Однако, когда они отправились в лес, чтобы собрать




fi

дрова для
продажи они не воздерживались от срезания влажных (но уже пригодных к употреблению) веток. Более того,
в нескольких случаях, о которых стало известно Навеху, мужчины
- наяки без разбора рубили лесные деревья, когда соседи-не-наяки, которые нуждались в древесине, платили им
за это. Аналогично с растениями бамбука: пока он предназначался для их собственного использования, они
тщательно изучали, какой бамбуковый шест они могли бы срубить, а какой следует оставить
нетронутым. Однако, когда они отправились резать бамбуковые шесты для продажи, было мало
намеков, если таковые вообще имелись, на подобное соображение. В двух случаях Навех видел, как люди Наяки устанавливали

fi

подожгите
часть бамбуковой группы (на уровне земли); затем они вытащили два или три
столба, которые можно было продать, оставив остальные висеть в воздухе без корней.

Аналогично с

АНИМИЗМ

,

СОХРАНЕНИЕ

И

НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ

лекарственные растения, его собеседники-наяки обычно проявляли особую внимательность и
заботу при сборе лесных растений для их собственного медицинского использования или для тех, кого считают
родственниками. Однако, при заготовке лекарственных растений в эксплуатацию через местные номера - Наяка
средствами индийских аюрведических компаний (и в некоторых Наяка признался, что понятия не имею
, как с использованием этих растений), те же мужчины и женщин приняли участие в НАД - и
иногда жестокой сбор, который привел к ликвидации этих растений в радиусе
одного-двух дней ходьбы вокруг несколько деревень Наяка. Это показывает, что с утилитарным
подход, выходящий за рамки непосредственных потребностей, лесные растения можно было бы лечить таким образом
, чтобы в других обстоятельствах они рассматривались как tapu (см. Endicott 2005: 81 для
случая интенсивной

fi

Сбор урожая среди Батек в ответ на требования внешнего рынка,

И Харт 1978: 327, 343 о чрезмерной охоте на антилоп в результате интенсивных

fi

катион
охоты с целью продажи). Следует отметить, что аналогичная и даже гораздо более
экстремальная картина четко прослеживается в подходе Найака к их недавно
одомашненным животным и растениям – отношениям, которые характеризуются еще большим
отходом от непосредственности.

Аналогичные тенденции можно обнаружить в подходе охотников Бака к гориллам,
шимпанзе и слонам, а также в понимании эскимосов Северной Аляски их
собак. Рассказывая о Баке, Аксель Келер (2005) показывает,как они по-разному подходят к гориллам,
шимпанзе и слонам в зависимости от того, охотятся ли они для
собственного потребления для удовлетворения насущных потребностей или для продажи. Бака – как и наяка (см.
Берд - Дэвид, 1990) – воспринимают себя как “детей леса” и считают лес
своим домом, что резко контрастирует с их соседями. В их восприятии, согласно
Келеру: “лес разделяется с другими агентами, другими людьми, животными, растениями и
духами, все из которых участвуют в конкретных

fi

c формы существования” (Келер 2005: 424). Келер
отмечает, что мужчины Бака обычно воздерживаются от охоты на горилл и шимпанзе (там же:
417), и причина, по которой они объясняют это тем, что эти животные похожи на самих себя в
том, как они двигаются и ведут себя. Келер подчеркивает, что в таких обстоятельствах Бака
сказал бы что-то вроде:

“Просто посмотрите,как гориллы и шимпанзе стоят прямо и двигаются,
и как они едят. Таков путь человека!” Или: “Посмотрите на их тело, их
лицо и их руки; они носят черты человека!” И когда они показывали мне
клумбы горилл, знакомые Бака прокомментировали: “Только человек делает
такую кровать, чтобы спать в ней”.

(Там же)

В то же время охотники Бака охотятся на горилл и шимпанзе, когда они работают на
своих покровителей банту, которые платят им импортными товарами и наличными. Келер отмечает аналогичную
закономерность в отношении охоты на слонов Бака. Бака относятся к слонам как к “людям”
, которые делят с ними лес. Они ценят мясо и жир слонов как “желанное изменение
по сравнению с более регулярной диетой из мелкой и средней дичи” (там же) и поэтому
иногда охотятся на слонов для собственного потребления. Охота в этом случае, которая ограничена
в сферу, возникает, в то время как слоны по-прежнему занимается с со - обитателей леса.
Однако, наряду с этим умеренной охоты, бака занимаются еще более кровожадный вид
охоты, который почти привел слонов, в некоторых частях леса, оказались на грани
исчезновения в начале ХХ века (см. Bahuchet & Гийом 1982:
200-201 на подобную динамику в отношении Ака). Köhler reports:

РАЗЛИЧНЫЙ

АНИМИЗМЫ

Таким образом, участие Бака в торговле слоновой костью в качестве производителей этого ценного товара
представляет собой иную сторону их взаимодействия с лесной средой.
Слоны представляют собой предков

fi

фигуры леса и характерны для ритуала Бака
и эко - космологии. Однако, несмотря на статус предков слонов,
положительное влияние их экологической деятельности и предполагаемые связи между людьми
и слонами в мифических, духовных и космологических отношениях, Бака был вовлечен
в убийственную торговлю продуктами для слонов.

(Köhler 2005: 423)

Эти случаи иллюстрируют динамику, в которой экономическое взаимодействие, которое больше не
характеризуется непосредственностью, отодвигает в сторону или, по крайней мере, временно маскирует соглашения в
отношении необходимости надлежащего поведения в отношении лесной дичи. Как только на этих животных
охотятся в больших масштабах за деньги, а не для собственного потребления, сформированного непосредственными
потребностями в мясе, их восприятие как ярких личностей скрывается утилитарной
перспективой; и это происходит даже тогда, когда животные являются личностями

fi



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: