Эк-я с-ма - ед-во ч-ка и общ-го пр-ва 3 глава




18. Совокупный спрос(АД) - реальный объем нац-го пр-ва, к-ый потребители, ПП и государство готовы купить при различных возможных уровнях цен. Опр-щие ф-ры: уровень цен, доходы населения, его намерения на будущее, а также налоги, правительственные закупки, объемы инвестиций ПП и т.д. На ОХ указываются знач-я реального объема пр-ва. На ОУ - уровень цен, или дефлятор (индекс цен). Кривая АД иллюстрирует измен-е суммарного (совок-го) уровня всех расходов эк-х актов в завис-сти от изм-я уровня цен. На совокупный спрос действует ряд ф-ров: увелич-е денежной массы приводит к смещению кривой АД в полож-е АД1; рост налогов приводит к смещению кривой в полож-е АД2; инфляц-е ожидания нас-я приводят к смещению в полож-е АД1; увелич-е гос-х расходов приводит к смещению в полож-е АД1.

Совокупное предложение (АS) определяется количеством материальных благ и услуг, к-ое предприниматели предлагают на рынке. Кривая совокупного предложения отражает изменения совокупного реального объема производства всех конечных товаров и услуг в связи с изменением уровня цен. В масштабе нац эк-ки могут сложиться три различных ситуации, которые на графике представлены кривой, состоящей из трех частей: 1) горизонтальной, характеризующей состояние неполной занятости, когда увеличение производства происходит при неизменном или почти неизменном уровне цен; 2) восходящей, характеризующейся увеличением объема национального продукта и ростом цен; 3) вертикальной, когда экономика достигает такой точки своих производственных мощностей, что становится невозможным добиться дальнейшего увеличения объема производства. На совокупное предложение действуют неценовые факторы, к-ые приводят к смещению кривой AS в положение AS1 и AS2. К неценовым факторам совокупного предложения относят: 1) цены на ресурсы, предпринимательские способности.2) налоги и субсидии, 3) изменение производительности труда.

Анализ совокупного спроса и совокупного предложения позволяет изучить состояние макроэк-ого равновесия в экономике. Макроэк-кое равновесие - это состояние нац. эк-ки, когда весь произведенный нац. продукт полностью куплен (нац. доход равен совокупным расходам). Точка Е1 - это равновесие при неполной занятости (безработице) без повышения уровня цен, т.е. без инфляции. Точка Е2 - это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка Е3 - это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией. Точка на ОХ соответ-щая Е1 – потенциальный ВНП. Если реал. ВНП ниже потенциального (ниже Е1) есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение сов. спроса. Наоборот –грозит гиперинфляцией, обострение товарного и бюджетного дефицита, общество живет не по средствам, наблюдается отставание в тех-м уровне развития. По классич-й модели занятость признаётся полной и эфф-й, что означает получение работы всеми. Кто желает трудится за равновесную ставку з/п и использ-е только тех раб-в, к-е производят ст-сть не меньше ст-сти своего труда. M*V=P*Q, P=(M*V) /Q, рост цен прямо пропорционален кол-ву денег. По Кейнсу для опред-я равновесного уровня пр-ва исп-ся 2 метода: 1-метод сопоставл-е совок-х расходов и объёма пр-ва: C+I=ЧНП, 2-Метод «изъятий-инъекций» S=I, С-потребление, I-инвестиции, ЧНП – чистый нац-й продукт, S-сбережение

19. Инвестиции - имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в различные виды деятельности с целью получения дохода. - финансовые (вложения в ценные бумаги), - реальные (создание новых факторов производства) Реальные делятся: 1 - в основные фонды; 2 - жилищное строительство; 3. -запасы.

Если в валовой национальный продукт включаются все инвестиционные расходы в основные фонды с учетом амортизации, то при расчете чистого национального продукта учитываются только чистые инвестиции. Поэтому можно сказать, что существует прямая зависимость между чистыми инвестициями и чистым национальным продуктом. Если чистые инвестиции положительны, экономика будет находиться в фазе подъема, при нулевых чистых инвестициях - будет переживать застой, в фазе кризиса инвестиции могут стать отрицательной величиной, когда не будет возмещаться даже выбывающий капитал. Безусловно, связь "инвестиции - национальный продукт" взаимообусловлена, т.е. не только инвестиции вызывают рост национального продукта, но и повышение объема производства вызывает всплеск инвестиционной активности. Из этой взаимозависимости валового национального продукта и инвестиций складывается некий "заколдованный круг". Импульсом для его разрыва может служить внешний фактор - иностранный капитал. На величину и динамику инвестиций оказывают влияние различные Факторы: 1. между инвестициями и сбережениями существует разрыв, потому что они осуществляются разными лицами и по разным причинам, процесс инвестирования и накопления может не совпадать и по времени.2. на размер инвестиций влияет размер получаемого дохода: чем больше доход, тем больше возможности инвестирования. Взаимосвязь инвестиций и ЧНП была замечена и объяснена Кейнсом, который вывел правило мультипликатора. Оно связано с тем, что в экономике, во-первых, происходит постоянный кругооборот доходов и расходов. То, что расходуют одни экономические субъекты на приобретение оборудования, жилья, одежду, другие получают в качестве доходов. Во-вторых, изменение размеров дохода вызывает адекватное изменение потребления и сбережений. М = изменения в реальном ЧНП изменения в инвестициях.

В 1996 г. была принята "Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь" Разработчики этой программы справедливо говорили о том, что в стране развернулся глубокий инвестиционный кризис, дальнейшее развитие которого в течение ближайших лет может привести к необратимому падению реальных объемов производства. Основными проблемами, с которыми сталкивается в настоящее время экономика Беларуси, являются, с одной стороны, существенное ухудшение качественного состояния производственного потенциала, с другой - хроническая нехватка финансовых и инвестиционных ресурсов (как внутренних, так и внешних). В экономически развитых странах и в условиях стабильной экономики инвестиции на обновление основных фондов на 50-60% финансируются за счет амортизационных отчислений. Однако из-за сложного финансового положения хозяйствующих субъектов в Республике Беларусь, амортизационный фонд не может в полном объеме направляться на реконструкцию и модернизацию производства, так как значительная часть амортизационных отчислений направляется на пополнение собственных оборотных средств. На банковскую систему возлагаются конкретные обязанности и предъявляются жесткие требования по осуществлению инвестиционного финансирования. Белорусская банковская система по мощности не может сравниться даже с Российскими банками. В целом по банковской системе доля долгосрочных кредитов составляет около 40% от всех кредитных вложений и стоит задача довести их до 50%, что позволит сбалансировать объемы привлечения и размещения ресурсов по срокам и стоимости. В этих условиях вполне логично выделение в банковской системе специализированных инвестиционных учреждений, например, создание банков типа "Белинвестбанк". Важнейшим элементом формирования экономической среды для эффективной инвестиционной деятельности является рынок ценных бумаг. Основными и наиболее активными инвесторами на рынке ценных бумаг являются банки.

Основными направления инвестиционной политики Республики Беларусь являются: создание правовой базы по страхованию инвестиций; сокращение доли централизовано выделяемых финансовых средств, использование их в основном для инвестирования объектов общегосударственного назначения; инвестирование в первую очередь приоритетных отраслей экономики; использование нетрадиционных источников инвестиций (вексельное обращение, ипотечное кредитование, лизинг).

20. Под экономическим ростом понимают изменение естественного уровня реального объема выпуска на длительных интервалах. Необходимость экономического роста определяется увеличением численности населения и стремлением страны к активному участию в мировой экономике. Главная цель экономического роста - повышение уровня жизни всего населения. Экономический рост характеризуется: качественными (повышение качества продукции, оборудования и т.д.) и количественными (повышение производительности труда, ресурсосбережение и т.д.) показателями ВНП (реальный объем выпуска).

Факторы экономического роста: 1) фактор предложения (количество и качество природных и трудовых ресурсов, объем основного капитала и технология - их наличие дает возможность обеспечения экономического роста).2) фактор спроса - (имеющееся предложение ресурсов должно быть потреблено, а для этого необходимо повышение уровня совокупных расходов); 3) фактор распределения - (ресурсы должны быть распределены таким образом, чтобы могли обеспечить выпуск максимального количества полезной продукции). Для РБ характерны труд-е ресурсы и фактор спроса.

Политика стабилизации: автоматические стабилизаторы - не зависящие от политики - государства механизмы рыночной экономики, сглаживающие спады и подъемы в экономике. К автоматическим стабилизаторам относят: - прогрессивное налогообложение - увеличение дохода индивида или предприятие увеличивает их налоговые отчисления; - социальные выплаты - при подъеме число безработных и малоимущих сокращается, уменьшая социальные выплаты государства; - потребление - при росте доходов потребление возрастает, но не в той же мере как доход. Пути решения экономических проблем: 1) осуществление финансово-кредитной стабилизации экономики посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики; 2) приватизация и разгосударствление экономики, развитие предпринимательства; 3) либерализация цен, переход к формированию в соответствии с рыночным механизмом; 4) создание сильной системы социальной защиты населения и т.д. Система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными госучреждениями и общественными орг. с целью экономической и социальной стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, называется государственным регулированием экономики (ГРЭ). Госрегулирование эк-ки осуществляется с помощью различных методов-инструментов, способов воздействия на различные стороны экономики: административные средства базируются на силе гос-й власти и включают в себя меры запрета, разрешения, принуждения. Сфера их действий заключается в принятии закон-х актов, установлении норм, стандартов и выдачи лицензий; Эк-ие средства госрегулирования делятся на: (А) средства денежно-кредитной (ч/з эту политику осуществляется: - регулирование учетной ставки; - установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты обязаны хранить в центральном банке; - операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, таких как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение), (Б) средства бюджетной политики (ч/з нее осуществляется прямое гос. хозяйственное регулирование) Госбюджет - это доходы и расходы центрального правительства и местных властей и главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия госрасходов являются налоги. Методы госрегулирования в разных странах могут использоваться самые различные. Экономические методы наиболее распространены в рыночной экономике, тем не менее есть области экономической и социальной жизни, где без административных методов не обойтись. Сфера их применения такова: - контроль над монопольными рынками; - регулирование побочных эффектов рыночных процессов; - контроль за соблюдением национальных стандартов (предельно допустимых норм содержания вредных примесей в потребительских благах, стандартов качества и проч); - определение и поддержание минимально допустимых параметров уровня жизни населения(прожиточный минимум, минимальные зарплаты, пенсии и др. выплаты).

21. Инфляция - (дисбаланс совокупного спроса и предложения) это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Но она означает не только снижение покупательной спос-сти денег и непрерывный рост цен, она подрывает возм-сти хоз-го регулир-я, сводит на нет усилия по проведению струк-х преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Причины: - Превышением сов-го спроса над совок-м предлож-м, вследствие чего развивается инфляция спроса, - Отставанием совок-го предлож-я от сов-го спроса, вследствие роста издержек производства. Такую инфляцию называют инфляцией предл-я (инфляция издержек, механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Внешние причины возникновения: сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, Внутренние причины: деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения. Инфляция измеряется с помощью индекса цен - относительного изменения среднего уровня цен за определенный период. Индекс цен = (Цены тек. года / Цены базового года) ´100%. Уровень инфляции = ((Цены тек. периода - Цены прошлого периода) ´100) / Цены прош. пер.

В зав-сти от скорости нарастания инфляц-х процессов выделяют следующие виды инфляции: - умеренную - цены растут медленно (менее 10% в год), стоимость денег сохраняется; 2 - галопирующую - цены растут от 20% до 200% в год, деньги начинают ускоренно превращаться в товары; 3. гиперинфляция - цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и зарплаты становится катастрофическим. Дезинфляция - означает замедление темпов инфляции. Дефляция - долговременное и непрерывное снижение общего уровня цен. Стагфляция - означает высокую инфляцию при медленном или нулевом росте реального объёма производства. Различают также: открытую - характеризующуюся ростом уровня цен; скрытую - характеризующуюся усилением товарного дефицита при контроле государства над ценами. Инфляция может быть сбалансированной - умеренный рост цен одновременно на большинство товаров и услуг; несбалансированной - представляет собой различные темпы роста цен на различные товары. Следует отличать ожидаемую - её можно прогнозировать на какой-либо период, неожидаемая - характеризуется внезапным скачком цен.

Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые предпринимаются с целью стабилизации общего уровня цен. Задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня. Поэтому антиинфляционная политика является постоянным элементом макрорегулир-я. Борьба с инфляцией требует осуществления бюджетной политики, направл-й на сокращ-е бюджетного дефицита. Во время инфляции, особенно когда она налагается на спад производства, в качестве антиинфляц-й меры может применяться политика доходов. Она закл-ся в одновременном сдерживании роста цен и номин-й заработной платы. Как правило, правительство замораживает их или устанавливает верхние пределы роста. Такая политика помогает сдерживать рост сов-го спроса. Замораживание цен также позволяет преодолеть инфляц-е ожидания населения, предпринимателей, которые раскручивают спираль инфляции. В целях краткосрочного регулирования спроса могут применяться и такие меры, как стимулирование сбережений насел-я путем повыш-я процентов по вкладам; снижение ликвидности сбережений за счет повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования и др. Неотъемлемой частью антиинфляционной политики в условиях перехода к рыночной экономике должна стать демонополизация экономики, которая предполагает поощрение развития предпринимательства, разгосударствление и приватизацию собственности.

Филлипс в 1958 г. построил свою кривую, отражающую зависимость между изменением уровня зарплаты и уровнем безработицы. Он показал, что в тот период безработица была высокой, когда зарплата росла медленно и снижалась, когда зарплата росла быстрее. Кривая Филлипса показывала, что в периоды спада производства, хар-щиеся избытком рабочей силы, предприним-лям нет необх-сти увеличивать зарплату для привлеч-я работников в пр-тво, а у раб-щих отсутствуют повышенные требования к уровню оплаты труда, что сокращает уровень цен в эк-ке

22. Совок-сть финансовых отношений и институтов, их реализующих, образуют финансовую систему. Известны два основных принципа построения финансовых систем: демократический централизм и фискальный федерализм. Первый был положен в основу - финансовых систем СССР и ряда стран Восточной Европы. Принцип демократического централизма заключался: более 50% финансовых ресурсов сосредотачивалась в руках гос-ва, статьи доходов и расходов бюджета. республиканских и местных бюджетов в основном совпадали и пр. В 90-е гг. принцип демократического централизма в названных странах все больше уступает место принципу" фискального федерализма. Он предполагает распределение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти. Принципы построения финансовой системы в значительной мере определяют ее структуру. В фин систему входят государственные и децентрализованные финансы. Основная задача гос. финансов - это обеспечение государства ден. ср-ми. К-е необходимы ему для выполнения экономических и политических функций.

Ведущим звеном фин. системы любой страны является гос бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов ден-х ср-в. Госбюджет – это годовой план гос-ых расходов и источников их финансового покрытия, компромисс между основными группами носителей различных соц-эк-их интересов в стране. Доходная часть - налоговые поступления и доходы, получаемые от розничной деятельности (таможенные сборы); подоходный налог с населения составляет 80%. Расходная часть - расходы государства на социальные нужды (50%), на оборону страны (20%), содержание государственного аппарата, обслуживание государственного долга, затраты на дотации предприятиям и развитие инфраструктуры. Существует бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данном году расходы правительства превышают доходы. Если доходы = расходам, то бюджет сбалансирован. Общая сумма дефицитов, накопленных за все годы, называется государственным фондом, который делится на внутренний (задолженность правительства населению) и внешний (задолженность гражданам или организациям других стран). Внутренний долг складывается из государственных займов, внешний - из кредитов. Вторым звеном финансов является система местных финансов. Местные власти не должны злоупотреблять правом вводить дополнительные налоги. Существуют также специальные правительственные внебюджетные фонды: фонды государственного социального страхования, целевые фонды и т.п. Функции финансов: контрольная, мобилизационная (обеспечивает поступление средств для государственных нужд), распределительная (перемещение доходов от производителей в иные сферы хозяйства).

Бюджетная политика - это куда идут деньги бюджета и как они распределяются. Бюдж. политика РБ в 2001-2005гг. Она была направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентно способной структуры нац-й эк-ки, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов Приоритетными направл-ми бюдж. политики в прогнозируемом периоде были: - Реконструкция и оптимиз-я бюдж. расходов с их концентрацией на решении ключевых соц-но эк-ких задач, - Проведение целенаправленный политики управления гос долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности, - Совершенствование бюдж-го. процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюдж при их формировании и исполнении и др.

23. Налог - обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. К элементам налога относятся: (1) субъект налога, или налогоплательщик - лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может быть переложено на другое лицо, поэтому выделяется специально и носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог; (2) объект налога - доход или имущество, с к-го начисляется налог; (3) источник налога - доход за счет к-го уплачивается налог; (4) ставка налога - величина налога за единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.). Функции налога: 1 фискальная - обеспечивает поступление налога в казну.2 (регулирующая - через систему налоговых ставок может влиять на процесс общественного воспроизводства. Формы налогов: 1) прямые (подоходный, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный); 2 (косвенные - обязательные платежи, включающиеся в цену товара или услуги (НДС. акцизы, таможенные пошлины). Современные принципы налогообложения таковы: 1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов.2. Налогообложение должно носить однократный характер.3. Обязательность уплаты налогов.4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов для достижения определенных социально-экономических целей. Цель фискальной политики - ликвидация безработицы или инфляции. В период спада экономики возникает вопрос о стимулирующей фискальной политике, она включает: 1-(увеличение государственных расходов, или 2-(снижение налогов, или-3) сочетание 1) и 2). Но если в экономике имеет место инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика, она включает в себя: I-(уменьшение правительственных расходов, или 2-уведичение налогов, или 3-сочетание 1) и 2).

Но увеличивать налоги можно до определённых пределов т.к потом начинает стекаться база налогообложения - это обнаружит Лаффер. Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведёт к чрезмерному налоговому бремени. Это сократит нераспределённую прибыль предприятий, возможность расширения производства и получения доходов. И в будущем периоде сумма налоговых поступлений сократиться. Увеличение налогового бремени ведёт к банкротству и уклонению от налогов, что сокращает поступление в казну. Кривая Лаффера показывает, что при определённых условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствует образованию дополнительных сбережений. Уменьшение банкротства ведёт к расширению налогооблагаемой базы. т.к количество налогоплательщиков растёт.

24. Безработица – это социально-эконом-е явл-е, при кот. часть раб. силы (экономич-ки активн. насел-я) не занята в пр-ве Т и У. Виды безработицы: - Фрикционная б.: связ. с перемещ-ем людей из одной местности в др., с одного предпр-я в другое. - Структурная б.: возн-ая в результате профессионально-квалификационного и территориального несоответствия м/у свободными раб. местами и безраб-ми в результате структурных сдвигов в эк-ке, когда раб-ки, потерявшие в результате структурн. сдвигов работу в одних секторах эк-ки, не могут быть устроены на свобод-х раб. местах, кот. имеются в других отраслях (секторах, регионах). (для низкоквалифиц-ых раб-в, экономич-ки отсталых р-нов. Большее продолжительна. - Сезонная б: обусловл. сезонными колеб-ми в объёме пр-ва определ-х отраслей: с/х, строит-во, промыслы, в кот. в течение года происх. резкие измен-я спроса на труд. - Циклическая б.: из-за циклических колебаний объёмов выпуска продукции и занятости, связанные с экономическим спадом и недостатком спроса. - Действительная и фиктивная б. (1) человек имеет трудоспособ-ть и желание работать, но в силу сложивш. ситуации на рынке труда не может получить работу. (2) характер-ет лиц, нежелающих заним-ся по тем или иным причинам трудовой деят-ю. Безраб-ца может быть открытой и скрытой, долгосрочной и краткосрочной. - Технологическая безработица, возникающая в результате внедрения новых технологий и нового оборудования, что ведет к замене людей машинами и высвобождению их. - Добровольная безработица обусловл. тем, что опред-я часть работников выходит на рынок труда и становится “добровольными” безработными по тем или иным. - Массовая безработица.

Причины безработицы: структурная перестройка - экономики; закрытие убыточных и потерпевших банкротство предприятий; внедрение в производство новой техники и технологий; отсутствие работы по специальности и т.д.

Занятость – численность взрослого трудоспособного населения, имеющего работу. Занятыми считаются: а) лица, работающие в течение недели на момент статист. опроса за плату или на собств. предприятиях; б) лица, проработавшие не менее 15 ч. в неделю бесплатно на предпр-ях, принадлеж членам их семей; в) временно нетрудоспос-е, наход-ся в отпусках. Всех занятых стат-ка делит на раб-щих полную и неполную раб. неделю. Исходя из этого примен-ся различ. показатели занятости: общая числ-ть занятых, числ-ть занятых в пересчете на полный раб. день, отработанные за определенный период человеко-часы. Виды: рациональная, неполная, вторичная: постоянная, временная, эпизодическая, разовая…, эффективная

Состояние занятости и безработицы характеризуют следующие показатели: неинституциональное население - Чнн; численность занятых Чз; численность безработных Чб; численность лиц, не входящих в состав рабочей силы Чнрс; Между данными показателями существуют следующие зависимости: - численность рабочей силы Чрс = Чз + Чб; - неинституциональное население Чнн = Чз + Чб + Чнрс; - уровень занятости населения Уз = Чз / Чнн; - уровень безработицы населения Уб = Чб / (Чз + Чб); - норма безработицы Nб = (Чб / (Чз + Чб)) * 100%; - уровень вовлечённости населения в состав рабочей силы Уврс = (Чз + Чб) / Чнн;

Закон Оукена: повышение фактической безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем приводит к 2,5% снижения ВНП. Естественный уровень безработицы 3,5%, вРБ-5%.

Закон Филипса: чем выше з/плата, выше инфляция, тем ниже безработица.

Меры по сокращению безработицы: - Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест. - Организация общественных работ. - Развитие малого бизнеса, поощрение частного предпринимательства. - Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям. - Использование гибких форм занятости (неполный рабочий день, неделя…)

25. Банковская система - это совокупность банков и банковских учреждений, выполняющих свойственные им функции. В рыночной экономике банковская система бывает двух или трёхуровневой. Верхний уровень занимает Центральный банк, осуществляющий регулирование деятельности коммерческих банков, сберегательных учреждений, пенсионных фондов. Основные функции Центробанка: 1. денежная эмиссия; 2. контроль за денежным обращением в стране, 3. контроль за деятельностью коммерческих банков и помощь в их работе. Нижний уровень в двухуровневой банковской системе занимают коммерческие банки. Это частные банки, осуществляющие следующие операции: приём вкладов и выдачу кредитов; посредничество в платежах; куплю-продажу ценных бумаг; размещение госзаймов; управление по доверенности имуществом клиентов.

В доход банка включаются прибыль от инвестиций, биржевых операций, комиссионные вознаграждения от банковских операций. Банковская система - основная в кредитной системе страны. Кроме банков в неё входят небанковские специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые занимают нижний уровень в кредитной системе (например, деятельность финансовых компаний).

Кредитную систему рассматривают как совокупность: 1) Кредитных отношений (связаны с движением ссудного капитала и включают различные формы кредита.2) Финансово-кредитных институтов (аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам). Основой кредитной системы являются банки на страновом уровне подразделяются: - Центральные банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. - Комм. Банки, частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. - Специализированные кредитные организации включают банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования. - Межгосударственные (международные) банки: Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) и его филиалы – Международная ассоциация развития и Международная финансовая корпорация, Банк международных расчетов, различные региональные международные банки развития, в том числе Европейский банк реконструкции и развития, а также другие банки.

Кредитно-денежная политика - совокупность мероприятий, принимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. КДП осуществляется Центробанком страны. Цели КДП: 1. устойчивые темпы роста национального производства; 2. стабильные цены; 3. высокий рост занятости; 4. равновесие платёжного баланса. Основные. общие инструменты КДП: 1-изменение учётной ставки процента при выдаче ссуд Центробанка коммерческим банкам.2. -изменение норм обязат-х резервов позволяет ЦБ страны регулировать предлож-е денег.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: