современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы 1 глава




современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы

Нижний Новгород

 

 

Министерство экологии и природных ресурсов

Нижегородской области

Министерство образования Нижегородской области

Нижегородская областная организация

«Всероссийское общество охраны природы»

 

 

Экологическое образование дошкольников:

современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы

 

 

Материалы

научно-практической конференции

 

 

Нижний Новгород

УДК 37.016

ББК 74.262.01я73

 

 

Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. – Н.Новгород, 2015. – 211 с.

 

В данном сборнике представлен инновационный опыт работы дошкольных образовательных учреждений г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области по вопросам экологического воспитания и образования детей.

Особое внимания в рамках данного форума было обращено к проблеме оптимизации процесса формирования у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры.

Опубликованные материалы предлагаются для активного использования руководителями органов образования, работниками дошкольных образовательных учреждений, а также широкому кругу читателей, заинтересованных проблемами экологического образования и воспитания подрастающего поколения.

 

 

Редакторы-составители:

Созонтьева Т.С. - председатель президиума Нижегородской областной организации ВООП

Серебрякова Т.А. – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и организационной психологии НГПУ

им. К. Минина

 

СОДЕРЖАНИЕ

Вместе предисловия…………………………………………………………………8

Зотов В.В. Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» как инструментарий формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия……………………………………………………………………..10

Барабашина Е.А.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности…………………………………………..19

Безрукова Н.Г.Экологическая тропа как средство развития познавательной среды старших дошкольников………………………….....................................21

Белименко Н.М. Метод экспериментирования как одно из средств развития детской активности……………………………………………….........................26

Белозерцева Е.Л.Игра – как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста…………………………………………………….30

Бударина М.Г. Экологическое воспитание детей посредством использования здоровье сберегающих технологий…………………………..33

Васильева И.Е., Безрукова С.В.Взаимодействие с родителями по вопросам экологического образования дошкольников………………………………….37

Веселова Т.Н.Организация познавательно-исследовательской деятельности в уголке природы…………………………………………….................................40

Волгина В.С. Роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста……………………………………………………………44

Воробьёва Т.М.Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации исследовательского проекта «Умный взгляд на мусор»………………………………………………………………………………48

Втюрина О.Н.Формирование элементарных экологических представлений у младших дошкольников……………………………….....................................51

Вытнова Т.С.Методическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности ДОУ в условиях обновления содержания непрерывного экологического образования………………………………….55

Голубева Л.В., Павлова Н.С., Т.Е.Лузина Т.Е.Развитие речи детей через использование экологического проекта……………………………………….59

Горячева О.В. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников…………………...64

Денисова О.В.Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Борского района…………………………………...68

Додонова К.Ю.Влияние экологического воспитания на духовное развитие ребенка……………………………………………………………………………...70

Железнова И.С.Роль сказки и театрализованной деятельности в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….74

Истомина Е.И., Шалимова Н.В.Проектная деятельность в системе социального становления личности ребенка………………………………….78

Климович Н.Ю.Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников……………………………………………………………………..81

Кострова Н.М.Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания……………………………………………………………………........85

Кривдина Т.А.Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО……………….......86

Куваева Н.Б.Приобщение детей младшего дошкольного возраста к природе родного края через организацию сезонных прогулок………………………..91

Курникова А.И.Экологическая тропа на территории детского сада……….94

Латухина Л.Е.Проект «Природы родного края глазами маленьких Сергачан»…………………………………………………………………………..98

Лебедева А.В. Современные формы работы по экологическому образованию дошкольников в ДОУ………………………………………......103

Ломакина Е.В.Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства в условиях круглосуточного пребывания детей разновозрастной группы в ДОУ…………………………………………….....107

Ломтева Е.А., Трусова Н.В. Использование объектов экологического наблюдения в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников ………………………………………………………………...................................110

Майорова Е.А.Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста (из опыта работы)……………………………………114

Мирошниченко Ю.Ю.Аутэкология в ДОУ…………………………………….117

Митрофанова Н.В. Влияние труда в природе на развитие волевой сферы детей дошкольного возраста…………………… ……………………………..121

Моисеева С.И.Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством целевых прогулок в природу……….125

Назарова Т.Г.Реализация модуля инновационной деятельности в процессе управления качеством экологического образования в ДОУ........................128

Нехорошева Н.Н.Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников………………………………….132

Николаева Е.А.Моделирование экологической работы с детьми на основе духовно-нравственного развития……………………………………………...134

Новожилова О.В.Использование метода моделирования в экологическом воспитании старших дошкольников………………………………………….139

Паршина М.С.Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию «ПРИРОДА В ДЕТСКИХ СЕРДЦАХ»…………………….......141

Перанова А.И. Эколого-валеологический подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………………………………….144

Петрова И.Е.Психолого-педагогические аспекты формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста………149

Полнякова Е.К.Экологическое воспитание дошкольников с ЗПР: путешествия по экологической тропинке……………………………………153

Попова Т.А. Социально-личностное становление ребенка в процессе досуговой деятельности экологического содержания………………………157

Прытова О.А.Экологическое воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)……………………………………………………………….....................160

Рахимова О.К., Пахотных О.А., Потехина Н.Ю.Реализация проекта «Мир меняется с тобой» в рамках обеспечения современного подхода к экологическому образованию детей с ОВЗ…………………………………..162

Рыбакова Н.Ю., Дробинина Н.В.Реализация творческого проекта для детей старшего дошкольного возраста «Русская рябинка»……………………….165

Садриева Е.А.Работа по экологическому образованию в малокомплектном детском саду в контексте ФГОС……………………………………………....169

Самсонова Л.А., Баранок С.Н. Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством ознакомления с миром растений экологической тропы через проектную деятельность………………….......173

Самарина А.Н.Управление ДОУ в вопросах взаимодействия с семьей по экологическому воспитанию в условиях введения ФГОС ДО……….......177

Сигаева И.М., Гусева В.М.В мир экологии через кружковую деятельность……………………………………………………………….......182

Смирнова Т.Ф.Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников……………………………………………….......185

Сорокина Н.И.Расширение представлений у детей с ОНР о лекарственных растениях родного края………………………………...……………………….187

Старостина О.В.Экогимнастика……………………………………………….189

Хазова М.П.Роль игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО………………………………………….........192

Хворостинина Н.В. Использование материала экологического содержания в личностном развитии ребенка…………………………………………………194

Хрулева М.В. Использование художественной литературы природоведческой направленности как средство воспитания у дошкольников бережного отношения к миру природы………………........199

Щеглова Т.И. Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию работы экологического кружка……..204

Экперова И.К.Экологическое развитие как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………….208

Никитина Н.ММетод проектов в младшей группе детского сада, как одна из инноваций в экологическом образовании детей…………………………211

 

 

 

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации проблема взаимодействия человека и природы является одной из наиболее актуальных и, вместе с тем, противоречивых проблем. С одной стороны, человечество зародилось в процессе эволюции Земли, и является неотъемлемой частью природы. С другой, - люди, на протяжении всей истории своего существования, вынуждены использовать природные ресурсы для удовлетворения своих жизненно необходимых, значимых потребностей.

Вместе с тем, длительный период времени это использование не носило разрушительного характера. Только лишь с эпохи Нового времени, с появлением промышленности и производства природу становится для человека лишь материальным ресурсом, материальной ценностью и средством обогащения.

В результате, к первой половине ХХ столетия изменения окружающей среды под воздействием человека приобрели угрожающий характер. Развитие современной науки, техногенных процессов, повлекло за собой возрастание потребностей людей, что неизбежно привело к повышению активности людей в природе - своей естественной среде обитания. Человечество стало все более видоизменять, активно модифицировать, адаптировать, приспосабливать к себе природу, воспринимая ее лишь с позиций собственной выгоды, утилитарно-прагматически и, тем самым, неизбежно, отдаляя себя от природной среды, нарушая гармонию не только в отношениях человека и природы, но и, как полагают многие исследователи, гармонию «внутри самого себя».

Не случайно в настоящее время мы все чаще говорим о необходимости формировать у каждого человека потребность в преумножении природных ресурсов. Ведь мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая ему нормальное существование и жизнедеятельность. И человечество должно быть заинтересовано в сохранении целостности в природе, предотвращении нарушений биологического равновесия в ней.

Более того, человечеству необходимо помнить, что природа – неиссякаемый источник обогащения духовного, нравственного, эстетического, интереснейший источник развития интеллектуальной, познавательной сферы личности.

Помочь решить выше обозначенные проблемы призвана система экологического образования, сущностной особенностью которого является реализация идей коэволюционного подхода к решению проблемы взаимодействия «Человек – Природа». В основе же коэволюционного подхода должен быть заложен принцип разумного и рационального использования природной среды и природных ресурсов, что возможно достичь лишь изменив характер и направленность сознания людей по отношгению к природному окружению.

Выдающийся отечественный психолог С.Л.Рубинштейн писал: «Специфическим способом существования человека является наличие у человека сознания и действий. Поэтому отношение субъекта к «объективной реальности» - это не только идеальное познавательное отношение, но и практическое действие: словом, отношение сущего к сущему. Значит, не возникает вопроса, как попасть в сферу сущего,- мы всегда в ней. Непрерывно совершается «общение», взаимодействие сущих, их взаимопроникновение и сопротивление друг другу. В чем состоит это «общение»? Общение с другими сущими, взаимодействие с ними осуществляется посредством действий человека и его сознания, в регуляции этих действий посредством сознания». В познании законов и тайн природы, проникновении познания во Вселенную ученый видит смысл жизни человека.

Первоначальные элементы сознания, включая и сознание экологическое, формируются очень рано - уже на этапе дошкольного образования. И это не случайно!

Именно дошкольное детство, как отмечают психологи и педагоги, – это период жизни наиболее сензитивный, благоприятный как для интеллектуального развития, так и для личностного становления человека, оптимального развития его когнитивной, волевой, эмоциональной и коммуникативной сфер, которые и обеспечивают ребенку возможность постижения такого удивительного, уникального мира – МИРА ПРИРОДЫ!!!

Т.А. Серебрякова

кандидат психологических наук,

доцент кафедры социальной и

организационной психологии

НГПУ им.К.Минина

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Зотов В.В.

сопредседатель Совета по сохранению природного наследия нации (Совет Федерации), член Межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей

г.Москва

 

Важным направлением в развитии государства и объединении многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а значит, - и любовь к государству.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

 

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Последующие ступени экологического образования и воспитания будут реализовываться в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята» (1-4 класс) и «Молодые защитники Природы» (5-11 класс).

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.

Цель Проекта - формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи Проекта:

· дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

· способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

· помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

· расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

· помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

· разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

· способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Содержание Проекта. В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольных образовательных организациях с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Воспитанника дошкольной образовательной организации принимают в «Эколята – дошколята»: на торжественной церемонии зачитывается текст посвящения в «Эколята», вручается Свидетельство «Эколёнка дошкольной образовательной организации» и специальный Знак (значок).

Воспитанник став «Эколёнком» будет понимать, что он вошел в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовной культуры ребёнка через природу. Без эмоциональной составляющей правила поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из учебника.

С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.

Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном участке вокруг дошкольных образовательных организаций, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.

Проект ориентирует деятельность воспитателя и педагога на системный подход в развитии у детей культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.

Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.

Для каждой возрастной группы воспитанников составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.

Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию ребёнка.

Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций.

Задачи Проекта решаются путём:

· создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;

· предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;

· комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;

· создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;

· внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;

· предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.

Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта, а также проведение всех мероприятий может осуществляться на территории дошкольной образовательной организации любого региона Российской Федерации.

Вся разрабатываемая и выпускаемая в рамках Проекта продукция, а также проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам Проекта и в совокупности позволяют решить задачу формирования культуры природолюбия у воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Проект «Эколята – Дошколята» базируется на:

· применении в процессе воспитания у детей культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания и образования ребёнка, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний;

· рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, направленного на развитие у детей культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания ребёнка, как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария;

· использовании в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

· включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Азбука Природолюбия»;

· организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Азбука Природолюбия», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

· введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у ребёнка культуры природолюбия;

· присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ;





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!