Эк-я с-ма - ед-во ч-ка и общ-го пр-ва 2 глава




MR - предельная выручка, P – цена товара, MC – предельные издержки

MR=DTR/DQ, MR=P для фирмы действующей в условиях совершенной конкуренции. Фирма будет наращивать объем производства до тех пор, пока предельные затраты будут меньше либо равны предельной выручке: MC<=MR=P

 

 

Источники снижения издержек производства: - снижение расхода сырья, материалов, энергии на единицу продукции, - уменьшение размера амортизац-х отчислений на единицу пр-ции (неполная загрузка пр-ва).

10. Собственность - отношение между людьми, классами и социальными группами общества, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технического и технологического научного и интеллектуального потенциала, произведённых в обществе материальных и духовных ценностей.

Субъекты собственности - физические и юридические лица, которые распоряжаются, владеют или пользуются объектами собственности.

Объекты собственности - те вещественные элементы или знаки, стоимости, в которых в условиях рынка воплощается собственность (фирмы, мелкий бизнес).

2 типа собственности: частная и государственная. Каждая из которых имеет несколько форм. Частная имеет две формы: трудовую и нетрудовую. Трудовая развивается и приумножается от предприним-й д-сти, ведения собственного хоз-ва и др-х форм, в основе к-х лежит труд данного лица. Нетрудовая возникает вследствие получ-я им-ва по начледству, дивидендов от акций. Облигаций и др-х ценных бумаг, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения. И др. источников, не связ-х с труд-й д-стью. Государственная собственность представляет собой форму частной собственности, при которой субъектом собственности выступает государство, государственная собственность существует в различных формах. Это собственность на земельные угодия, фискальные монополии (табачная, спиртовая и т.д.), казённые предприятия (типографии), железно-дорожный транспорт, почта, радио, муниципальная собственность.

Виды собственности:

1-общественная: коллективная и гос-я,

2-арендная,

3-народная,

4-кооперативная,

5-акционерная,

6-собс-сть общественных объединений и религиозных орг-й,

7-гос-я: республиканская, коммунальная,

8-интеллектуальная

Под разгосударствлением следует понимать процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления.Т. обр., это переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой - смену форм и содержания отношений собственности.

Приватизация - процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности,

Формы разгосударствления и приватизации - выкуп имущества государственного предприятия, сданного в аренду, акционерное общество, создание коллективных (народных) предприятий и т.д.

Национализация – превращение частной собственности в государственную.

Реприватизация – возврат национализированной собственности прежним владельцам.

11. В каждом государстве существует национальная денежная система, т.е. форма организации денежного обращения, сложившаяся исторически и закрепленная законом. Ее основными элементами являются: наименование денежной единицы (рубль, доллар, франк и т.п.); масштаб цен; виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок их эмиссии и обращения (обеспечение, выпуск, изъятие и т.д.); регламентация безналичного оборота; государственные органы, осуществляющие регулирование денежного обращения. Определяющий элемент деньги. Они покупаются и продаются на денежном рынке, который включает финансовые институты, обеспечивающие взаимодействие спроса на деньги и их предложения, а также денежные потоки, входящие и исходящие из этих учреждений. Элементами механизма функционирования денежного рынка являются спрос на деньги, предложение и цена денег (процентная ставка).

Спрос на деньги должен покрываться их предложением. Для определения предложения денег денежную массу разбивают на несколько групп, которые называют денежными агрегатами М1, М2, МЗ. В разных странах денежные агрегаты рассчитывают по-разному. Относительное единодушие существует по агрегату М1 (наличные деньги, вклады до востребования, сберегательные счета). М2 включает сберегательные и срочные мелкие вклады. МЗ состоит из сберегательных, срочных мелких и крупных вкладов, предложение денег контролирует НБ РБ как путем денежной эмиссии, так и посредством управления процессом создания денег коммерческими банками.

Монетарная политика - количество денег в экономике регулируется уравнением МV=P*Y, где Y - кол-во денег, V-кол-во оборотов в год. M=PY / V

Общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент, представляет собой совокупный спрос на деньги. Он распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок; спрос на деньги как средство сохранения богатства. Спрос на деньги для сделок обусловлен тем, что населению, предприятиям, правительству деньги нужны для покупки товаров и услуг. Дж.М. Кейнс относил к нему и тот денежный резерв, который необходим для незапланированных покупок (предупредительный спрос). Спрос на деньги для сделок зависит от:

1) объема номинального ВВП (чем больше производится товаров и услуг, чем выше цены на них, тем больше нужно денег для обслуживания торговых и платежных операций, следовательно, спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному ВВП);

2) скорости обращения денег (чем она больше, тем меньше денег необходимо для торговых сделок, и наоборот). Рассмотрим вторую составляющую совокупного спроса на деньги, т.е. спрос на деньги как средство сохранения богатства (спрос на деньги со стороны активов). Кейнс называл его спекулятивным. Этот спрос объясняется тем, что часть своих доходов население сберегает. Есть три варианта сбережения: сохранять их в виде денег; покупать ценные бумаги; приобретать недвижимость и другие материальные ценности с целью их накопления, а не потребления.

12. Монополизм - союз или соглашение, к-е заключают между собой предприним-ли, сконцентрировавшие в своих руках значительную или решающую долю пр-ва и сбыта одного или нескольких продуктов, что позволяет им диктовать цену на рынке и извлекать монопольную прибыль. Одним из важнейших отличител-х признаков мон-лии явл-ся наличие барьера для входа в отрасль, т.е. ограничителей, к-е предотвращают появление дополнит-х продавцов на рынке монопольной фирмы. Моноп-я бывает:

1. закрытая - она защищена от конк-ции с помощью юр-х ограничений,

2. естественная - отрасль, в к-й долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок,

3. открытая - при к-й одна фирма на некот-е время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет соц-й защиты от конк-ции.

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законод-ство США. Оно базируется на 3 основных актах:

1. Закон Шермана (1890) - этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор в ценах.

2. Закон Клейтона (1914) - запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию, определённые виды слияний, переплетающие директораты и др.

3. Закон Робинсона-Пэтмана (1936) - запрет на ограниченную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др. В белорусской экономике господствует монополия государственной собственности - по содержанию, по форме - чистая монополия и олигополия. Гос-я монополия существует на все виды ресурсов, имеющих стратег-е знач-е или монополизир-х в силу естественно-природных факторов. Особенности антимон-го регулир-я в РБ состоят в том, что:

1. его становление происходит в нерыночной, постоталитарной экономике, находящейся в кризисном состоянии;

2. формально заимствуют осн-е подходы америк-го и западноевр-го зак-тва;

З. оно охватывает практически все хозяйствующие субъекты, занимающие моноп-е или доминирующее полож-е на рынке, 4-явл-ся инструментом макроэк-й политики, 5-напрвлено на становление конкурентных отношений. Задачи антим-го регулир-я:

1. сод-вие формиров-ю рыночных отнош-й на основе разв-я кон-ции и предпр-тва;

2. предупреждение ограничений и пресечение монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции;

3. госконтроль за соблюдением антимоноп-го законод-тва. Напр-я д-сти:

1. предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хоз-щих субъектов, впервые вступающих на рынок опред-го товара;

2. опред-е сфер применения свободного регулир-я и фиксиров-х цен;

З. созд-е и разв-е параллельных структур в сферах пр-ва и обращения, в т. ч. за счет централиз-х инвестиций и кредитов;

4. финансир-е мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего полож-я отд-х хоз. субъектов;

5. привлеч-е иностр-х инвестиций, созд-е орган-ций с иностр-ми инвестициями и свободных экономических зон;

6. лицензир-е экспортно-импортных операций, установ-е таможенных тарифов;

7. контроль.

Монополист может устанавливать и цену товара, и его количество, но при этом выбирает такую комбинацию "цена-количество", к-я принесет макс-ю прибыль. Поскольку он ищет наиболее "доходную" цену из всего набора цен, его можно назвать "искателем цены". Здесь речь идет о монопол-й власти. Принцип дополн-го огранич-я наступает тогда, когда монополист должен продавать свою прод-цию по одинаковой цене всем потребителям. Моноп-я, продающая в каждый конкретный момент времени свою пр-цию по одной и той же цене всем своим пок-лям, называется простой монополией. При определ-х усл-х монополист может назначать разные цены для различ-х пок-лей, т.е. может проводить ценовую дискриминацию. Это касается тех случаев, когда:

1) продавец должен быть моноп-стом;

2) продавец должен быть в состоянии разделять пок-лей на группы исходя из эластичности их спроса на товары;

3) первонач-й пок-ль не может перепродать товар или услугу.

В кач-тве примеров ценовой дискриминации могут служить разл-е цены на авиабилеты в завис-сти от дня недели и т.п. Эк-е посл-вия ценовой дискриминации двойственны: монополист - увеличивает прибыль и производит больше пр-ции. Большинство чисто монополист-х объед-й явл-ся ест-ми монополиями и поэтому подлежат обществ-му регулированию. В частности, цены и тарифы, к-е могут назначать железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электр-тва, опред-ся гос-ми и местными органами упр-я. Регул-е цен может быть использ-но для того, чтобы полностью или частично устранить стремление моноп-стов недораспределить рес-сы и получить эк-ю прибыль.

13. Доход –определённая денежная сумма, получаемая фирмой в результате производства и реализации благ или услуг за определённый период времени. Различают общий, средний, предельный доход. Общий (валовой) доход ТR - есть общая сумма денежной выручки, полученная в результате реализации произведённой продукции: ТR = Р х Q, где Р - цена, Q - количество. Средний доход АR - величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции АR = ТR/Q = (P*Q) /Q=P, Предельный доход МR - приращение валового дохода, полученное в результате производства и реализации дополнительной единицы продукции МR = ΔТR/ΔQ, где Δ ТR - прирост валового дохода в результате реализации дополнительной единицы продукции, ΔQ - прирост объёма производства и реализации на единицу продукции. От величины дохода зависит прибыль фирмы. Как правило, валовой доход фирмы состоит из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов. Выручка от реализации продукции - это денежные средства, которые поступили на счет фирмы от реализации продукции. Внереализационные доходы - это денежные средства, получение которых не связано с непосредственной производственной деятельностью фирмы: проценты по вкладам, дивиденды, полученные штрафы, пени, доходы от валютных операций и операций с ценными бумагами и т.д.

От величины дохода в значительной степени зависит и прибыль фирмы. Прибыль - это разность между общей выручкой и издержками. Существует бухгалтерская прибыль - это разность между общей выручкой и внешними издержками. К внешним относятся явные, фактические издержки; зарплаты, затраты на топливо, энергию, вспомогательные материалы, проценты по ссудам, арендная плата, амортизация. Разность между общей выручкой и экономическими издержками образует экономическую или чистую прибыль. Сущность прибыли проявляется в функциях: учётная (прибыль является важнейшим критерием эффективности предпринимательской деятельности фирмы), стимулирующая (прибыль является мощным генератором экономики), распределительная (источник накопления и развития производства, материальное поощрение работников).

Нормальная прибыль есть элемент издержек. В экономической теории и практике совокупность постоянных и переменных издержек относят к хозяйственным издержкам. Совокупные хозяйственные издержки вместе с нормальной прибылью составляют экономические затраты (издержки). Разность между общей выручкой и экономическими издержками образует экономическую, или чистую, прибыль.

Целью предпринимательской деятельности является максимизация прибыли. Размер прибыли зависит от следующих факторов: I. инновационная деятельность предприятия заключается в разработке и внедрении в производство нового товара или товара более высокого качества; 2. дальновидная политика привлечения заёмного капитала; 3. отсутствие страха перед риском; 4, использование экономии на масштабах производства. Относительным показателем прибыли является норма прибыли (рентабельность), демонстрирующая степень отдачи производственных факторов, применяемых в производстве. Различают рентабельность производства и рентабельность конкретного вида продукции. Рентабельность производства показывает степень отдачи всего авансированного капитала и выражается формулой Рпр=Пб/Кав*100%, или Рпр=Пб/(ОПФ+МОС) *100%, где РПр рентабельность производства, Пб - прибыль (балансовая); Кав - весь авансированный капитал, ОПФ - основные производственные фонды; МОС - материальные оборотные средства. Показателем, характеризующим эффективность текущих затрат фирмы, выступает рентабельность продукции, рассчитываемая по формуле Ротд. пр=Пб/Сп*100%, где Ротд. пр - рентабельность отдельного вида продукции; Сп - себестоимость продукции (полная). Здесь выражена затратная форма эффективности производства, ибо дано отношение результата производства к текущим затратам.

14. Рынок труда – это сфера рын-х отн-ний м/у работником (носителем раб. силы) и работодателем (предприятием, предпринимателем), складывающихся по поводу найма раб. силы под воздействием спроса и предл-я. Принципиальное отличие труда от всех др. видов производственных рес-ов в том, что он явл. формой жизнедеят-сти чел-ка, реализации его жизненных целей и интересов. С эк-кой точки зрения труд – важнейший производств-й ресурс (фактор). В соответствии с этим выделяют 2 главных ф-ции рынка труда: - Соц-ная ф-ция закл-ся в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизв-ва производственных способностей работников. - Эк-кая ф-ция рынка труда закл-ся в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда. Основными субъектами рынка труда являются: работники и работодатели; посредники между работодателями и наемными работниками; представители органов власти, вырабатывающие принципы правовой регламентация отношений на рынке труда; представители интересов; работников и работодателей - такие как общественные организации, как профсоюзы, ассоциации, союзы предпринимателей, потребителей, осуществляющих интересы субъектов трудовых отношений. Основными компонентами рынка труда являются: - цена рабочей силы, которая выступает в виде заработной платы; - конкуренция - в форме соперничества работников за рабочие места, работодателей за рабочие руки; - спрос - в форме потребности в рабочей силе в разрезе отраслей, районов, предприятий; - предложение - в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов, предъявленных на рынке и способных быть туда добавленными. Оптимальное функционирование рынка труда предполагает поддержание равновесия между спросом и предложением рабочей силы.

Теория предельной производительности распределения является позитивной экономической теорией. Согласно принципу предельной производительности вознаграждение каждого рабочего точно равно его вкладу в процесс производства. Если рабочий или владелец другого ресурса скроет единицу производственного ресурса от рынка, он потерпит убытки, равные стоимости ресурса, потерянного для экономики в целом. Нормативная версия теории предельной производительности распределения выражается старой истиной: "от каждого - по способностям, каждому - по труду".

Гос-е рег-е рынка труда является одним из весьма важных направления государственной социально-экономической политики. Оно осуществляется для обеспечения соответствия между спросом и предложением регулирования рынка труда является проведение эффективной политики занятости. Методы и меры по регулированию занятости делятся на 2 группы: 1 - активные. Это совокупность методов и мер по созданию дополнительных сфер занятости путем организации общественных работ, подготовке и переподготовке кадров, усиления мобильности рабочей силы, субсидирование части затрат на з/пл., а также совокупность мер, принимаемых на региональном уровне.2-пассивные, Это ассигнование средств на частичное возмещение безработным их потери в доходах.

Главная цель профсоюзов – повыш-е з/пл. работников. Они действуют и на конкурентных рынках, и на рынке монополии. Выделяют 2 типа профсоюзов: 1) замкнутые профсоюзы пытаются ограничить предложение рабочей силы с помощью лицензий на занятие определенного рода деятельности, эти лицензии выдаются специальными квалификационными комиссиями, тем самым уменьшая предложение рабочей силы позволяют получить более высокую з/пл.2) открытые (отраслевые) наоборот, стараются включить в свой союз всех рабочих этой отрасли. Это позволит им выступать на переговорах с работодателями в качестве монополиста (поставщика рабочей силы).

Лукашенко: Политика РБ предусматривает реализацию осн-х принципов соц-й справедливости: 1. старшее поколение должно иметь обеспеченную старость; 2. люди в трудоспособном возрасте иметь работу, соответствующую уровню их образования и квалификации с адекватной оплатой труда; 3. молодёжь - равные стартовые возможности в получении образования, освоении профессии и специальности в соответствии с их способностями и склонностями, а так же потребностями народного хозяйства. Соц-я справедливость предполагает созд-е усл-й, при к-х каждый гражданин страны занимает в обществе то место, которое он заслуживает своим трудом и талантом.

15. Природные ресурсы - это часть естественной природы, которая используется или может быть использована обществом в целях удовлетворения материальных л духовных потребностей людей. Классификация: 1. экологические - элементы природы, удовлетворяющие потребности человека вне сферы его хозяйственной деятельности (воздух, свет. вода);.2. хозяйственные - природное, сырьё, материалы, источники энергии, вода для технологических и транспортных нужд. В зависимости от возможности вовлечения природных ресурсов в материальное производство их подразделяют на: 1. потенциальные, т.е. непригодные для использования на данном отрезке времени (молодняк леса); 2. раепрлагаемые, т^е,? | возможные для использования. В свою очередь располагаемые природные > ресурсы подразделяются на: 1. вовлеченные в хозяйственный оборот, их называют экономическими функционирующими ресурсами; 2. не вовлечённые в хозяйственный оборот, их называют резервными. Используемые ресурсы делят на возобновляемые н невозобновляемые.

Важнейшим природным ресурсом является земля, т.е. пространство, на котором осуществляется экономическая деятельность любого рода. В условиях товарно-денежных отношений собственник природных ресурсов получает доход от владения данным фактором в виде ренты. Экономическая рента представляет собой доход, полученный от использования земли или любого другого природного ресурса, количество которого ограничено в долгосрочном периоде. На рисунке представлено как экономическая рента определяется спросом и предложением на рынке конкурирующих продавцов.


Р

D S

E

Qз, га

 

Так как объём предложения земли постоянен, кривая предложения земли S неэластична. Кривая спроса D имеет отрицательный наклон, так как каждый дополнительный продукт от земельного участка сокращается по мере расширения его площади и фиксации вложенных трудовых ресурсов и капитала. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке, Е, к которой стремится цена на данный фактор производства, т.е. рента может колебаться вокруг точки Е. Если рента окажется выше точки равновесия, то спрос на землю уменьшится, а если ниже точки равновесия, то поднимется величина земельной ренты. Только при установлении ренты, когда совокупный спрос на земельные участки точно равен предложению земли, будет соблюдаться равновесие на рынке этого продукта. Земля приносит доход её владельцу в виде земельной ренты, не требующей от получателя предпринимательской деятельности в сфере земледелия.

Итак, земля приносит доход ее владельцу в виде земельной ренты, не требующей от получателя предпринимательской деятельности в сфере земледелия. Земля продаётся и покупается, т.е. имеет цену. Цена земли зависит от, величины земельной ренты: чем больше земельная рента, тем при прочих равных условиях выше цена данного участка земли. Его цена также зависит от нормы ссудного процента в момент купли-продажи: Р=R/r*100% где R - земельная рента; г – норма ссудного процента. Продав квадратный метр земли за цену Р и положив полученную ссуду в банк под процент г, землевладелец будет иметь с этой суммы доход R, иначе продажа земли ему невыгодна. Поскольку конкретной формой проявления ренты служит арендная плата, которая может включать в себя еще и процент на вложенный капитал, цена участка земли будет определяться как: Р = (арендная плата/г) *100%.

16. Проблема определения понятия “рынок капитала” из-за неоднозначной трактовки категории “капитал” (Что выступает объектом взаимоотношений продавцов и покупателей на рынке?): 1. Капитал на рынке факторов производства - физический капитал: станки, машины, здания, сооружения, запасы материалов и полуфабрикатов и т.п. в их стоимостном измерении. Поэтому в данном случае рынок капиталов представляет собой часть рынка факторов производства. На рынке факторов производства домашние хозяйства, владеющие капиталом в форме вложенных денежных средств, предоставляют капитал в пользование бизнесу в форме материальных средств и получают доход в виде процента на вложенные средства.2. Капитал на рынке финансов - денежный капитал. Поэтому рынок капиталов выступает одной из составляющих частей рынка ссудных капиталов, он подразделяется на денежный рынок и рынок капиталов - обслуживает среднесрочные и долгосрочные операции банков и делится на ипотечный рынок (операции с закладными листами) и финансовый рынок (операции с ценными бумагами). Субъектами финансового рынка являются не только банки и их клиенты (как на ипотечном рынке), но и фондовая биржа, а объектом выступают не только ЦБ частных предпринимателей, но и гос-х институтов.

Процент как доход на капитальные активы будет тем выше, чем выше производительность экономических благ, представленных капитальными активами как факторами производства. Для того, чтобы денежные средства приносили более высокий доход в будущем осуществляется их накопление и инвестирование в реальный капитал. Ссудный процент - это цена, уплачиваемая собственником капитала за использование их заемных средств в течение определенного периода Денежный капитал нужен для приобретения реального капитала, т.е. средств производства. В связи с этим ставка ссудного процента выполняет функцию денежного и соответственно реального капитала среди различных фирм и отраслей. При этом следует учитывать не номинальную, а реальную ставку процента, скорректированную на инфляцию. Она равна номинальной ставке процента минус уровень инфляции.

Рынок капитала часто называют рынком инвестиционных фондов. Под инвестициями (капиталовложениями) понимают затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов, увеличение запасов капитала в экономике. Процесс формирования и использования инвестиционных ресурсов - называется инвестиционной деятельностью. Инвестиционная политика предприятия - совокупность критериев и приоритетов хоз. субъекта, на основе которых формируются инвестиционные ресурсы и реализация. Субъект инвестиционной деятельности - собственных индивидуальных ресурсов, любое юридическое лицо, включая иностранных юридических и физических лиц. Объекты - во что вкладываются инвестиционные ресурсы, могут быть основные, оборотные фонды, научно-технологическая продукция, интеллектуальные ценности (знания, опыт, навыки), ценные бумаги. Именно реальная процентная ставка имеет главное значение для принятия инвестиционных решений. Эффективный инвестиционный проект - это проект, годовой доход от которого не ниже рыночной нормы процента по любому другому капитальному активу, включая банковскую процентную ставку. Исчисление дохода, или определение расчетной величины чистой производительности капитала, называется дисконтированием. Банковская процентная ставка играет в этих расчетах определяющую роль. На ее основе осуществляется расчет дохода в форме процентов, которые могут быть получены от будущих инвестиционных проектов. Дисконтирование осуществляется по формуле: Д = Дt / (1 + r), где Д - текущая дисконтированная стоимость актива. Дt - ежегодный будущий доход от актива инвестированного на период равный t - лет, r - норма банковского процента.

17. Центральное место в макроэкономике принадлежит понятию Национальная экономика» - исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств, охватывающая существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. «Национальная экономика» и «Экономическая система» - две связующие системы, которые тесно связаны между собой в пределах границ конкретного государства, от взаимодействия которых зависит внутреннее состояние как экономической, а так же и социальной стабильности населения проживающего на этой территории. Основа национальной экономики: предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства. объединенные в единую систему экономическими взаимоотношениями, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары и услуги. Национальная экономика состоит из материального, нематериального производства, непроизводственной сферы. Важнейшие цели макроэкономики: 1-Стабильные, высокие темпы роста национального объема производства.2-Стабильность цен. Достижение «стабильности цен» на практике означает не замораживание их на определенном уровне на длительный период, а плановый регулируемый рост.3-Высокий уровень занятости, т.е. занято оптимальное число населения страны. Однако это не говорит о том, что в экономике существует понятие 100°-о занятости населения той или иной страны, региона. Полная занятость всегда ниже 100%. т присутствует понятие естественной безработицы.4-Поддержание внешнеторгового баланса, т.е. достижение равновесия между экспортом и импортом, стабильного обменного курса национальной валюты, на валюты других стран.

Результатом функционирования экономики является национальный продукт - это все товары и услуги, созданные в стране за определенный период времени. ВНП = ВВП +(Доходы из-за границы – доходы нерезидентов данной страны) Методы расчета ВНП .1 -ВНП: суммируется стоимость товаров и услуг, созданных всеми национальными фирмами (например, российскими) вне зависимости от их местонахождения. При расчете ВНП возникает возможность повторного счета: готовая продукция может быть несколько раз перепродана. Один из методов расчета ВНП - это метод суммирования ДС по всем отраслям национальной экономики. Он позволяет выявить соотношение и роль отдельных отраслей в создании ВНП. Второй метод расчета ВНП представляет собой суммирование всех расходов на покупку всего объема произведенного в данном году продукта (ВНП по расходам). Этот метод позволяет выяснить на что расходуется сумма созданного ВНП. В соответствии с этим методом ВНП включает: 1. Потребительские расходы населения (домохозяйств); 2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику, которые состоят из чистых инвестиций, идущих на прирост капитала и Ам отчислений, идущих на замещение потребленного капитала; 3. Государственные закупки товаров и услуг, к-ые включают в себя и расходы на выплату з/п работникам бюджетной сферы; 4. Конечные расходы некомм орг., обслуживающих население (домохозяйства); 5. Изменения в запасах материальных оборотных средств, к-ое рассчитывается как разница их на начало и конец года; 6. Чистый экспорт товаров и услуг, рассчитанный во внутренних ценах. Третий метод расчета ВНП –это суммирование всех доходов, полученных в экономике от производства продукции в данном году (ВВП по доходам). Расчет ВНП по доходам отражает стр-ру первичных доходов всех субъектов макроэкономики. В соответствии с этим методом ВНП включает в себя следующие стадии: 1. -З/п наемных работников. Причем учитывается не только з/п, получ-я работниками, но и все отчисл-я от нее, осущ-мые предпр-ми (на соц-е страхование, в пенсионные фонды…); 2. -Рентные платежи; 3. -%, как форма дохода собственников капитала; 4. -Доходы от собств-сти, получаемые некорпоративными предпр-ми (частные индивидуальные, кооперативы, товарищества); 5. -Корпоративная прибыль; 6. -Чистые налоги; 7. -Аммоатиз-е. отчисления



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: