современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы 9 глава




3. Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам (от уровня созерцания, до деятельностного, созидательного);

4. Развитие устойчивого интереса детей к природе, ее неживым и живым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира

5. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить основы экологического мышления.

Реализация данного проекта предполагает достижение нами следующих результатов:

1. Озеленение территории образовательного учреждения.

2. Оснащение детской игровой площадки новыми объектами, ориентированными на решение задач экологического воспитания и образования детей.

3. Организация на экологической тропе таких зон, как «водоем», «цветочная мозаика», «тихий уголок», «во саду ли, в огороде», «лесная поляна», «мини-стадион», «зеленая аптека», «лесные этажи», «метеостанция», которые позволят сформировать у детей системные представления о мире природы, воспитать основы ценностного отношения детей к природному окружению.

Конечным результатом своей деятельности мы видим создание комплексной эколого-развивающей среды, каждый компонент которой будет отвечать принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.

Этапы создания и оформления экологической тропы:

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление схемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов, условные обозначения.

3. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде паспорта.

4. Призывы и лозунги.

5. Инструкция по охране жизни и здоровья детей на экологической тропе.

6. Информация о трудовых делах детей в решении местных экологических проблемах.

Ориентировочно длина тропы составляет 600 м.

Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

Ориентируясь на рекомендации Н.А. Рыжовой [1], в качестве объектов экологической тропы мы выбрали различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, небольшой искусственный водоем, огород, метеостанцию, альпийскую горку.

В целях реализации принципа планомерности и последовательности, как одного из базовых принципов организации работы с детьми, нами был разработан «Паспорт экологической тропы», содержащий карту-схему тропы с указанием изучаемых объектов. Как приложение к карте-схеме мы сделали подробное описание всех объектов тропы с их фотографиями или рисунками.

Методами работы с детьми на экологической тропе мы определили экскурсии, экологические исследования, прогулки, наблюдения, отдых, экологические праздники, развлечения, элементарное экспериментирование.

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младших дошкольников) мы вместе с детьми выбрали хозяина тропы - сказочного героя «Старичка Лесовичка». Вместе с тем, для организации работы на каждой станции экологической тропы были выбраны своя хозяйка или хозяин - Царевна Лягушка, Пчелка Майя, Гриб-боровик,Тетушка Тыква, Доктор Айболит.

Исходя из тематики занятий, сезона года, когда проводится работа, а также возрастных особенностей детей мы предлагаем организовывать работу на экологической тропе по следующим маршрутам:

Маршрут первый - «Водоем» с его хозяйкой «Царевной Лягушкой». Своими руками мы сделали мини водоем, вокруг которого высадили разнообразные водолюбивые растения (хосты, примулу, купальницу и др. ), а рядом с водоемом соорудили альпийскую горку. В искусственном водоеме не могут жить рыбы и другие обитатели водоемов естественных. Но в жаркие летние дни на наш водоем попить воды прилетают птицы, наблюдение за которыми доставляет детям истинную радость. Интерес детей к данному объекту экологической тропы поддерживается нами и при помощи его дополнительного оснащения игровыми материалами: на поверхности воды плавают искусственные цветы и утки, а иногда прыгает лягушка.

Маршрут второй - «Цветочная мозаика». Хозяйка данного объекта, - «Пчелка Майя». «Летая» от клумбы к клумбе вместе с Пчелкой, дети знакомятся с разнообразием цветковых и травянистых растений, которые произрастают на клумбе и растениями луговыми, сравнивают неяркие, скромные луговые цветы с пышным цветением садовых растений. В результате, организуемая нами работа в цветниках позволяет формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира и развивает эмоциональную сферу детей (например, рассматривая причудливые формы цветков, стеблей и листьев различных растений, дети узнают о многообразии удивительных оттенков их цветков).

Маршрут третий - «Тихий уголок в лесу». Хозяин этого участка экологической тропы - «Лесовичок». Этот маршрут - зона отдыха детей с целенаправленно созданными условиями для уединения, восстановления сил, обеспечения психологического комфорта детей. Расположена данная зона около большой ели, которую (за ее гигантские размеры) можно назвать деревом долгожителем. Знакомство детей с этой елью вызывает у них уважение и почитание, формирует представление об уникальности, красоте природы.

Маршрут четвертый - «Во саду ли в огороде» с его хозяйкой «Тетушкой Тыквой». Основным методом работы с детьми на этом маршруте мы определили наблюдение стадий роста растений (семена, рассада, цветение, завязь урожая, сбор урожая), а видом детской деятельности - опытно-исследовательскую деятельность детей. Объектами же для таких наблюдений становятся самые обыкновенные овощи, растущие на грядках (лук, морковь, капуста, огурцы, помидоры).

Маршрут пятый - «Лесная поляна». Хозяин тропы - «Гриб Боровик». Приходя, в гости к старичку – Боровичку дети попадают в уголок смешенного леса, где произрастают самые разнообразные лиственные и хвойные деревья (липа, клен, береза, рябина, дуб, осина). Рассматривая строение деревьев, дети находят между ними сходства и различия, что помогает решению задачи систематизации детских представлений о мире природы, развивает мышление детей и познавательных интерес.

Маршрут шестой - «Мини – стадион». Это спортивная площадка для физического развития и оздоровления детей, оборудованная всем необходимым для лазания, метания, прыжков, игры.

Маршрут седьмой – «Зеленая аптека». Хозяин тропы - «Доктор Айболит». Знакомство с лекарственными травами формирует у детей представление о значении лекарственных растений в жизни человека и животных, их лечебных и оздоровительных свойствах. На лекарственной клумбе растут ромашка лекарственная, календула, мелисса лекарственная, мята перечная, герань, базилик душистый, петрушка кудрявая.

Маршрут восьмой - «Лесные этажи». Хозяин этого маршрута тропы вновь «Лесовичок». Здесь мы проводим наблюдения за деревьями, кустарниками, травами, что формирует у детей целостное представление о природном сообществе, жизни животных и растений различных ярусов. Экскурсии и наблюдения за деревьями и кустами в разные времена года, исследование внешних особенностей: ствол, лист, цветы; сравнение деревьев и кустарников между собой учит детей удивляться и восхищаться мудростью природы.

Также на территории нашего детского сада находится метеостанция, создание которой позволило «погрузить» детей в мир исследований и открытий. Здесь ребята получают естественнонаучные знания не по картинкам и рассказам, а практически общаясь с объектами неживой природы посредством приборов и специальных приспособлений.

Метеорологические приборы, размещенные на участке, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызывая большой интерес, как у детей, так и у родителей.

Оборудование метеостанции:

- флюгер - прибор для определения направления ветра;

- ветряной рукав, султанчики - для определения силы ветра;

- «ложечный» анемометр - для наблюдения за изменением атмосферного давления;

- термометр – для изменения температуры воздуха;

- дождемер – служит для измерения количества осадков.

Дидактические задачи, решаемые во время работы на метеостанции:

1. Обучение детей снимать показаний приборов.

2. Предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой.

3. Изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года.

4. Изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с собственными телесными ощущениями.

5. Обеспечение условий для проведения детьми исследований.

Главной же задачей педагога, организующего работу на метеостанции, на наш взгляд, является привлечение внимания детей к познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы.

Большая роль в работе на экологической тропе отводиться нашим сказочным персонажам: «Царевне Лягушке», «Пчелке Майе», «Лесовичку», «Доктору Айболиту», которые сопровождают детей на различных маршрутах. Периодически эти персонажи «оживают» и посылают детям письма-задания, участвует в театрализованных играх и т.д. В этих целях в карман сказочного персонажа воспитатель заранее кладет задания для детей — просьбы сказочных героев. А за оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, игрушки, сладости на деревьях.

Как итог работы на экологической тропе, нами были разработаны правила поведения в природе:

o Не ломай ветки деревьев и кустарников!

o Не рви бесцельно цветы!

o Не торопись брать незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми! и т.д.

Подводя итог выше сказанному, как положительный эффект нашей деятельности хочется отметить, что дети стали бережнее относиться к деревьям, кустарникам, старались ежедневно ухаживать за цветами на клумбе и овощами на огороде.

А какой чудесный урожай вырастили дети и педагоги на грядках! Зеленый лучок, красная помидорка, вкусный огурчик с грядки приносили истинное удовольствие детям и взрослым. Дети приводили своих мам и пап на огород и демонстрировали результаты своего труда.

Литература:

1. Рыжова Н.А. Наш дом природа / Н.А.Рыжова. – М.: Карапуз-дидактика, 2005.

ПРОЕКТ

«ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ ГЛАЗАМИ МАЛЕНЬКИХ СЕРГАЧАН»

Латухина Л.Е.

педагог дополнительного образования по экологии

МБДОУ №11 «Светлячок»

г. Сергач

Нижегородская область

 

В условиях введения ФГОС ДО в рамках ознакомления детей дошкольного возраста с миром природы особые требования предъявляются к региональному компоненту. Именно знание природы родного края будет способствовать формированию у детей устойчивого познавательного интереса к своему городу, району, округу, наполнит не только память и ум детей, но и обогатит их душу и сердце.

Вместе с тем, решать задачи экологического воспитания дошкольников, ограничиваясь лишь регламентированной образовательной деятельностью, практически невозможно.

Одним из эффективных, с нашей точки зрения, средств решения задачи ознакомления дошкольников с природой, воспитания у них бережного отношения к окружающему миру (особенно, - миру природы родного края) является проектная деятельность. Участвуя в реализации проекта, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется не только своим успехам, но и успехам своих сверстников.

С целью формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста с учетом природных особенностей природы Сергачского района педагогическим коллективом нашего детского сада был разработан и реализован проект «Природа родного края глазами маленьких Сергачан».

В этих целях, в первую очередь, была создана творческая группа, в состав которой вошли: заведующая ДОО, заместитель заведующей по ВМР, старший воспитатель, педагог дополнительного образования по экологии, педагог - психолог, музыкальный руководитель, воспитатели и, несомненно, - активные родители наших воспитанников.

Задачи работы с детьми в рамках реализации проекта:

1. Систематизировать знания детей о природе родного края.

2. Создать оптимальные условия для ознакомления детей с экосистемой Сергачского района, обогащения их краеведческих знаний и представлений о природе родного края.

3. Поддерживать инициативу и самостоятельную деятельность детей, ориентированные на активное познание природных процессов и явлений; мотивировать детей к наблюдению и изучению животных и растений в естественной для них среде обитания.

4. Воспитывать бережное и созидательное отношение детей к природе родного края.

Несмотря на то, что часть родителей вошла в творческую группу по разработке данного проекта, к его реализация были подключены максимальное количество родителей. Задачи, которые мы ставили и решали, ориентируясь на родителей, реализуя данный проект:

1. Вовлечь родителей в активный процесс воспитания у детей чувства любви к природным ценностям Сергачского района, осознанно - правильного отношения к окружающему миру.

2. Повысить компетентность родителей в вопросах экологического воспитание детей.

Задачи проекта, решаемые в работе с педагогами:

1. Учитывать природные особенности региона при организации деятельности детей по воспитанию у детей основ экологической культуры.

2. Повысить профессиональную компетентность педагогов посредством изучения вопросов региональной экологии и методических и практических технологий экологического образования дошкольника.

Оказала данная наша деятельность и на социум. Задачи, решаемые нами в работе с социумом:

1. Установить взаимодействие ДОО с культурно – образовательными учреждениями и социальными объектами города и района в целях совершенствования деятельности педагогов по эколого-краеведческому воспитанию детей дошкольного возраста.

2. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых в создании экологически благоприятной среды на территории ДОО.

Проект осуществлялся поэтапно в течении двух лет и включал в себя 3 этапа.

На первом, - подготовительном этапе была проведена диагностика экологических знаний старших дошкольников о природе Сергачского района.

Анализ полученных данных показал, что у 73% детей сформирован интерес к миру природы родного края. Вместе с тем, 27% детей испытывают сложности в установлении контактов с природой, проявляют экологически немотивированное поведение, не всегда понимают целостность и неделимость природного сообщества.

Анализ результатов диагностики позволил нам наметить направления в работе с детьми по ознакомлению их с родной природой, разработать план нашей деятельности и организовать педагогический процесс, который поможет достичь максимально возможных в данных условиях результатов.

На этом же этапе был разработан перспективно-тематический план по ознакомлению детей с миром природы Сергачского района в контексте ФГОС ДО, ориентированный на интеграцию всех образовательных областей.

Были разработаны и планы индивидуальной работы с детьми, с педагогами был проведен семинар-практикум «Экологическое образование дошкольников в соответствии ФГОС ДО через проектную деятельность», а также было проведено анкетирование родителей «Как знакомить детей с природой родного края», с целью выявления у них интереса к совместной экологической деятельности.

Кроме того, мы собрали информацию о природных зонах нашего края: речке Пьяне, хвойном лесе, дендропарке, родниках «Серебряные ключи»; видеотека познавательного материала об объектах природы Сергачского района; накоплен познавательно-развивающий материал экологического содержания (стихи, сказки, рассказы, загадки о природе родного края), дидактические игры, экологические плакаты, сделана подборка детской литературы о природе родного края сергачских поэтов Ю.В. Назарова «Как хорошо шагать тропинкой луговой, «В родной стороне», писателя С. И. Шуртакова «Где ночует солнышко», «Радуга над полем», картины Сергачских художников С.М. Устимова, Н. В. Малеева. Центры экологического развития детей старшего дошкольного возраста оформлены с учетом регионального компонента.

На втором - организационном этапе был реализован перспективно тематический план работы, который в себя включал 4 содержательных блока:

1. «Пьяна – самая красивая речка».

2. «Мир растений и животных хвойного леса».

3. «Сергачский дендропарк и его обитатели».

4. «Защитим родную природу».

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с использованием ИКТ и активных форм обучения. На занятия к детям приходили сказочные персонажи: Лесовичок, Айболит, Водяной, Незнайка и другие.

Чтобы более ярко и наглядно представить детям природный мир Сергачского края были подготовлены мультимедийные презентации: «Дендропарк во все времена года», «Родник «Серебряные ключи», «Красная книга Сергачского края» и другие. Интересно проходила НОД с использованием ИКТ и игрового персонажа Капитошка: «Лекарственные растения нашего края», «Пернатые друзья дендропарка», «Дикие животные нашего края». Дети знакомились с объектами и явлениями окружающей среды, учились сравнивать, анализировать, выделять характерные признаки в растениях и животных, выполняли упражнения, представленные на экране, что явилось стимулом к развитию познавательной активности детей.

Наш детский сад находится рядом с парком, недалеко сосновый лес, курортно - санаторная зона «Серебряные ключи» с множеством прудов и родников. Во все времена года мы старались проводить серии экскурсий на эти объекты. Например, организуя экскурсии в лес, мы предварительно знакомили детей с трудом лесоводов, приглашала старшего лесничего В.С. Музыку, которая раскрыла детям многие тайны леса и помогла понять: лес – наше богатство и его надо беречь!

Знания, полученные во время экскурсий, помогли детям при оформлении альбома «Лес - наше богатство».

Одно из уникальных мест Сергачского края - Сергачский дендропарк. Добрый сказочный Старичок-Парковичок встречал детей на полянке, с ним играли в игры, отгадывали загадки, читали стихи, наблюдали за ящерицей, гревшей на солнышке, помогали Парковичку собрать мусор на полянке, а потом развешивали природоохранные знаки на территории дендропарка. Поздней осенью наблюдали, как птицы низко кружились в поисках еды. «А как помочь птицам?» По инициативе детей проведена акция: «Поможем птицам дендропарка». На экскурсии на лесосеменную станцию дети увидели, как сажают семена деревьев и сами принимали участие в посадке. Лесничие подарили нам саженцы разных деревьев. Дети предложили их высадить в парке, на месте вырубленных кленов. Так нами была организована акция «Поможем парку», в рамках проведения которой мы высадили около 30 деревьев.

В 5 км от детского сада находится речка Пьяна, на которую мы организовывали автобусные экскурсии. Дети много узнали интересного о жизни речки: почему так называется, какая она глубокая и т.д. Огромный интерес у детей вызвали обитатели Пьяны – дикие утки. После экскурсии дети сочинили сказку «Приключения уточки на Пьяне».

Проводилась в рамках этих экскурсий и природоохранная работа. На берегу речки дети увидели обожженные места земли от костров отдыхающих. Как помочь природе? Пришли к выводу, что нужно засеять это место семенами трав. Много было радости у детей, когда на следующей экскурсии увидели, как зазеленела травка на обожженной земле. Все наблюдения фиксировали в альбоме «Мои наблюдения». Наблюдения тесно связаны с экспериментированием. После проведения серии экскурсий к речке провели эксперимент по очистке воды из речки от механических примесей.

Полученные на экскурсиях впечатления от наблюдений дети отражали в свободной деятельности в своих рисунках, в поделках из природного материала. Итогом стал совместный с родителями КВН «Что мы знаем о природе родного края», где дети показали все знания, полученные в процессе проекта, в игровой форме.

У нас проходили выставки совместных поделок детей и родителей: «Фантазии природы», «Руки папы, руки мамы и мои рученьки».

К дню птиц мы организовали выставку поделок детей и родителей «Праздник птиц». Активно проходили фото - выставки: «Разноцветная осень», «Зимушка хрустальная», «По родным просторам». В дальнейшем родители совместно с детьми реализовывали семейные мини-проекты, самостоятельно оформляли альбомы с рисунками, фотографиями, на заданные темы. Проводились совместные с родителями и детьми акции: «Дети против мусора», «Поможем парку», смотр - конкурс «Лучший скворечник». Совместно педагоги, папы и дедушки обращались по местному телевидению к жителям г. Сергача с призывом поучаствовать в помощи пернатым и построить скворечники рядом с домом.

Работу педагогического коллектива по нашему проекту значительно расширяла и обогащала связь с социальными партнерами – библиотекой им. С.И. Шуртакова, музеем В.А. Громова, Сергачским лесхозом. Так, совместно с библиотекой было проведено мероприятие на тему: «Мы друзья природы»; совместно с музеем была проведена игра – викторина «Знатоки природы», проведены экскурсии: «Эстетическое восприятие природы родного края через репродукции картин сергачских художников», «Медвежий угол».

На третьем, - заключительном этапенами была проведена повторная диагностика, ориентированная на изучение эффективности реализуемого нами проекта.

Результаты, которые мы получили, не могли нас не порадовать: дети старшего дошкольного возраста, принявшие участие в данной проектной деятельности, достигли 100 % усвоение знаний о природе родного края, у них сформирован устойчивый интерес к миру природы, отсутствуют негативные проявления, проявляется сопереживание к объектам природы, сформированы навыки природоохранной деятельности.

Кроме повышения уровня сформированности экологической культуры детей, результатом реализации нашего проекта стало:

1. Повышение уровня основ экологической культуры родителей и педагогов.

2. Структурировано методическое и информационное обеспечение процесса эколого-краеведческого развития детей; оформлены мини-проекты по результатам совместных с родителями и детьми выставок, оформлены картотеки «Птицы нашего леса», «Обитатели речки Пьяна». Изготовлены дидактические игры: «Какие наши бабочки?» «Найди дерево по семенам», макеты: «Речка Пьяна», «Сосновый лес», сюжетно-ролевая игра «Зеленые спасатели», «Мишуткины загадки»; заповедные места Сергачского края подготовили в виде настенной карты с наклейками животных обитающих в родном крае; создана видеотека «Природа Сергачского края», обобщен опыт работы ДОУ по проектной деятельности и представлен на сайте. ДОУ,

3. Создан мини музей «Кладовая солнца».

4. Повысилась активность родителей в эколого-краеведческом воспитании детей дошкольного возраста, их интерес к процессу развития детей.

5. Педагоги и воспитанники награждены грамотой от Сергачского лесничества за природоохранную работу на территории дендропарка.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

Лебедева А.В.

старший воспитатель

МКДОУ детский сад №20 «Ягодка»

Чкаловский район

Нижегородская область

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский

В настоящее время проблемы сохранения окружающей среды и воспитания нравственного, бережного, ответственного отношения к миру природы, приобрела первостепенное значение. И это не случайно! Утрачиваются семейные ценности, с экранов телевидения мы видим насилие и жестокость по отношению ко всему живому (причем не только в передачах для взрослых, но и в мультипликационных фильмах для детей).

Главной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологической культуры, экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Вместе с тем, без создания всех необходимых условий, благоустройства и озеленения прогулочных площадок, оснащения территории материалами экологического и природоведческого содержания групповых уголков, решение данных задач невозможно.

Не меньшее значение для эффективной экологической работы с детьми имеет и вовлечение педагогов в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования (в том числе, - форм его реализации, методов и приемов преподнесения детям необходимых знаний и т.д.).

В работах таких ученых, как Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова и т.д., заложивших основы экологического воспитания и образования дошкольников, указывается на необходимость максимально использовать данный период детства. Именно в это время ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры (работы С.Н. Николаевой).

В течение последних лет в нашем детском саду ведётся углубленная работа по нравственно - экологическому воспитанию и развитию дошкольников.

Цель нашей деятельности, - формирование у детей основ экологической культуры.

Основной же задачей для себя мы определили формирование у детей системных представлений о взаимосвязях живых организмов и неживой природы, а также, - о влиянии человека на окружающий мир.

За годы работы наша деятельность приобрела системный характер и пронизывает все виды детской деятельности, что находит отражение в следующих направлениях:

Ø В познавательном.

Ø В познавательно-развлекательном.

Ø В практическом.

Ø В исследовательском.

Важным условием достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является применение инновационных технологий и использование в образовательном процессе таких форм как экологические акции, тренинги, экологические проекты, экологические газеты, экологические музеи и др.

Исходя из представленных выше целевых ориентиров, на базе нашего детского сада реализуется два взаимодополняющих долгосрочных проекта: Экологическая тропа и Комната природы.

Объект нашей проектной деятельности: оптимизация совместной деятельности детей, родителей (законных представителей) и педагогов в рамках реализации задач экологического воспитания и образования детей.

Предмет: система работы дошкольного учреждения, способствующая повысить уровень значимости непрерывного экологического образования, формированию нравственной позиции участников проектов.

Задачи проекта:

1. способствовать осознанию необходимости бережного отношения к природе через совместную деятельность детей и взрослых;

2. обогащение непрерывного экологического образования средствами ближайшего окружения.

Одной из современных форм экологического воспитания и образования детей – экологическая тропа, предполагающая работу в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Организуя работу на экологической тропе, можно познакомить детей с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д.

Учитывая особенности возраста, а также специфику экологической тропы как развивающей среды, при организации работы на ней нами используются самые разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.

Созданная нами экологическая тропа имеет следующие станции:

· лесная;

· огородная;

· птичья столовая;

· лекарственная;

· луговая.

Педагог самостоятельно определяет маршрут следования по станциям, но образовательную деятельность на этих станциях проводит согласно задачам своей возрастной группы.

Не меньшее значение в системе экологической работы с детьми имеет проектная деятельность.

В нашем ДОУ реализованы следующие исследовательско-экспериментальные проекты: «Мир воды», «Насекомые», творческие проекты: «Космическое приключение», естественно-научные проекты: «Рассказы камне», «Шепот звезд».

Результатом реализации данных проектов стали рисунки и экскурсии, выставки и поделки, наблюдения, праздники, совместные творческие работы и многое другое.

Как уже отмечалось ранее, создание эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, соответствующей последним требованиям стандарта - одно из условий эффективного экологического воспитания и образования детей. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за животными и растениями, но и принимать под руководством педагогов непосредственное участие в уходе за ними. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.

Решая эти задачи, силами педагогов детского сада, а также родителей была организованна и оснащена комната природы. Наша комната природы предназначена для всех участников педагогического процесса. В ней организуется непосредственная образовательная деятельность по разным образовательным областям с детьми, а также досуги и развлекательные мероприятия, участниками которых являются и дети, и их родители, и педагоги нашего образовательного учреждения.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!