de
fi
Сами нед как анимисты в Буркина-Фасо жили в мире, который был населен
духовными существами того или иного рода. Это относилось также к христианам и мусульманам. Наш
гид по посещению рассказал ряд историй, посвященных различиям между западными
туристами и местными африканскими верованиями в присутствии духов,и, как сам африканец,
он нашел, что это очень отличается
fi
Постарайтесь понять позицию европейцев.
Духовные существа являются фактом жизни подавляющего большинства жителей Буркина-Фасо, как
и во многих других частях Африки. Эти существа также взаимодействуют с человеческим
населением и иногда могут населять объекты. Среди лоби, например, на юго
-западе страны, статуи делаются для представления мертвых, и существует явное убеждение, что
духи предков, или тила, обитают в статуях, которые сделаны для них (Богноло 2007:
10-14). Наши предки, те, кто прожил плодотворную жизнь и умер мирно, являются
почитается статуями, которые хранятся в домах матрикланов. Плохие предки,
блуждающие духи, те, кто умер насильственной смертью, заключены в статуи, хранящиеся
в святилищах за пределами деревни. Форма статуи, ее спокойствие, красота и уравновешенность,
ре
fl
эст четко определяет тип предка, связанного с ним (там же: 12). Нам также показали два
больших изображения в музее, которые были сделаны для размещения духов немецких солдат
, убитых воинами Лоби
fi
Сражаясь за Францию в Первой мировой войне, духи, которым нужно было
Будьте умилостивлены теми, кто был ответственен за их смерть.
Среди Бва, бобо и других родственных групп в центральной части Буркина-Фасо духовные
существа тесно связаны с масками и традицией маскировки (Dagan 1987). Когда
проводятся танцы, даже для туристических мероприятий, жертвоприношение
|
fi
необходимо обратиться с просьбой к духам, которые
владеют масками и населяют их, и сам танец рассматривается как тесное взаимодействие с самими
духами. Следовательно, Духовные существа существуют, взаимодействуют с человеческими обществами и
могут содержаться в объектах. Многие из этих духов связаны с умершими, но отнюдь не
все. Более того, эти духовные существа не являются эмпирическими даже для самих людей
.
Существует серьезный онтологический спор о том, что именно подразумевается под
“неэмпирическим”. То, что не является эмпирическим для одного общества, может быть совершенно реальным и конкретным для
другого. Богноло излагает позицию лоби таким образом, который был бы полностью
знаком Тайлору: “большинство форм поклонения основаны на вере в существование жизненно важного
ЗДАНИЕ
ВКЛ
ВЕРА
принцип, называемый туу (дух, двойник), главная составляющая человека” (2007: 10). Именно
туу после смерти и через ритуал становится тилой, которая либо добра, либо зла, и
управляется тем, что находится внутри статуи. Туу и тила явно являются духовными
существами, в отличие от кыторси, или правителей буша, “настоящих местных обманщиков, изображаемых как
маленькие очень волосатые существа, обычно капризные и полные пугающих шуток”, которые действуют как
посредники между специалистами по ритуалам и странствующими предками (там же: 16).
Лоуи (1936: 123) выдвинул идею карлика, чтобы сделать аналогичный вывод в своей критике
Тайлора. Для Тайлора те общества, которые верят в присутствие карликов и других существ
(как меньших, так и больших, чем человек), живущих на окраинных территориях, рассматривают таких
существ как конкретных и реальных в эмпирическом смысле (1870b: 313). Как говорит Лоуи, “среди
Кроу карлик обладает всеми признаками сильного ненатурального антропоморфизма,
он принадлежит как бы к отдельной и мощной, хотя и низкорослой ветви семьи
Гоминиды, обитающие близ Прайор-Крик” (1936: 123). Духи, однако, другого
порядка даже для тех, кто верит в них и общается с ними. Они реальны, в этом нет
никаких сомнений, но их реальность отличается от реальности столов, стульев,
людей и даже гномов (Саутволд 1983: 150). Дух нельзя уловить, проанализировать
или проверить так, как это могут сделать другие “эмпирические” объекты, и поэтому различие между
эмпирическим и неэмпирическим (даже если границы иногда могут быть размыты) заключается в том, что
широко признается, но важно отметить, что в этом нет различия между
реальным и нереальным.
|
Итак, достаточно ли духов и предков Буркина-Фасо, чтобы утверждать, что народы, которые
общаются с ними, являются анимистами в тайлоровском смысле этого термина? На одном уровне они явно
есть; они являются духовными существами, но, вероятно, они существуют на уровне в схеме Тайлора, который
несколько выше анимистического. Народы Буркина-Фасо не считают, что каждый
объект имеет духовный элемент или что все духи имеют какое-либо физическое или материальное
проявление, несмотря на их способность обитать в статуях, масках и даже крокодилах. Это не
“духи природы” как таковые, “дух” в абстрактном смысле или духовный элемент материального
мира; они явно олицетворяют
fi
две сущности, каждая со своей индивидуальностью и индивидуальностью.
На самом деле это не “анимизм” в смысле самой основной формы понимания
духовного по отношению к материальному; это очень сложная форма религиозного
взаимодействия с неэмпирическим другим.