ОФ осущ-ся за счет Амортизации – равномерного погашение ст-ти ОФ по мере их износа, путем перенесения их ст-ти на создаваемую прод-цию. Ам отчисления –Σ, служащая для возмещения износа ОФ. При равномерном начислении Ам норма Ам яв-ся величиной, обратной сроку службы ОФ. Начисление Ам продолжается только до полного перенесения ст-ти Оф: Ам. о = Wср. годовая*На/100%, руб/год, где На - норма Ам, устан-ная в план. порядке (% погашения ст-ти ОС). На = (Wликвид–Wвосстан) *100/Та * Wвосстан., где Та – Ам период. Методы начисления Ам: 1) Произв-ный м.: Аi = (Wперв-Wликвид) *Вi/SBi, где Bi – выработка объекта в i-ом году, SВi – выработка объекта за весь срок службы, Аi – годовая S Ам отчислений i-го объекта.2) М. равномер. списания затрат. Ai=(Wперв-Wликвид) /Тслужбы=На*(Wперв-Wликвид) /100% Опред-е срока службы: Тслужбы = SВi/Bi, На = 1/Тслужбы = Вi /SBi 3) М. ускоренной Ам (используется для расширения (воспр-ва) ОС): Метод суммы лет (полученной от S лет экспл-ции оборуд-я): Аi = (n-i+1) /S*(Wперв-Wликвид), где S – сумма лет, n – года, (n-i+1) /S – это На, (n-i+1) - остающийся на данный год срок экспл-ции. Метод снижающегося остатка SАi = 2На*(Wперв-Wликвид), где Аi – S накопл. Ам на начало i-го года, На – поправочный коэф-т (На=0,5).
Показатели исп-я ОФ: Обобщающие: 1. Фондоотдача (ФО) - отношение ст-ти продукции к ср/год ст-ти ОС. Показывает общую отдачу от исп-я каждого рубля, затраченного на ОС, т.е. эффект-ть вложения средств.2. Фондоемкость (ФЕ) - отношение ст-ти ОС к объему выпускаемой прод-ции. Опред-ет необходимую величину ОФ для пр-ва продукции заданной величины. Обратная ФО.3. Фондовооруженность (ФВ) - отношение ср/го ст-ти ОС к Чппп, где Чппп – численность произв. -промыш. персонала. Показывает величину ОС, приходящуюся на 1 работника.4. Производительность: (П = товар. продукция / Чппп), П = ФО * ФВ. Частные показатели: Коэфф-т сменности (ск-ко смен работает каждая единица оборуд-я): Ксм = S фактически отработанных машино-смен за сутки / общее кол-во установленного оборуд-я. Коэфф-т экстенсивной загрузки оборуд-я (по времени работы оборуд-я): Кэкст. = фонд времени фактич. / фонд времени план. Коэф-ф интенсивной загрузки оборуд-я (по произв-ти): Кинт. = производит-ть фактич. / производит. плановая. Интегральный коэфф-т (по мощности): Кинтег. = Кэкст. * Кинт. Частные коэфф-ты исп-ия ОС могут применяться для сравнения только однотипного оборуд-я.
|
35. ОБС– это совокупность ден-х ср-в, авансируемых для создания об-х произв-х ф-в и ф-в обр-я, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств. ОБС: ОБС вкл-т: 1-оборотные производственные фонды(производств. запасы; незавершенное пр-во; расходы будущих периодов), 2 – Фонды обращения(готовая прод-ция, отгруженная но не оплаченная; ср-ва в расчетах; ден. ср-ва). Оборотные фонды и готовая прод-ция – это нормируемые оборотные ср-ва, остальные – ненормируемые. Класс-я: Собственные: 1-Фонды: - Амортизац.Ф., Уставный Ф., Ф. эконом. стимулир-я. б-Финансирование: - Кап. вложения, - Целевое финансирование, в-Резерв: - Расходы будущ. периодов, - Гарантийные резервы, г-Прибыль. Заемные: Кредиты, Краткосроч. и долгосрочные кредиты банков, Обязательства по распред-ю, Оплата труда, платежи в бюджет, Кред-я Задолж-сть, Задолженность поставщикам и др. кредиторам. II. Нормируемые - нормируются и планируются самим пред-тием; ненормируемые – те, кот. нельзя спланировать и пронормировать.
|
Структура оборот. ср-в – процентное соотношение м/у различными группами оборот. ср-в в их общей ст-ти. Она зависит: от типа пр-ва, от характера и условий поставок, от характера технологии.
Кругооборот. Оборот. ср-ва имеют 3 стадии оборота: 1) Деньги – товар (оборот. ср-ва из сферы обращения переходят в сферу пр-ва).2) Товар – незавершенное пр-во – готовая продукция. (произв. запасы переходят в незаверш. производство, образуя гот. продукцию) 3) Готовая продукция – деньги (оборот. ср-ва из сферы пр-ва переходят в сферу обращения). Время, за кот. оборот. ср-ва проходят все 3 стадии, называется периодом оборота.
Определение потребности в оборотных средствах предусматривает: 1. нормирование 2. планирование их потребности, т.е. определение оптимального их объёма на предшествующий период.1. расчёт потребности в запасах: а) текущий запас обеспечивает бесперебойную произ деят предпр между поставками: Зт=Пс*Ип, где Пс - потребление суточное данного материала в натуральном или сто: мостном выражении, Ип - интервал поставок в днях; б) транспортный запас - учитывает длительность пребывания оплаченных грузов в пути: Зтр=Пс*(В2 - В5), где В2 - В5 - разность времени нахождения материала в пут и времени на оборот платёжных документов (В5); в) страховой запас для обуспечения бесперебойной работы на случай нарушения пост: вок: Зс=Пс*(В1+В2+ВЗ+В4), где В1 - время отгрузки, В2 - время нахождения материала в пути, дни; ВЗ - время приёмки, В4 - время подготовки материала, дни; г) подготовительный запас создается на время необходимое для подготовки и запуска произ-во поступившего материала: Зп=ПС*В4.
|
2. расчёт потребности незавершённого производства Ннзп= (Зпвп*Тц*Кнз) / Д Зпвп - затраты на производство валовой продукции, Тц - длительность производстве ного цикла, Кнз - коэффициент нарастания затрат, Д - продолжительность расчёта днях.
3. Норматив готовой продукции: Нг. п= Зсвп*(Ио+Вдок), где Зсвп - среднесуточш затраты на выпуск продукции, Ио - интервал отгрузки готовой продукции в дня Вдок. - время оформления платёжных документов.
Показатели эфф исп ОС: коэфф оборачиваемости характеризует число кругооборот ОС, за опред период или объем реал продукции, приходящейся на 1руб 0(Ко=РП/ОС, где РП - объем реализ. продукции, ОС - ср остаток об средст.
Коэф загрузки Кз=1/Ко=ОС/РП. длительность 1 оборота: Дней=Т/Ко, т - число дней периоде(360,90,30). эффект ускорения оборачиваемости ОС выражается в уменьшен* потребности в них. Различают: абсолютное высвобождение - прямое уменьшение пс требности в Ос. и относительное высвобождение - изменение величины Ос и изм-ние объема реализ. продукции Э = В(Доб1-Доб2) /Дп, где В - выручка от реализации Доб1, Доб2 - ср. длительность оборота в баз. и пл. периоде, Дп – длит-сть расчетного периода. Пути пов эф. исп ОБС: Источники - показывают за счет чего может быть достигнута экономия, Пути - каким образом, при помощи каких мероприятий, резервы экс номии - это возникающие, но еще не использованные полностью источники экономии Пути повышения по масштабам: народнохозяйственные (структурная перестройка общепромышленные (исп новых технологий в пром), внутрипроизводственные.
36. Материальные ресурсы - потребляемые в процессе производства материально-сырьевые ресурсы и топливно-энергетические ресурсы. Сырье - это предмет труда на добычу и производство которого затрачен труд и который, в процессе переработки, изменяет свою натуральную форму. Материалы - это предметы труда на получение которых затрачен труд в добывающих и перерабатывающих отраслях. Повышение эффективности использования матер-х ресурсов обеспечивает увеличение объемов производственной продукции при тех же размерах матер-ых затрат. Материалы подразделяют на: 1 - основные - мат. кот. в натур форме входят в состав готового продукта, 2 - вспомогательные - не входят в состав гот, продукции, а только способствуют ее формированию. Классификация: 1-по характеру участия в изгот прод: основное, вспомогат, 2-характер и размер затрат труда. первичное, вторичное, 3-по происхождению: 4 - промышяенноти: полученное в добывающей промышленности и в обрабатыв пром, с/х, 5-по характеру образования: минеральное, органическое, химическое, 6 - воспроизводимое, невоспроиз.
Экономное использование - это система мероприятий направленных на устранение различного рода потерь. Рац использование - это поиск наиболее целесообразных методов их производства и переработки.
Повышение эффективности использования матер-х ресурсов способствует экономии финансовых ресурсов в добывающих отраслях промышленности. Для оценки уровня и эффективности использования материальных ресурсов применяются многочисленные показатели. К обобщ-щим показателям относятся материалоемкость производства и продукции Ме=МЗ/ВП, материалоотдача производства и продукции Мо=ВП/МЗ. В группе единичных показателей выделяются: Коэф извлечения продукта из исходного сырья: Кизв= Визв/Всод 100%, Коэф выхода продукции из исходного сырья: Квых=В/Всыр100%, К использования материала: Кисп= Чистый вес изд. /норма расхода мат на изготовление, - Коэф раскроя: К =площ изд/ площ материала, - Коэф отходов: Ко=Расход общ-Рас полезный/Расход общий.
Планир-е потр-сти в мат-тех рес включает: 1-При выпуске готовой пр-ции исп-ся метод прямого счёта(норма расхода на 1 изд-е * кол-во изд-й.2-При выпуске новой пр-ции потребность мат-ла рассч-ся по методу аналогии(норма расхорда* кол-во новых изделий * на коэф-т, масс изд-я) 3-При многоменклатурном пр-ве потр-сть опр-ся по типовому представителю(норма расхода на тип*программу выпуска всех изд-й). Если отсутствует нормы расхода мат. Рес и данные об объёме пр-ва, исп-ся метод динамич-х коэф-в(расход мат-в факт за прошлый период * на индекс изменения пр-нной программы и * на индекс снижения норм расхода мат-ла).
Топливно-энергетические ресурсы - это мат ресурсы, содействующие процессу производства продукции в форме топливной энергии, использующейся в качестве технологического сырья и орудий труда(относятся к вспомогательному сырью).
К основным направлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести: 1-улучшение структуры топливного и топливно-энергетического баланса, 2 - более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на промышленных предприятиях, 3-правильную организацию транспортировки и хранение сырья и топлива, не допущение потерь и снижение качества, 4-комплексное использование сырья, 5-химизацию производства, 6-использование отходов производства, 7-вторичное использование сырья. Факторы, улучшающие использование материальных ресурсов: 1. совершенствование конструкции и структуры продукции, 2. совершенствование технологии изготовления продукции, 3. экономия сырья и материалов за счёт исследований в области их использования, 4. применение материалов с затрат заданными свойствами, 5. стимулирование улучшения использования матер, ресурсов, 6. применение оптимальных форм и методов обеспечения матер, ресурсов.
37. Процесс план-я, сосот-й из след-х этапов: опред-е цели пр-я; анализ проблем; поиск путей решения проблем; прогнозирование; оценка и принятие планового решения. Функции: прогнозирование, оптимизация, координация и интеграция, упорядочивание, контроль, документирование, воспитание, обучение, мотивация, уменьшение сложности, учёт факторов риска. Формы планирования – совокупность различных видов планов, применяемых одновременно на конкретном предприятии. Классификация планирования: 1 - С точки зрения обязательности: директивное(обязательное выполнение), индекативное(носит рекомендательный характер).2-В зав-сти от срока на который составл-ся план: перспективное - более 5 лет, среднесрочное - от1 года до 5, краткосрочное, текущее – до 1 года.3-По содержанию плановых решений: стратегическое, тактическое, оперативно-календарные - конкретизация тактического, бизнес-планирование, для обоснования инновац-х проектов.4 – По степени охвата: общее по предприятию, частичное.5 - По сферам д-сти: сбыта, пр-ва, персонала, финансов…, 6 - По глубине: агрегированное - рассч-ся общие показатели всего пр-я, детальное - отдельные показатели.7 - По учёту изменения данных: жёсткое, гибкое 8 - По очерёдности времени: упорядоченное, скользящее – план продлевается автоматически, внеочередное.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Как процесс стратегич-е пл-е включает: - распредел-е ресурсов; - адаптация к внешней среде; - координация и регулирование. Его важнейшая задача - обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Функции стратегического планирования: 1) распределение ресурсов 2) адаптация к внешней среде,3) координация и регулирование, 4) организационные изменения (нововвед-я).
Стр-ра стратегич-го планир-я: 1 - миссия орг-ции, 2-цели орг-ции, 3-анализ и оценка внешней среды, 4 - анализ и оценка внутренней стр-ры, 5-разр-ка и анализ стратегич-х альтернатив, 6-выбор стратегии, 7 - реализ-я стратегии, 8-оценка стратегии.
Преимущества: 1. стратегическое планирование является единственным инструментом, с помощью которого предприятие может адаптироваться к изменениям внешней среды, 2. дает основу для принятия решений, снижающих риск, 3. обеспечивает единство целей и задач структурных подразделений предприятия. Недостатки: 1. стратегическое планирование не дает детального описания внешней среды в будущем, но дает качественное описание состояния, к которому оно должно стремиться.2. значительные затраты ресурсов для осуществления намеченного плана.3. отрицательные результаты стратегического планир-я гораздо весомее, чем тактического 4. само по себе оно результата не дает, только с помощью тактического планирования и будет, достигнут какой-то результат.
38. Тактич-е планиров-е занимает промежуточное полож-е между долгосроч-м стратег-м и краткосроч-м оперативно-календарным. Явл-ся средством реализации страт-х планов.
Функции такт-го пл-я: прогнозирование, координация, контроль. Цель такт-го плана ответить на вопрос: Как пр-е может достичь какого-то опред-го состояния?
Требования, предъявляемые к тактич-му пл-ю: 1-гибкость плана, 2-полнота планир-я, 3-поддержка со стороны высшего рук-ва, 4-комплексность пл-ния, 5-ответственность за разработку и выполнение плана, 6-приоритет текущих решений над планом, 7-точность, ясность, лаконичность формулировки плана, 8-участие исполнителей в разработке плана.
В расширенном варианте тактический план содержит следующие разделы: экономическая эффективность производства; нормы и нормативы; производство и реализация продукции; материально-техническое обеспечение производства; персонал и оплата труда; издержки производства, прибыль и рентабельность; инновации; инвестиции и капитальное строительство; охрана природы и рациональное использование природных ресурсов; социальное развитие коллектива; фонды специального назначения; финансовый план.
Основу тактического плана составляют стратегический план и портфель заказов предприятия, сформированный на планируемый период. На базе стратегического плана разрабатывается план инноваций, а на базе портфеля заказов - план производства и реализации продукции.
При составлении тактич-го плана проводятся след-е работы: 1-анализ выполнения плана за предстоящий период, 2-сбор предложений работников по реализации стратегии развития пр-я.3-изучение мероприятий и обоснование решений по всем разделам плана.
Этапы такт-го пл-я: 1-подготовительный. Начинается за 6-7 месяцев до начала года. Выполняется технико-экономич-й анализ д-сти пр-я, изыскиваются резервы пр-ва, разрабатываются прогрессивные нормы и нормативы, обосновываются ключевые показатели.2-Разр-ся за 1-2 месяца до начала года. Разрабатывается окончательный вариант плана, где рассчитываются все показатели работы предприятия. Проводится взаимная увязка, в случае необх-сти, корректировка. Окончательный вариант плана утверждается главным руководителем.
39. Идея бизнес-плана заключается в том, чтобы сжато и понятно изложить мысли руководства о развитии предприятия, причем так, чтобы этот документ без затруднения воспринимался посторонними читателями. Здесь нет жесткой методики его составления. План должен передавать отличительные черты будущего предприятия, выпускаемой продукции, ее сбыта, технологии производства, показывать экономическую эффективность затраченных средств. У любого бизнес-плана есть две функции: внутренняя - дать руководству и рядовым сотрудникам документ с указаниями и этапами, по которым можно будет следить за развитием предприятия и оценивать его деятельность; внешняя - рассказать о положении дел внешнему инвестору. Эта функция является ключевой, и мы подробнее остановимся на ней в нашем письме. По существу бизнес-планы - это документы для продажи. В данном случае Вы продаете свою идею, продукт или услугу и прежде всего - себя самого и свой послужной список. Продавая эти вещи, Вы участвуете в конкурентной борьбе. Практика планирования выделяет несколько типов бизнес-планов. Каждый из них имеет свои особенности. Наиболее популярны в нашей республике три типа: 1) внутренний бизнес-план фирмы; 2) инвестиционный бизнес-план фирмы; 3) бизнес-план финансового оздоровления фирмы.
Бизнес-план должен включать следующие разделы: 1. резюме, где в сжатой форме излагается суть предлагаемого плана развития предприятия, его преимущества, приводятся основные итоги маркетинговых исследований и финансово - экономических расчётов.2. описание предприятия, в этом разделе необходимо указать цель плана, перечислить основные его параметры, основные мероприятия по разработке проекта, а также предоставить информацию об уже осуществлённых исследованиях и изысканиях в этих направлениях.3. продукция. В этом разделе предоставляется информация о продукции, показывается новизна решения технических, технологических и прочих проблем, проводится сравнительный анализ продуктов конкурентов, показывается, какие преимущества получают производитель и потребители предлагаемой продукции.4. План маркетинга. В данном разделе необходимо показать степень изученности рынка и принципиальные схемы сбыта продукции.5. научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы. В этом разделе следует описать оптимальные рамки проекта, обосновать его выбор, привести перечень компонентов проекта, определить соответствующие технологии, технологические процессы, виды и количество требуемого оборудования и машин.6. производственный план. Этот раздел должен показать, что экономический потенциал предприятия способен обеспечить выполнение производственной программы.7. организационный план управления предприятием. В этом разделе кратко освещается проблема производственного менеджмента.8. реализация проекта. Главной целью этого раздела является определение финансовых последствий стадии реализации проекта с целью обеспечения его достаточными средствами как до начала производства, так и после него.9. финансовый план. В данном разделе следует, четко определить как инвестиционные, так и производственные издержки, учитывая, что прибыльность проекта в конечном счёте будет зависеть от размеров и структуры этих издержек и графика его осуществления. В него необходимо включить следующие подразделы: планы по прибыли, движение денежных потоков, анализ безубыточности, рентабельности, финансовый анализ отдельных видов продукции, риск и намечаемые меры по его снижению.10. юридические аспекты. В данном разделе рассматриваются юридические аспекты осуществлении проекта, права и обязанности сторон.11-Приложения. Это не регламентируемый по объёму раздел, в который включаются все дополняющие основные разделы материалы, а также помещаются данные о руководителе предприятия, инспекторах и пр.
40. ПП(произв-я программа) - это возможный годовой выпуск продукции в плановом ассортименте, рассчитанный с учетом полного исп-ния оборудования и площадей. ПП - в натуральных пок-лях: 1. натуральные (шт., комплекты, л, т., кг…) 2. условно-натуральные (приводят все виды выпуск-ой продукции к одному виду, принятому за базу) 3. трудовые (норма/часы). ПП в стоимостных пок-лях: 1. V товарной пр-ции (готовая продукция в ден. выражении): ТП = SNi*Цопт. i, где Цопт. i – оптовая цена i-той пр-ции, Ni – i-тый вид выпускаемой продукции.2. V реализуемой пр-ции (ст-ть пр-ции, кот. поставлена заказчиком и оплачена в план. периоде): РП = ТП + Знп – Зкп + Пнп – Пкп, где З – запасы пр-ции на складе в денеж. форме; П – пр-ция, отгруженная, но не оплаченная; нп и кп – начало и конец периода.3. Валовая пр-ция (ст-ть всей пр-ции, произведенной независимо от степени ее готовности): ВП = ТП + НПнп – НПкп + Vнп – Vкп, где НП – незаверш. пр-во, V – остатки инструм-та, запчастей.
При расчете производственно программы исходят из плана маркетинга, а также из фин-х и трудовых возможностей пр-я. Главной задачей при составлении плана производства – это подтвердить расчетами, что производство в состоянии реально производить необходимое кол-во товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. В плане указывается состав оборудования, поставщики сырья, материалов, компл-щих изделий, усл-я поставки по цене, количеству и качеству. План производства включает: а) ПМ (входящей, исходящей, среднегодовой); б) Расчет численности персонала; в) Расчет фактической з/п персонала; г) Расчет сметы затрат на производство; д) Расчет себестоимости товарной продукции; е) Расчет калькуляции С/С продукции (услуг); ж) Расчет цены; з) Расчет валовой, товарной и реализованной продукции.
ПМ(произв-я мощность) – max возможная способность ПП выпускать пр-цию в план. ассортименте и опред. обьеме, рассчитанная с учетом полного использ-я площадей и оборуд-я. ПМ = N*F = F/ТЕ, где N – производит-ть оборуд-я, F – эффективный фонд времени, ТE – трудоемкость пр-ции.1. Входная ПМ (опр-ся на 1.01 расчетного года).2. Выходная ПМ (опр-ся на 1.01 след. года) – возможность пр-тия на конец периода.3. Среднегодовая ПМ = ПМн. г. + ПМвв*N1/12 – ПМвыв*N2/12 + ∆ПМг. *N3/12, где ПМн. г. – ПМ на начало года; ПМвв – ПМ вводимого оборуд-я; ПМвыв – ПМ выводимого оборуд-я; ∆ПМг. – прирост ПМ за год; N1 – число месяцев до конца года; N2 - число месяцев, оставшихся после выбытия; N3 - число месяцев полной работы оборуд-я.
Цель расчета ПМ – определить макс. возможный выпуск продукции и выявить диспропорции мощностей отдельных цехов и участков ПП, т.е. «узкие места» и неиспользованные резервы.1. ПМ определяют по всем производственным цехам ПП. По вспомогательным – выполняют укрупненные расчеты.2. Расчеты ведут начиная от низшего звена к высшему, от простого к сложному: ПМ оборуд-ия→ПМ участка→ПМ цеха→ПМ ПП.3. Величина ПМ ведущей группы оборудования определяет величину ПМ участка, по ПМ ведущего участка устанавливается ПМ цеха, по ПМ ведущего цеха устанавливается ПМ ПП. Под ведущим понимается такое, в к-ом сосредоточена значительная часть ОПФ и крупная доля затрат живого труда.4. Величина ПМ ПП находится в зависимости от режима его работы (исп-т оптимальный режим). При этом важное значение имеет характер применяемых процессов, их непрерывность или прерывистость.5. Потери времени от простоев оборудования и не исп-ия площадей в следствие нехватки рабочих, сырья, материалов, топлива, энергии или из-за орг-х неполадок при расчете ПМ не учитываются. Брак также не учитывается, за исключением случаев, когда брак вызывается неустранимыми технологическими причинами.6. В расчет принимается не только действующее, но и не работающее из-за неисправности, ремонта, отсутствия загрузки или других причин.7. Не принимается в расчет оборудование вспомогательных служб предприятия и резервное оборудование. Коэф-т использования ПМ (служит для оценки загрузки оборуд-я): Кисп = Vвыпуска пр-ции / ПМср. год. Коэф-т загрузки (служит для анализа обеспеченности мощностями ПП): Кз = Зоб. i / Роб. i, где Зоб. i – загрузка оборуд-я i-того вида; Роб. i – пропускная способность этого оборуд-я.
41. Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Показатель качества продукции - это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Показатели:.1-Обобщающие, характеризующие общий уровень качества продукции. - 2-Комплексные, характеризующие несколько свойств изделий, включая затраты, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией. - Единичные, характеризующие одно из свойств продукции. Они подразделяются на показатели: - надежности и долговечности; технологичности изделия. - эргонометрические, позволяющие определять удобство и безопасность эксплуатации изделий; - эстетические, характеризующие способность продукции удовлетворять потребность в красоте.; - стандартизации и унификации; - патентно-правовые; - показатели транспортабельности; - экономические.
Методы оценки уровня кач-ва: 1-Дифференциальный метод, или метод относительных показателей, основан на сравнении единичных показателе качества оцениваемого и базового изделий. Качество продукции определяется: Д = Pi / Рia, (i = 1,...,n), где Д - относительный показатель качества; Pi - значение i-ro показателя оцениваемого изделия; Pia - значение i-n, показателя базового изделия (аналога); п - количество показателей.2-Смешанный метод - сочетание дифференциального и обобщающего методов. Он применяется в случае, если обобщающий показатель качества недостаточно полно учитывает все существенные свойства изделия и не позволяет получить выводы относительно некоторых определенных групп свойств. Комплексный метод оценки уровня качества продукции основан на сравнении обобщающих показателей качества оцениваемого изделия, базового образца и суммарных затрат потребителя на их приобретение и эксплуатацию, т.е. определяется обобщающий показатель экономической эффективности: Кэ= (Ку*За) / (Куа*З) >< 1. где Ку и Куа - обобщающий показатель качества оцениваемого изделия и базового образца (аналога) соответственно; З, За - суммарные затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию оцениваемого изделия и базового образца (аналога) соответственно. Обобщающий показатель экономической эффективности свидетельствует об экономической целесообразности замены устаревшей продукции, если Кэ > 1.
Сертификация продукции - средство предоставления потребителю гарантий в том, что приобретенная им продукция отвечает национальным нормативно-техническим документам или международным требованиям. Значение сертификации огромно: для потребителя это гарантия высокого качества, а для изготовителя - одно из действенных средств рекламы. Виды: междунар-я, регион-я, многостор-я, двухстор-я и национ-я, обязательная, добровольная, самосертификация и сертификация третьей стороной.
Стандарты - это нормативы, являющиеся эталоном для сравнения получаемых в производстве параметров с теми требованиями к качеству продукции, которые в них закреплены. Стандартизация - это деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач в сферах науки, техники и экономики, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Виды: - Национальная стандартизация, - региональная - Международная стандартизация - это работа по стандартизации, в которой принимают участие несколько (два и более) суверенных государств. (ИСО).
Система качества - совокупность организационной структуры, ответственности, методов, процессов и ресурсов, обеспечивающих проведение определенной политики в области качества.
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству, а также ориентированные на устранение причин неудовлетворительного функционирования. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества (концептуальной модели взаимозависимых видов деятельности) для достижения экономической эффективности.
42. Товар - изделие, которое характеризуется, как минимум, 3-мя свойствами: 1. Предназначается для удовлетворения некоторой потребности 2. Производится определенными производителями для продажи 3. Приобретается потребителями по рыночной цене. К конкурентным преимуществам товара можно отнести: качество, упаковку, стиль, степень новизны, спрос на товар, его значимость, известность, реклама, функциональное назначение, надёжность, удобство использования, обслуживание гарантии, цена… Конкуренция - сопернич-во, процесс состязания за превосходство, внешний побудитель стремления к преимуществу. Конкурентная борьба - борьба за превосходство, приоритеты.
Конкурентоспособность товара - предпочтительность, определяемая комплексом свойств. Исследования поведения покупателей показывают, что для них в процессе сравнения и отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта к затратам на его приобретение и использование максимально по сравнению с другими аналогичными товарами. Показателями конкурентоспособности товара являются: 1 - цена потребления - совокупность затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию (использование) продукта..2-Качество совокупность факторов, наиболее полно удовлетворяющих потребности при применении по назначению.3 - Полезность товара - способность товара удовлетворить определенную потребность конкретного потребителя; индивидуальное отношение потребителя к товару. Существует закон «убывающей предельной полезности»: максимальная полезность от потребления каждого последующего товара убывает.
Показатели, определяющие конкур-сть производителя: 1-технические (параметры назначения, эргономические, конструктивные, эстетические); 2-нормативные (стандарты, нормы и т.д.), 3-экономические (затраты, цена потребителя, прибыль и т.д.); 4-организационные (скидки, гарантии, сервис и т.д.), 5 - Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность.
Более полно сущность конкурентоспособности раскрывается через систему показателей, которые характеризуют уровень конкурентоспособности продукции.
1. Критерием для определения конкурентоспособности товара является его цена потребления Цп = Цпр + Ип, где Цп - цена потребления; Цпр - цена приобретения; Ип - издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.