на духовно-нравственном развитии




 
 

 


 

 

 

 


В целях удовлетворения ярко выраженного интереса детей к природе, истории родного края в нашем МБДОУ функционирует кружок «Борчонок», в котором разработаны и осваиваются детьми следующие темы:

-«Мой детский сад «Рукавичка»,

-«Наш поселок «Неклюдово»,

-«История родного поселка»,

-«О чем поет малиновка в Малиновском скиту»,

-«Экскурсия в православный храм в честь Воскресения Христова»,

-«Наш городок с лесным названьем»,

-«Флора и фауна родного края»,

-«Керженский заповедник»,

-«Матушка-Волга»,

-«Архитектура родного города»,

-«Наши знаменитости»,

-«Легенды Нижегородского Кремля»,

-«Нижегородские умельцы»,

-«Герои-борчане» и др.

Особое внимание уделяем прогулкам, как фактору, оказывающему особое эмоциональное воздействие на души детей.

Прогулки

 

           
   
 
-«Проверим примету», - активное использование русских народных подвижных игр.    
   
Цикл, направленный на воспитание сострадания и милосердия: - «Поможем доктору Айболиту», - «Раненая березка», - «Птенчик упал из гнездышка» - «На улице холодно, птичкам очень голодно» и др. - Рассказы от лица природных объектов: - «О чем скрипит дерево» - «О чем шумит ветер», - «Песенка опавших листьев».
 
 

 

 


В руках наших педагогов – нежные, хрупкие и отзывчивые души детей. Убеждены, что благодаря нашей целенаправленной и планомерной деятельности детство наших воспитанников является запоминающимся началом их духовной и физической жизни.

Изучая родную природу вместе с детьми, мы формируем умение понимать природу человеческих отношений, стараемся воспитать активную жизненную позицию, наполненную духовным смыслом. И мы смеем надеяться, что из наших воспитанников вырастут деятельные патриоты, умеющие жить в гармонии с природой, способные сохранить и приумножить природные богатства нашей родины и духовное наследие наших предков.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Новожилова О.В.

воспитатель

МБДОУ «Центр развития

ребенка – детский сад №47»

Городецкий район

Нижегородская область

 

Ухудшение экологической ситуации, усиление рассоглассованности взаимодействия общества и природы, очевидная угроза жизни для всего живого на планете заставляют по – новому подойти к вопросам экологического образования детей начиная с дошкольного возраста, так как именно в это время закладываются основы интеграции целостной личности, а приобретенные знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. На этапе дошкольного детства ребенок накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Процесс познания окружающего мира начинается с чувственного восприятия. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное обобщенное представление об объекте или явлении природы, составить схему изучаемого явления. Так, например, в старшем дошкольном возрасте формируем у детей понимание связи между развитием растений и условиями их существования; знакомим с обобщенными понятиями «рыбы», «птицы», «звери», «растения», «неживое»; с явлениями природы, с временами года, частями суток и т.д. Решать эти задачи помогает метод моделирования.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой материальный заменитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или компонентами.

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность мы развиваем и познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Мы учим детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии — все это позволяет нам готовить их к дальнейшему успешному обучению.

В своей работе мы используем разные виды моделей:

1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.

3. Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.

В старшем возрасте дети при составлении моделей комнатных растений пользуются сенсорными моделями. Сенсорные модели, представленные в виде таблицы, служат для демонстрации всех признаков комнатных растений: цвет, форма, поверхность, величина, численность.

Во время наблюдений за растениями, в беседах о природе мы используем графические модели: «строение дерева», «строение куста», «строение цветка», «потребности растений», «модели потребностей отдельных растений», «модели ухода за комнатными растениями различных климатических зон», а так же модели строения животных, которые начинаются с условного обозначения среды обитания, так как морфо–функциональные особенности любого животного связаны с этой средой и зависят от нее. По каждому отдельно изучаемому животному составляется 6 моделей.

Модель продолжительности дня вносится и заполняется нами вместе с детьми осенью, когда день начинает убывать, и весной, когда день увеличивается. После ознакомления с данной моделью осенью, мы стараемся фиксировать все изменения в живой природе, которые являются следствием уменьшения продолжительности дня. Аналогичная работа проводится и весной. Новый вид модели, который объединяет в себе комплекс взаимосвязанных явлений, заполняется воспитателем вместе с детьми после детального обсуждения причинно-следственных и пространственно-временных зависимостей в природе, например, модели сезонных изменений в жизни насекомоядных птиц осенью и весной. Также используем и другие модели экосистем: «озеро», «пруд», «луг», «лесная экосистема», «модель сезонных изменений в жизни птиц и животных», «модели приспособления животных к определенным условиям жизни в экосистеме».

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами их моделями, становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

На протяжении всего учебного года дети наблюдают сезонные явления природы. Большую роль играет календарь, который из чисто пиктограммного становится пиктограммно-символическим: дети рисунками изображают растительный и животный мир данного периода сезона, а значками пиктограммами – параметры погоды.

Аналогичными становятся календари наблюдений за птицами, за ростом и развитием огородной культуры. Они также соединяют в себе образное и символическое отображение наблюдаемых растений. Во всех календарях самими детьми смоделированы изменяющиеся явления и объекты природы. Сначала дети учатся «читать» графическую модель – развертывать ход событий по значкам и рисункам. Затем дети сами становятся «художниками» - создают творческие работы.

Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому.

Обучая моделированию, мы предлагаем детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими. Затем при сравнении двух объектов между собой учим выделять признаки различия и сходства. Дети последовательно отбирали и выкладывали на панно модели, замещающие эти признаки. Постепенно увеличивали количество сравниваемых объектов до трех-четырех.

Работая с моделью, дети не только легче усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность.

Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. Экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте и именно посредством моделей, потому что знания в таком виде доступны детям, содержательно отображают объекты и образы природы, демонстрируют существенные экологические связи в природе. А это является важным условием полноценного экологического воспитания детей.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ПРИРОДА В ДЕТСКИХ СЕРДЦАХ»

Паршина М.С.

воспитатель

МБДОУ Детский сад №1 «Василек»

г. Навашино

Нижегородская область

Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки.

Это все для нас навечно!

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Например, выдающийся чешский педагог XVII столетия Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. А наш соотечественник, - К.Д. Ушинский постоянно советовал «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления. Именно этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.

Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Учитывая выше сказанное, мною определены следующие задачи экологической работы с детьми:

- формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

– формировать основы собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

– развивать эмоционально-ценностное восприятие произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- совершенствовать умения и навыки наблюдения за живыми и неживыми объектами природы;

- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;

- воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Для успешной реализации поставленных задач мною разработаны:

- Общий план мероприятий по экологическому воспитанию и образованию детей.

- Перспективный план наблюдений за объектами и явлениями в живой и неживой природе.

- Создан уголок природы для наблюдений и экспериментирования, оснащенный всем необходимым оборудованием.

- Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

- Разработан и апробирован перечень занятий по экологическому воспитанию и образованию детей: «А снег идет, а снег идет», «Посадили огород, посмотрите, что растет», «Прилет скворцов», «Путешествие в мир насекомых», «Берегите лес», «Тучка в гостях у ребят», Экологическая сказка про маленькую капельку», «Путешествие по страницам Красной книги Нижегородской области», мастер класс с родителями «Волшебный песок в руках ребенка».

С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною, в программе Рower Рoint, создана серия презентаций, которая помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.

Учитывая, что важным источником знаний детей о природе являются наблюдения, был разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы. Вошедшие в данную систему наблюдения позволят не только познакомить детей с природными явлениями, но и дадут возможность показать взаимосвязь живой и неживой природы.

Чтобы помочь детям выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качественные характеристики предметов и объектов природы, активно в своей работе с детьми использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки в сочетании с произведениями художественной литературы о природе.

Как отмечает Т.А. Маркова [1] это вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг, рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

Одним из максимально эффективных и интересных для детей средств экологического воспитания являются игры экологического содержания, которые могут использоваться, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. При этом игры используются не только в свободной деятельности детей, но и включаются в процесс НОД, целевые прогулки, а так же в экспериментальную деятельность воспитанников.

Очень эффективны игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть (например, «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение» и т.д.).

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни («Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок» и др.).

Работа с детьми организуется по двум направлениям:

- живая природа (растительный мир, влияние различных факторов на его рост и развитие).

- неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).

С целью ознакомления детей с природой, воспитания любви к ней, создания у них практического опыта трудовой деятельности, организуется работа в уголкеприроды, где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. В результате у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, а помогают им в этом разработанные дидактические, пальчиковые игры, календарь природы, где дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания - это организация проектной деятельности. Мною разработаны и реализованы экологические проекты: «Солнышко в ладошках», Лаборатория неживой природы». Акции: «Берегите птиц!», «Посади ёлочку», «Посади комнатное растение».

Новизна же нашего экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий.

Особое внимание мы уделяем личностной включённости детей и их родителей в организуемую нами экологическую работу. А обеспечить эту «включённость» помогает использование новых увлекательных технологии.

Таким образом, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

 

Литература:

[1] Маркова Т.А. Как научить детей любить природу /Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова //Дошкольная педагогика.–2004.–№ 4.

 

ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕНННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Перанова А.И.

заведующий

МБДОУ «Детский сад № 29»

Городецкий район

Нижегородская область

 

Развитие человека и человечества происходит на основе природных, социальных и личностных факторов, которые приводят систему «человек - общество - природа» к современному комплексному кризису, имеющему социальные, политические, экономические, экологические, валеологические, образовательные и другие проявления.

Современные исследователи, подчеркивая единство человека, природы и вселенной, рассматривают здоровье как основной человеческий ресурс. Проблемы здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства государства.

Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека. В последние годы все отчетливее выявляется зависимость состояния здоровья человека от экологической ситуации. Усугубление экологических проблем побуждает людей к поиску способов осмысления ценностей экологии, экологического мышления у населения, формирования начал экологической культуры. Экологическое образование населения - это ключ к росту экологического сознания, формированию экологической культуры и к улучшению экологической ситуации в целом. Оно является новой категорией, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее направлениями, одним из которых является «здоровье».

Согласно современным данным отечественных исследователей Л.Г. Татарниковой, И.Ю. Глиняковой, И.А. Колесниковой, Е.М. Казин, Т.Ф. Ореховой в своих трудах рассматривают проблему здоровья человека с позиции взаимосвязи здоровья человека и «здоровья» окружающей среды, ориентированные на объединение экологического и валеологического образования. Авторы сходятся во мнении, что начинать формирование эколого-валеологических представлений необходимо уже на этапе дошкольного возраста, когда закладываются основы отношения к себе и окружающей среде. У детей данного возраста развивается творческое (продуктивное) воображение, которое позволяет ребенку-дошкольнику воспринимать природу как живое существо, горевать и радоваться вместе с ней. Именно воображение является основой интеллектуальной и духовной жизни дошкольника, обеспечивая физическую и психическую целостность детского «я».

Л.С. Выготский подчеркивает, что ребенок-дошкольник познает закономерности мироздания, непосредственно взаимодействуя с ним. Именно в предметной деятельности ребенок приобретает осторожность в обращении с миром природы и миром вещей, ориентацию на восстановление и созидание, потребность оказать помощь.

Под эколого-валеологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование гармоничных взаимоотношений с природой, а также устойчивых потребностей в здоровом образе жизни, мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Эколого-валеологическое образование строиться на двух взаимосвязанных компонентов – целостно-мотивационного и потребностно-действенного, реализуемых целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе. Стратегические цели работы с детьми – формирование убеждения в необходимости бережного отношения к своему здоровью; адекватное восприятие знаний и выработка навыков по охране здоровья; приобщение к мировому уровню эковалеологической культуры. Важным фактором эковалеологического образования является насыщение окружающей среды элементами естественной природы, что позволяет ребенку «вычерпывать информацию», необходимую для решения задач в той или оной деятельности тем самым способствует развитию.

Эколого-валеологическое образование в нашем дошкольном учреждении осуществляется через разные направления работы:

- построение образовательного процесса на основе разработанных образовательных программ по оздоровлению и экологическому воспитанию дошкольников;

- создание с эколого-валеологической направленностью макро и микро развивающей предметно-пространственной среды в учреждении;

- повышение уровень эколого-валеологического образования у всех участников педагогического процесса.

В детском саду разработана и реализуется образовательная программа экологического образования «Удивительное рядом», которая направлена на развитие личности ребенка в целом: формирование экологического мышления дошкольника, ценностных ориентиров, становление ответственного отношения к своему здоровью, развитие его эмоционально - чувственной сферы, творческих способностей, фантазии.

Реализация содержания образования программы «Удивительное рядом» обеспечивается построением развивающей предметно-пространственной среды эколого-валеологическая направленностью, в создании которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ему продвигаться в своем развитии. Обогащение предметно-пространственной среды,обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению дошкольника в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Развивающая предметно-пространственная среда с эколого-валеологическая направленностью способствует эмоциональному благополучию ребенка, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, обеспечивает влияние на эмоциональную атмосферу образовательного процесса через такие компоненты среды как:

- эмоционально-поддерживающий, т.е. отношения между участниками совместной жизнедеятельности;

- эмоционально-стабилизирующий, т.е. режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада;

- эмоционально-настраивающий, т.е. внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.);

- эмоционально-активизирующий, т.е. организация занятости детей (игры, занятия, «сюрпризные» моменты и пр.);

- эмоционально-тренирующий, т.е. проведение психогимнастических упражнений с детьми, развивающих тренингов;

- здоровьесберегающий, т.е. ориентационный подход к сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, использование здоровьесберегающих технологий.

В нашем дошкольном учреждении организована работа педагогов с детьми на экологической тропе на территории детского сада, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с многообразием растений и животных, связями, которые есть между ними. Дети имеют возможность представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

На территории детского сада выделены семнадцать остановок маршрута по экологической тропе. Это остановки «Уголок леса», «Поле», «Подворье бабушки Агаты», «Огород», «Фитоогород», «Метеостанция», «Альпиская горка», «Тропа здоровья» и многое другое.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании

Организация физкультурно-оздоровительной работы на экологической тропе осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей, состоянием их физического здоровья, с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей, предоставления свободы выбора, создания условий для самореализации. Структура физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками состоит из различных видов деятельности: ходьба, оздоровительный бег, гимнастика, ходьба на лыжах, метание снежков в цель и на дальность, упражнения в равновесии, катание на ледянках.

Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в детском саду широко используется «Тропа здоровья», позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме. На «Тропе здоровья» используется различное оборудование: спортивное (бревно для равновесия, скамейка, дуги для подлезания) - это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей; игровое (пеньки, мостик, брёвна, короба с камнями) - всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы. Кроме того, на тропе установлены сказочные герои (заяц, медведь, ёжик, конь) и атрибуты (грибы, цветы). Всё это позволяет проводить занятия с детьми в интересной и игровой форме.

Центры природы в группах являются зелеными островками, которые служат для воспитания экологически грамотного отношения к живым существам, а так же способствуют оздоровлению окружающей детей среды. В каждом уголке природы располагаются: лаборатория «Совенок», «Игротека старичка Лесовичка», для детского творчества «Кладовая для умелых ручек», центр исследований «Наши проекты», библиотека «Зеленые странички», альбомы «По Нижегородской области», где можно найти карту чудес земли Нижегородской, рассмотреть фотографии растений и животных своей местности, отправиться в путешествие по карте мире, изучить модель нашей планеты.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все доступные формы взаимодействия. Наша работа основывается на педагогике сотрудничества и имеет два направления: педагог - родитель; педагог - ребенок - родитель. В своей работе с родителями мы используем традиционные и нетрадиционныеформы общения, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.

Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из природного и бросового материала «Осенняя фантазия», «Елочка зеленая иголочка», фотоколлаж «Я и природа», «Наши домашние питомцы» и т.д. Привлекаем родителей к участию в природоохранных акциях, в уборке территории детского сада, посадке деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.

Организуя эколого-валеологическая направленность к созданию развивающей предметно-пространственной среды в детском саду мы опирались на основные моменты:

1. Для формирования у детей эколого-валеологической грамотности, воспитание ценностного отношения к здоровья и природному окружению необходимо, чтобы образовательный процесс обеспечивал всестороннее развитие личности ребенка.

2. Эколого-валеологическое образование должно осуществляться на основе принципов целостности, системности и интеграции образовательных областей, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка в социоприродных условиях.

Таким образом, эколого-валеологическая направленность к созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении, в которой присутствует забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддерживание необходимых условий для всех живых существ, находятся в жизненном пространстве детей, обеспечивая развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В.А. Сухомлинский. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Петрова И.Е.

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 108»

г. Дзержинск

Нижегородская область

Нам понятней теперь год от года,

Что с природою надо дружить,

Ведь без нас прожила бы природа,

Без неё мы не можем прожить!

З. Александрова

 

Большинство ученых сходятся во мнении, что охрану природы и природных ресурсов следует направить на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь – с причинами социального характера.

Данная деятельность, несомненно, должна быть систематической, продуманной и научно обоснованной, и реализовываться, в первую очередь, посредством экологического воспитания и образования всех слоев населения, сущностью которого должно стать обретение каждым человеком чувства природы, умение вникать в её мир, в её ничем незаменимую ценность и красоту, понимание, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле, диалектическое неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

Как показали результаты многочисленных ученых, начинать работу в рамках экологического воспитания и образования необходимо уже на первых этапах жизни человека – в дошкольном детстве.

Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в дошкольных учреждениях.

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

«Ребенок не есть уменьшенная копия взрослого» - писал более 130 лет назад русский ученый С.Ф. Хотовицкий. И действительно, организм ребенка во многом отличается от организма взрослого человека. Ребенок более податлив, пластичен, на него сравнительно легко влияют и в хорошую и в дурную сторону разные воздействия. И чем меньше ребенок, тем легче на него воздействовать. Как писал А.В. Луначарский, «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть и взрослого – ломать».

Чтобы разумно влиять на ребенка и «лепить» из него здорового, гармонично развитого человека, надо организовать воспитание и уход за ним, исходя из особенностей детского организма.

В 4-5 лет ребенок начинает до некоторой степени подчинять свое поведение контролю сознания, и теперь уже можно развивать у него волю, инициативу, сдержанность, влиять на капризы, воспитывать трудовые навыки. Привычки ребенка становятся более устойчивыми, у него появляется стремление к труду, вежливость, общительность, чувство красоты.

В 6-7 лет у детей зарождается чувство любви к Родине, её природе, истории родного края. Они с охотой читают рассказы, посвященные данной тематике. Возникают чувства товарищества и дружбы, укрепляются культурно-гигиенические навыки, дисциплина, хорошо развивается память.

В дошкольном возрасте, по мнению выдающегося педагога А.С. Макаренко, окончательно закладываются основы, корни воспитания.

Исходя из общей цели экологического образования, особенности психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознать связь с природой и другими людьми.

Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры.

Сопоставление животного с игрушкой – аналогом и одновременно «обыгрывание последней позволяет сформировать у детей представление о живом и заложить основы правильного обращения с ним.

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и приумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!