются внешне (письмо имеет графическое выражение, говорение имеет звуковое выражение);

v Результат функционирования представляют текст.

Среди наиболее важных навыков, развиваемых при говорении и письме, можно выделить следующие:

v Полно и глубоко выражать мысль;

v Выражаться понятно и однозначно;

v Строить высказывание релевантно ситуации общения и ее составляющим;

v Создавать тексты разного стиля и жанра;

v Вести повествование как в соответствии с планом, так и без него;

v Вести диалог/полилог и давать адекватную содержательную реакцию на высказывания собеседников;

v Выражать мнение и оценку в виде реакции на принятую информацию;

v Делиться личным опытом, а также передавать новую информацию;

v Находить аргументы и примеры, соответствующие поставленным задачам.

Формирование навыков грамматически, фонетически, лексически и семантически строить высказывания в ключе логической причинно-следственной связи, четко и доступно излагать свою мысль, развернуто и глубоко выражать их в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру страны языка говорения означает овладение речью, что является сегодня необходимым критериям для формирования социально активной личности.

В ходе обучения иноязычной речи ученик сопоставляет свой опыт выражения мысли на родном языке со средствами выражения мысли на другом языке. Постепенно осваиваются национально-культурные особенности, свойственные носителям языка, который принадлежит той или иной стране. В данном случае первостепенная задача современного образования заключается в формировании у учащихся цельной функционирующей структуры мыслительных операций на иностранном языке и навыки излагать мысли равно как это делают исконные носители изучаемого языка и культуры.

 

Содержание понятия навыка чтения и способы его развития

Чтение представляет собой письменную форму речи, заключающуюся в восприятии фиксированного текста при условии возможности повтора акта рецепции, иными словами человек всегда может вернуться в начало текста, если в результате первого прочтения восприятие не показалось ему качественным.

Чтение может выступать как средством восприятия информации и развития психоаналитических процессов, так и целью, заключающейся в познании чего-то нового, расширяющего кругозор, трогающего чувства и укрепляющего знаниевую компетенцию в тех или иных вопросах.

По степени проникновения человека в содержание текста принято выделять следующие его виды:

v Ознакомительное;

v Изучающее;

v Поисково-просмотровое [Соловова, 2006, с. 154].

Ознакомительное чтение представляет собой разновидность, при которой текст воспринимается достаточно поверхностно, читающий может дать общую характеристику стиля, жанра и в общих чертах пересказать сюжет. В условиях языково избыточности перед учащимся стоит задача вычленить основную информацию, порядка 70-75% от общего объема текста, дополняя недостающие части посредством антиципации. Для развития навыков изучающего чтения используются большие тексты.

Изучающее чтение представляет собой разновидность, при которой текст изучается детально, человек заостряет внимание на всех составляющих, а полнота, глубина и точность являются важнейшими качественными критериями овладения этим видом чтения. В данном случае предполагается высокая степень вчитываемости (до 100% понимания информации) и аналитики текстового материала. Для развития навыков изучающего чтения используются небольшие тексты.

Поисково-просмотровое чтение представляет собой разновидность, при которой человек вычленяет самую важную либо необходимую (запрашиваемую) информацию из всего массива текста или же его частей. Он предполагает высокий уровень сформированности навыков чтения, развитую способность к обоснованному предвосхищению по скупым языковым и неязыковым средствам, большую скорость восприятия. Для развития навыков изучающего чтения используются большие тексты.

Все вышеуказанные виды как средство обучения иностранному языку направлены на то, чтобы учащиеся могли понимать такие разновидности информационных источников, как объявления, письма, статьи, образцы художественной литературы, а также узкоспециальные тексты как образцы широкого диапазона существующих текстов. В то же время, как уточнялось ранее, чтение не должно ограничиваться исключительно получением информации, последняя должна подвергаться аналитике с возможностью последующего использования.

Отсюда следует, что навык чтения – это автоматизированное умение считывать графические символы в рамках слова (словосочетания, предложения, абзаца и других текстовых единиц), выразительно читать, учитывая просодию, ориентиром в которой служит пунктуация и эмоционально-сюжетное наполнение, понимать смысл прочитанного и иметь возможность интерпретировать его.

Итак, при установке понимать прочитанное в том или ином тексте важны:

а) правильность и скорость восприятия прочитанного текста не только с точки зрения лексико-грамматических структур, но и смыслового содержания;

б) корректность определения стиля речи и уровня близости такой речи к языковой норме;

в) свободное понимание текста вне зависимости от стиля речи и наличия большого количества лексико-грамматических конструкций и общей композиции, но с учетом посильности и доступности структуры и содержания данного текста для текущего уровня владения языком [Козлякова, 2014, с.154].

Содержание понятия навыка аудирования и способы его развития

Аудирование представляет собой устную форму речи, при осуществлении которой рецепция носит одноразовый характер, а текст представляет собой динамичное целое, как правило, не подлежащее повтору. При этом восприятие речи на слух может быть нерефлексивным (пассивным) или рефлексивным (активным). Суть различия между ними заключается в том, что нерефлексивное аудирование предполагает восприятие монологической речи с целью выслушать, а рефлексивное аудирование имеет целью принимать информацию и предоставлять адекватную реакцию на нее в ответ.

Принято выделять следующие виды аудирования:

v С пониманием основного содержания;

v С выборочным пониманием;

v С полным пониманием [Бим, 1997, с. 30].

Аудирование с пониманием основного содержания представляет собой разновидность, при которой происходит общая обработка смысловой информации, в рамках которой человек может выделить жанр текста, его тему, поверхностно рассказать, о чем идет речь, кто является основными действующими лицами или объектами повествования, а также все время сфокусирован на центральной проблеме или задаче.

Аудирование с выборочным пониманием содержания представляет собой разновидность, при которой происходит вычленение из всего речевого потока значимой или целевой (необходимой) информации, при этом вся лишняя информация после определения ее таковой отсеивается или, при развитых навыках дифференциации, изначально игнорируется.

Аудирование с полным пониманием содержания представляет собой разновидность, при которой происходит полное, точное и глубокое понимание не только основного содержания текста, но и его деталей.

Каждый из вышеуказанных видов, начиная от работы над пониманием значений до работы над пониманием смыслов, нацелен на комплексное развитие навыков аудирования.

Навык аудирования – это автоматизированное умение вычленять из устной речи знакомые слова и прогнозировать содержание, используя языковую и контекстуальную догадку, способность извлекать необходимую информацию, понимать иноязычную речь с полным или частичным охватом содержания и интерпретировать ее.

Стоит уточнить, что успешность восприятия и понимания иноязычной речи на слух определяется во многом тем, какие индивидуальные качества имеются у учащегося для осуществления данной деятельности (фоновые знания, степень сформированности слуха, кратковременной памяти и др.), условий коммуникативной ситуации (темп речи, наличие специфических особенностей произношения говорящего, наличие фоновых шумов, количество предъявлений, продолжительность звучания).

Итак, при установке понимать речь на слух, т. е. понимать устное высказывание или устное воспроизведение текста, большое значение имеет:

а) правильность и быстрота речевой реакции на слуховое восприятие слова или высказывания;

б) быстрота воспроизведения отрезков речи, воспринятых на слух;

в) свободное понимание речи как своего преподавателя, так и другого говорящего [Козлякова, 2014, с.154].

 

Содержание понятия навыка письма и способы его развития

Письмо представляет собой форму речи, при которой речевое намерение реализуется в графическом виде посредством выражения мысли в словах, путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.

Письмо в старших классах может варьироваться как вид деятельности от фиксации данных из рецептивных видов (при прочтении или прослушивании текстов), осуществлении рефлексии на них до выполнения письменных задач целевого (письмо, диктант, изложение) либо свободного (эссе, сочинение) характера.

Письмо как продуктивный вид деятельности полифункционально, так как позволяет работать над освоением иностранного языка сразу в нескольких векторах:

v Грамматический вектор. При написании букв и буквосочетаний, формирующих слова, активизируются знания правописания, построению словосочетаний и предложений предшествует вызывание из памяти грамматического эталона облика синтаксических единиц и их сочетания.

v Лексический вектор. При формулировании мысли в письменном виде человек предварительно мысленно проговаривает будущий текст. При этом происходит отбор наиболее релевантных идее и стилю изложения слов, формируется эстетика речи.

v Когнитивный вектор. При осуществлении письма развиваются такие психофизические процессы как память, логика, причинно-следственная связь, временная связь, соответствие внутренней речи внешней, языковое чутье.

Все вышеуказанные черты письма подчеркивают тот факт, что оно является важной составляющей процесса формирования грамотной, структурированной и содержательной иноязычной речи при условии целостного развития соответствующих навыков.

Отсюда, навык письма – это автоматизированное умение выражать речевое намерение посредством графем, собирая их в слова, при этом опираясь на знания орфографии и пунктуации.

При установке уметь писать, т. е. высказываться и реагировать на речь собеседника письменно, важны:

а) коммуникативная целесообразность речи, то есть ясность ее для адресата и отсутствие излишней сложности, запутанности;

б) грамотный выбор и использование языковых средств, наилучшим образом передающих содержание, разнообразие в речи;

в) точность в выражении мысли, соотносимо с окружающим контекстом [Козлякова, 2014, с.154].

Содержание понятия навыка говорения и способы его развития

Говорение – это форма речи, основанная на выражении мысли путем произнесения звукового образа слов, тем самым создающая в смысловом плане завершенное высказывание.

Говорение представляет собой наиболее самостоятельный и сложный вид речевой деятельности в обучении, так как перед учащимся стоит задача восприятия, синтеза и анализа поступающей информации, условий коммуникации (ситуация общения, отношения между коммуникантами, тема и социокультурный фон). При этом говорящему необходимо оперировать большим объемом фоновых и фактических текущих знаний, грамотно формулировать собственные высказывания, выбирая для адекватного реагирования соответствующие лексические языковые средства и грамматические конструкции.

По структуре говорение делится на 4 этапа:

1. Побудительно-мотивационный – появление стимула, мотива говорить;

2. Аналитико-синтетический – анализ того, как построить высказывание с точки зрения структуры, лексики и грамматики;

3. Исполнительный – сам процесс говорения;

4. Контролирующий – анализ собственного высказывания на предмет ошибок [Азимов, 1999, с. 59].

Говорение имеет две разновидности: монологическую речь и диалогическую речь. По своей сущности они похожи, но имеют и процессуальные различия.

Moнoлoг – этo (oт гpeч. monologos из monos ‒ oдин + logos ‒ peчь) фopмa peчи, нe paccчитaннoй нa cлoвecнyю peaкцию дpyгoгo лицa [Текстология: электр. ресурс]. Как правило, она развернута, объемна, характеризуется полноценностью структуры (полными и распространенными предложениями, грамматической и логической завершенностью). Монологическая речь пронизана единством тематики, планомерно и связно раскладывает идею говорящего, а также она является содержательной и семантически выразительной.

Среди основных форм монологической речи в обучении наиболее распространенными являются презентации, пересказ, собственный рассказ, рассказ по картинке или видео, анализ художественного текста, аннотирование, реферирование. В данном случае основной целью монолога является передача информации, при этом говорящий, как правило, сосредоточен на порядке следования мысли и том, что он хочет выразить, анализирует собственную речь на предмет языковых ошибок или ошибок, которые могут повлечь некорректное восприятие и интерпретацию информации.

Диaлoг – этo (гpeч. dialogos из dia ‒ раздельно + logos ‒ peчь) фopмa peчи, пpи кoтopoй пpoиcxoдит нeпocpeдcтвeнный oбмeн выcкaзывaниями мeждy двyмя или нecкoлькими лицaми [Текстология: электр. ресурс]. Как и монолог, она может характеризоваться разными стилями речи и обладать единством тематики, однако диалогическая речь имеет более гибкую коммуникативную характеристику, которая значительно изменяется в зависимости от условий коммуникации. К таковым можно отнести ситуацию общения, уровень формальности взаимоотношений между коммуникантами, их статус, содержание разговора и его целевую направленность. От указанных показателей зависит, будет ли отличать высказывания краткость или развернутость, эллиптичность (или прерывание реплик) или полнота.

Одной из наиболее устойчивых черт диалога является спонтанность речи и реактивность в условиях непредсказуемости высказываний собеседника с содержательной и экспрессивной точки зрения. Среди основных форм диалогической речи в обучении наиболее распространенными являются дискуссия, интервью, беседа, дискуссия, дебаты, бытовое общение. Основной целью диалога является обмен информацией при обязательном условии следования логике течения разговора и целостности коммуникативного акта. В данной связи при диалогической речи говорящий анализирует не только свои высказывания, но и высказывания собеседника.

При установке уметь говорить, т. е. высказываться и реагировать на речь собеседника, важно выработать:

Для монологической формы речи следующее:

а) правильность употребления изученных, усвоенных речевых единиц;

б) логичность и композиционную законченность высказывания;

в) нормальный темп высказывания.

Для диалогической речи имеют значения:

а) правильность и быстрота реакции на слова собеседника;

б) умение поддержать и продолжить разговор на затронутую тему;

в) владение интонационными и лексико-грамматическими средствами, характерными для построения диалогов разных видов [Козлякова, 2014, с.154].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: