современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы 5 глава




В мусор безвозвратно уходит природа, и в процесс всё ускоряется! Поэтому проблема отходов тесно связана с другими экологическими проблемами – загрязнением среды и истощением ресурсов. Проблема отходов сложна, и всё-таки она имеет решение. Как помочь природе, нашей Земле, самим себе? Наша задача – донести до детей экологические проблемы, связанные с ухудшением среды жизни человека: загрязненная вода, воздух. И, конечно же, в первую очередь от этих факторов страдают сами дети. Нужно помочь им переосмыслить отношение к окружающей среде и место в ней каждого человека.

Мы решили, что наилучшим образом задачи экологического образования можно решить средством реализации проекта «Умный взгляд на мусор», который, с нашей точки зрения, позволит сформировать не только бережное отношение к природе у детей, но и обеспечит «вторую жизнь ненужным вещам, бросовым материалам, защищая при этом окружающую среду от загрязнения.

Цель проекта: формирование представлений о единстве природы и человека, ответственного отношения к природе.

Задачи:

1) формирование системы знаний о возможных причинах загрязнения окружающей среды, норм и правил взаимодействия с природой;

2) развитие неравнодушного отношения к бедствиям природы и потребности бороться за её сохранение,

3) развивать осознанно правильного отношения к себе как активному субъекту окружающего мира;

4) развитие потребности в созидательной деятельности;

5) воспитание бережного отношения к природной среде и формирование чувства ответственности за свои действия.

Ожидаемый результат в развитии детей: развитие потребности в охране природы, в созидательной деятельности.

Ожидаемый результат в формировании жизненной позиции у взрослых: повышение уровня экологической культуры, активное участие в экологических мероприятиях.

Проект предполагает работу по трём направлениям:

- работа с детьми;

- работа с родителями;

- работа с социумом.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап.

Задачи:

- познакомить детей и родителей с проблемой загрязнения воздуха, воды, почвы;

- развить положительно- эмоциональное восприятие природы;

- учить находить пути решения из трудных ситуаций.

На этом этапе была проведена следующая работа: наблюдения за местами скопления мусора в селе, обсуждение увиденного, этические беседы на темы: «Чистота залог здоровья», «Как помочь природе?». С детьми и родителями составлен план предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, сбор информации о бумаге, о пластике, о бросовом материале и т.д. Прошло чтение и обсуждение книг: М.М. Ушакова «Экологические сказки как средство воспитания экологической этики», Б. Заходер «Что случилось с водой» и т.д.

2. Основной этап – практическая деятельность.

Задачи: познакомить с классификацией мусора и способами его практического использования (листья на территории детского сада собирают в кучи для формирования в клумбы для цветов; используемую бумагу собирают для сдачи в макулатуру, а также из неё можно изготовить разные карнавальные костюмы, поделки, стеклянные и пластиковые бутылки, алюминиевые банки могут стать сырьём для производства различной продукции).

Содержанием данного этапа стали следующие мероприятия: проведение игр-занятий: «Земля - наш общий дом», «Как человек использует воду», развлечения «Путешествие в Мусорное Царство» и «День рождения пластиковой бутылки»,после которого было проведено занятие «Мы – волшебники», где дети пластиковую бутылку превращали в красивую матрёшку, нужную для игры детям; изготовление кукольного театра из бутылок.

Вместе с родителями проведён конкурс «Отходы в доходы», на котором дети вместе с родителями приняли участие в изготовлении поделок: из старых газет получились замечательные шляпы, веера, юбочки; из картонных коробок – шкатулки, машины, дома, из пластиковых бутылок – разнообразные игрушки, атрибуты. Многие поделки из пластиковой бутылки использовались для оформления нашего участка старшей группы (голова жирафа, лягушки, насекомые и т.д.).

Но самым интересным, на мой взгляд, стало появление в нашей сельской библиотеке экологического дерева жизни. А появилось оно так: на экскурсии в библиотеку дети увидели кучу старых книг с надписью «Макулатура». По предложению мальчика Дениса было решено сделать поделку (дерево). Изготавливали дерево вместе с библиотекарем: клеили ствол, родители помогли закрепить ветки. На занятиях в группе клеили, вырезали листья из газет, красили, делали аппликации, поделки для украшения дерева. Решили отметить день рождения нашего экологического дерева в библиотеке.

3. Заключительный этап включил в себя проведение праздника «День рождения экологического дерева жизни» (его мы отметили в библиотеке) и проведение выставки поделок из нетрадиционных материалов «Отходы в доходы» в детском саду (она прошла в детском саду).

Цельдальнейшей работы – продолжать формировать экологическое сознание детей, желание защитить природу, помочь детям понять значимость проделанной работы, развивать ребёнка в природоохранной деятельности.

Наша работа уже дала свои результаты:

Вырос уровень экологической культуры у детей, родителей и педагогов. Дети получили представления о возможных загрязнениях окружающей среды, научились сопереживать бедствиям природы, вырос их интерес к природоохранной деятельности. Дошкольники стали более внимательными к окружающему миру, теперь они замечают то, мимо чего раньше проходили, спешат поделиться увиденным со сверстниками и взрослыми.

Взрослые помогают детскому саду в изготовлении поделок, принимают участие в экологических мероприятиях, в озеленении территории. Сделанные руками детей и взрослых поделки из нетрадиционных материалов используются для оформления участка, для игр детей.

Участие детей в проекте позволило сформировать такие личностные качества детской души, как отзывчивость, сочувствие, сопереживание, ответственность за своё поведение в природе. Всё это помогло ребятам осознать свою роль в природоохранной деятельности нашего детского сада.

Литература:

[1]. Умом и сердцем. Мысли о воспитании. Москва, Издательство политической литературы 1982г. (В.А.Сухомлинский из книги «Сердце отдаю детям»).

[2]. Фуфаева И.В. Спасаем от свалок свой город. Нижний Новгород, 2012г.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Втюрина О.Н.

воспитатель

МДОУ д/с №5 «Калинка»

г. Ветлуга

Нижегородская область

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды!

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры, природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Ведь дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. Именно на этом возрастном этапе как отмечает Л. Павлова [2], у ребенка «закладываются» позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Идеи Л. Павловой созвучны и с мнением Т.В. Волосниковой [1], которая отмечает, что задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка являются первоочередными и находят отражение в понятиях «экологическое воспитание и образование», «экология души», «экология человека» и некоторых других.

В настоящее время не заниматься экологическим воспитанием и развитием просто нельзя, в какой бы области не специализировался педагог. С воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы неразрывно связаны все сферы развития личности. Поэтому воспитатель любое свое действие, любой содержательный материал (будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества), должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом, несомненно, необходимо учитывать и то, какое сознание будут формировать данные знания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности представляют для систематизации знаний о природе.

Именно данный вывод подвел нас к мысли о необходимости больше внимания уделить именно экологическому воспитанию детей, фундамент которого составляют достоверные знания в области экологии, а также практические умения, направленные на охрану природы.

Учитывая выше сказанное, мы сочли целесообразным обратиться к разработке проблемы «Формирования элементарных экологических представлений у младших дошкольников».

Цель нашей деятельности - дать детям первичные знания о мире природы и научить их не причинять вред окружающей среде.

Для достижения поста нами были определены следующие задачи:

- развивать способности детей и реализовывать природный потенциал ребенка через формирование экологического мировоззрения;

- формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных;

- развивать практические трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, домашними животными;

- воспитывать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе.

Работая по этому направлению, было изучено множество методической литературы, статей, современных образовательных технологий (здоровье сберегающая, индивидуально-ориентированная, игровая, технология экспериментирования), которые используются в работе с детьми.

В рамках формирования элементарных экологических представлений нами используются такие формы работы с детьми, как: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Помогли в нашей работе и разнообразные методы и приёмы, которые мы использовали комплексно, но, в то же время, с учетом возрастных возможностей наших маленьких воспитанников.

Успешность экологического воспитания детей объективно обусловливается и благоприятной предметно – развивающей средой в группе. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале.

Учитывая выше изложенные идеи, в группе нами было организовано экологическое пространство, где находятся: календарь природы; библиотека; муляжи овощей и фруктов; мини-коллекции семян, ракушек, камней; дидактические, настольно - печатные игры; игры – инсценировки; подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе, о временах года, о домашних и диких животных.

Также в группе имеется уголок для экспериментирования, где дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком.

Для получения первичных знаний, ознакомления с природой, закрепления навыков детей, мы также разработали зону «Деревенский дворик» состоящую из муляжей домашних животных.

На подоконниках группы и в центре природы расположили комнатные растения, где мы с детьми наблюдаем за их ростом и развитием.

А для ухода за комнатными растениями у нас имеется весь необходимый инвентарь.

Знакомство малышей с окружающим миром природы мы начали с наблюдений, дающих возможность ребенку самостоятельно познать законы природы. Во время наблюдений мы давали детям время, чтобы они могли самостоятельно рассмотреть объект, потрогать его, и только после этого давали необходимые пояснения, помогая детям понять увиденное.

Особое значение, на наш взгляд, имеет проведение непосредственно образовательной деятельности по подгруппам, с использованием наглядного материала, индивидуальных раздаточных пособий.

Занимательную же деятельность детей экологического содержания мы начинаем с игровой мотивации. А для расширения и углубления знаний детей по изучаемой теме материалы по живой и неживой природе систематизировали на цифровых носителях, составляя презентации «Времена года», «Домашние животные» и др.

Наглядность в сочетании с эмоциональным пояснением помогала расширять кругозор детей, формировать новые знания о природе, делает процесс обучения привлекательным и интересным для ребенка, помогает легче усваивать материал.

В целях поддержания интереса детей к природе каждое утро с детьми мы проводим «Зарядку для ума», в которой используем разнообразные экологические задачки, загадки, творческие задания, которые способствуют активизации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром.

Значительный диапазон знаний о жизни природы формируется у детей в рамках организуемой непосредственно образовательной деятельности, где дети знакомятся с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые представлены в ближайшем природном окружении. Темы занятий: «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Мир растений», «Охрана природы» и т.д. При этом, работая над каждой темой, большое внимание мы уделяем развитию познавательных интересов детей, объединяя для этого все возможные области детской деятельности: творческую, мыслительную, речевую, художественную и т.д., обогащая их экологическим содержанием.

Большое внимание мы уделяем прогулкам, включающим в себя как структурные элементы и наблюдения, и художественное слово, и подвижную игру, и трудовую деятельность, и деятельность исследовательскую, и индивидуальную работу.

С целью развития у детей эстетических чувств мы стараемся тематически оформлять прогулочные участки: летом из бросового материала сказочными героями, в зимнее время участки превращаю в сказочные городки.

Для развития гуманистических черт личности ребенка, способности сопереживать, бережно относиться к природе мы провели природоохранные акции «Лучшая кормушка», «Встреча первых цветов», организовали ресурсосберегающие акции: «Береги водицу нашу», «Волшебная капля». Создали такие эко проекты, как «Дерево моего ребёнка», «Посади дерево», «Покормите птиц зимой», «Встреча птиц» на которых самые активные родители и дети награждались подарками и благодарственными письмами.

Проводим мы и совместные сезонные праздники: «Осень в гости к нам пришла», «Зимняя сказка», «Встреча весны», «День птиц», «День Земли», «На природу в лес пойдём» и другие, которые позволяют нам привлечь к экологическому воспитанию детей их родителей.

Вместе с тем, работу с родителями в рамках их экологического просвещения мы осуществляем и как самостоятельное направление педагогической деятельности. Так, в уголке «Для родителей» мы размещаем статьи «Экологическое воспитание дошкольников», «Советы доктора Айболита», «Рецепты чудо-чая», «Что нужно читать детям» и т. д.

Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе организовала уголок для родителей, где размещён материал экологического содержания. Родители охотно участвуют в детских праздниках, выставках, смотрах – конкурсах; принимают активное участие в областных, районных мероприятиях; природоохранных акциях. За участие имеют награды. Большое участие родители принимали в озеленении группы.

Организация работы с детьми способствует и повышению педагогического мастерства педагогов, поскольку по новому организовать деятельность детей возможно лишь изучив методическую литературу, опыт других педагогов. Большое значение для повышения педагогической компетентности имеет проведение тематических педагогических советов, проведение консультаций для педагогов, а также проведение воспитателями открытых занятий с детьми.

Формируя элементарные экологические представлений у детей младшего дошкольного возраста, мы достигли следующих результатов: дети получили первоначальные основы экологических знаний, научились понимать и ценить природу, научились ухаживать за растениями и животными.

Таким образом, организация экологической работы возможна (и необходима) уже с детьми младшего дошкольного возраста. Именно экологические знания положительно влияют на развитие личности ребенка, развивают чувство ответственности за природу родного края, воспитывают гуманное отношение к окружающей среде, формируют первоначальные экологические представления у детей младшего дошкольного возраста.

 

Литература:

1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

2. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ

В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вытнова Т.С.

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 10»

г. Дзержинск

Нижегородская область

 

В настоящее время активно осуществляется процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем.

Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование рассматривается как первый уровень общего образования, основные направления которого определяются Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, вступившими в силу с 01.01.2014 года. В условиях введения ФГОС ДО экологическое образование не стоит обособленно как раньше, а трактуется как неотъемлемая часть различных видов детской деятельности.

Одним из эффективных средств достижения положительных результатов непрерывного экологического образования по праву является создание системы сопровождения профессионально-педагогической деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

Система методического сопровождения нацелена на решение следующих задач:

1.Способствовать формированию мотивационной готовности педагогических кадров к апробации и реализации эколого-образовательной деятельности в ДОУ (экологических проектов, мероприятий, участие в конкурсах разного уровня);

2. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах основных направлений развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, формирования основ экологической культуры, знаний у воспитанников;

3.Обеспечить методическую поддержку педагогам при организации педагогического процесса, трансляции их педагогического опыта (выявление, обобщение, распространение) исходя из их потребностей и запросов;

4.Содействовать установлению связи с городской методической службой МБОУ ДПО «ЦЭМмИМС»; партнерских взаимоотношений с представителями социокультурной среды для обеспечения системы непрерывного экологического образования педагогических кадров, возможности представления педагогического опыта (участие в конкурсах организуемых социальными партнерами);

Работа по методическому сопровождению осуществляется по следующим направлениям:

• организация системы сбора, обработки, анализа, формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых педагогических технологиях, ходе реализации образовательной программы и т.д.;

• информирование педагогов о современных требованиях к организации педагогического процесса по экологическому воспитанию и образованию воспитанников;

• организация дифференцированного подхода в работе с педагогами : обеспечение условий для ознакомления с передовым педагогическим опытом, проявления инициативы и творчества; в выстраивании индивидуальной образовательной траектории педагогов;

• прогнозирование развития педагогического процесса, эколого-развивающей предметно-пространственной среды;

• обеспечение оперативной, практической помощи педагогам, консультирование;

• организация форм методической работы, взаимодействия всех участников педагогического процесса, временных творческих коллективов.

Методическое обеспечение педагогического процесса предполагает конкретную деятельность, обеспечивающую условия для реализации педагогического процесса по экологическому образованию и воспитанию на качественном уровне, выполнения образовательной программы дошкольного образования совместными усилиями всех участников педагогического процесса:

• повышение квалификации педагогов;

• методическое обеспечение образовательного процесса;

• привлечение педагогов к участию в экологических мероприятиях, природоохранных акциях, конкурсах

• организация и контроль самообразования воспитателей;

• взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников;

• организация и контроль самообразования воспитателей;

• изучение и анализ уровня владения педагогами методами и приемами экологического образования и воспитания дошкольников;

• организация сотрудничества с социальными институтами.

В нашем ДОУ методическое сопровождение педагогических кадров к введению ФГОС ДО началось с проведения мониторинговых мероприятий по изучению образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников ДОУ по вопросам, касающимся введения Стандарта. Были определенны и проанализированы проблемы, в том числе, и по содержанию непрерывного экологического образования, исходя из которых и была спланирована работа с педагогами, реализованная в дальнейшем через систему консультативно-методических совещаний, вебинаров по изучению базовых документов, анализу требований ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации и результатам ее освоения.

Были проведены практические семинары и по внедрению и использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе по экологическому образованию.

Параллельно, для повышения профессиональной компетенции педагогов, по разработанному плану-графику осуществлялось повышение квалификации педагогических кадров. Курсовую подготовку на начало 2015года имеют более 70% педагогов, а к началу 2016 года она достигнет 100%.

С целью обогащения практического опыта, педагоги нашего ДОУ являются активными участниками городских методических объединений, конкурсов, экологических проектов, педагогических сообществ, где они представляют свой опыт работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников, по организации эколого-развивающей предметно-пространственной среды.

По результатам анализа методической активности муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Дзержинска за три года наше ДОУ занимает первое место.

Эффективность деятельности методического сопровождения мы оцениваем по трем направлениям:

Эффективность для воспитанника, нашедшая отражение в:

• положительной динамике качества экологического образования (у детей сформированы основы экологической культуры);

• отсутствии отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;

• повышении уровня освоения воспитанниками образовательной программы.

Эффективность для родителей:

• положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;

• готовность и желание родителей принимать участие в экологических мероприятиях организуемых в ДОУ;

• высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей.

Эффективность для педагогов:

• положительный психологический климат в коллективе;

• заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

• удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;

• качественно организованная система повышения квалификации;

• высокий уровень профессиональной деятельности.

Таким образом, анализ работы ДОУ по экологическому образованию показал, что именно реализация непрерывного экологического образования оказывает положительное влияние на всех его участников: детей, родителей, педагогов.

Говоря о воспитанниках, можно отметить, что повысился их интерес к образовательному процессу и его результату, данная деятельность способствует формированию у воспитанников ряда значимых компетенций (основ экологической культуры). Наши воспитанники и их семьи являются постоянными участниками и победителями городских конкурсов организованных Дзержинским Эколого-биологическим центром.

Повысилась и эффективность профессиональной деятельности педагогов, их мотивационная готовность к участию в экологических проектах. Наши педагоги принимают активное участие в конкурсах разного уровня о чем свидетельствуют их дипломы, грамоты, сертификаты. За последние три года значительно повысился квалификационный уровень педагогического коллектива нашего ДОУ. ( в 2013 году высшую квалификационную категорию имели- 5% педагогов , 2015 году высшую квалификационную категорию имеют- 23% педагогов).

Таким образом, в условиях введения ФГОС ДО организация педагогической деятельности в рамках непрерывного экологического образования в ДОУ обеспечивает его динамику и развитие.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Голубева Л.В.

воспитатель группы ТНР

Павлова Н.С.

воспитатель группы ТНР

Лузина Т.Е.

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №23»

г. Заволжье

Нижегородская область

«Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться»

Леонардо да Винчи

Среди многочисленных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, обучение родному языку, развитие речи и речевого общения – традиционно одна из главных. В настоящее время вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Мы полагаем, что это может быть связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Наше ДОУ работает с детьми с ТНР и развитие речи является основной нашей задачей.

У детей с ТНР нарушения касаются всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики и связной речи. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы (внимание, память, мышление), тесно связанные с речевой деятельностью, нарушена пальцевая и артикуляционная моторика.

Поскольку приоритетным направлением работы нашего детского сада является «Воспитание духовной личности через экологическое образование», экологический проект мы решили использовать и в коррекционно-развивающей работе с детьми. Ведь природа представляет большие возможности для накопления знаний о ней, формирования умения объяснять, рассуждать, доказывать, выражать в речи свои чувства и эмоции.

Наш проект «Здравствуйте, деревья» - познавательно-речевой, творческий. В процессе работы мы применяли различные методы и приемы для развития всех сторон речи детей с ТНР.

Словарная работа занимает важное место в системе речевого развития. Наши задачи:

· расширение объема словаря одновременно с расширением представлений о мире природы,

· развитие познавательных процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти),

· уточнение значений слов,

· активизация в речи глаголов, прилагательных, антонимов, предлогов и др.

Проводя словарную работу, мы одновременно решали и задачи нравственного, и эстетического воспитания детей.

Знакомство детей с деревьями происходило во время прогулок в уголок леса детского сада, экскурсий в сквер, парк, лесополосу, которые расположены неподалеку.

Обращая внимание детей на красоту природы, мы знакомили их с, наиболее распространенными в нашей местности, деревьями (береза, дуб, клен, тополь, липа, рябина, осина, сосна, ива, ель). В непринужденной обстановке дети быстрее запоминали и старались четко проговаривать названия деревьев, их частей. А посредством упражнений «Я знаю пять деревьев...», «Назови части» мы закрепляли полученные детьми знания.

Размышляя над тем, что необходимо дереву для роста, с кем дружит дерево, расширяя представления о взаимосвязях в природе, мы помогали детям выражать свои впечатления словами, побуждали слушать и слышать взрослых, задавая вопросы (например: Кто больше деревьев назовет? Чем дерево отличается от других растений? Почему деревья сбрасывают листву? Кто сажает деревья в лесу, городе?).

В ходе наблюдений разъясняли такие понятия, как питомник, саженец, лесополоса, хвойный, лиственный, смешанный лес, листва, хвоя, кора, крона, дубрава, бор, роща и т.п.

Более глубокие, уточненные сведения о деревьях дети получали в ходе комплекса занятий «В гости к дереву». Каждый раз мы шли к какому-то определенному дереву (например: «В гости к березке»), используя на занятии наблюдение, художественное слово, загадки, пальчиковые игры, динамические паузы.

Мы предлагали детям и самим составлять загадки и небольшие рассказы о том или ином дереве. Проводили мы и игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами и с литературными персонажами. Так, со Старичком Лесовичком мы путешествовали по лесу, Айболит рассказывал нам о пользе деревьев, а Буратино беседовал о пожарах в лесу. В подобных беседах мы довольно часто отводили себе роль Незнайки, чтобы дети сами рассказывали ему, объясняли, высказывали свое мнение.

Используя методику С.Н. Николаевой, мы провели цикл наблюдений за елью: «Как узнать ель?», «Какая ель?», «Чем прекрасна ель?», «Сравним живую и игрушечную ели», «Поможем нашей елочке». А подводя итог наблюдениям, организовали акцию, которая у нас уже стала традиционной, «Сохраним елочку – красавицу лесов». Для этого мы изготовили плакаты с изображением елочек в разных техниках (рисование, пластилинография, ниткография, оригами, аппликация), дети сами придумывали четверостишия (например: «Не губите елочку – не рубите, а пойдите в магазин и купите»). Эти плакаты мы затем вывесили на остановках, магазинах. Просили детей о добрых делах по отношению к елочке, рассказать своим родным, друзьям и знакомым.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!