Мама мальчика С. 1 год 5 мес обратилась к педиатру с жалобами на резкое похудание ребенка, потерю аппетита, появление жидкого стула.
Заболевание началось после введения в рацион питания манной каши, хлеба, печенья.
В возрасте 7-8 мес. у ребенка ухудшился аппетит, живот увеличился в объеме, стул стал жидким, обильным, с резким неприятным запахом. Ребенок стал худеть.
Ребенок родился доношенным, от II беременности, у здоровых молодых родителей с массой 4000 грамм, рост 52 см, оценка по шкале Апгар 7/8/ баллов. С 3-месячного возраста находится на смешанном вскармливании. Рос и развивался соответственно возрасту.
При осмотре: состояние тяжелое. Ребенок вялый. Кожные покровы бледно-серого цвета,
с грязной пигментацией в складках. Масса 6800 г, рост - 70 см.Подкожно-жировой слой на туловище, на конечностях и на лице истончен. Тургор тканей снижен. Отмечается выраженная мышечная гипотония. Костная система: выражены лобные и теменные бугры, уплощение затылка, нижняя апертура грудной клетки развернута, пальпируются «четки», «браслетки». Зубная формула 2/2. Число дыханий 34 в минуту. Перкуторный звук над легкими: легочный звук с небольшим тимпаническим оттенком, аускультативно - жесткое дыхание. ЧСС – 125- 145 в минуту. АД 80/45 мм рт.ст. Границы сердца в пределах возрастной нормы. Тоны ясные, чистые. Живот резко увеличен в объеме, мягкий, безболезненный, через тонкие стенки живота ясно определяются петли кишечника. Печень пальпируется на 1,5-2 см ниже реберной дуги, край мягкий, безболезненный. Селезенка не пальпируется.
Со слов мамы стул 3-4 раза в сутки, обильный, рыхлый, пенистый, с резким неприятным запахом, желтовато-зеленоватого цвета. Моча светлая, мочеиспускание регулярное.
Копрограмма: цвет серовато-желтый,жидкой консистенции,мышечные волокнаизмененные +, мышечные волокна неизмененные ++, непереваренная клетчатка - +++,
крахмал внеклеточный +, детрит +++, жир нейтральный ++++, жирные кислоты ++. Гемограмма: эритроциты3,0·1012/л,ЦП0,8,гемоглобин80г/л,лейкоциты9,3·109/л,
палочкоядерные 5%, сегментоядерные 35%, лимф. 50%, эоз. 2%, мон. 8%, СОЭ 8 мм/ч. Содержание сахара в крови: натощак3,5ммоль/л,через30минут3,7ммоль/л,через
60 мин. 4,3 ммоль/л. через 90 мин. 4,3 ммоль/л.
Биохимический анализ крови: общий белок63г/л,альбумины52%,глобулины48%,альфа1-глобулины 6,2%, альфа2-глобулины 7%, бета-глобулины 12%, гамма-глобулины 18%.
Общий анализ мочи: светло-желтая,прозрачная,реакция кислая,удельный вес1010,белок - следы, лейкоциты 0-1-1 в поле зрения, эритроциты - един.в поле зрения, эпителиальные клетки 2-4 в поле зрения, соли мочевой кислоты +, оксалаты +.
Содержание хлоридов в поте: 35ммоль/л.
R-исследование ЖКТ: резкое вздутие кишечных петель,перемещающиеся уровнижидкости в проекции тонкой кишки, сглаженность рельефа, слизистой оболочки кишечника, ускоренная эвакуация контрастного вещества. Толстая кишка - гипотоничная, содержит много газа и жидкости.
Ферментологическое исследование слизистой тонкого кишечника выявило дефицитферментов (АТФ, нуклетидазы, дисахаридаз, гликофосфатазы, щелочной фосфатазы).
Задание:
1. Выделите синдромы, скомпоновав их из имеющихся симптомов; укажите ведущий синдром (ПК-5, ПК-6).
2. Оцените результаты проведенного обследования (ПК-5).
3. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз (ПК-6).
4. Укажите основные этиологические факторы и патогенетические механизмы (ПК-1).
5. Проведите дифференциальную диагностику (ПК-5, ПК-6).
6. Определите тактику ведения, в том числе маршрутизацию и диспансерное наблюдение пациента (ПК-2, ПК-8, ПК-9).
7. Проведите экспертизу временной нетрудоспособности. Нуждается ли ребенок в проведении медико-социальной экспертизы (ПК-7).
8. Назначьте лечение: режим, лечебное питание (в том числе укажите вариант диеты в стационаре), медикаментозное лечение (выпишите рецепты) в соответствии со стандартами и клиническими рекомендациями (ПК-9, ПК-10).
9. Укажите скорую медицинскую помощь пациенту при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, которые могут развиться у данного больного (ПК-11).
10. Определите медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий, немедикаментозной терапии, применению природных лечебных факторов (ПК-14).
11. Укажите возможные исходы и осложнения данного заболевания (ПК-5, ПК-6).
12. Укажите основные направления обучения детей и их родителей и просветительской деятельности сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни (ПК-15, ПК-16).
13. Укажите основные положения Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю данной патологии (ПК-17).
14. Укажите порядок оказания и организации медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях (ПК-3, ПК-13, ПК-19).
15. Какая медицинская информация о данном больном может быть использована при проведении научного исследования? (ПК-20, ПК-21).
16. Составьте индивидуальный комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и включающих в себя формирование здорового образа жизни
(ПК-1, ПК-22).
17. Какие данные о пациенте будут использоваться при медико-статистическом анализе состояния здоровья (ПК-4, ПК-18).
18. Укажите возможное влияние заболевания на репродуктивную функцию пациента, течение беременности и родов (у девушек) во взрослом возрасте (ПК-12).
19. Перечислите критерии принятия решения о необходимости госпитализации пациента
(ПК-6).