В любой ЭС существует 2 вида отношений:
1-отношение людей к природе;
2. отношение людей друг к другу. В соответствии с этим в ЭС можно выделить 2 крупные подсистемы:
1 - производительные силы - это средства производства и рабочая сила
2. производственные отношения - это отношения, которые складываются меж людьми в процессе производства.
Стр-ра ЭС:
1-Социально-экономические отношения,
2-Организационные формы хозяйственной д-сти,
3-Хозяйственный механизм – сов-сть форм и методов орг-ции общ-го пр-ва,
4-Конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами,
5-человек,
6-Общественное производство состоящее из: - сфер: материальное, духовное и соц-е производство. - Фаз: - производство-пр-сс созд-я полезного продукта, распределение доля ч-ка в созданном богатстве, обмен-одни продукты обмениваются на другие, потребление-конечная цель любого пр-ва, использ-е блага для удовлетвор-я потребностей.
Типы ЭС:
1-По Марксистскому подходу: Общ-во в своём развитии проходит общ-но-эк-х формации: 1-первобытнообщинная,
2-рабовладельческая,
3-феодальная,
4-капиталистич-я,
5-коммун-я. В основе каждой формации лежит ед-во производит-х сил и производств-х отн-й, сов-сть кот-х образует базис.
Базис + надстройки=эк-я формация.
2 – По Ростоу. В книге «Стадии эк-го роста» выделил след-е стадии: 1-традиц-е общ-во – нет накоплений, низкий уровень с/х развития, 2-переходное общ-во-5% накоплений, 3-период сдвига – разв-тся пром-сть, 4-стадия зрелости – машинная индустрия, 5-стадия массового потребления – техника.
3 - Макконел и Брю выделяют 4 модели ЭС:
1 - Чистый капитализм. а) преобладает индивидуальная частная собственность; б) эгоистические интересы субъектов; в) каждая эк-я единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуально принятых решений; г) имеется множество продавцов и покупателей продукта, что способствует свободе конк-ции; д) власть предстает как функциональный элемент самого рынка, обеспечивающая ему координационную роль и закрепляющая за ним функцию установления уровня цен; е) роль государства в экономике ограничена.
|
2. Командная экономика.
а) эк-я власть централизована;
б) рынок не выполняет функцию регулятора экономики;
в) поведение субъектов рынка опосредовано наличием общей цели, общий интерес доминирует над личным;
г) централизованная эк-я власть осущ-тся административно-бюрократическими методами и обеспечивает в присвоении приоритет отношениям распределения, присвоению через обращение отводится второстепенная роль.
Гос-во может быть основным эк-м субъектом.
3. Смешанная экономика.
а) многообразие форм хоз-ния, параллельно сосущ-щих как части единого организма;
б) неоднородность эк-й стр-ры;
в) эк-я власть не рассредоточена, она не носит тоталитарный характер, не осущ-тся административно-бюрократическими методами, поэтому при таких условиях распределительные отношения не подавляют отношения обмена, а дополняют их;
г) собственность на матер-е ресурсы может быть народная, государственная, частная; д) поведение каждого субъекта мотивируется его личным интересом, но при этом в общем определены и приоритетные цели;
е) гос-тво выполняет в экономике активную функцию, имеется система прогнозирования, планирования и координации деятельности государственного и частного секторов.
|
4. Традиционная экономика характерна для стран, которые с позиции технократической цивилизации определяются как неразвитые.
а) эк-я деятельность не воспринимается как первичная ценность;
б) индивид принадлежит своей изначальной общности;
в) экономическая власть соединена с политической властью; г) весьма устойчива, с трудом поддается реформированию
2. Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Виды потр-тей:
1-Первичные (удовл-ие жизненно важные нужды челов, незаменимы), Вторичные (все остальные, заменимы);
2-физич-е, интеллект-е, соц-е,
3-матер-е, духовные.
Удовлетворение потр-ей - это стимул к дальнейшему развитию производства. Вместо потребленной продукции возникает необх-ть создавать новую. Удовлетворенная потребность порождает новые запросы. Средства, с помощью к-ых удовл-ся потр-ти, называются благами. Одни имеются в неограниченном количестве, другие - ограниченном – это эк-ие блага.
К ресурсам относят: средства труда, предметы труда, рабочая сила(труд). Производство различных благ и вся хозяйственная деятельность базируются на использовании экономических ресурсов.
Под экономическими ресурсами понимают все виды ресурсов (природные, людские, произв-мые чел-ком), используемые в процессе производства товаров и услуг (эк-их благ). Класс-ия: - Матер-ые рес-сы – земля, сырьевые материалы, капитал; - людские – труд, предприн-ская способность. - Природные р. (все естественные р.: земля, недра, водные и лесные ресурсы и т.д.); - Трудовые р. (физические и умственные сп-ти); - Капитал /инвестиционные р. (денежный капитал и средств производства, т.е. реального капитала). - Предпринимательские способности людей к мах эффективному исп-нию всех факторов производства, - НТП (этот ресурс не всегда включают в классический набор экономических р)
|
Ограниченность р. – главное и жесткое условие, накладываемое на рост общественного и личного благосостояния. Вследствие ограниченности р. объем производства ограничен, Þ ограничен объем товар и услуг, а так как потреб-ти безграничны, то приходиться решать, что производить, а от чего отказаться. Безграничность потребностей и редкость, огранич-сть р. порождает проблему выбора в экономике. Определяющее значение для ответов на вопросы: что производить, как и для кого. Как добиться полного использования производимых ресурсов… Проблема выбора сложна тем, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы отказываемся от потребления других.
Закон вменённых издержек – большое кол-во какого-либо продукта можно произвести только уменьшением пр-ва другого продукта. Эк-ая эфф-ть исп-я р. характеризует связь м/у кол-вом единиц исп-уемого р. и получаемым количеством продукта, т.е. охватывает проблему «затраты-выпуск».
Для абстрактного рассмотрения имеющихся у общества альтернатив и их значения исп-ся кривая производственных возможностей(график). Построив данную кривую можно сделать вывод, что каждая точка на этой кривой показывает макс. возможное производство при данных ресурсах. Форма кривой (выпуклости вправо вверх) свидетельствует о том, что: по мере приближения к любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, т.е. будут расти вмененные издержки - это количество одного товара, к-м необх. пожертвовать для увеличения другого товара на единицу.
3. Пр-во процесс создания полезного продукта. Производство - что процесс взаимодействия человека и природы с целью создания материальных и духовных благ. Производство делится на материально) и нематериальное. В обществе производство взаимодействует с распределением, обменом и потреблением, осуществляется как непрерывно возобновляемый процесс, т.е. воспроизводство. Основная цель - все более полное удовлетворение постоянно возрастающих потребностей всех членов общества.
Цели:
1. экономический рост - обеспечение более высокого уровня жизни.
2. полная занятость,
3-экономическая эффективность.
4-стабильный уровень цен.5-экономическая свобода, 6-справедливое распределение доходов…
Факторы пр-ва – реально вовлечённые в процесс пр-ва ресурсы: труд, предметы труда, ср-тва труда. Бывают: 1-мат-вещ-е, 2-Личные – рабочая силаПод экономическими ресурсами мы понимаем все природные, людские и инвестиционные произведённые человеком блага, которые применяются в производстве, а также. Иногда – предпринимательские способности. В современных усл-х имеются такие ф-ры пр-ва как: наука, информация. Все ф-ры:
1-явл-ся взаимозаменяемыми,
2-для пр-ва блага необх-мо наличие опред-х факторов,
3-любое благо может произв-ся путём исп-ния различных ф-ров в разнообразных сочетаниях и пропорциях,
4-хоз-щий субъект, произаодитель стремится соединить все ф-ры т. о. чтобы получит больше продукта при наименьших затратах,
5 - все ф-ры нах-ся в огранич-м кол-ве.
Эффективность - это результативность производства «затраты – «выпуск», «результаты - затраты». Эф-сть - соотношение конечного рез-тата пр-ва и затрат труда на его получение. Эк-я эф-сть – достиж-е наивысших рез-тов наименьшими затратами. Соц-я эф-сть –соот-вие рез-тов хоз-й д-сти соц-м целям общ-ва. Для характеристики эффективности применяется частных показателей: производительность труда, трудоемкость, материалоотд; фондоотдача, фондоёмкость, прибыль, рентабельность, кач-во пр-ции, материалоёмкость.
Закон убывающей производительности(убывающей отдачи) – При данном уровне НТП последовательное увеличение вложений в один из применяемых переменных факторов, при неизменности всех остальных, ведёт к убывающей отдаче от этого ф-ра. Предельная норма замещения производимых ф-ров показывает какое кол-во ф-ра А необх-мо для того. Чтобы заменить ед-цу ф-ра Б не вызывая изменения объёмов пр-ва.
Цены на ф-ры пр-ва выступают решающим ф-ром формирования доходов домашних хоз-в в форме з/п, ссудного%, ден-го капитала, расходов фирм на рес-сы труда… Ценообразование на ф-ры пр-ва выступает одним из ф-ров гос-й эк-й политики.
4. Сначала был бартер. Деньги – это особый, общественно признанный товар – всеобщий эквивалент. – ср-во обмена (ликвидное), товар, имеющий наибольшую способность к сбыту. Класс-я: А –
1) Товарные - используются как средство обращения, а также продаются и покупаются как обычный товар (ракушки, меха, масло, соль, золото, сигареты, водка и др.),
2) Символические - их стоимость или покупательная способность в качестве денег превосходит издержки их производства или ценность при альтернативном использовании (например, бумажные деньги),
3) Кредитные - средства обращение, к-ые представляют собой обязательства частного лица или фирмы (векселя, чек, электронные деньги, кредитные деньги). Б –
1-наличные: монеты, нац-е деньги, казначейские билеты – те же бумажные деньги, но выпускаемые непосредственно государственным казначейством,
2-Безналичные деньги: гос-е ценные бумаги, ср-ва на счетах в банке,
3-Электронные деньги.
Функции:
1 - как мера стоимости - это приравнивание товара к определенной сумме денег, что дает количественное выражение стоимости товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой.
2-как средство обращения позволяют платить владельцам и производителям таким товаром (деньгами), к-ый может быть использован для покупки любого другого товара или услуги, имеющихся на рынке;
3 - как средства накопления, сбережения и образования сокровищ
4-как средство платежа.
5-в международной торговле осуществляется функция мировых денег: последние стали выступать в роли всеобщего эквивалента в хозяйственных взаимоотношениях всех стран.
Деньги образованы несколькими составляющими, так называемыми денежными агрегатами – М0, М1, М2 и М3. Сумма всех агрегатов называется совокупной денежной массой. М0 – наличные деньги: банкноты в обращении, монеты в обращении, остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций. М1 –это - М0 + ср-ва на расчетных счетах юр. лиц +ср-ва Госстраха + депозиты до востребования в сбербанках + депозиты в коммерческих банках. М2 –это - М1+ срочные депозиты населения в сбербанках. М3 –это-М2+ депозитные сертификаты + гос. ценные бумаги. Денежная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения. Цель – регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние денежного обращения; экономический рост, полная занятость, стабильность цен, уст. плат. баланса; направлена либо на стимулирование денежной эмиссии, либо на ее сдерживание и ограничение.
Инфляция (И) - это обесценивание денег, снижение их покупательской способности Она проявляется в общем и неравномерном росте цен. Факторы (причины) инфляции
1) внешние, отрицательное сальдо внешнеторгового и платёжного балансов, рост цен на мировом рынке, падение курса нац. валюты, мировые экономические кризисы.
2) внутренние чрезмерная эмиссия, что приводит к росту денежной массы, инфляционные ожидания, кредитная экспансия., структурные нарушения экономике. Виды инфляции: - инфляция спроса возникает в результате увеличения спроса в условиях полной загрузки производственных мощностей (рост госзаказов)
2 - инфляция предложения {издержек) возникает вследствие увеличения издержек производства (повышение з/п. рост цен на сырье, деятельность монополий и т д) Типы инфляции: 1. Ползучая (до 10% в год).
2. Галопирующая (10-100% в год) становится трудно управляемой;
3 Гиперинфляция (более 100% в год 1 – практически неуправляемая
Деноминация {переименование} - изменение нарицательной стоимости денежных знаков с целью стабилизации валюты и упрощения расчётов Денежные знаки прежних выпусков обмениваются на новые, более крупные денежные единицы, соответственно пересчитываются цены и. з/плата.
5. Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. Это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Рынок включает в себя 4 сферы эк-ой деят-ти: 1-Производство 2-Распределение, 3-Обмен.4-Потребление.
Исторические условия возникновения:
1). Общественное разделение труда – относительное обособление людей для выполнения конкретных видов работ в узкой отрасли деят-ти, для эффективного исп-ия рес-в (возникло в глубокой древности) Разделение труда с неизбежностью требует обмена. Развитие обмена приводит к появлению денег, к-е расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи, т е. появлению товарного производства, т.е. производства на рынок для удовлетворения потребностей других людей.
2). Специализация - форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.
Функции рынка:
1. Регулирующая - рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения.
2. Стимулирующая - посредством цен рынок стимулирует внедрение в пр-во достижений НТП, снижение затрат на пр-во продукции и повышение ее качества, расширение производства.
3. Информационная - рьшок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений.
4. Посредническая.
5. Санирующая.
Структура рынка - система отдельных взаимосвязанных рынков, таких как: рынок рабочей силы, финансовый рынок, рынок средств производства, потребительский рынок, рынок услуг, рынок технологий, рынок духовных благ. - Рынок рабочей силы: рынок как таковой начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых р) и средств производства (инвестиционных р). - Потребительский рынок – имеет огромное эк-ое значение, т.к без развития рынка продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин теряется общественный смысл отношений обмена. - Финансовый рынок – обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, наиболее важные отрасли производства. - Рынок услуг существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. - Рынок распространяется и на духовную сферу, превращая в объект купли-продажи технологию и духовные идеи и стимулируя материально их рождение, распространение и использование. Виды: местный, нац-й, всемирный, свободный, монополизированный, регулируемый, равновесный – спрос=предлож-ю, дефицитный – спрос выше предлож-я, избыточный – предл-е выше спроса, легальный, нелегальный, теневой.
Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий. Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. В кредитно-расчетную базу входят отдельный банковские и кредитно-сберегательные учреждения. Эл-ты рыночной инфр-ры-ярмарки, аукционы, биржи, кредитная с-ма, гос-е финансы.
В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:
1) Что производить;
2) Как производить;
3) Для кого производить. Преимущества рынка: - Эф-е распределение рес-сов, - Возможность успешного функц-я рынка при ограничен-ти информации (знать цену и издержки), Гибкость и высокая адаптивность к измен. усл. и др. Лукашенко: Наша экономическая модель предусматривает сочетание преимуществ современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан.
6. Спрос - количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода цен. Спрос изменяется от: изменения потребительского вкуса, изменение числа покупателей, изменение дохода покупателей, изменение цены на сопряженные товары. Закон падающего спроса: если цены на товары растут, то спрос падает. Эластичность - важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов (цены, дохода и др.).1 - Спрос эластичен, если он сформировался при условии, что изменение его объема (в%) превышает процентное отношение снижения цен. Коэффициент эластичности >1.2-В случае, когда степень снижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Коэффициент эластичности < I.3-Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах равны, то есть рост объема спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, эластичность спроса равна 1.
Факторы, влияющие на эластичность:
1. наличие хороших заменителей товаров,
2. размер дохода,
3. удельный вес в бюджете потребителя,
4. качество товаров,
5. размеры запаса.
Предложение - это масса товаров и услуг, которые предлагаются для реализации. Свойства: способность к обмену, способность удовлетворять те или иные конкурентные потребности. Закон предложения: с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения, с понижением цен сокращается также и предложение. Изменение одной или более составляющих предложения – ресурсных цен, технологии производства, цен на другие товары, налогов и дотаций, ожиданий изменения цен или числа продавцов на рынке - вызывает изменения в предложении.
Рыночное равновесие - это когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Равновесие рыночных цен устанавливается при таких ценах и количествах товаров, при которых покупатели хотят купить, соответствует количеству, которое продавцы хотят продать. Цена равновесия - цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. Рассмотрим ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и предложения. На графике изображены кривые спроса и предложения на определенный товар. На рынке автоматически установится цена Црын., при которой величине спроса Ср равна величине предложения Пр. Если покупатели захотят купить товар по цене Ц1, которая ниже Црын., то спрос Ц1 окажется большим, чем предложение П1, возникнет дефицит товара, изменяемый разностью Ц1-П1, и цена вследствие этого будет возрастать, пока предложение не уровняется со спросом, если же продавцы пожелают продавать товар по цене Ц2, которая выше равновесной Црын., то предложение П2 окажется выше спроса С2, образуется избыток товара, равный П1-С2, и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся. Смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению. Закон рыночного равновесия: фактор цены на данный товар в ситуации рын-го равновесия не ведет к его нарушению, т.к избыток предложения и дефицит равны нулю. Стабильное равновесие - состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние Конкурентная цена - цена равновесия, образованная на конкурентном рынке. Таким образом, на конкурентном рынке при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, т.е. она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.
7. Конк-я: 1 - (в переводе с латинского - “сходиться”, “сталкиваться”), - свободное соперничество между производителями и покупателями за получение максимального дохода.2 - экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли; 3-элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
По форме конк-я представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных и частных подразделений. Роль конк-ции - благодаря ей на рынке возникает и поддерживается спонтанный порядок, к-й не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения. Каждый стремится осуществить на рынке свою цель или выгоду, но эти стремления, сталкиваясь друг с другом в ходе конкуренции, независимо от желания участников рынка, объективно координируются и корректируются друг с другом, и в результате за их спиной возникает спонтанный, самопроизвольный, ни кем не предусмотренный порядок, к-й находит выражение в установлении соотношения между спросом и предложением.
Внутриотраслевая - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Эта конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и цене, стимулируя I технический прогресс и повышение производительности труда, в тоже время она выступает как тормоз их развития так как порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу.
Межотраслевая - конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
Современные экономисты различают 2 формы конкуренции: совершенная и несовершенная.
Совершенная - соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объёмы идентичной продукции. Для неё характерны черты: 1. наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть небольших размеров и объём производимой продукции должен быть незначителен; 2. однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора; 3. возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секторам; 4. хорошие знания рынка продавцами и покупателями, эта конкуренция была характерна до середины XIX века, позже появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки.
Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства. Существует несколько моделей несовершенной конкуренции:
1. монополия - наличие одного продавца, отсутствие близких заменителей товара. Здесь цены диктуются производителем, и вступление в отрасль заблокировано.
2. монополистическая конкуренция - присуще наличие большого числа фирм, ценовой и неценовой конкуренции.
3. Олигополия - отличается наличием нескольких фирм, ограничением контроля над ценой. Тип продукта стандартизированный, наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль.
8. В основе современной теории потребления лежат следующие принципы:
1. принцип свободы выбора и суверенитета потребителя:
2. принцип рационального поведения человека в экономике. Считается, что каждый потребитель имеет свою шкалу предпочтений, т.е. знает, что ему нравится больше. Из всей товарной массы он выбирает наиболее предпочтительный товар, а также определяет его объем. Такой принцип показывается гипотезой рациональности;
3. принцип редкости;
4. принцип полезности. Полезность объявляется целью потребления и рассматривается, как свойство экономических блат удовлетворять потребность. Различают общую и предельную полезность.
5. принцип убывания предельной полезности в потреблении (закон Госсена). В одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы блага убывает, при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с её полезностью при первоначальном потреблении: 6. принцип дохода потребителя. Он позволяет трансформировать потребности в спрос, т.е. придать им денежную форму;
7. принцип излишка потребителя.
Потребитель приобретает товар ради его полезности - ср-ва удовлетворять потребность.1-Потребности человека постепенно удовлетворяются по мере того как используются блага. Общая полезность при этом возрастает.2. Переход от неполного удовлетворения потребностью к ее полному удовлетворению происходит постепенно, т.е. интенсивность потребления снижается. Человек, испытывающий жажду - первая порция велика, а каждая последующая имеет все меньшую полезность. Полезность каждой дополнительной единицы потребляемого блага называется предельной полезностью. Тенденция сокращения предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого блага называется законом убывающей предельной полезности.
Эффект замещения - результат воздействия изменения цены блага на его относительную дороговизну и соответственно на количество товара, которое потребитель купит при условии, что его доход останется неизменным. Эффект замещения измеряется той частью прироста величины спроса на подешевевшее благо, которое образовалась вследствие замены этим товаром других благ.
Доходы потребителя позволяют трансформировать потребности в спрос, т.е. придать им денежную форму; и может зависеть от излишков потребителя. Эффект дохода - результат воздействия изменения цены на реальный доход потребителя и соответственно на количество покупаемого блага, эффект дохода определяется той частью прироста величины спроса, которая возникла в результате увеличения реального дохода потребителя при снижении цены на благо. При уменьшении цены блага реальный доход или покупательская способность того, кто покупает благо, увеличивается при неизменном номинальном доходе.
9. Издержки – денежное выраж-е использования производ-ных факторов, в рез-те кот-х осущ-ся производство и реализация продукции. Сущ-ет множество классифик-ных признаков, по кот. произв-ся разделение изд-ек пр-ва на различные виды. Наибольшее практическое значение имеет деление изд-к на постоянные и переменные. Постоянные, FC – не зависят от изменения выпуска V прод (страхование, оплата обслуж персонала, платежи за кредит и. д) Переменные, VC - зависят от изменения выпуска V прод (затраты на мат-лы, оплату произв рабочих и т.д.).
Производство любого вида продукции требует определить экономические затраты, при этом все затраты на производство подразделяются на. материальные, средства труда, живого труда. - Затраты материальные - используемый объем сырья и материалов, - Затраты средств труда - износ основных средств, Затраты живого труда - отработанные человеко-часы. Необходимость всех видов затрат в стоимостном выражении - издержки производства. Издержки производства = издержки предприятия + издержки реализации + налоги.
Классификация издержек; - явные (внешние) - денежные выплаты., которые предприятие производит поставщикам факторов производства, в т. ч.. когда эти факторы ей не принадлежат. Это бухгалтерские издержки, - неявные (внутренние) - стоимость услуг факторов производства, которые используются, но не являются покупными, или это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирм, которые недополучены в обмен на явные платежи; - постоянные - величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства, - переменные - величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства (сырье, топливо, транспортные услуги, большая часть трудовых ресурсов).
Прирост издержек, связанный с выпуском доп-ной ед. прод-ции, т.е. отношение прироста перем-х изд-к к вызванному ими приросту прод-ции, наз. предельными издержками фирмы MC (marginal costs). MC = DVC / DQ. Концепция МС имеет стратегический характер, позволяет: - принять решение относительно величины дополнительно производимой продукции, в связи с этим выявить прибыльность того или иного изменения масштаба производства; - кривая МС - зеркальное отражение кривой предельной производительности
Построение графиков при анализе изд-к всегда следует нач-ть с вычерчивания кривой пред-х изд-к (МС). Затем следует убедиться, что она пересекает кривые сред. перем-х и валовых изд-к в точках их минимума. Можно графически отобразить измен-е средних (пост-х, перем-х и валовых) изд-к фирмы, а также пред-х изд-к в завис-ти от измен-я объема вып-емой продукции. Фирма которая действует в условиях совершенной конкуренции для выбора оптимального объема производства всегда сопоставляет дополнительные затраты с выручкой от дополнительной единицы.