современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы 6 глава




На прогулках, экскурсиях собирали семена растений, листья, ветки для составления гербария, а также использования этого природного материала на занятиях по продуктивной деятельности.

Очень важно как одну из функций речи развивать словесно-логическое мышление детей. В этих целях мы задавали детям вопросы познавательного характера (например, «Что будет, если на Земле исчезнут все деревья?», «Почему дерево живое?», «Зачем дереву нужна кора?» и т.д.); давали днтям возможность самостоятельно подумать, порассуждать и найти ответ; предлагали поискать различия в сходном, общее в различном (например, «Чем отличается дерево от кустарника?», «Что общего у дерева и цветка?» и т.д.); учили детей обосновывать свой выбор.

Изменения, происходящие с деревьями, мы старались фиксировать в разные сезоны: весной наблюдали за сокодвижением, проклевыванием почек; летом обращали внимание на листву, цветение, пользу зелени для выработки кислорода; зимой разъясняли про «сон» деревьев, хрупкие от холода веточки; осенью про листопад, его причины. В ходе этих наблюдений дети выстраивали логические связи этих изменений; сначала вместе с взрослым, а затем дети и самостоятельно искали ответы на возникающие вопросы. Мы поощряли детей за интересные вопросы, побуждая их к познанию, пытливости, любознательности. Знания о сезонных изменениях, происходящих с деревьями, мы повторяли и закрепляли с помощью настенной модели дерева, которую разместили в уголке природы в группе. Используя эту же модель, мы старались активизировать и словарь детей (например, листья желтеют, вянут, опадают).

Чтобы еще больше заинтересовать детей, в «Уголке природы» в группе мы поселили Почемучку, «любопытную» коробочку, в которой постоянно появлялось что-то интересное: кроссворды, ребусы, загадки, экологические сказки, стихи, картинки, видео и аудиозаписи, связанные с деревьями. Детям эти сюрпризы очень нравились, у них сформировалась привычка каждый день заглядывать в коробочку.

Для развития грамматического строя речи детей мы использовали дидактические игры и упражнения. Например, рассматривая в лесу листья с разных деревьев, называли их (кленовый, березовый, дубовый, липовый и т.д.); подбирали родственные слова (ель – елка, елочка, ельник, еловый); предлагали найти прилагательные к слову лес (например, красивый, густой, дремучий, тихий, таинственный), «расхвалить» дерево (Березка – белоствольная, кудрявая и т.д.).

В лесу растут деревья разной величины, дети с удовольствием назвали их ласково: береза – березка, березонька, березушка и т.д. Сравнивая деревья, мы играли в игры: «Скажи наоборот» (Дуб большой, а рябина ..., Дуб толстый, а рябинка ...), «Кто всех больше?» (Береза высокая, тополь еще выше, а дуб самый высокий и др.).

В парке считали деревья: «Одна береза, две березы, ... , пять берез»; «Один дуб – много дубов»; «Береза – березы, дуб – дубы, клен – клены». В итоговых беседах после экскурсий, вспоминали, что «В лесу есть большой дуб, а в парке нет большого дуба, в лесу есть маленькие сосны, а в парке нет маленьких сосен». На занятии дети с удовольствие учили Незнайку, исправляли ошибки: «Моя клен – ... клен, мой береза – ... береза», а в игре «Что на елке, что под елкой» мы упражнялись в употреблении предлогов.

Важное значение для развития речи детей с ТНР имеет работа по развитию слухового внимания и фонематического слуха. Гуляя в лесу, мы с закрытыми глазами слушали окружающие нас звуки, учились их различать и называть (шуршат опавшие листья, каркает ворона, шумят кронами деревья и т.д.). А на занятиях и в свободной деятельности мы слушали аудиозаписи голосов птиц, животных, звуки природы, а также сказки, рассказы, стихи, природоведческого содержания, прочитанные мастерами художественного слова. Дети, слыша интонационно выразительную речь, сами затем старались при пересказе подражать голосам героев. При чтении стихов, мы работали над интонацией, звуковой выразительностью, эмоциональностью речи.

В свободное время мы активно проводили с детьми игры, типа «Угадай, какое дерево я задумала» (например: Дерево я задумала на звук -к-); «Чудо-дерево» (украсить дерево картинками, в которых есть заданный звук); «Где спрятался звук».

В старшем возрасте речь детей развивается быстро. Она служит источником знаний об окружающем мире и средством общения с ним. В связи с этим, большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью. Уча детей связной речи, мы использовали игры типа «Опиши дерево», «Что на чем растет?», «Угадай слово», «Расскажем по цепочке» и др.; на магнитной доске составляли сюжеты и придумывали рассказы; упражняли детей в составлении предложений по опорным словам.

Учитывая, что диалогическая форма речи является самой естественной формой языкового общения, мы проводили с детьми много бесед («Лес наше богатство», «Деревья нашего участка», «Что такое хвойный лес», «С кем дружит ель» и др.), рассматривали и составляли рассказы по предметным и сюжетным картинкам («Деревья», «От семечка до дерева», И.Грабарь «Зимний пейзаж», И.Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Лес», «Березовый лес», С. Герасимов «Ива цветет»). В ходе бесед задавали детям вопросы, использовали образец рассказа, план-подсказку, рассказывали по цепочке.

Дети с удовольствием слушали экологические сказки, обсуждали поступки героев, их мотивы, высказывали свое отношение к ним. А затем и сами начали фантазировать, придумывать свои истории (например: «Жила-была в лесу маленькая елочка. У нее был друг – сильный и смелый дуб. Когда в лесу начиналась гроза и дождь елочка сильно пугалась и дрожала. А дуб укрывал ее своими большими ветками и успокаивал. Елочка очень любила своего друга»). Мы поощряли эти порывы, записывали сказки, а затем читали их детям.

Любимой детской игрой стала игра в рекламу. Мы предлагали каждому ребенку выбрать любое дерево и от его имени себя прорекламировать. А для этого дети должны были, как можно больше, вспомнить о дереве, выделить самые существенные его особенности.

Активно в своей работе мы применяли мнемотаблицы. Использование опорных рисунков превращает занятие в своеобразную игру, что привлекает детей. У них появился интерес к составлению описательных рассказов, заучиванию стихов, перессказыванию текстов. Позднее дети сами принимали участие в составлении таких опорных таблиц.

Работая над звукопроизношением, мы выполняли такие подражательные упражнения, как «Дятел», «Шуршат листья» и др; над правильным речевым дыханием - «Сдуй листочек», «Как шуршит листвой большое и маленькое дерево». А для развития общей моторики, координации речи с движением использовали динамические паузы: «Дерево», «Елочка», «Листопад», «На горе стоит лесок» и др.

Как мы знаем, развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. В работе мы, кроме паличиковых игр («Елочка», «На березе, на осинке», «Ветер по лесу гулял» и др.), прибегали и к нетрадиционным техникам: массажировали пальчики, собранными на прогулках, шишками, желудями, каштанами; мастерили бусы из ягод рябины; рисовали деревья на песке; использовали криотерапию (игры со льдом) для воздействия на нервные окончания, питания тканей рук.

Свои эмоции, впечатления от природы мы учили детей выражать в продуктивных видах деятельности: рисовали паличиками и ладошками, используя штриховку; создавали изображения с помощью пластилинографии, обрывной аппликации; выполняли поделки в технике оригами; в процессе ручного труда нам пригодились, собранные на прогулках, шишки, желуди, семена деревьев для поделок и составления узоров. Все разнообразие методов развивает ручную умелость, внимание, воображение, память, образное мышление, связную речь при составлении рассказов о своей работе.

Для наибольшей эффективности мы привлекали к работе родителей. Они сопровождали нас на экскурсиях, вместе с детьми составляли творческие рассказы о деревьях при подготовке к занятию; собирали материал для оформления альбома «Здравствуйте, деревья!»; участвовали в конкурсе поделок из бросового материала «Елочка-краса», «Осенние фантазии» (аппликации из листьев). Мы давали им рекомендации, какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить. Проводили родительское собрание «Речь наших детей. Развиваем вместе»; консультации: «Учим детей наблюдать», «Использование мнемотехники для запоминания», «Развитие мелкой моторики»; анкетирование «Условия для речевого развития детей в семье».

В результате проведенной работы у детей нашей группы не только увеличился словарный запас, сформировался грамматический строй речи и фонематический слух, стала более развита мелкая моторика, что важно для подготовки руки к письму, но и многие дети стали выразительно декламировать стихи, пересказывать небольшие тексты с опорой на мнемотаблицу, лучше стали составлять описательные рассказы, свободно участвовали в беседе. У детей также повысился уровень экологических знаний и были сформированы основы ценностного отношения к миру природы.

В дальнейшем мы планируем продолжать работу речевого развития детей посредством их экологического воспитания.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Горячева О.В.

воспитатель

МДОУ детский сад

№ 7 «Золотой ключик»

г.Ветлуга

Нижегородская область

Формирование экологического сознания, экологической культуры - это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения.

Началом формирования экологического сознания личности, ее экологической культуры по праву является дошкольное детство, - этап жизни человека, когда, в силу возрастной специфики психического развития, ребенок максимально «открыт» любой информации извне, когда происходит накопление ярких эмоциональных впечатлений о мире, надолго (а порой на всю жизнь) сохраняющихся в памяти человека. Кроме того, дошкольное детство, - это и возрастной период, когда «закладывается» фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.

Не случайно проблема экологического образования и воспитания подрастающего поколения, вопросы формирования экологического сознания и культуры ставятся и решаются уже дошкольными учреждениями.

Наше образовательное учреждение также не осталось в стороне от решения данной проблемы.

Проанализировав весь арсенал методов экологической работы с детьми, приоритет в данной деятельности мы решили отдать проектно-исследовательскому методу, позволяющему максимально активизировать познавательные способности и потребности ребенка.

Обращаясь к истории использования проектно-исследовательской деятельности в рамках организации образовательного процесса, мы, опираясь на многочисленные исследования ученых, пришли к выводу, что попытки выстроить образовательную деятельность на основе проектно-исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен. Однако это не привело к их широкому использованию в практике работы образовательных учреждений.

Известный отечественный педагог И.Ф. Свадковский еще в начале 20 в. отмечал: чем больше теоретики говорят о роли индивидуальности в воспитательном процессе, тем большая пропасть отделяет живую школу от философствующей педагогики и дидактики. По его утверждению, лишь исследовательские методы обучения дают надежду на то, что эта вечная проблема все-таки будет разрешена.

С того времени прошло немало лет, но по-прежнему традиционное обучение строится преимущественно не на исследовательском поиске, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение лишь «готовых» знаний.

Вследствие такого информационно-рецептурного обучения ребенок в значительной мере утрачивает главную черту исследовательского поведения - поисковую активность, снижается уровень его любознательности, пытливости, способности мыслить самостоятельно, что делает практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а следовательно, - и саморазвития.

Таким образом, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования. Вместе с тем, доминирование исследовательского метода в обучении не означает исключения иных методов. Оно предполагает лишь его преобладание.

Ребенок по природе своей исследователь! Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения.

Технологию использования проектно0-исследовательской деятельности в системе экологической работы с детьми мы раскроем на примере системы работы по реализации проекта «Овощи с грядки – здоровье впорядке».

Цель данного проекта – изучение детьми проблемы правильного и полезного питания при использовании в пище овощей в любом виде.

Временной диапазон, в рамках которого данный проект длился - четыре месяца (февраль-май).

Мы не случайно обратились к тематике проекта, интегрирующей экологическое образование детей и их здоровье сбережение.

В современном обществе человек имеет большие возможности заботиться о своем здоровье, поскольку медицина предлагает самые разнообразные лекарственные препараты, которые могут помочь во многих ситуациях. Но забывать о пользе правильного питания нельзя! Именно правильное, сбалансированное питание, богатое витаминами, должно составлять основу рациона каждого человека (особенно ребенка!!!).

Вместе с тем, если обратиться к временному диапазону, - когда мы работаем над этим проектом, - это конец зимы и весна, - сезоны года, когда рацион ребенка уже не так богат свежими овощами, как летом и осенью. И чтобы избежать сезонного детского гиповитаминоза, ребенку следует активно употреблять в пищу натуральные витамины, которые и обеспечат нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

На разработку этого проекта повлияло также наблюдение за тем, что дети во время обеда на край тарелки откладывают овощи (лук и помидоры). Именно эти наблюдения побудили нас к организации целенаправленной программы педагогических мероприятий, способствующих формированию у детей представлений о пользе витаминов, содержащихся в овощах.

Таким образом, данный проект мы сориентировали на изучение с детьми вопросов, связанных с сохранением здоровья человека, расширение представлений детей об овощах, их полезных свойствах, условиях необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло и свет), а также на воспитание у них основ здорового питания.

Помимо этого реализация данного проекта способствовала расширению представлений детей о природных (естественных) витаминах, необходимых для здоровья человека.

Воспитывали мы и трудовые умения и навыки детей, а также развивали их творческое мышление, исследовательские навыки.

Задачи проекта:

-систематизировать и обобщать представления детей об овощах;

- знакомить детей с понятием «ВИТАМИНЫ», формировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в овощах, полезны для здоровья человека;

- обогащать активный словарь детей;

- развивать логическое мышление, любознательность;

- формировать систему обследовательских действий.

Учитывая тот факт, что дети старались не есть так полезные им овощи, первостепенной задачей своей педагогической деятельности в ходе реализации данного проекта стало формирование у детей потребности употреблять здоровую пищу, обогащенную природными витаминами.

Учитывая возрастные особенности воспитания детей дошкольного возраста, их повышенное внимание ко всему красочному, яркому, необычному, эмоционально привлекательному, мы активно использовали визуальные средства восприятия (иллюстрации с изображением овощей, муляжей, а так же вареных и свежих овощей), а также задания разной сложности.

Формирование знаний детей осуществлялось в логике «от простого к сложному». И, несомненно, большое внимание в своей деятельности мы уделяли индивидуализации образовательного процесса. Например, во время проведения индивидуальных занятий, мы создавали игровые ситуации, чередовали разные виды деятельности детей, для каждого ребенка использовали много интересного материала (исходя из его интересов и потребностей).

Данный подход позволил нам обогатить и индивидуальную, и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает реальный уровень развития каждого ребенка, опираясь на его личные проблемы и трудности.

Разнообразные приемы и методы (беседы о пользе овощей, чтение стихов и загадок про овощи; оформление тематической папки «Витаминные семейки», плакатов на тему «Полезные продукты» и др.), позволяющие достичь хороших результатов по усвоению образовательной программы использовались нами как в обучающем процессе, так и в свободной деятельности.

При проведении же непосредственно организованной деятельности опирались на структуру развивающего занятия:

1) создание проблемной ситуации;

2) определение значимой проблемы;

3) выдвижение гипотезы;

4) управление самостоятельным поиском детей;

5) проведение рефлексии.

Не были сторонними наблюдателями в нашей деятельности и родители. Стремясь заинтересовать родителей наших воспитанников, мы стремились привлекать их к участию во всех делах группы: совместному созданию предметно-развивающей среды, изготовлению раздаточного и демонстрационного материала, оформлению фотовыставок и выставок детских работ, подготовке к проведению НОД.

Был оформлен «Родительский уголок», в котором размещалась информация по разрабатываемой нами теме.

Итоговым же мероприятием мы планируем родительское собрание, а также проведение для родителей открытого занятия.

Каких же результатов мы ожидали от реализации данного проекта???

• Дети будут легко узнавать и называть овощи по внешнему виду (цвету, вкусу).

• Они осознают, что овощи растут в огороде.

• У детей будут сформированы представления о пользе витаминов и их влиянии на здоровье людей.

• Значительно активизируется словарь детей по теме «Овощи».

• Будут развиты познавательные способности детей.

• У детей появится устойчивое желание есть овощи в любом виде (сырые, жаренные, варённые).

Какие же результаты нами достигнуты???

В ходе реализации данного проекта у детей возник интерес к жизни и росту растений. Дети узнали, как выращивают овощи, осуществляют уход за растениями. Какой восторг и гордость были у детей, когда они, собирая урожай зелёного лука, понимали, что это они сами вырастили его, овощи отличные на вкус и необходимы для здоровья.

С помощью различных занятий и игр дети последовательно достигали цели, проявляя внимание и настойчивость. Активное изучение художественной литературы позволило детям узнать много стихотворений, пословиц об овощах. У детей сформировались представления о пользе витаминов и их влиянии на здоровье людей. Проведенная работа показала, что дети с желанием и интересом принимали участие в реализации проекта.

А главное дети поняли, что приготовленные блюда из овощей нужно кушать потому, что это полезно и необходимо.

Кроме того, работа над проектом показала, что дети с интересом и желанием принимали участие в проекте.

В новом учебном году мы планируем продолжить работу по проектно- исследовательской деятельности в рамках реализации задач экологического воспитания и образования дошкольников. В частности, будем стараться максимально приобщать к миру природы, окажем им помощь в осознании себя как субъекта природы и бережного отношения к ней.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ БОРСКОГО РАЙОНА

Денисова О.В.

воспитатель

МБДОУ детский сад «Рукавичка»

городской округ г.Бор

Нижегородская область

 

Одной из актуальных проблем современности является проблема взаимоотношений человека и природы. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди. Но ведь Природа хрупка и ранима!!!

Научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экологическую культуру, - вот базовые задачи экологической работы с детьми дошкольного возраста.

Экологическое воспитание – достаточно новое направление работы с непосредственно связанное с наукой экологией и ее ответвлениями.

Работая по проблеме экологического воспитания дошкольников, педагогами нашего дошкольного учреждения была создана система работы, направленная на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры.

Основная цель, которую мы для себя поставили, – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

На реализацию этой цели нами ориентированы следующие задачи:

- развивать у детей познавательный интерес к миру природы;

- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;

- формировать основы экологического сознания детей, нравственного отношения к природному окружению.

Основным принципом нашей работы по экологическому воспитанию стал принцип реализации регионального компонента, ориентированный на изучение природы родного края и позволяющий:

- формировать у детей понятийный аппарат на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

- учить применять свои знания о природе в разнообразных видах практической деятельности;

- решать задачи воспитания у детей нравственно-патриотические чувства, гражданственность;

- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации общения с природой, предполагающего проявление каждым ребенком своей индивидуальности.

Наше дошкольное учреждение, где я работаю, находится в очень красивом месте поселка Неклюдово Борского района. Растительный мир разнообразен как на территории детского сада, так и на находящихся поблизости березовой роще, лугах, реке Везлома. Многообразные деревья, кустарники, травянистые растения во всем своем многообразии дают возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования, в том числе к сезонным изменениям.

А еще в нашем районе есть удивительные места: Моховые горы, парк отдыха, река Волга, много лесов, экологическая станция на реке Керженец и много других удивительных мест.

Узнать больше о природе родного края нам помогают экскурсии в природу. Традиционно решая задачу ознакомления с природой, накопления представлений детей о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях, экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы.

Привлекая к организации и проведению экскурсий родителей, мы с детьми посетили Моховые горы, Борский парк, Волгу и в другие замечательные места.

Знакомя на экскурсиях детей с многообразием органического мира, мы, в первую очередь, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края.

Особое внимание при проведении комплексной экскурсии мы уделяем организации деятельности детей в природе и приучаем их к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом и должны соблюдать заповеди гостей природы:

1 заповедь: соблюдение тишины (Л.П. Симонова).

2 заповедь: терпение (умение длительное время наблюдать за растением, животным).

3 заповедь: внимательность (учим находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей)

Широко используем в экологическом воспитании детей мы и экологическую тропу, работа на которой является специфической основой для последующего проведения экскурсий в природу.

И, несомненно, эффективной формой организации экологической работы с детьми являются природоохранные акции под которыми мы понимаем общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции: «День цветов» (создание цветочных клумб); «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав); «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время); «Чистое утро» (уборка территории) и т.д.

Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как воспитание нравственное. Ведь в основе отношения человека к окружающему его миру природы лежат исключительно гуманные чувства, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя же гуманное отношение детей к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Додонова К.Ю.

старший воспитатель

МБДОУ Детский сад №1 «Василек»

г. Навашино

Нижегородская область

Одной из характеристик современного общества является кризис духовно-нравственных идеалов. Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации обусловило сегодня большое внимание к вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста. Созрела необходимость выхода экологического образования на качественный уровень.

Не смотря на активное использование традиционных форм работы с детьми, в целом дающих положительный эффект, не всегда дети могут проникнуться необходимостью беречь природу (исследования Э.В. Гирусова, Н.С. Дежниковой, Л.А. Каменевой, Л.М. Манвцовой, Н.М. Мамедова, И.В. Цветковой и других ученых). Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры. В этом и заключается главная цель современного экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Проведя изучение уровня развития нравственных чувств детей по отношению к миру природы, нами был сделан вывод о том, что экологическое воспитание и образование оказывает огромное влияние на развитие нравственных чувств детей дошкольного возраста, предполагая:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

В своей деятельности, решая задачи экологического воспитания дошкольников, мы опираемся на следующие программы: «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Открой себя» Е.В. Рылеевой, «Наш дом – природа»
Н.А. Рыжовой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой.

Обращаясь к организуемой нами работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников, мы сочли целесообразным выделить в данной деятельности следующие содержательные блоки:

I БЛОК. РАБОТА С ДЕТЬМИ

В первую очередь, необходимо говорить о тех условиях, которые обеспечивают успешность экологической работы с детьми. К таким условиям мы относим уголки природы в группах, которые знакомят детей с комнатными растениями, а также позволяют детям наблюдать и трудиться в природе.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе, подобранные таким образом, что в течение сезона цветения одни растения сменяются другими. Наши воспитанники с удовольствием ухаживают за цветами на клумбе: рыхлят, поливают, опрыскивают.

А на примере сорняков мы могли объяснить детям многие биологические особенности растений и влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, мы наглядно показывали детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняли о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Одним из основных видов занятий и как особая форма организации работы по экологическому воспитанию детей нами используются экскурсии. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Именно благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирали разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!