современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы 10 глава




Комната природы включает в себя несколько рабочих зон:

1 зона - лаборатория, где есть все необходимое для продуктивной и исследовательской деятельности детей. Экологическая лаборатория состоит из трех разделов: Коллекции, Лаборатория, Музей природы

2 зона – природные зоны, состоящая из макетов, стендов, плакатного материала, мультимидийной техники.

3 зона – живой уголок в котором представлена достаточно разнообразная коллекция растений. Однако растения статичны и на первый взгляд детей они безжизненны и задача взрослых – помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, их красоту, ради которой растения и содержатся человеком у себя в доме. Представлены здесь и животные, для ухода за которыми созданы все необходимые условия: оборудованная клетка для хомяка, аквариумы для рыб и красноухих черепах, лейки, скребки, тряпочки, сачок, для отлова рыб и многое другое.

4 часть – зона релаксации. Работая в комнате природы детского сада, дети имеют возможность отдохнуть, уединиться.

Комната природы наполнена пособиями, коллекциями, наглядными и демонстрационным материалами приобретенными и изготовленными руками педагогов детского сада. Здесь же размещаются совместные творческие работы детей и взрослых.

Следует также отметить, что через организуемую нами проектную деятельность происходит:

1. Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности, инициативности, самостоятельности дошкольников проектно-исследовательской деятельности.

2. Повышение социальной компетентности дошкольников.

3. Разработка системы непрерывного экологического образования, направленной на формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста и взрослых посредством взаимодействия.

4. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство детский сад – семья в процессе сотворчества.

5. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Продуктами же данной деятельности ДОУ являются стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, плакаты, исследовательские работы, схемы, выставки, карты, скворечники и кормушки, цветники, дидактические экологические игры, коллекции, фонотека дисков с познавательным материалом о природе.

Эффективность нашей работы подтверждается результатами участия детей и педагогов в различных конкурсах нравственно-экологической направленности муниципального, регионального и федерального уровней.

Всё выше сказанное свидетельствует о повышении уровня образовательных услуг ДОУ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА В УСЛОВИЯХ КРУГЛОСУТОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ В ДОУ

Ломакина Е.В.

воспитатель

МБДОУ детский сад №32 «Росинка»

г.Павлово

Нижегородская область

 

Проблемы организации образовательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах, как педагоги-практики, так и методисты разного уровня. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

Кроме того, что мы работаем с группой детей разного возраста, так еще эти дети пребывают в дошкольном учреждении круглосуточно, с понедельника по пятницу.

Все эти факты создают, конечно, некоторые трудности как в общем в воспитании и обучении детей, так и в формировании основ экологического сознания, но, как мне кажется, мы нашли подход к решению такой ситауции.

Уважаемые коллеги, позвольте поделиться с Вами опытом формирования основ экологического сознания на этапе дошкольного детства в условиях круглосуточного пребывания детей разновозрастной группы.

Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования основ экологического сознания является старший дошкольный возраст. Но в условиях разновозрастной группы, нам необходимо формировать задатки этих основ и у детей младшего возраста. Порой дети разного возраста решают одни и те же задачи. Так, например, младшие дошкольники становятся участниками какой-либо деятельности старших ребят, получая тем самым навыки, которые в обычных условиях не могут получить дети их возраста в обычном детской саду.

Вся наша работа по формированию основ экологического сознания строится на тех же принципах, что и в обычных детских садах. Но мы всегда учитываем тот факт, что наши дети, живя в детском саду не могут себе позволить часто посещать парки, леса, зоопарки и т.д., не так часто они ведут беседы с родителями о природе, о всем что ее касается. Поэтому, мы максимально стараемся дать им это все и без участия родителей.

Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и умение их использовать в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в быту, в труде). Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

В своей работе мы рассматриваем вопрос о развитии познавательных способностей детей через решение следующих задач:

- формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Экологическое развитие интегрируется в различную деятельность, как с взрослыми, так и самими детьми.

Например, для реализации двигательной активности используются подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы»), с растениями («Найди такой же листок», «Чьи детки с ветки?»). Все подвижные игры подобраны таким образом, чтобы в них могли играть как малыши, соблюдая правила, так и взролые ребята, которым тоже должно быть интересно. Как правило в таких играх ребята постарше берут на себя главные роли, младшие подчиняются.

Игровая и трудовая деятельность помогает ребёнку войти в мир социальных отношений. Дети усваивают знания о труде взрослых в природе, уходу за комнатными растениями, приобщаются к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Тут примером для малышей так же как и взрослые выступают и старшие дети. Наводя парядок в уголке природы, дети старшего возраста подают пример малышам и т.д.

Для познавательно-исследовательской деятельности используются игры с природными материалами, опыты для установления детьми причин явления, связей и отношений между предметами и явлениями, проблемные ситуации, логические задачи экологической тематики. В процессе экспериментирования, дети младшего возраста наблюдают за деятельностью старших, получая при этом также определенные навыки. В природном уголке есть календарь – дети определяют время года, день недели, погоду на день.

Для восприятия художественной литературы, для детей в книжном уголке подбираются книги с рассказами и стихами о природе. Также в этом центре учитываем разный возраст детей и представляем литературу и иллюстрации к ней той доступности, которая необходима для каждого возраста.

В коммуникативной деятельности происходит развитие всех компонентов устной речи детей. Популярны речевые игры «Узнай по описанию», «Назови правильно профессию», «Кто больше назовёт действий», «Скажи по другому», «Составь меню», обыгрывание сказок на экологические темы, разгадывание и составление загадок, беседы («Как мы узнали грача?», «Летят перелётные птицы», «Зимовье зверей» и др.). В этой деятельности, педагогами становятся дети старшего возраста. Они предлагают игры малышам, объясняют правила, назначают роли, становятся ведущими.

Для развития музыкально-художественной деятельности детей и формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, создаются условия для показа сказок - плоскостные фигурки и маски, шумовые музыкальные инструменты, изготовленные с детьми из природного материала, а также диски с классическими произведениями.

Продуктивная деятельность часто является итогом предыдущих видов детской деятельности. Экологическая тема тесно переплетается с изобразительным и народно - прикладным искусством. в основном работы коллективные. Старшая подгруппа детей делает более сложные элементы, вызывая интерес у младших детей к участию в общей работе.

Особую роль в формировании поло­жительного отношения дошкольников к природе играют наблюдения.

Окружаю­щая природа - непосредственный ис­точник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Наблюдения в при­роде знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем рядом с ними, знакомятся с правилами поведения в природе, разучивают или вспоминают стихи, рассказы природоведческогохарактера, загадки о природе. После таких прогулок они изображают свои впечатления в рисунках, игровой и трудовой деятельности. На территории детского сада создана экологическая тропа, объектами ко­торой являются различные деревья, кус­тарники, лужайки, цветники, огород.

Дети ухаживают за растениями, учатся выращивать растения в группе и на огороде в процессе трудовой деятельности. Они с желанием трудятся и на участке: убирают территорию, участвуют в посеве семян цветов и овощей, ухаживают за растениями, развешивают кор­мушки, подкармливают птиц. Так же в процессе трудовой деятельности в природе, младшие дети во всем подражают старшим, помогают им, принимают непосредственное участие.

И не смотря на то, что у нас всего одна разновозрастная группа, мы все же идем в ногу со временем и в своей работе используем инновационные педагогические технологий, интегрированные методы обучения. Так, например, в процессе экологического воспитания мы используем проектную деятельность.

При организации с детьми проектной деятельности, подбирались различные темы, которые бы наиболее полно помогали реализовать поставленные задачи: это проекты «Птицы нашего двора», «Моря и океаны», «Домашние животные», «Речные обитатели», «Растительный и животный мир наших лесов», «Зима в лесу», «Насекомые».

Вся деятельность детей в данных проектах была распределена таким образом, чтобы в ходе их реализации могли принимать участие дети всей группы, как старшие, так и младшие. Так, дети старшего возраста определяли проблему проекта, ставили задачи для решения проблемы проекта, распределяли роли и обязанности, младшие дети с огромным интересом принимали участие на тех же правах что и старшие.

В ходе работы над проектами дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями, сочиняли сказки. У детей развивались наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Итоговыми мероприятиями стали: акция «Накормим птиц вместе», в ходе которой дети совместно с родителями изготавливали кормушки для птиц, эти кормушки были развешаны по всему периметру детского сада и дети, разделившись на группы, следили за своими кормушками, подсыпали туда корм для птиц. Также дети принимали участие во всероссийском конкурсе «Кормушки для пичужки». Следующим итоговым мероприятием стало развлечение «Айболит в гостях у лесных зверят», в ходе которого дети вместе с доктором отправились в сказочный лес, чтобы помогать заболевшим лесным жителям. В процессе данного мероприятия старшие дети закрепили знания о правилах поведения в лесу, в природе, о способах взаимодействия с лесными обитателями и природой. А дети младшего возраста наглядно познакомились с новыми для них правилами поведения в природе и стали непосредственными участниками – помощниками старших детей.

В итоге, хотелось бы отметить, что даже если это одна группа, состоящая из детей разного возраста, которые живут в дошкольном учреждении целую неделю, но это такие же дети, как и в обычных детских садах, они также могут реализовывать себя в любой, подходящей для их возраста деятельности, и мы всячески стараемся сделать это для них возможным, несмотря на те условия, в которых они проживают….

 

ИСПОДЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ломтева Е.А.

заведующий

Трусова Н.В.

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №23»

г. Заволжье

Нижегородская область

 

«…Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете — мы экипаж одного корабля»

Антуан де Сент-Экзюпери

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Актуальность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека и, с другой, объективной заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.

Однако современная система образования вообще, и дошкольного в частности, не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребенкапо ряду причин. Прежде всего не способствует успешности работы в данном направлении состояние нравственности современного общества.

Другие причины находятся в самой системе образования. Одна из них — несогласованность, а нередко и несовместимость различных методологических позицийпри решении проблемы, в частности трудности в установлении взаимосвязей, согласовании позиций православного и светского образования.

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Именно поэтому особо остро встает задача экологического воспитания и образования всего населения, тесно смыкающаяся с духовно-нравственным аспектом воспитания каждого человека. Важнейшее значение при этом должно придаваться нравственно-экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Исходя из выше сказанного, в представленном нами проекте воспитание духовного здоровья дошкольников тесно связано с использованием объектов экологического наблюдения.

Природе отводится особую роль в духовно-нравственном воспитании, особенно воспитании патриотизма, так как родная природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь. И как отмечает Т.А. Комарова [1], познание культурного наследия - это важное средство, формирующее мироощущение ребенка в своем родном крае. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народ­ных мастеров.

Духовно-нравственное воспитание в совокупности с использованием экологического содержания позволяет сохранять духовное здоровье дошкольников и стимулирует формирование направленности дошкольников на природоохранительную активность их экологической культуры.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта. И обращение к духовно-нравственной составляющей нашей жизни начинается также в дошкольном возрасте. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает возможность его гармоничное формирование личности и адекватное социальное развитие. Система образования, как дошкольного так и последующего, без духовно-нравственной составляющей неполноценна. Исходя из анализа результатов воспитательно-образовательной работы, анкетирования, собеседований с родителями, посещения семей, мы определили следующие первоочередные проблемы:

1. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Многим родителям просто неизвестно, что именно в детском возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

2. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за нравственное воспитание детей.

3. У детей происходит подмена нравственно-духовных ориентиров на «ценности» современного мира.

4. Несформированность ответственного отношения у многих родителей к воспитанию нравственности, бережного отношения к природе у своих чад, отсутствие духовных семейных ценностей, традиций, потребительское отношение к природе.

Основой содержания работы по реализуемой нами программе духовно-нравственного воспитания является православная культура и календарь: природный, гражданский, и - православный, церковный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится часть воспитательно-образовательная деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Мы учитываем и базовые национальные ценности духовно-нравственного развития и воспитания детей, сформулированные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников основаны на традиционных источниках нравственности: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Разработанный нами проект реализуется с детьми старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования через кружковую работу с ними.

Православный церковный календарь, который как мы отмечали выше, составляет основу нашей деятельности в рамках реализации задач духовно-нравственного развития детей, является многовековым опытом русского народа и продуктом его менталитета. Это календарь, по которому русский человек жил, работал, созидал. И мы полагаем, что содержание программы, основанное на православной культуре, позволит реализовывать классическое русское, основанное на православных традициях, духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе занятий в разных видах детской деятельности.

Нам представляется, что наиболее правильным в этом возрасте должно стать изучение культурообразующих традиций в рамках главных традиционных праздников русской культуры, которые вводят ребенка в светлый, радостный и праздничный мир православия, через который по-новому открывается жизнь окружающих людей и природы. Здесь крайне важно вспомнить слова К.Д. Ушинского, который писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасхи и весна. Рождество и зима. Спас и спелые плоды. Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни... Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить то или другое событие». В дошкольном возрасте дети способны усвоить начальные сведения о православной культуре, поэтому в основу ее изучения положен православный годовой литургический круг через естественное включение в жизнь ребенка специально подобранных сказок, игр, труда, продуктивной художественной деятельности, праздников.

Формирование нравственной культуры личности тесно соприкасается с экологическим ее воспитанием. Взаимовлияние этих воспитательных воздействий обеспечивает, во – первых, комплексность воздействий в плане формирования позитивного отношения дошкольников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов;

- во – вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у дошкольников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как ее части.

Стратегия реализации данного проекта выражается в том, что духовно-нравственное в сочетании с экологическим воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого.

Создание в ДОУ педагогических условий для духовно-нравственного воспитания детей происходит через следующие формы работы: тематические занятия, индивидуальную, подгрупповую работу, игры, экскурсии, наблюдения, тематические прогулки, походы-прогулки, нерегламентированную деятельность, тематические праздники, викторины и т.д.

Работа же нами организуется по следующим содержательным блокам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Мой Храм», «Моя экологическая тропа», «Моя Россия», «Православные праздники».

Направления нашей деятельности:

1) Духовно–образовательное (занятия, беседы, рассматривание иллюстраций и т. д.).

2) Культурно-познавательное (праздники, игры, встречи, целевые прогулки, экскурсии и т. д.).

3) Нравственно-трудовое.

В результате, - дети учатся распознавать добро и зло, получают опыт их познания, любить и охранять природу.

Понятие о нравственности, причастность к исторической, культурной традиции своего народа, умение построить отношения с окружающими, тяга к познанию и творчеству – эти важнейшие аспекты внутреннего мира, соприкасаясь и взаимодействуя, помогут формировать личность с определенным взглядом на жизнь. Решение этих задач станет условием укрепления, нравственного и духовного оздоровления современной семьи.

Мир прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым, и детям. Необходимо донести эти истины до понимания ребенка в самом начале его жизненного пути. Нельзя допустить, чтобы ставший взрослым ребенок плутал в этом мире, страдал отсутствием понимания смысла жизни, впадая в печаль и уныние.

 

Литература:

[1] Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. - Пед. об-во России, 2000.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(из опыта работы)

Майорова Е.А.

воспитатель

МБДОУ Воротынский детский сад №6

«Золотой ключик», р.п. Воротынец Нижегородская область

 

Как внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на индивидуальные особенности ребенка.

Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

Поможем детям настроиться на дружелюбное, радостное восприятие окружающего. Научим детей не только восхищаться красотой природы, но и заботиться о ней, беречь.

В своей работе поставили перед собой цель сделать анализ экологической обстановки в районе, поселке, ближайшего окружения ДОУ. На основе собранного материала строить работу по экологическому просвещению всех участников педагогического процесса. Результаты оформить в виде экологического паспорта ДОУ.

Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь. Поэтому эмблемой в работе стал любознательный Почемучка.

Формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе происходило через различные виды деятельности – познавательную, ценностно-ориентированную, творческую (художественно-эстетическую), коммуникативную. Для детей – это увлекательная игра в «ученых», «исследователей». Для взрослых участников проекта (воспитателей и родителей) – это новые интересные формы взаимодействия с детьми.

Свою работу начали с изучения характеристики природы района. Рассматривали карту района, иллюстрации, изучали литературу.

Воротынский район расположен на востоке Нижегородской области. Волга делит район на две части – равнинное и лесистое Заволжье и нагорное лесостепное Приволжье. Наш поселок располагается на правобережье района. Это край березовых рощиц, солнечных полей и маленьких уютных прудов. Экологические проблемы района - загрязнение рек Волги и Суры, заболачивание лугов вследствие поднятия уровня воды Чебоксарского водохранилища, загрязнение воздуха и почвы от федеральной трассы «М-7», зарастание полей.

Изучили окрестности поселка Воротынец. Интересными объектами для исследований и наблюдений являются река Волга и Гремячка, маленькие прудики, березовая роща, поля. Изучая историю рек, мы рассматривали старые фотографии, беседовали с местными жителями, посетили музей в детской библиотеке, ходили на экскурсии и в походы.

Река Волга протекает в 4- 5 км от поселка. Многие семьи часто выезжают отдыхать на берег Волги со своими детьми. Кто-то из воспитанников видел реку, а кто-то только про нее слышал. Мы изучали, какая рыба водится в Волге, читали рассказы о животных, делали рисунки, сочиняли сказки. К сожалению, в последние годы ситуация изменилась не в лучшую сторону. Залита Чебоксарским водохранилищем пойма, сохнут на корню затопленные деревья, заболачиваются луга. Качество воды от «загрязненной» изменилось до «грязной». От промышленных стоков и нечистот ежегодно погибает много рыбы.

Речка Гремячка в 18-19 веке называлась Елвашкой. Нынешнее название получила от своих притоков «гремячих» ключей, а возможно от водяных мельниц, которые гремели колесами. Раньше вода в речке была чистая, прозрачная. В настоящее время происходит заболачивание берегов, зарастание осотом, вода грязная и непригодная для бытовых нужд. Еще можно встретить рыбаков, а вот купаться в речке нельзя.

Пруд на площади Советской. В недавнем прошлом пруд имел неприглядный вид, был засорен мусором, берега загрязнены. В 2009 году после очистительных работ пруд преобразился. Окультурены берега, почищено дно, посажены цветы вдоль берегов, установлен плавающий фонтан в середине пруда. Можно отдохнуть на лавочках и полюбоваться красотой водных просторов, да и рыбка водится в нем.

Воспитанники нашего детского сада любят ходить на экскурсию к маленькому тихому прудику на улице Демьяна Бедного. Можно понаблюдать за водными животными, растениями. Купаться в нем нельзя, вода не достаточно чистая, а вот рыбакам полюбоваться можно.

Экологическая проблема наших водоемов – загрязнение, обмеление и зарастание поймы.

По низкому берегу Волги тянется массив лиственного леса. Близость деревень почти не влияет на жизнь лесных обитателей[1]. Часто родители берут с собой за грибами и ягодами своих детей. В детском саду они рассказывают о том, что видели. Складывается представление о сообществе лес.

Вокруг поселка располагаются сельскохозяйственные угодья. В настоящее время только часть полей возделывается. Выращивают, в основном зерновые культуры. Большая часть полей зарастает сорными травами.

По краю поселка проходит автомобильная магистраль «Москва – Уфа» федерального значения. В течение дня проходят несколько сотен автомашин. Автотранспорт - один из источников загрязнения воздуха, которые в результате работы двигателей загрязняют окружающую среду соединениями свинца. Выхлопные газы автомобилей дают основную массу свинца и кадмия, при износе шин в воздух попадает цинк. Эти тяжелые металлы являются сильными токсикантами и являются вредными для здоровья.

Одна из улиц поселка плотно прилегает к трассе, располагаются сельскохозяйственные участки жителей. Необходимо вести разъяснительную работу, что вблизи дорог с интенсивным движением лучше не выращивать и не собирать для потребления растения и плоды, грибы. Плоды с фруктовых деревьев нужно тщательно промывать.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!