70. Энергетическое хозяйство - совокупность энергетических установок и вспомогательных устройств, предназначенных для бесперебойного обеспечения данного предприятия энергией различного вида при соблюдении техники безопасности и выполнении требований к качеству и экономичности энергоресурсов. В состав энергетического хозяйства машиностроительного предприятия могут входить: энергетический цех и подразделения; электромеханический цех; тепловой цех; газовый цех; компрессорная и вентиляционная станции, слаботочный цех с пожарной и охранной сигнализацией, зарядной станцией и др.; служба контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИП), электро-, теплотехническая лаборатория и др. Энергосиловой цех включает участки: 1-электроподстанцию с электросетями; 2-монтажный участок. Основными задачами энергохозяйства предприятия являются: - бесперебойное и надежное производство и обеспечение энергией всех видов при наименьших затратах; - наиболее полное использование мощности энергоустановок; - недопущение потерь и соблюдение режима экономии энергетических ресурсов; - контроль за выполнением правил эксплуатации; - повышение производ-сти труда, совершенств-е нормирования расхода энергоресурсов и топлива, снижение эксплуатационных затрат и инвестиций в энергохозяйстве.
Виды энергии: по хар-ру использ-я: технологич-я, двигательная, отопительная, осветительная, санитарно-вентиляционная. Виды систем энергоснабжения: - Электроснабжение предприятий осуществляется в основном от районных энергетических систем и реже - от собственных электростанций. Теплоносители пар и горячая вода - поступают главным образом от тепловых сетей территориальных энергосистем. - Воздухоснабжение предприятий осуществляется при помощи компрессорных установок, к-е обеспечивают подачу на рабочие места сжатого воздуха для пневматических зажимов, подъемников, и др. - Водоснабжение. - Газоснабжение, - Теплоснабжение, - Топливоснабжение.
|
Основным документом при планировании и анализе использования топлива и энергии является энергобаланс, отражающий равенство сумм подведенной и полезной энергии и потерь. Он состоит из двух частей: приходной, хар-щей ресурсы энергии всех видов, и расходной, где показывается распред-е энергоресурсов по направ-м потребл-я, включая потери (например, в сетях) и отпуск на сторону. Различают сводный (например, топливно-энергетический) и частные балансы отдельных энергоресурсов, плановые и отчетные. Общую потребность предприятия в электроэнергии определяют по объектам и видам работ, подразделениям (участкам, цехам) и целевому назначению. Общая потребность предприятия: Ро=НрП+Эосв+Эот+Эвент+ Эпр+ Эпот+Эвт, где Нр - норма расхода силовой и технологич-й энергии на единицу товарной продукции, приведенную единицу ее выпуска и т.п.; П – планируемый объем производства в соответствующих единицах; Эосв, Эот, Эвент, Эпр - расход энергии (топлива) соответственно на освещение, отопление, вентиляцию, прочие нужды; Эвт - возврат энергии для вторичного испол-я. Расчет потребности в энергии (топлива) позволяет составить приходную и расходную части частных энергобалансов по каждому ее виду, разработать сводный энергобаланс. Общий расход энергии по пр-ю делят на 2 части: переменная и постоянная. Расход энергии по переменной части определяется 2 путями: 1-укрупнённым, т.е. на основе времени работы оборудования Э = Му*Фд*Км*Кв/п1*п2, где Му - суммарная установленная мощность но группе оборудования, Фд - действительный фонд времени работы оборудования, Км - коэффициент, учитывающий загрузку оборуд-я по мощности, Кв - коэффициент, учитывающий неравномерность загрузки оборудования по времени, п1, п2 - учитывающий КПД двигателя и потери в сети.2. по нормам расхода: Э=Нр*П.
|
Нап-я рац-ции потр-я энергии: 1 - устранение потерь всех видов энергии; 2 - распред-е потреб-лей в соот-вии с хар-ром выполняемых работ и потребной мощностью, повышение коэффициента использ-я оборуд-я в единицу времени; 3 - сокращение норм потребл-я мат-лов и топлива в самом энергохозяйстве, повыш-е производит-сти труда его работников; 4 - улучш-е работы оборуд-я путем организации его оптимальной загрузки, соблюдение заданных технологических режимов, сокращения времени работы на холостом ходу; 5 - интенсификация производственных процессов, внедрение энергосберегающих технологий и оборудования; 6 - поддержание в надлежащем состоянии энергетического оборудования путем внедрения рациональных методов организации ремонта и технического обслуживания; 7 - реконструкция и техническое перевооружение (оснащение) энергохозяйств с целью повышения КПД энергоустановок, рационального использования и экономии энергии всех видов; 8 - надлежащий учет расхода, применение обоснованных норм, анализ, выявление и устранение причин непроизводительных потерь различных видов энергии и др.
|
71. Состав транспортного хозяйства зависит от хар-ра выпускаемой пр-ции, производств-й стр-ры пр-я, типа и масштаба пр-ва. Состоит из транспортных средств (автомобили, прицепы, локомотивы-тепловозы, вагоны, электрокары, тракторы и т.п.) и устройств общезаводского назначения (гаражи, депо, ремонтные мастерские, рельсовые и безрельсовые пути). Виды: 1) По территориальному признаку: - внешний, - внутренний (внутризаводской).2) По принципу действия транспортный средств: - Прерывный - автопогрузчики, кары. - Непрерывные - конвейеры.3) По направлению перемещения грузов - горизонтальный, вертикальный, наклонный, горизонт. -наклонный. Задачи: 1-бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций, 2-правильный выбор и наиболее эффективное использование транспорта; 3-механизация, автоматизация транспортных операций; 4-снижение затрат, связанных с перевозкой грузов.
Маршрут движении - называется путь следования подвижного состава при выполнении перевозок.. Перевозки грузов бывают разовыми и маршрутными (постоянными) и осуществляются по разовым заявкам или твердым расписаниям. Виды маршрутов: 1-Маятниковый маршрут по организации движения бывает простым (с обратным порожним (холостым) пробегом), полным (с обратным груженым пробегом), смешанным (с обратным неполностью груженым пробегом).2-Сборный и развозочный маршруты представляют собой виды кольцевых маршрутов, 3-а радиальный - комбинирование различных маятниковых. На каждом маршруте транспортное средство совершает ездку. Ездкой называется законченный цикл транспортного процесса, состоящий из погрузки у отправителя груза, его перевозки, разгрузки у получателя и подачи подвижного состава под следующую погрузку. Рейсом называется транспортный процесс движения подвижного состава от начального пункта до конечного данного маршрута.4-Для предприятий массового и крупносерийного производства наиболее эффективной является кольцевая система перевозок по постоянному расписанию. Схемы маршрутов межцеховых перевозок устанавливаются в соответствии со схемой грузопотоков на предприятии. Грузопоток - показатель, характеризующий объём перевозок грузов в определённом направлении или между данными пунктами за определённый отрезок времени. Грузооборот - есть сумма отдельных грузопотоков. На основе этой схемы, объема перевозок по каждой группе грузов производится выбор транспортных средств, рассчитывается их потребное количество и технико-экономические показатели работы подвижного состава.
Для опред-я потребности в транспортных ср-вах необходимо рассчитать и проанализировать следующие данные. Колич-е показатели: 1 - Объем перевозок грузов - количество перевезенного груза (в тоннах) или подлежащего перевозке между пунктами отправления и назначения.2 - Грузооборот - выполненная или подлежащая выполнению транспортная работа (в тонно-километрах) по перевозке грузов на определенное расстояние между пунктами отправления и назначения.3 - Грузопоток - количество груза (в тоннах), перевезенного или подлежащего перевозке в одном направлении (с пункта отправления в пункт назначения).4 - Объем погрузочно-разгрузочных работ - это количество погруженных, выгруженных и перегруженных тонн груза. Качественные показатели: скорость движения, коэф-ты грузоподъём-сти, трудоёмкость с/с транспортных работ. Технико-экономич-е показатели: технич-я скорость, эксплуат-я скорость, коэф-т использ-я грузоподъём-сти и др.
Технико-экономические показатели работы подвижного состава.1-Техническая скорость Vт транспортного средства (километры в час): Vт = L / Тд, где L - длина пути, пройденного за определенный промежуток времени, км; Тд - время, непосредственно затрачиваемое на движение, ч.2-Эксплуатационная скорость Vэ(километры в час): Vэ = L / Тн = L / (Тд+Тп), где Tн и Тп - время в наряде (смена, сутки) и потери на погрузочно-разгрузочные работы, ч.3 - Коэффициент использования грузоподъемности (статистический): Yc = Q / (q *Zе) где Q - объем перевозок грузов, т; q - грузоподъемность транспортного средства, т; Zе - количество ездок, выполненное за определяемый промежуток времени. Zе = Тн / tе, где tе - время одной ездки, tе = tп + tд. r + tр + tд. х., где tп, tд. r, tр, tд. х - время прстоя под погрузеолй, разгрузколй, движения с грузом и без груза (холостой пробег).4 - Коэф-т использ-я рабочего времени: Ки. в. = Тд / Тн.
Внутризаводской транспорт должен соответствовать техническим и организационным особенностям обслуживаемого производства, специализироваться на перевозках определенного вида грузов.
72. Под технической подготовкой производства понимают совокупность процессов научного, технического и организационно-экономического характера, направленных на разработку и освоение новых видов продукции, осуществляемых от начала научных исследований до введения изделия в эксплуатацию и определяющих технический уровень, качество и эффективность новой продукции как в производстве (на предприятии), так и в эксплуатации (у потребителя). Задачи: - обеспечение неуклонного и непрерывно-технологического прогресса во всех отраслях народного хозяйства путем создания наиболее совершенных конструкций машин и технических процессов их изготовления, использование экономичных материалов; - максимальное удовлетворение потребностей населения благодаря выпуску разнообразнейших товаров народного потребления; - всемерное сокращение длительности, трудоемкости и стоимости всех работ по технической подготовке производства.
Технологич-й этап подготовки пр-ва включает: 1-технолог-й контроль чертежей, 2-проектирование технолог-х процессов, 3-проектир-е и изготовление специальной оснастки и спец-го оборуд-я, 4-отладка и внедрение запроектиров-х технолог-х процессов. Выбор оптимальной технологии: Технолог-я с/с - сумма издержек, непосредственно связанных с данным технолог-м пр-ссом: С/с = аQ+в, где а - перем-е расходы на ед-цу пр-ции, Q – годовой выпуск пр-ции, В –условно постоянные расходы, не завис-е от год-го выпуска пр-ции. Целесообразность применения намечаемого варианта технол-го решения можно выразить наревенством: а1 Q+в1≥а2 Q+в2, где 1,2 базовый и намеченный. Критическая программа - такой объём выпуска пр-ции, при к-м два сравнимых варианта технол-го пр-сса одинаково экономичны: с/с=а1 Q+в1, с/с=а2 Q+в2, Qк=(в2-в1) / (а1-а2).
Конструкторская подготовка - комплекс работ по созданию конструкторской документации на новую продукцию, по изготовлению и испытанию её опытных образцов. Этапы КПП: 1-технич-е задание, 2-расчёт технич-го предложение, 3 - разр-ка эскизного проектирования, 4-подготовка рабочей конструкторской документации; 5-изготовление опытного образца; б-корректировка рабочего проекта и выпуск уставной партии; 7-проверка согласования внесения изменений, утверждения и размножения рабочего проекта, передачи документации в отдел главного конструктору.
Планиров-е технич-й подготовки модно разбить: 1 - разработка плана технич-го развития пр-я, 2-составление плана технич-го разв-я пр-я, 3 - оперативное планиров-е технич-й подготовки. При планир-нии технич-й подготовки рассм-ся: 1 - трудоёмкость подг-ки пр-ва по отдельным этапам, 2 - сроки подг-ки новой пр-ции, 3 - затраты на подг-ку пр-ва. Исх-ми данными при планировании явл-ся: 1 - перечень новых видов пр-ции, 2-нормативные сроки их освоения, 3-плановые нормативы для опред-я объёма затрат и труд-сти по каждому виду работ.
Методы перехода на выпуска новой пр-ции: 1-Последовательный - пр-во новой пр-ции осущ-ся после полного прекращ-я выпуска пр-ции, снимаемого с пр-ва. Разл-т: прерывно-послед, непр-посл.2. - Параллельный - хар-ся постепенным замещением снимаемого с пр-ва пр-ции вновь осваеваемой. Различают паралл-поэтапный, параллельно-последоватедьный(созд-ся дополнит-е мощности, на к-х начинается освоение нового изделия). Виды инноваций: продуктные, технико-технолог-е, организ-управленч-е. Стадии науки включают: 1-фундаментальные исслед-я, 2-прикладные иссл-я, научно-технич-е разработки.
73. Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Показатель качества продукции - это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Показатели:.1-Обобщающие, характеризующие общий уровень качества продукции. - 2-Комплексные, характеризующие несколько свойств изделий, включая затраты, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией.3-Единичные, характеризующие одно из свойств продукции. - эргонометрические, позволяющие определять удобство и безопасность эксплуатации изделий; - эстетические, характеризующие способность продукции удовлетворять потребность в красоте.; - стандартизации и унификации; - патентно-правовые, характеризующие удельный вес отечественных изобретений в данном изделии и возможность беспрепятственной реализации продукции как в своей стране, так и за рубежом; - показатели транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к перевозкам; - экономические. Технический уровень это относительная хар-ка кач-ва пр-ции, осн-я на сопоставлении значений пок-лей, хар-х техническое совершенство оцениваемой пр-ции с соотв-щими базовыми знач-ми. Базовый образец должен сочетать в себе столько и такие технические и экономические показатели, которые в наибольшей степени отвечают требованиям конкретного рынка на момент предполагаемого выхода на него с данным товаром. Выбор образца определяется целями оценки технического уровня продукции. Исходную информацию о значениях показателей качества базового образца (конкурента) составляют: фирменные, национальные, международные стандарты, действующие в стране предлагаемого экспорта; технические регламенты, правительственные постановления, устанавливающие правила и требования к импортируемым в данную страну товара.
Методы: 1-Дифференциальный основан на сравнении единичных показателей качества оцениваемого и базового изделий. Д = Pi / Рia, (i = 1,...,n), где Д - относительный показатель качества; Pi - значение i-ro показателя оцениваемого изделия; Pia - значение i-n, показателя базового изделия (аналога); п - количество показателей.2-Смешанный. Этапы: а-часть единичных показателей объединяют в группы и для каждой группы определяют соответствующий обобщающий показатель.; б-на основе получаемой совокупности обобщенных и единичных показателей оценивают уровень качества изделий дифференциальным методом.3-Комплексный основан на сравнении обобщающих показателей качества оцениваемого изделия, базового образца и суммарных затрат потребителя на их приобретение и эксплуатацию, т.е. определяется обобщающий показатель экономической эффективности: Кэ= (Ку*За) / (Куа*З) >< 1. где Ку и Куа - обобщающий показатель качества оцениваемого изделия и базового образца (аналога) соответственно; З, За - суммарные затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию оцениваемого изделия и базового образца (аналога) соответственно. Обобщающий показатель экономической эффективности свидетельствует об экономической целесообразности замены устаревшей продукции, если Кэ > 1.
Под техническим контролем понимается проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, и всех производственных условий, обеспечивающих его. Задача - обеспечение выпуска высококачественной и комплектной продукции, соответствующей стандартам и техническим условиям. Технический контроль за качеством продукции производится на предприятиях централизованно, через отдел технического контроля (ОТК) - самостоятельное структурное подразделение. Виды: 1-По формам технический контроль может быть пассивным и активным, оказывается активное воздействие на технологический процесс с целью управления качеством.2 - входной, определяющий соответствие закупаемых для производства сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий требованиям научно-технической документации (НТД). - предварительный, осуществляется с целью предотвращения поступления в производство бракованных предметов труда; - промежуточный; - окончательный.3 - разрушающий и неразрушающий (акустический, магнитный, оптический, радиационный).4-стационарный; - подвижной контроль - осуществляется на том рабочем месте, где выполняются операции, и применяется для проверки громоздких, неудобных для транспортировки объектов контроля, а также когда не требуются специальные сложные приборы для контроля
74. Ритмичность производства - это ритмичный труд и равномерный выпуск продукции. Ритмичным нужно считать такой груд и такую работу, когда за равные промежутки времени выполняется одинаковый или равномерно увеличивающийся объем работ на том или ином рабочем месте, в целом на предприятии. Под равномерным выпуском продукции следует понимать систематическое повторение выпуска продукции равными или равномерно увеличивающимися частями в соответствии с установленным графиком работы. Ритмичным производством нужно считать то, где за равные промежутки времени выполняется одинаковый объем работы и выпускается одинаковое количество продукции.
Для оценки ритмичности производства используется ряд показателей:
1. - удельный вес выпуска продукции (в процентах) за декаду (неделю) по отношению к месячному объему: Рд= (Ад / Ам) *100, где Ад и Ам - фактический выпуск продукции за декаду (неделю) и месяц соответственно, шт. или тыс. руб.
2. -коэффициент ритмичности выпуска продукции К: Кр=Аф. з / Ап, где Аф. з - фактический выпуск продукции за соответствующий период в пределах плановго задания (зачетная продукция); Ап - плановое задание за данный период времени.
Причины наритмичной работы пр-я:
-несоотв-вие пропускной спос-сти обор-я,
-появление «узких мест».
-некомплектность заделов,
-внеплановые простои обор-я.
-недостатки в орг-ции пр-ва, труда, план-я…
-перебои в МТС.
-низкий труд-й и производст-й потенциал.
Для выполнения ритмичной работы на предприятии действует ОПП.
Оперативно-производственное планирование (ОПП) представляет собой систему мер, направленных на конкретизацию технико-экономического плана во времени и пространстве. Оно выступает составной частью внутризаводского планирования и призвано обеспечивать решение большого круга задач: 1-детализация и распределение производственной программы и других показателей плана экономического и социального развития по месту и времени их выполнения.; 2-разработка прогрессивных календарно-плановых нормативов; 3-обеспечение рабочих мест сырьем, материалами, заготовками, деталями, оснасткой, приспособлениями, инструментом; 4-составление графиков движения предметов труда во времени и пространстве и доведение их до исполнителей; 5-координация работы сопряженных цехов, участков, бригад, рабочих мест; 6-контроль и регулирование хода производства.
Объекты планирования: производство товарной продукции; техническая подготовка производства; вспомогательные хозяйства; материально-техническое обеспечение предприятия; труд, кадры и заработная плата; финансовая деятельность.
Содержанием ОПП являются: 1) установление места и времени изготовления продукции; 2) учет фактического хода производственного процесса; 3) определение отклонений от заранее установленного плана; 4) регулирование хода производства.
ОПП включает следующие этапы деятельности: объемное планирование; оперативно-календарное планирование(расчёт календарно-плановых нормативов); оперативное регулирование(учёт, контроль, диспетчеризация)
Выбор системы ОПП определяется следующими основными факторами: типом производства, объемом и повторяемостью выпускаемой продукции; ее сложностью; степенью унификации деталей и узлов; производственной структурой предприятия; формой внутризаводской специализации; наличием ЭВМ и специалистов по их обслуживанию.
75. МТО - процесс удовлетворения потребности предприятий в средствах и предметах труда. Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. (ОМТС) построена по функциональному или материальному признаку. В первом случае каждая функция снабжения (планирование, заготовка, хранение, отпуск материалов) выполняется отдельной группой работников. При построении снабженческих органов по материальному признаку определенные группы работников выполняют все функции снабжения по конкретному виду материалов. Характерный тип структуры службы снабжения - смешанный, когда товарные отделы, группы, бюро специализированы на снабжении конкретными видами сырья, материалов, оборудования. Смешанный тип структуры отдела снабжения - наиболее рациональный метод строения, который способствует повышению ответственности работников, улучшению МТО производства.
Поставки мат-х рес-сов на пр-е осущ-тся ч/з хоз-е связи. Хоз-е связи представляют собой сов-сть эк-х, организац-х и правовых взаимоот-ний, кот-е возникают между поставщиками и потребителями средств пр-ства. Хоз-е связи между предприятиями могут быть прямыми и опосредованными (косвенными), длительными и краткосрочными. Различают транзитную и складскую формы поставок. При транзитной форме снабжения материальные ресурсы перемещаются от поставщика к потребителю прямо, минуя промежуточные базы и склады посреднических организаций. При складской форме материальные ресурсы завозятся на склады и базы посреднических организаций, а затем с них отгружаются непосредственно потребителям.
Существует два варианта организации завоза материальныx ресурсов: 1-Самовывоз характеризуется отсутствием единого органа, обеспечивающего оптимальное использование транспорта. Пр-е самостоятельно договаривается с трансп-ми организациями, не предъявляет жестких требований к типам используемого транспорта - главное вывезти материальные ресурсы.2-При централизованной доставке предприятие-поставщик и предприятие-получатель создают единый орган, цель которого оптимизировать совокупный материальный поток. Для этого разрабатываются схемы завоза продукции, определяются рациональные размеры партий поставок и частота заноза; разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза продукции; создается парк специализированных автомобилей и выполняется ряд других мероприятий.
Основой материально-технического снабжения являются материальные балансы - система показателей, характеризующая объемы материальных ресурсов определенного вида и их распределение по потребностям и потребителям. Строятся они обычно в виде таблицы, состоящей из двух частей. В одной отражаются ресурсы (запасы на начало периода, производство или снабжение, в т. ч. и по импорту, мобилизация внутренних возможностей), во второй – их распределение (на производственно-эксплуатационные нужды, капитальное строительство, пополнение государственных резервов, экспорт, другие потребности, запас на конец планового периода). Итоги обеих частей должны быть равны. В случаях, когда выявляется несоответствие ресурсов и потребностей, принимаются необходимые меры по его ликвидации: выявляются дополнительные возможности сокращения норм расхода на единицу продукции (работ) без ущерба качества, обосновывается сокращение запасов, замена дефицитных видов сырья, материалов, имеющимися в наличии и т.д. расчёт потребности в мат. ресурсах методически прост, но весьма трудоёмок. Расчёт выражается в натуральных показателях. Потр-ть в мат-лах для выполнения производственного задания определяется путём умнож-я программы пр-ва на нормы расхода по соотв-м изделиям. Для незавершённого пр-ва – путём умнож-я поиздельных норм расхода на изменение программы незавершённого пр-ва в плановом периоде.
Пок-ли исп-я мат-х рес-сов: 1-обобщающие: - матер-сть= Мз/Nb, где Мз - мат-е затраты, Nb-объём выпуска пр-ци в соотв-х ед-х. - матер-отдача=1/Ме, уд-й вес мат-х затрат в с/с пр-ции, коэф-т исп-я мат-х рес-сов=∑Мз. ф/∑Мз. пл, к>1-перерасход Мз, к<1экономия.2 - частные исп-ся для хар-ки эф-сти потребл-я Мрес-сов и для оценки Ме отд-х изд-й
76. Ф-ция упр-я - вид д-сти, основ-й на разделении и кооперации менеджмента и характер-ся опред-й однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта упр-я Виды:
1-Общие функции выделяются по этапам (стадиям) упр-я.
–Планирование - с его помощью руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей. Призвано ответить на следующие вопросы: где мы находимся в настоящее время, куда мы хотим двигаться, как мы собираемся сделать это. Планир-е бывает: стратег-е. тактич-е. оперативное. Планы пр-тия можно классифицировать по следующим критериям: 1. по длительности (долгосрочные, краткосрочные, разопью), 2. По степени обязательства - носят рекомендательный и категорический характер, 3. индивидуальные и групповые, 4. по направлению решений - внутренние и. внешние.4 – генер-й. общий и бизнес-план.;
- орг-я - стр-ра с-мы в виде взаимоотнош-й, прав. целей, ролей. видов д-сти и др. ф-ров, к-е имеют место. когда люди объединены совместным трудом, - пр-сс, посредством к-го созд-ся и сохр-ся стр-ра орг-ции.;
- Мотивация это процесс побуждения к деятельности для достижения личностных целей и целей орг-ции.
- корд-я и регулир-е;
- Контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Оценивает степень выполнения намеченных организацией планов и удовлетворения потребностей внутренней и внешней среды. Виды: предварит-й, тек-й, закл-й, - учет, анализ, прогнозир-е.
2-Функции, выделяемые по сфере д-сти, называются конкретными.
- перспективное и текущее эк-е и соц-е планир-е;
- орг-я работ по стандартизации; - учет и отчетность;
- экон-й анализ; - технич-я подготовка пр-ва;
- орг-я пр-ва; - упр-е технолог-ми процессами;
- оперативное упр-е производством;
- метрологическое обеспечение;
- технолог-й контроль и испытания;
- сбыт продукции; - орг-я работы с кадрами;
- организация труда и заработной платы;
- материально-техническое снабжение;
- капитальное строительство;
- финансовая деятельность.
3-Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).
Основным содержанием системы управления явл-ся механизм управления состоящий из: 1) принцапов управления - истины (правила) на кот-х строится система управления в целом и ее части (полномочия и ответственность, вознаграждение, единоначалие, стабильность раб места; 2) ф-цнй управлений - виды деятельности аппарата управления выделяемых на основе разделении и кооперации труда; 3) методов упр-я способы целенаправленного воздействия на коллектив и отдельных раб-ков; 4) стилей упр-я, кот представляет собой совокупность методов, приемов и действий наиболее характерных для руководителя, его взаимодействия с подчиненными: авторитарный, либеральный, демократический, анархический; 5. реорганизуясь в конкретной организации механизм управления приобретает конкретную форму организационного управления, включающую: организацион структуру управления (линейная, матричная, дивизионная, линейно-функциональная), управленч-й персонал (рук, спец, технические исполнители), обеспечивающие подсистемы (информационная, математическая).
77. Под организационной структурой упр-я понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организац-х единиц или звеньев, выполняющих определенные функции управления и находящихся между собой во взаимосвязи. Элементы ОСУ: органы управления, структурные подразделения, первичная группа (один руководитель, но нет подчинённых). Связи в структуре управления: 1. Горизонтальные. Носит характер согласования и является одноуровневым.2. Вертикальные - связи, подчинения, возникшие при наличии нескольких уровней управления. Принципы формир-я ОСУ: 1. должна отражать цели и задачи предприятий.2. Должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления.3. Соотношение между функциями и полномочиями с одной стороны и квалификацией и уровнем культуры с другой
Линейные ОСУ устанавливают линейные вертикальные связи, характеризующие руководство-подчинение по всем вопросам управления. Каждый сотрудник организации подчинен и подотчетен только одному руководителю. Достоинства: единство и чёткость распорядительства, согласованность действий, простота управления, чёткая ответственность, оперативность в принятии реш-й, личная отв-сть рук-ля за конечные рез-ты д-сти. Недостатки: руководитель должен быть универсальным специалистом, способным эффективно выполнять все функции управления, затруднительные связи между инстанциями, концентрация власти, перегрузка инф-цией, отсутствие звеньев по планированию и подготовке реш-й.
Функцион-я стр-ра явл-ся следствием раздел-я управленческого труда и отличается выделением и обособлением конкретных функцион-х подразделений или персонала упр-я по функц-му признаку. Преим-ва: высокая компетентность спец-стов, освобожд-е линейных менеджеров от реш-я нек-х спец-х вопросов, стандартиз-я, формализ-я, и программиров-е явл-й и процессов, уменьшение потребности в спц-х широкого профиля. Недостатки: нарушение принципа единоначалия, т.к руководители производственных подразделений могут получать от вышестоящих линейных и функциональных руководителей противоречивые указания и распоряжения, чрезмерная централиз-я, длительная процедура принятия реш-я, трудное реагиров-е на изменения.