современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы 8 глава




Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи, используемые в процессе наблюдения, а именно их образный язык, помогает выделить особенности наблюдаемого предмета или явления, определить его, усилить эстетическое восприятие природы: «Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно»; «Ни в огне не горит, ни в воде не тонет»; «Береги нос в большой мороз»; «Мороз не велик, да стоять не велит» и др., а наблюдая за птицами, можно напомнить детям народную поговорку «Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною».

Несомненно, использование фольклорных форм предполагает и определенные сложности: перед таким занятием воспитателю необходимо «войти» в фольклорный образ. Но как такие занятия, проходящие в нетрадиционной форме, интересны детям, какой вызывают у них эмоциональный отклик, как расширяют кругозор детей и стимулируют их к познанию окружающего мира!

Еще один вид форм фольклора – скороговорки, соревновательное и игровое начало которых очевидно и привлекательно для детей, а также народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, помогающие ребёнку раскрыть взаимосвязь природы и человека.

Для экологического воспитания сказка - относительно новое явление. Она отчасти противоречит природной действительности: ведь в сказке все возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. Герои сказок часто ведут себя как люди, разговаривают; животные наделены человеческими качествами. В природе же, наоборот, все взаимосвязано, ее характеризуют течение и смена закономерных явлений, событий, и для того, чтобы у детей было сформированы реалистические представления о природе, сказки экологического содержания, на наш взгляд, целесообразно сочетать с наблюдениями за природными объектами и явлениями, а также практической деятельностью в природе (например, - трудом).

Еще одним позитивным моментом мы выделяем органическое сочетание в фольклорных формах образного слова с иллюстрацией. Специально подобранная сказка, потешка, являются хорошим дополнением к наблюдениям в природе. И таких сказок, воздействующих на эмоциональную сферу детей и, в то же время, обеспечивающих дошкольников необходимыми знаниями о природе, немало!

Большое место в приобщении детей к народной культуре, несомненно, занимают и народные праздники. Именно они отражают собранную народом информацию о характерных особенностях времён года, поведения птиц, насекомых и т.д. Огонь-царь, Вода-царица, Земля-Матушка, Небо-отец!!! Так почитали силы природы в старину и обращались к ним с просьбой о плодородии и урожае. Всё это культурное наследие нашло отражение в народных праздниках. Вместе с тем, весёлые, задорные и яркие они близки и понятны детям.

А как привлекает детей хоровод – одно из народных праздничных действий, которое целиком связано с природой, так как проходило всегда на больших пространствах природного приволья! Хоровод подчинен ритму и гармонии, он дает удовольствие и радость каждому участнику, объединяет в единую замкнутую цепочку всех участников праздника, обеспечивая содействие, сорадование не только друг с другом, но и с природой!

Специфический итог наблюдений за окружающей природой, - русская народная песня. С ней связь простого народа неразрывна! Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми, являясь самым доступным источником знаний об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимно связи с экологией – тема новая, мало изученная, и, несомненно, очень интересная.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что образный язык фольклора помогает воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту, своеобразие, неповторимость: желание беречь природу, понимать и любить её, а значит, - обеспечивает позитивный эффект экологической работы с детьми.

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СТТУАЦИИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кострова Н.М.

воспитатель

МБДОУ детский сад «Ромашка»

г.Урень Нижегородская область

В последние десятилетия ученые и работники дошкольных учреждений проделали немалую работу по созданию именно системы экологического воспитания детей. Доказано, что знания в области экологии вполне доступны детям. Нужно лишь грамотно преподнести детям материал.

В силу своей возрастной специфики легче ребенок усваивает материал играя. Ведь игра, в первую очередь, рождает интерес к изучаемому.

Учеными установлены три типа игровых обучающих ситуаций:

1. ИОС с игрушками – аналогами: рыбка, кошка, зайчик, ель, цветы, грибы.

2. ИОС с персонажами: Карлсон, Айболит, Колобок, Незнайка, Старичок – Лесовичок.

3. ИОС – путешествия: в зоопарк, лес, на Северный полюс.

В своей деятельности мы используем все типы ИОС. Вместе с тем, в рамках данной публикации мы остановимся на использовании ИОС с различными персонажами. Дети, как правило, воспринимают их очень эмоционально, стараются им подражать.

Цель использования персонажа – активизировать познавательную деятельность дошкольника и решить ряд дидактических задач (уточнение, повторение, закрепление пройденного материала).

Персонаж – не просто симпатичная игрушка, развлекающая ребят, она со своим характером и настроением, со своей манерой поведения. Они часто чего – то не понимают и попадают в сложное положение, и тогда незадачливым героям необходимы знания и помощь ребят.

Задачей же педагога является создание такой игровой ситуации, в которой дети из обучаемых превращаются в наставников.

В своей группе мы главным персонажем выбрали Экошу. Это доброе, заботливое существо, которое давно живет в лесу, дружит со зверями и птицами. Экоша очень любознательный, ему хочется услышать о жизни людей (он видел их в лесу), сравнить ее со своей жизнью. Часто дети рассказывают ему о своем городе, а он им – о природе. Темы занятий:

- «Экоша знакомит ребят с лисой и волком»;

- «В гостях у Экоши»;

- «Знакомство с живой елью»;

- «Как заботиться о чистоте и порядке на улицах города»;

- «Как вести себя в лесу» и др.

Если немного коснуться методики использования подобных игровых ситуаций, следует отметить следующее:

- дети воспринимают героя, как живое существо, поэтому игрушку не желательно откладывать в сторону во время беседы или наблюдения. Если воспитателю необходимо освободить руки, он продумывает, как в это время поступить с персонажем: посадить или дать подержать кому – либо из детей;

- персонаж должен «приходить» и «уходить». Однако иногда он может и погостить у детей;

- персонаж не следует оставлять без внимания, иначе дети привыкнут к его постоянному присутствию, исчезнет эффект ожидания, сюрприза;

- для поддержания интереса к персонажу на встречу следует вносить какие – то элементы новизны (шапочка, листья, зонтик, снежинки). Вызывают большой интерес натуральные предметы, принесенные Экошей (листья, шишки, кора, желуди, птичьи перья и т.п.).

Следует отметить, что диалог между героем, детьми и воспитателем доставляет всем участникам большую радость, вызывает у детей устойчивый интерес к новым заданиям, побуждает отвечать на вопросы, активно участвовать в игре.

Обычно каждая встреча заканчивается вопросами, поддерживающими познавательный интерес ребенка:

- что бы вы хотели узнать еще о лесе?

- о чем в следующий раз вы еще расскажете Экоше? и др.

Опыт работы показывает, что по сравнению с просмотром иллюстраций и слайдов, игровое обучение имеет большее преимущество. Дети погружаются в игровое действие, активно участвуют в создании воображаемой ситуации. На основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

- на занятиях с включением ИОС задачи решаются гораздо эффективней;

- преимущество игр – занятий в том, что как правило содержание их не повторяется, но связано с предыдущей ситуацией;

- игры – диалоги с персонажем включает в себя множество вопросов. Этим достигается умственная и речевая активность.

Игровые обучающие ситуации помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение для экологического воспитания.

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СООТВЕТСТВИЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО

Кривдина Т.А.

воспитатель

МБДОУ детский сад № 21

г. Павлово Нижегородская область

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое образование, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Не для кого не секрет, что именно в дошкольном детстве закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь, остаются в памяти человека.

Несмотря на то, что работа в области экологического воспитания и образования в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отдельным направлением, отдельной задачей не выделена, работа по формированию нового типа отношения к природе на основе воспитания у детей экологической культуры соотносима с такими целевыми ориентирами ФГОС ДО, как ценностные ориентиры, и эколого-патриотическое воспитание дошкольников. В частности, в описании целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, говорится о том, что ребенок обладает установкой положительного отношения к миру [1].

Реализация обозначенных целевых ориентиров требует перестройки образовательного процесса в русле интеграции, как между образовательными областями, так и между поставленными задачами.

Познавательное развитие обладает преимуществом перед другими областями, поскольку одной из его задач выступает формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы.

Наиболее эффективным способом интеграции содержания работы по ознакомлению с природой с работой по формированию основ экологического сознания, с нашей точки зрения, является организация разных способов познавательно-исследовательской деятельности, где, с одной стороны, дети знакомятся с объектами и явлениями природы, а, с другой, - осуществляется решение воспитательных и развивающих задач (в частности, - развитие основ экологического сознания детей). Более того, познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игрой и общением пронизывает все сферы детской жизни на протяжении всего дошкольного периода. Организуя данную деятельность, ребенок получает знания не в готовом виде, как было общепринято в педагогической практике, а проявляет свою собственную активность, направленную на получение необходимой ему информации.

Исходя из выше сказанного, основной акцент нами в работе с детьми был сделан на воспитании экологической культуры старших дошкольников, формировании у них навыковосознанно правильного взаимодействия с природой, и практических действий, направленных на ее сохранение посредством организации познавательно - исследовательской деятельности.

Для достижения данной цели, были поставлены следующиезадачи:

1. поощрять инициативу детей, проявление интереса к объектам и явлениям природы в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

2. поддерживать инициативу детей узнавать о взаимосвязях в мире природы, желание устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

3. содействовать проявлению активности детей в вопросах сохранения и заботы об окружающей среде в ходе познавательно-исследовательской деятельности.

4. предоставлять детям возможность обмениваться информацией об особенностях природы, элементарных способах заботы об ее объектах.

5. способствовать проявлению положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе; бережному отношению к ней, стремлению сохранять и оберегать природный мир.

В ходе реализации поставленных задач при организации познавательно-исследовательской деятельности использовались такие средства и способы работы как наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование, макетирование, проектирование, так и эффективные типы исследований, описанные Н.А. Коротковой - такие как опыты (экспериментирование), коллекционирование, классификация (работа с картографом), путешествие по карте, что позволило обеспечить активную позицию ребенка, что способствовало формированию инициативности, способности преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха. Ведь опыт собственных открытий в природе - одна из лучших школ экологического и нравственного воспитания!

Одним из способов познавательно-исследовательской деятельности, широко используемых нами в работе, стало проведение наблюдений за объектами природы, происходящими в ней в разное время года изменениями, на маршруте экологической тропы. Наблюдая за растительным и животным миром в ходе прогулок по экологической тропе, дети делали выводы, что не только ветер, но и птицы переносят пыльцу и семена с растений, узнавали, что любят есть птицы, наблюдали, как пчелы, шмели, бабочки пьют сок-нектар из цветков и опыляют их. Дождевые черви участвуют в образовании почвы, пропуская через себя комочки земли и сухие листья. Также, исследовательским методом выяснили, что одним растениям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Узнали о пользе и многообразии лекарственных растений, о фиторастениях, что способствовало формированию таких качеств как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому.

Экскурсии, содержанием которых было обследование близлежащей местности «Зеленого парка» способствовали формированию представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, сезонных изменений в природе.

С целью расширения знаний дошкольников о свойствах живой и неживой природы были проведены серии опытов и экспериментов с водой, воздухом, ветром, землёй, растениями и др. объектами природы, такие как «Вода в жизни растений», «Как происходит загрязнения воды, в водоемах», «Чем опасно вытаптывание почвы», «Каким воздухом мы дышим?» и пр. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволял ему создать модель явления, обобщить полученные действенным путем результаты.

Стимулом к проведению опытов, наблюдений и реализации познавательных проектов служили проблемные ситуации, проблемные вопросы. Так, например: выходя на прогулку, дети увидели на асфальте лужу после прошедшего дождя, а на ней зеленый налет. Возник вопрос, откуда на воде такой налет? Было решено провести опыт «Чистый ли воздух вокруг нас?».

На занятии «Природа – наш дом» делали сравнения, искали сходства и отличие в квартире и природе. Находили, что ковер напоминает лесную поляну с цветами и идем по нему гулять, угощаемся конфетами, и я как бы невзначай предлагала выбросить фантики. На первых занятиях бросали. Было обидно: ведь рассказываешь, почему так нельзя делать, ведь знают, что так нельзя делать, а на деле... Со временем, применяя такие и другие ситуации, результаты радовали: эти дети уже никогда не бросят бумажку в лесу, а положат ее в карман, и, надеемся, скажут другим, что этого делать нельзя.

Познание окружающего мира лучше всего происходит через чувственный контакт с объектами мира, природы. На основе чувственного познания требуется «построить» в сознании ребёнка обобщённое представление об объекте или целом явлении природы. Успешно решить эту задачу помогает метод моделирования.

Использование метода моделирования позволяет создавать модели экологических объектов, экологических систем, моделей взаимосвязей и взаимодействия объектов и систем и др., а так же исследовать их.

Так, во время изучения темы «Дикие животные» использовалась модель-понятие, модель-приспособление к сезону, модель-защита, модель - потребность; темы: «Растения»- модели функций органов живого.

Также в работе использовалось макетирование. При изготовлении макета дети описывали, сравнивали, рассказывали и рассуждали о различных явлениях и объектах природы, о способах заботы о ней. Были созданы такие макеты, как «Природный мир», «Пустыня», «Сельский двор», «Водоем», «Лес», «Горы, вулканы». В последствие данные макеты активно использовали в игровой деятельности.

Наиболее интересной, увлекательной для детей была углубленная работа над какой- либо проблемой, реализуемая в проектах: «Путешествие капельки», «Растения и животные родного края», «Цветик-семицветик».

Во время реализации проекта «Путешествие капельки» дети узнали о том, откуда появляется вода, кому она нужна, как она появляется у нас в домах, как человек использует воду, как её надо беречь. Результатом проекта стала экологическая акция «Береги воду» с рейдом по детскому саду по выявлению «неполадок» в использовании воды.

Целью проекта «Растения и животные родного края» было формирование представлений о растительном и животном мире Нижегородской области. Дети узнали и о тех растениях и животных, которые занесены в Красную книгу. Во время работы над проектом «Цветик - семицветик» дети исследовали разнообразие цветов, которыми можно украсить цветники в детском саду.

Очень важной была работа по классификации, которая организовывалась через заполнение картографов: «Полезные и ядовитые растения и грибы», «Правила поведения в природе», и т.д.Это позволяло детям применить полученные знания в новых условиях.

Путешествия по карте дало возможность лучше узнать растительный и животный мир родного края, познакомиться с природными зонами.

Увлекательным и в то же время познавательным для дошкольников стало коллекционирование. Совместно с детьми нами были собраны коллекции: гербарий, коллекция минералов, виды древесины, перья птиц, семена различных растений.

Для организации познавательной активности детей в свободной деятельности, предметная среда была организована таким образом, чтобы предоставить возможность каждому ребенку найти увлекательное занятие на свой выбор. Для самостоятельных экспериментов подобраны природные, бросовые, технические и прочие материалы. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения, поделки из природного материала (животных, птиц, насекомых), огород на окне. У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы, получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Содержательность развивающей среды побуждает ребёнка к действиям, экспериментированию, познанию, является одним из важнейших факторов, способствующих развитию экологической культуры детей, так как позволяет проводить с детьми интересную и разнообразную работу, осуществлять собственный поиск, создавая баланс инициативы взрослого и ребенка.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Сотрудничество с родителями проводится в форме родительских собраний, фитогостиных, активное вовлечение их в образовательный процесс: участие в изготовлении макетов, выступление с рассказом о природных объектах и способах защиты и заботы о них.

Представленный нами опыт работы позволил скорректировать образовательный процессе по решению проблемы воспитания и образования детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО, а именно:

- обеспечить интеграцию содержания работы по формированию предпосылок экологического сознания с работой по образовательной области «Познание» в части ознакомления с природой.

- создать условия для проявления активности каждым из детей в вопросах бережного и заботливого отношения к природе в ходе различных видов детской деятельности.

- дать установку на развитие познавательных интересов детей и проявлений позиции ценностного отношения к природе.

Литература:

[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

ПРИОБЮЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СЕЗОННЫХ ПРОГУЛОК

Куваева Н.Б.

воспитатель

МАДОУ ЦРР д/с «Сказка»

р.п. Красные Баки

Нижегородская область

Природа окружает ребенка с ранних лет. Это неиссякаемый источник разнообразных ощущений, эмоций, открытий. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа воздействует на малыша, вызывает его удивление, желание все узнать, потрогать, почувствовать. Общаясь с природой, дети постепенно начинают познавать мир, в котором они живут. В сердце каждого из нас остались воспоминания из детства: узкая тропинка в лесу, пронизанном солнечным светом и особым запахом; берег небольшой речушки, в которой отражаются облака, поле с васильками. Эти незабываемые картины навсегда связали нас с детством, где было так много света и красоты. А если в вашем детстве не было этого и вы не видели разноцветья лугов, не ходили по траве, не слушали пения птиц, только потому, что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых? К сожалению, безразличное, потребительское отношение взрослых к родной природе, примета нашего времени.

Как показывает опыт работы, чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективней формируется осознанное отношение к природе. Прогулки предоставляют большие возможности для приобщения младших дошкольников к природе родного края. Для воспитателей прогулка - это уникальная возможность прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Многие ученые и педагоги говорят о значении прогулки в воспитании и развитии дошкольников. Так, С.Н. Теплюк [2] утверждает, что прогулки обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.

Режим дня нашего детского сада предусматривает проведение утренней, дневной прогулки в первую половину дня и вечерней – после полдника. С младшего дошкольного возраста у детей идет накопление чувственного опыта в процессе наблюдений, игр, труда.

Успешное решение воспитательно-образовательных задач ознакомления детей с природой возможно при наличии в дошкольном учреждении озелененного участка, огорода, цветника. На участке нашего детского сада растут деревья различных пород. Малышей знакомим с резко отличающимися друг от друга деревьями (березой, елью, кленом). Большое внимание уделяем озеленению участка для прогулок. Здесь на клумбах растут яркие и неприхотливые цветы: бархатцы, ипомея, ноготки, ромашки. На протяжении довольно длительного времени (с весны до поздней осени) детей неизменно привлекают их яркие краски, запахи. Есть огород, где выращиваем овощи. Во время целевых прогулок к огородным грядам дети открывают для себя, что одни овощи видны, они красуются на грядках, другие нужно разыскивать в листве. Начинают различать овощи по характерным признакам формы, цвету и величине. Организуем целевые прогулки на фитоогород, где растут лекарственные растения. Есть возможность сходить с малышами во фруктовый сад, где растут вишни, смородина, сливы, весной показать им цветущие фруктовые деревья, объяснить, что эти цветы не рвут, потом из них получаются плоды. Неизгладимое впечатление производит на детей участие в сборе урожая: сами помогали, сами собирали, сами пробовали. С ребятами второй младшей группы совершаем целевые прогулки в ближайшее природное окружение – на пруд, на луг. Во время прогулки к пруду наблюдаем за гусями, отмечаем длинную шею гуся, цвет его лап и перьев, особенности движений.

Малыши выполняют элементарные трудовые действия в цветнике - поливают цветы, собирают семена. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Наблюдаем за солнышком, ветром, муравьями, деревьями. Проводим разнообразные опыты: с водой и песком, с мыльными пузырями. Зимой со снегом и льдом (вносим в тепло).

Наблюдение за изменениями погоды в разные сезоны целесообразнее организовать на прогулках. При этом детей знакомим с повседневными изменениями природы, например таянием снега, набуханием почек и т. д. Более полные представления о повадках птиц дети также получают во время наблюдений и подкормки пернатых на прогулках.

Обобщенные знания детей о сезонах формируются постепенно. Например, С.Н. Николаева [1] рекомендует начинать с первой младшей группы, где на основе чувственного опыта должно идти накопление конкретных представлений о каждом сезоне, но только в средней группе возможно подвести детей к первичному обобщению их знаний о характерных признаках сезона.

Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия: расчистить участок от снега, соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание).

Оформление зимних участков – работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому привлечение родительской общественности является обязательным условием.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. При подборе подвижных игр учитываем, что объем знаний у детей пока еще незначителен, невелик кругозор, внимание непроизвольно и не устойчиво. Поэтому сюжеты для игр берем простые и доступные детям этого возраста: «У медведя во бору», «Кошка и мышки», «Собачка и ворона».

Гармонично в прогулки входит художественное слово. Например, во время целевой прогулки в огород, загадываем загадку: «Круглый, гладкий бочок, кто я?». И дети радостно восклицают: «Лучок». Наблюдая за теплым летним дожем, приговариваем:

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей.

Такое понятие, как родной край, ребенок полностью осознает намного позже, а пока он впитывает яркие образы окружающего, слышит добрые слова, обращенные к нему. Ребенку радостно и интересно жить на свете.

 

Литература:

1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – Москва, 2001.

2. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – Москва, 2003.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА НА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА

Курникова А.И.

воспитатель

МБДОУ Воротынский детский сад №6

«Золотой ключик» р.п. Воротынец

Нижегородская область

 

«Надо понять, чтобы полюбить;
полюбить, чтобы понять".
(В.А. Сухомлинский)

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них не только реалистические знания об окружающем мире, но и гуманное, ценностное отношение к живым существам.

Помочь ребенку накопить личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, соответствующий интересам, склонностям, уровню познавательного развития каждого ребенка мы определили как цель своей деятельности.

Для реализации данной цели в качестве базового средства мы выбрали организацию работы с детьми на экологической тропе, которая была создана на территории нашего МБДОУ Воротынский детский сад № 6 «Золотой ключик» и вошла в структуру эколого-развивающей среды нашего образовательного учреждения.

Основные задачи нашей деятельности:

1. Благоустройство территории с точки зрения создания условий для организации игровой и познавательной деятельности и создания психологического комфорта у детей;

2. Озеленение почв, мало пригодных для выращивания культурных растений;





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!