современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы 4 глава




Повышению уровня педагогической компетентности родителей по вопросу экологического образования дошкольников способствует привлечение родителей к проектной деятельности экологической направленности в ДОУ (проекты: «Друг мой, дерево», «Мир животных», «Животные нашего края», «Вкусное лето»»). Проект «Вкусное лето» был краткосрочным, но как много интересного и полезного дети узнали за этот короткий срок. Родители предоставили нам фотографии ягод. Дети с интересом рассматривали фотографии, пробовали ягоды на вкус, рисовали их, лепили, отгадывали про них загадки, пели песни. Воспитатели готовили консультации для родителей, например о лечебных свойствах лесных ягод: «Как правильно приготовить варенье, соки, не потеряв витамины», «Ежевика - источник здоровья», «Малина - в каждом доме» и т.д.

Родители принимают участие в совместной культурно-досуговой деятельности экологического содержания. Например, экологический КВН «В гармонии с природой», направленный на обогащения знаний о природе, воспитание бережного, заботливого отношения к ней. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям, повышает инициативность неактивных родителей.

Организуются выставки творческих работ детей и родителей - в целях организации личностно-ориентированного общения родителей и детей на основе общего дела экологического содержания, которые позволяют создать атмосферу совместного творчества ДОУ и семьи. Экспонатами выставки являются продукты совместного творчества детей и родителей. Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

Несмотря на то, что многие родители не имеют свободного времени, они все же с энтузиазмом откликаются на предложения принять участие в совместномсубботнике, озеленении территории детского сада, подготовке кормушек, сборе мусора и прочее. В детском саду, при участии родителей,оборудована экологическая комната был создан природный уголок, где дети ухаживают за комнатными растениями. При уходе за ними, дети пользуются картотекой, которая была создана при помощи родителей.

При активном участии педагогов, родителей на территории детского сада создана экологическая тропинка, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую функцию. "Хозяином тропинки" является сказочный персонаж Домовичка, которая приглашает детей в гости на разнообразные объекты. На этих маршрутах Домовичка знакомит детей с многообразием растений, насекомых, которые имеются на территории детского сада. Маршруты экологической тропинки: «Здравствуй, дедушка тополь», «Рябинушка», «Одуванчиковая полянка», «Здесь растут опятки - дружные ребятки», «Дом муравьёв», «Голубая ёлочка», «Дуб – дубок восьмой годок» «Земляничная полянка». За всеми этими объектами мы с детьми ведём наблюдения, а так же используем сенсорный опыт: цвет, формы, запах, размеры.

Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, побудить их к содействию и на личном примере, а не на словах, демонстрировать ребенку верное поведение в природе.

Еще одна нетрадиционная форма работы с родителями – участие в экологических акциях. При этом родители привлекались не только к проведению акций, но и активно принимали участие в их подготовке и организации. Например, мы совместно с родителями организовали акцию «Защитники природы». Родители дома вместе с детьми рисовали плакаты, изготавливали знаки, листовки, брошюры. А затем активно помогали в проведении акции, после чего все остались довольны результатом.

Прежде всего, следует обратить внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя взрослым (например, во время похода или природоохранной акции), а взрослому - лучше понять ребенка.

Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Благодаря тому, что мы подключили к образовательному процессу семью, уровень сформированности экологических знаний дошкольников повысился. Следовательно, эффективность экологического воспитания дошкольников достигается при взаимодействии семьи и ДОУ.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.

Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

Веселова Т.Н.

воспитатель

МБДОУ №5 д/с «Теремок»

г.Урень Нижегородская область

Природа-это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка-дошкольника, трудно переоценить. Практический опыт убедительно свидетельствует: детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Познавательоно-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, предоставляет возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы. Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить, значит, сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное-самовыражаться.

Одним из условий решения задач по познавательно-исследовательской деятельности является организация развивающей среды. Мы уделяем большое внимание созданию условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. В группе создан уголок природы, который позволяет решать задачи познавательно-исследовательской деятельности. Мы проводим наблюдения за растениями от стадии ростка до цветения, обращая внимание детей на строение, форму листьев, красоту цветка.

В нашей группе в уголке природы живут разнообразные растения: два вида фикуса, хлорофитум, бегонии, каллы (белый и синий), спацифиллум, пуансетия и др. Интерес у детей вызвал необычный синий цветок калла: почему один белый, а другой синий? С большим удовольствием дети участвуют в уходе за растениями: поливают, рыхлят землю, вытирают пыль с листьев. Труд в уголке природы воспитывает у детей бережное отношение к растениям, ответственность за порученное дело. В течении нескольких лет в нашей группе живёт пара канареек, которые дают потомство. С марта наши дети наблюдали за тем, как канарейка вила гнездо, укладывая тоненькие полоски ткани, подготовленные детьми, с нетерпением каждое утро в течении недели бежали к клетке, чтобы увидеть очередное крохотное голубое яйцо. А когда из яиц вылупились голенькие с длинными шейками птенцы, в глазах детей был такой восторг и удивление! Ежедневно мы наблюдали, как меняются птенчики, зарисовывая свои наблюдения. Содержание птиц требует большого труда, дети с желанием помогали убирать клетку, насыпали зерно в кормушку, меняли воду, чистили семечки подсолнечника и скорлупу куриных яиц, чтобы канарейки получали витамины и не болели. Очень любят дети наблюдать за жизнью красивых рыбок в нашем аквариуме. В присутствии детей меняю воду, мою камушки, рассказываю о том, что делаю и с какой целью. В процессе систематических наблюдений, ухода за растениями и живыми существами дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. В нашем уголке природы есть необходимые орудия труда: клеёнчатые фартуки, тазики, губки, лейки, палочки для рыхления и др.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому в уголке природы в нашей группе есть коллекции семян разных растений, шишки, камни, ракушки, тематические альбомы («Весна», «Осень», «Зима», «Лето»), серия плакатов о поведении в природе, материал для экспериментирования. Грамотное сочетание материалов и оборудования для экспериментирования способствует овладению детьми средствами познавательной деятельности, способами действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию.

Цели экспериментирования:

- Поддерживать интерес детей к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

-Развивать у детей познавательные способности(анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).

-Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

-Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

-Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

В условиях нашего ДОУ мы используем только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

- в характере решаемых задач (они неизвестны только детям);

- в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

- они практически безопасны;

-в них используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Проводим экспериментирование по следующей структуре:

- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались - как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать.

- Выдвижение гипотезы: обладает ли дерево различными свойствами?

- Поиск и предложение возможных вариантов решения: составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.).

- Сбор материала (решили выяснить, откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес - наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях, уточнили из каких основных частей состоит дерево).

- Обобщение полученных данных.

По результатам проведённого исследования делаем вывод:

- дерево лёгкое, плавает в воде;

- дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке;

- древесина непрозрачная.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает такими свойствами, благодаря которым герои сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» могут перебраться через реку на деревянном плоту.

Темы, которые мы используем для исследовательской работы детей:

- Фантастические, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений. Например: ребёнок делает проект космического корабля. Это может быть рисунок или макет, склеенный из бумаги, картонных коробок. А может быть «сконструировано» несуществующее животное с какими-то новыми, необычными возможностями.

- Эмпирические, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растения, животные, явления неживой природы(вода, камни, небесные светила). Например: проводим эксперимент с канарейками – проверяем, как они реагируют на свет, боятся ли громких звуков, резких движений, любят ли музыку и др.

- Теоретические, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Сейчас издаётся много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста, что создаёт прекрасные условия для проведения теоретических исследований. Например: вместе с детьми собираем из разных источников информацию об определённой группе пород собак, устройстве парусных кораблей или истории музыкальных инструментов и др.

Интересны для детей такие виды исследований, как:

-Опыты (экспериментирование);

-Коллекционирование(классификационная работа);

-Путешествие по карте;

-Путешествие по «реке времени».

В уголке природы имеется материал для опытов с песком и водой: ёмкости разного размера, формочки, трубочки, трубочки для коктейля, мыло, лопатки, совочки, ведёрки, пластмассовые стаканчики разных размеров и др. Мы проводили эксперименты с водой: «Окрашивание воды»; «Играем с красками»; «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»; с песком: «Где вода?», «Волшебный материал». Также имеются простейшие приборы и приспособления: лупа, «чудесный мешочек», зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», различный бросовый материал, персонаж, от имени которого моделируется проблемная ситуация, альбом для зарисовки эксперимента.

Уголок природы в группе является важным компонентом при формировании экологической грамотности дошкольников, оказывая также влияние на эффективность общего развития детей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, где объясняем родителям, что главное - дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Чтобы выявить отношения родителей к поисково–исследовательской деятельности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день на тему: «Экспериментальная деятельность дома». Также разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагаем родителям различные формы проведения совместно с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку опытов и экспериментов, которые можно провести дома, например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильники). Родители оказывали помощь в создании коллекций ракушек, камней, в создании и оборудовании уголка природы и экспериментировании. Постоянно пополняют необходимыми материалами наш уголок, способствуют удовлетворению познавательных интересов своих детей экспериментированию в домашних условиях.

Анализируя все выше сказанное можно сделать вывод, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников развивая их познавательную активность. В заключении хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

РОЛЬ ПРИРОДЫВ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Волгина В.С.

заместитель заведующего

МБДОУ «Детский сад № 29»

Автозаводского района

г. Нижнего Новгорода

Одной из актуальных проблем, как психологии, так и педагогики уже длительное время является проблема личности! И это не случайно!!!

Существующий мир социальных, общественных отношений,- это переплетение миллиардов уникальных, неповторимых личностей, формирующих законы, устои, моральный облик современного общества.

Особый интерес для исследователей представляет изучение механизмов и закономерностей полноценного личностного развития детей дошкольного возраста. Ведь именно на этом возрастном этапе «закладываются» основы социально-личностного развития человека (работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Зопорожца, А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и т.д.).

Исследованиями ученых объективно доказано, что дошкольное детство, - это период не только интенсивного развития психических процессов и интеллектуального развития в целом.

Первые годы жизни, - это и возрастной период, когда весьма активно осуществляется становление личности ребенка. Это возраст, когда формируется вся система отношений ребенка к миру предметов, других людей, себе самому!

Гармонизировать складывающуюся у дошкольников систему социальных связей и отношений, призвано современное образование, несомненно, видоизмененное им значительно обновленное в последние годы.

И, в первую очередь, необходимо говорить о тех изменениях, которые произошли и продолжают происходить в целевых ориентирах современного образования.

От признания «знаний, умений и навыков» как основных результатов образования, произошел заметный сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию в обществе, успешно решать реальные жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть не только активным в жизни, но и мобильным, способным быстро приспосабливаться, адаптироваться к разным жизненным ситуациям.

Особая роль в полноценном развитии детей дошкольного возраста по праву отводится общению с миром природы.

Вместе с тем, современные дети, излишне заорганизованные своими родителями, желающими буквально с 2-3-х летнего возраста отдать малышей и в музыкальную школу, и на танцы, а еще и спорт нужно не забыть!!!

Ритм жизни, которым живут современные малыши до минимума сокращает время пребывания ребенка в природе. А о его активном и так необходимом ребенку непосредственном взаимодействии с природными объектами вообще нередко никто из взрослых не вспоминает!

Занимаясь уже несколько лет разработкой проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста и выделив в качестве основополагающих компонентов социально-личностного развития дошкольников эмоциональный, волевой и коммуникативный, основным средством эффективного развития мы рассматриваем именно мир природы.

Опираясь на результаты многочисленных исследований, мы предприняли попытку выделить основные механизмы и закономерности социально-личностного развития детей дошкольного возраста средствами природы.

И первым возрастом, к которому мы обратились, несомненно, стал младший дошкольный возраст.

Ребенок-трехлетка! Он только начинает познавать окружающий мир, в котором его привлекает все: и яркий цветок, который расцвел на клумбе, и пролетевшая бабочка. А вон кто-то шуршит в кустах под окном?!!! Да ведь это же кошка Мурка вышла погреться на солнышке! Ой! А кто так восхитительно поет? Птица прилетела к нам в гости…

Удивлению, радости, восхищениям малыша от общения с природой нет предела и границ. И все его общение с природными объектами обусловливается эмоциональной привлекательностью природных объектов и явлений.

Не меньшее значение для малыша имеет и потребность в познании мира природы, так называемый рефлекс «Что такое?» (И.П. Павлов), «ведущий» его по пути от неизвестному к известному, но не перестающему привлекать внимание и интерес, природному окружению.

Именно эмоциональная привлекательность предметов, объектов, явлений природы в совокупности с устойчивой потребностью в их познании объективно обусловливают устойчивую потребность ребенка 4-го года жизни во взаимодействии с природным окружением. Детей этого возраста привлекают яркие цветущие растения, движущиеся животные, они включаются в активную деятельность по уходу за растениями и домашними животными и т.д. При этом любопытство малыша, а также его недостаточный жизненный опыт приводит к тому, что познание мира природы он осуществляет по принципу: «Что вижу, то трогаю и познаю». Не случайно лучше детьми младшего дошкольного возраста запоминаются предметы и объекты ближайшего окружения!

Также следует отметить, что общение детей младшего дошкольного возраста с миром природы объективно зависит от того, насколько он разнообразен и способен ответить на многочисленные вопросы малыша «кто это?» или «что это?». Несомненно, значение имеют комфорт и безопасность ребенка в окружающей его природной среде.

И вот первый опыт общения с миром природы накоплен: ребенок перешел в среднюю группу! И очень хочется проникнуть, познать сущностные особенности тех предметов и объектов природы, с которыми уже взаимодействовал!!!

Естественно, что это стремление приводит к постепенной трансформации любопытства в любознательность, что влечет за собой значительное расширение знаний детей о природном окружении. В целях удовлетворения своего стремления узнать о привлекающих внимание природных объектах как можно больше, дети данного возраста активно включаются в деятельность наблюдения. Вместе с тем, их уже интересуют не только внешне воспринимаемые характеристики объектов природы (цвет листьев, высота дерева и пр.), но и их глубинные характеристики, познать которые детям помогают вопросы «Зачем?», «Почему?», обращенные к взрослому.

Также следует отметить, что средний дошкольный возраст, - это и возрастной период, когда знания о предметах и объектах природы переходят на более высокий качественный уровень, - уровень представлений (о чем свидетельствует желание детей рассказать об увиденном в природе, поделиться впечатлениями о наблюдаемом объекте.

Несомненно, потребность взаимодействовать с природными объектами у детей среднего дошкольного возраста сохраняет свою «эмоциональную основу». Не случайно детей этой возрастной категории продолжают привлекать, в первую очередь, яркие предметы и объекты природы. Вместе с тем, значительно изменяется характер эмоций, переживаемых детьми в процессе такого взаимодействия. Они уже непросто испытывают радость от общения с растениями и животными, а проявляют устойчивую потребность осуществлять элементарный уход за ними, стремятся оказать животным и растениям посильную помощь и т.д.

И вот ребенку исполняется 5 лет! Он переходит в старшую группу! Расширение познавательных возможностей и совершенствование познавательных потребностей приводит к тому, что дети шестого года жизни все активнее проявляют себя при взаимодействии с природой, проявляя инициативу в наблюдениях, опытах и экспериментах. Результатом этого активного познавательного взаимодействия является значительное расширение, уточнение и систематизация их знаний и представлений о природе, формирование на этой основе элементарных понятий («травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения» и т.д.).

Продолжая испытывать потребность во взаимодействии с природным окружением, ребенок 6-го года жизни уже может самостоятельно осуществлять уход за растениями и животными ближайшего окружения. При этом он не только соблюдает правила поведения по отношению к природе, но и соблюдает осторожность, оказавшись в новом, неизвестном ему природном окружении.

Таким образом, взаимодействие ребенка 6-го года жизни с миром природы обусловлено не только все еще сохраняющейся потребностью реагировать, в первую очередь, на яркие, красочные, коммуникативные, эмоционально привлекательные объекты и явления окружающей действительности, но и стремлением к их глубинному познанию, установлению связей и зависимостей, существующих в таком загадочном мире – ПРИРОДА!!! Формирование же у детей оценочного компонента отношения, обусловливает его осознанность.

Не перестает привлекать взаимодействие с миром природы и детей подготовительной к школе группы. Обобщенные представления детей 7-го года жизни об объектах природы, типичные для этого возраста, формируются на основе выделения характерных, существенных признаков предметов и объектов. Активно экспериментируя и исследуя мир природы, ребенок нередко делает выводы, умозаключения, высказывает предположения, что способствует формированию у него системы пусть пока элементарных, но, тем не менее, - научных представлений о природном окружении, тех связях и зависимостях, которые в нем существуют. Общаясь с природой, дети подготовительной к школе группы не только удовлетворяют свои любознательность и интерес. Нередко это взаимодействие они организуют в целях удовлетворения, с одной стороны, - своей потребности в новых эмоциях, а, с другой, - в проявлении сочувствия, сострадания по отношению к тем, с кем (или с чем) взаимодействуют. Не случайно дети 7-го года жизни активно включаются в уход за растениями и животными. При этом дети не только демонстрируют достаточный диапазон знаний и умений, но и стремятся осознанно применять их, что свидетельствует о формировании у них основ ценностного отношения к природе.

Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка (экспериментирование, наблюдения, игру и т.д.)???

О возможности эффективно использовать в интеграции все возможные виды и формы детской деятельности в природе с целью их социально-личностного развития свидетельствует опыт нашего образовательного учреждения.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «УМНЫЙ ВЗГЛЯД НА МУСОР»

Воробьёва Т.М.

воспитатель

МБДОУ «Алешковский детский сад»

Богородский район

Нижегородская область

 

Берегите эти земли, эти воды,

даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко.

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Любимый цвет экологии – зелёный. Он стал символом защиты Земли. «Мир вокруг нас, Земля – это наш зелёный дом», - говорят экологи. Моря, реки, леса и горы, деревни и города. Как много всего в этом замечательном доме! И вместе с нами живут растения, грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Человек был и остаётся сыном природы и неразрывно связан с ней. Погубив природу, человек погибнет сам. Дети – это наше будущее. И мы, взрослые, должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать её богатства. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, поэтому экологическое воспитание является необходимой составляющей в работе с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются способности, нравственные качества, вырабатываются черты характера. В детстве начинается длительный процесс познания и умом и сердцем нравственных ценностей. В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям» [1].

Наш «Алешковский детский сад» находится в прекрасном месте. Природа, окружающая детский сад (яблони, берёзы, рябины), и находящийся рядом лес - неиссякаемые источники духовного обогащения ребёнка. А где – то рядом в селе растут стремительно безобразные «холмики» - свалки мусора. Их складываем мы, жители села, каждый из нас. Эти «холмики» складываются из наших мусорных пакетов и вёдер и того мусора, который люди выбрасывают вне дома – кто-то в урну, кто-то на обочину из окна машины… Если всё сосчитать, оказывается, что один человек выбрасывает сотни килограммов мусора в год. Вот последние данные [2]: средний американец образует свыше 900 килограммов твёрдых бытовых отходов, житель России за год отправляет на свалку примерно 340 кг, индеец – 124 кг. С каждым выброшенным пакетом, игрушкой, стулом, холодильником выбрасывается на свалку то, из чего их сделали – дерево, металл, пластик (то есть нефть, из которой и делаются разнообразные виды пластика). И ещё расходуется топливо, которое сожгли при производстве этих вещей!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: