С нашими детьми мы организовывали такие экскурсии, как «Прогулка по весеннему лесу», «Золотой луг», «Зимняя сказка». Красота окружающей природы вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических чувств детей.
Прогулки мы также широко используем для экологического воспитания детей. В рамках таких прогулок мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовали следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использовали разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай животное», «Отгадай и нарисуй», «Когда это бывает?», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы активно использовали опыты. Поскольку опыты всегда должны основываться на уже имеющиеся представления детей о мире природы, полученные детьми в процессе наблюдений и труда, опыты нами чаще всего проводились в старших группах. В младшей и средней группах нами активно используются отдельные поисковые действия, удовлетворяющие детскую пытливость и подготавливающие детей непосредственно к проведению опытов. В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. В результате уточнялись и конкретизировались знания детей о свойствах и качествах предметов и объектов природы (свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т.д.), формировались познавательный интерес, наблюдательность, мыслительная активность.
|
Часто на занятиях мы использовали и художественную литературу (произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие). Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. А после чтения произведения проводили с детьми беседу по содержанию услышанного. И было видно в глазах либо сочувствие, сопереживание, либо радость, восторг!
А как приятно, когда дети задавали вопросы, в которых проявлялась забота и любовь к природе («А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» и т.д.).
Во время тематических занятий по рисованию «Солнышко», «Светлячок», аппликации «Яблонька», «Божья коровка», лепке «Вишенки», «Гусеница» и т.д. мы к удовольствию детей использовали магнитофонную запись «Звуки природы». Дети с умилением слушали «звуки природы» и работы получались намного лучше, что позволяло нам демонстрировать их на разнообразных конкурсах детских рисунков («Времена года», «Мир глазами детей», «Листопад», «Зимушка-зима» и т.д.)
А какой интерес вызвало проведение осенью конкурса на тему «Необычный урожай года»! Дети принесли самую кривую картошку, или самый длинный огурец, или самый большой подсолнух.
Проводились нами и ярмарки «День урожая», на которых дети и их родители за совместную работу получили благодарности и сюрпризы.
|
С детьми старших и подготовительных групп активно проводятся викторины и интеллектуальные игры типа: «Знатоки природы родного края», «Сохрани природу», «День птиц», «Подводное царство» и т.д., направленные на оптимизацию интеллектуального развития детей, поскольку требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.
Еще одной формой экологического воспитания детей, активно используемая нами в нашей деятельности, - праздники и развлечения. На базе нашего ДОУ реализуется районная инновационная площадка по теме «Народные праздники в детском саду как форма сотворчества детей, родителей и педагогов».Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню защиты Земли: "Наш дом – Земля", "Зелёная планета". По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
II БЛОК. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Очень тесно нами ведётся работа по экологическому воспитанию с семьями наших воспитанников. Только лишь опираясь на семью, «только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного» (Э.В. Гирусов [1]). В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
|
Интересной формой работы с семьёй являются педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?
А такую форму работы, как консультации (например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье») целесообразно начать с просмотра выставки книг по природе для детей.
Показывали мы родителям и сценки экологического содержания (например, «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи рассказывали о том, как надо вести себя в природе). А после просмотра беседовали с родителями, давали каждому конкретные советы, порекомендовали детям и дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации, знакомится с природой родного края через СМИ и т.д.
Все эти формы работы с семьей дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Результатом нашей деятельности стало:
– формирование начал экологической культуры у детей;
– сформированость осознанно-правильного отношения детей к объектам и явлениям природы, основ их экологического мышления;
– дети овладели некоторыми практическими действиями по охране природы;
– наша деятельность способствовала развитию и умственных способностей детей, их умения экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- появился интерес к деятельности в рамках экологического воспитания и образования детей и у их родителей.
Поскольку наша деятельность продолжается, мы считаем, что спроектированная нами система работы успешна.
Литература:
1. Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура. // Культура: Теории и проблемы. – М.: 1995.
РОЛЬ СКАЗКИ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ВОСПИТАНИИ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Железнова И.С.
воспитатель
МАДОУ «Ромашка»
городского округа город Первомайск
Нижегородская область
«Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, ведите его в природу»
К.Д. Ушинский
Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами, тихий пруд с зелеными берегами – эти картины согревают сердце.
А если бы ничего этого не было, и мы никогда бы не видели разноцветных лугов, не смотрелись в лесные озера-зеркала, не слышали пение птиц, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых.
Экологическое воспитание – это единство сознания и поведения гармоничного с природой, - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности, что означает понимание законов природы. Она проявляется в понимании соблюдения нравственных и экологических принципов природопользования по изучению и охране среды, в пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей среде.
Работу по формированию у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, используя при этом новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности.
Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, как отмечает Л.И. Грехова [1], экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития.
Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, воспитатели приобщают детей к эколого-природоведческому образованию посредством чтения экологических сказок и экологического театра.
Для экологического воспитания сказка – относительно новое явление: она как бы противоположна природной действительности. В сказке всё возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, всё взаимосвязано, её характеризует течение и смена строго закономерных явлений, событий: природа пронизана зависимостями, причинно – следственными связями. Именно поэтому в системе методов экологического воспитания ведущими являются наблюдение за живой природой, практическое взаимодействие с растениями и животными, непосредственно окружающими детей. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрациями в книге или с театрализацией игрушками, сильно воздействует на эмоции детей. Поэтому специально подобранная по содержанию сказка будет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе. Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр, поэтому в развитии экологической культуры целесообразно применить сказку. Приоритетной задачей сказок является формирование у детей целостно-окрашенного мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к природному окружению.
Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношения людей со средой обитания. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает. Знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий. В занимательной форме сказки знакомят детей с планетой Землёй, с её природой, которая для людей является родным домом - Родиной, с природными явлениями, их взаимосвязью, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и многими другими.
После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы — помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.
Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. Сказку, рассказ можно обсудить, инсценировать, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления, включать в занятия по формированию реалистических представлений о животных.
Одним из инновационных направлений работы ДОУ по экологическому воспитанию детей в настоящее время являются экологический театр и экологическая агитбригада, открывающие, как отмечают С.В. Бережнова [2] и Л.Г. Киреева [2], широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы
Задачами экологического театра являются:
• совершенствование форм и повышение эффективности работы по
экологическому воспитанию;
• развитие творческих способностей детей;
• вовлечение детей в активную природоохранную деятельность;
• привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды.
На базе экологического театра возникла экологическая агитбригада, обладающая мощным воспитательным потенциалом. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.
Тот или иной уровень экологической культуры – результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и природе.
Природоведческая сказка и театр расширяют экологические представления дошкольников, конкретизируют их, углубляют теоретические знания в экологическом воспитании, формируют ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям старших дошкольников «первичный срез» экологии как науки, обеспечивают более широкую и разнообразную практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды, формируют целостное видение мира, подводят воспитанников к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающего мира. Исследуя эффективность использования технологий воспитания экологической культуры, установлено, что она прямо зависит от ориентации на психовозрастные особенности детей, специфику мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой.
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину», - так говорил русский писатель Михаил Пришвин. Гуманное отношение к природе возникает в процессе того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого мы – педагоги должны сами уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому нашему движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отмечают положительные и отрицательные действия взрослых.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственны.
А.В. Орлов писал:
«Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, Пчелы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. У природы круглый год обучаться нужно, Весь лесной народ учит крепкой дружбе».
Литература:
1. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М., 2002.
2. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград, 2008.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАНЕОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Истомина Е.И.
заведующий
Шалимова Н.В
старший воспитатель
МБДОУ д/с №53
г.Арзамас
Нижегородская область
Инновационные процессы, коснувшиеся дошкольного образования, в частности, - появление ФГОС ДО, ориентируют, в первую очередь, на решение задач оптимизации процесса развития всех потенциальных возможностей детей как в плане личностной, так и когнитивной сфер.
Создание условий для оптимального принятия детьми решений, выражения своих мыслей и чувств, оказание детям помощи и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, - все это ориентиры, которым следует современный работник дошкольного учреждения в своей деятельности с детьми.
Вместе с тем, без учета индивидуального потенциала каждого ребенка реализовать эту задачу невозможно.
Именно на обеспечение оптимальных возможностей в рамках всего спектра потенций ребенка, должна быть ориентирована работа с ними.
Другими словами, исходя из индивидуальных и возрастных возможностей детей педагог для каждого из них призван обеспечить оптимальную «социальную ситуацию развития». Как отмечает Л.С. Выготский, «…социальная ситуация развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии…совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».
Анализ имеющихся психолого-педагогических теоретико-практических разработок, а также наш собственный опыт работы с детьми, позволяет говорить о том, что одним из эффективных способов создания условий такой ситуации развития является проектный метод, в процессе реализации которого дети вместе со взрослыми «погружаются» в определенную тему, работая над ней.
Так, в целях поддержания интереса детей к событиям, происходящим в стране в преддверии 70-летия Великой Победы мы разработали и реализовали проект «Расскажем детям о Дне Победы». Структурно данный проектОн состоял из 3-х подпроектов:
Ø «Аллея Победы»,
Ø «Ожившая фотография» и
Ø «Моя семья в ВОВ».
Реализуя каждый из подпроектов и весь проект в целом, мы старались донести до детей мысль о том, что и спустя много лет, люди помнят о войне, чтят память погибших, открывая музеи Славы, разбивая парки, скверы и аллеи.
Основной целью данного проекта мы определяем формирование у детей чувств гражданственности и патриотизма, потребности бережно относиться к своей малой родине, которая является частью всего Отечества.
Одним из фрагментов системы нашей работы с детьми, - «строительства здания будущего здорового мировоззрения», стала посадка рябиновой аллеи Победы. Узнав от своих воспитателей, что почтить память погибших, а также восполнить потерю зеленых насаждений можно самостоятельно посадив дерево, малыши с нетерпением стали ждать момента, когда смогут поучаствовать в этом процессе. Однако, предваряя процесс непосредственной деятельности по посадке деревьев, мы сообщаем детям информацию о питомниках, где выращивают из семян саженцы, как их высаживают на постоянное место произрастания, какой для этого необходим инструмент, как с ним правильно обращаться. Для нас, взрослых, все это, - элементарные вещи. А для маленького человека – познание мира, уроки любви к природе.
И пусть не все получалось у дошколят сделать самостоятельно, но чувство сопричастности к большому доброму делу у них останется в полной мере. Праздник удался, и было принято решение сделать его традиционным. Ведь чем больше будет посажено деревьев, тем красивее станет вокруг, тем чище станет воздух, которым мы дышим, а главное – дети осознают, что окружающий мир – этот наша Родина, которая нуждается в нашей любви.
Не меньшую заинтересованность у детей вызвал опять же реализованный в преддверии празднования 70-летия Великой Победы с детьми был реализован подпроект «Ожившая фотография», в ходе которого воспитанники прослушивали песни военных лет, знакомились с фотокадрами военных будней, разучивали танцы. Это позволило создать положительный эмоциональный фон для возникновения у детей чувства благодарности к тем, кто отстоял независимость нашей Родины в борьбе с врагом. Финалом мероприятия стало выступление и заслуженная победа коллектива наших воспитанников в песенно-танцевальном фестивале «Арзамасская весна - 2015».!
В целях формирования у детей представлений о ВОВ, воспитания уважения к участникам войны, воспроизведения исторических событий тех лет, обогащения опыта социально значимой деятельности взрослых и детей, привлечения дошкольников к работе по возрождению, сохранению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями, нами был разработан подпроект «Моя семья в ВОВ». В каждой группе были созданы мини-музеи, в которых мы собрали фотографии родственников наших воспитанников,- участников ВОВ, ордена и медали, а также реликвии военных лет. Были представлены предметы одежды, бережно хранившиеся в семьях участников боев, посуда, макеты оружия, каски, рации и многое другое.
Особый интерес у детей вызвало создание альбомов с рассказами о боевых буднях своих родственников. Гидами по этим музеям были сами дети, которые с удовольствием рассказывали посетителям об экспозиции. Это, без сомнения, явилось эффективным средством воспитания у детей гражданственности и патриотизма.
Финалом реализации данного проекта стала музыкально-литературная композиция детей и взрослых, в ходе которой все узнали подробности боевого пути Героя Советского Союза Николая Осина.
С наибольшим эффектом проектный метод целесообразно использовать в работе для создания условий социальной ситуации развития старших дошкольников, т.к. он предусматривает деятельность в следующих направлениях:
Построение вариативного развивающего образования в рамках проектного метода:
· создаются условия для овладения культурными средствами деятельности (целенаправленный поиск информации, продуктивная деятельность и т.д.), которые способствуют развитию мышления, речи, общения т.е всестороннему развитию дошкольников;
· в процессе исследовательской деятельности происходит обогащения представлений детей, что способствует развитию спонтанной игры, любимой всеми малышами.
Обеспечение эмоционального благополучия в процессе непосредственного общения с каждым ребенком в ходе:
· сбора материалов для реализации проектов,
· участия ребенка в исследовательской и продуктивной деятельности, а также
· презентации результатов проектов эффективно использование совместной деятельности.
Поддержка индивидуальности и инициативы детей, установления правил взаимодействии в разных ситуациях использование проектного метода также эффективно, т.к. имеет место:
· использования ситуации выбора детьми вида деятельности;
· создание условий для принятия детьми решений, выражения своих мыслей и чувств;
· оказание недирективной помощи детям взрослыми.
Установление правил взаимодействия между взрослыми и детьми и между сверстниками используется:
· создание условий для создания позитивных, доброжелательных отношений, что способствует развитию коммуникативных способностей детей, умения работать в группе сверстников.
Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность позволяет поддержать образовательную инициативу семьи, а также оказать содействие в реализации проектов.
Подводя итог выше сказанному, мы делаем вывод и о возможности, и о необходимости использования подобных проектов в целях оптимизации не только решения задач гражданско-патриотического воспитания детей, но и других аспектов их социального развития.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Климович Н.Ю.
воспитатель
МБДОУ Детский сад «Рукавичка»
городской округ г.Бор
Нижегородская область
Проблема использования экологического образования как условия гармоничного развития личности детей дошкольного возраста неоднократно поднималась отечественными учеными. Еще выдающийся русский педагог ХIХ столетия К.Д. Ушинский обращал внимание на необходимость и возможность использования природы во всестороннем развитии ребенка, в целях оптимизации процесса становления его познавательного и личностного потенциала.
Многочисленными учеными собран достаточно емкий информационный материал, касающийся методов, методик и технологий в области использования природы как средства полноценного развития детей.
Вместе с тем, осуществленный нами анализ имеющихся исследований в области как ознакомления дошкольников с миром природы, так и экологического их воспитания и образования, позволил выделить практически не исследованную проблему: возможности использования фольклора в системе экологической работы с детьми..
Как показало наша проработка имеющихся как теоретических, так и практических наработок в области экологического воспитания и образования детей, вопросы, связанные с возможностями использования наследия русского народа в экологическом воспитании дошкольников в настоящее время изучены недостаточно.
В нашем дошкольном учреждении экологическое воспитание осуществляется с этапа раннего детства.
Обращаясь к наследию русского народа, включающему в себя множество песен, попевок, потешек, позволяющих взрослому не используя «сухих» нравоучений в эмоционально-привлекательной для ребенка форме научить его чему-то новому. Не случайно, разрабатывая эколого-вольклорную технологию для работы с детьми, мы использовали малые жанры русского фольклора (колыбельные песни, потешки, пестушки).
Организуя основные режимные процессы (питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры детей) мы используем такие формы фольклора, которые, с одной стороны, несут в себе элементы экологического содержания, а с другой – могут быть использованы в разных режимных моментах жизни детей в детском саду.
Продолжается использование фольклорной технологии и на более старших этапах дошкольного детства. Такие фольклорные средства, как загадки, пословицы, поговорки, сказки, помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитании детей, формирования у них основ ценностного, рачительного отношения к миру природы.
Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. Не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению.
Народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершённой формой и воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Так, собирая детей на прогулку, замечая то или другое природное явление, воспитатель приговаривает потешку;
- на прогулках, наблюдая за явлениями природы, знакомит детей с народными приметами. Как показывает наш опыт, особенный интерес вызывают те приметы, правильность которых дети сами (или с помощью воспитателя) могут проверить (например, приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время: «Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет», «Птицы сидят, нахохлившись - к дождю», «Облака и тучи быстро движутся - к ясной погоде» и т.д.). После таких наблюдений целесообразно побеседовать с детьми, или предложить зарисовать, - что ожидалось по приметам, и что было на самом деле.
Интересной формой фольклора, которую мы активно используем в работе с детьми (особенно, - старшего дошкольного возраста) являются загадки. Загадка - это мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего-либо. При этом все они носят как обучающий, так и развивающий характер. Имея запас загадок по разным темам, воспитатель может с их помощью превратить серьезное занятие в увлекательное путешествие в познание окружающего мира. Мы всегда стараемся подбирать для детей загадки, которые помогают им увидеть многообразие мира о родной природе: «Невидимкой озорной: всё играет он с травой, листья в воздухе кружит и куда-то всё спешит» (ветер); «Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облысела голова» (одуванчик). При этом мы стараемся разнообразить используемые в работе с детьми загадки и применять как загадки-описания, так и загадки-вопросы, загадки-задачи.