fl
жидкости будут
привлекать добычу. Зимой охотники также одеваются в меха животных, лося и северного оленя.
Это не просто вопрос сохранения тепла, но и того, чтобы выглядеть и двигаться как добыча.
Аналогично, нижняя сторона лыж охотников покрыта гладкой шкурой лосиных ног, чтобы
имитировать звук животного при движении по снегу.
Таким образом, во время охоты юкагиры перестают быть посторонними телами, чуждыми лесному миру
и животным, на которых они охотятся. Для них самой природе охоты присуще то, что они
отождествляют себя со своей добычей и пытаются определить ее способ восприятия и действия,
имитируя ее телесные движения и запах. Однако мы должны помнить, что принятие
идентичности животного не означает для юкагиров превращения в “естественное”, а не
“культурное". На самом деле, в юкагирском языке нет слова, соответствующего нашему термину “природа”.
ни языка, ни какого-либо эквивалента “культуры” как уникального человеческого атрибута (там же:
85-6). Скорее, говорят, что все существа, будь то люди, животные или духи, каждое в своей собственной сфере
существования, видят мир похожими или идентичными способами, то есть так, как
обычно видят люди. Эдуардо Виверос де Кастро (1998a: 470) называет эту онтологию
“перспективизмом". Подобно аравете и другим амазонским группам, описанным им, юкагиры
тоже считают субъективность людей и нелюдей формально одинаковой, потому
что у них одни и те же души, айибии, что означает “тень” на юкагирском языке,
что обеспечивает им сходную или идентичную точку зрения на мир. Нечеловеческие существа -
животные, деревья, духи и неодушевленные предметы –таким образом, видят мир так, как видят его люди: они живут
в домашних хозяйствах и родственных группах, похожих на человеческие, и видят себя
охотниками – людьми, перемещающимися по ландшафту в поисках своей добычи животных. Что отличает
взгляды различных видов друг от друга, так это материальность тела:
люди видят лося как добычу в той же степени, в какой лось видит человека-охотника как
злой дух или хищник, потому что у человека и животного одно и то же тело. Другими
словами, именно тела видят и определяют то, что видят: кто вы и как вы воспринимаете
и строите мир-все зависит от того, какое у вас тело.
|
Таким образом, попытка юкагирских охотников преобразовать свое тело должна быть понята в рамках
этой перспективной онтологии. Воссоздав свое тело по образу своей жертвы, охотник
fl
возвращает лосю образ самого себя – то есть охотник выставляет как внешнее или видимое
то, что на самом деле является внутренним или невидимым: инфрачеловеческую перспективу животного. Таким образом,
лось видит в охотнике не злого духа или хищника, а свое
собственное представление о себе, свою собственную “человечность”. В результате он воспринимается этим образом самого себя;
лось не боится охотника, но приближается и в конце концов “отдается” тому, что он
воспринимает как своего собственного. Охотники объясняют это стремлением лося принять участие
активно участвует в охоте с точки зрения процесса сексуального соблазнения. Во время ночных
снов охотника, когда его душа, айибии, покидает его тело и свободно странствует, духи животных взывают
к нему, приглашая его в свой лесной дом, чтобы поесть, попить и вступить в половую связь.
Чувства похоти и сексуального возбуждения, которые айибии пробуждают в духах, затем
распространяются на их физического двойника, животное-добычу, так что, когда охотник приступает
к выполнению своей задачи на следующее утро, оно бежит к нему в ожидании
сексуальной кульминации.
|
ОХОТА
АНИМИЗМ
ОХОТНИК
–
ДОБЫЧА
ДИНАМИКА
Таким образом, и люди, и животные, очевидно, являются и охотниками, и добычей одновременно. Мы не можем
ограничиться тем, чтобы рассматривать охоту как хищничество людей над животными, поскольку
животное и связанное с ним духовное существо также участвуют в хищнических действиях против
человека-охотника. Дух животного, говорят юкагиры, будет стремиться убить охотника-человека из
“любви” к нему, чтобы вернуть его айибии в свой дом в качестве “супруга”. Дух лося
пытается сделать это, соблазняя охотника поверить, что то, что он видит, не лось
но такой же человек. В конце концов, принимая тело животного, охотник также принимает
его точку зрения, и поэтому он склонен видеть лося таким, каким он видит себя, то есть человеком
. Когда это происходит, происходит настоящая метаморфоза, и воспоминания охотника о
его прошлой личности теряются. Действительно, мы
fi
найдите ряд вызывающих тревогу мифов в
репертуаре историй юкагиров, в которых охотник - человек встречает свою добычу в
облике другого человека и следует за ней обратно в свой дом, чтобы никогда не возвращаться в свою собственную
человеческую сферу существования (Willerslev 2004: 634-5). Точно так же иногда случается, что
охотник настолько поглощается какой-нибудь привлекательной чертой или действием, наблюдаемым у лося, что
забывает его убить. Неудача такого рода объясняется тем, что охотник “влюбляется " в свою
добычу. Поглощенный этой любовью, он не может думать ни о чем другом, перестает есть и вскоре
после этого умирает. Его айибии, говорят охотники, затем уходит жить с добычей животного.
Поэтому для охотника убийство добычи-это не только получение мяса,но и опасная борьба
за сохранение границ и сохранение своей личности как человека.
|
Акт убийства добычи, однако, не означает окончания охоты. На самом деле,как раз наоборот
. До момента фактического убийства охота была по существу ненасильственной,
включающей чисто позитивные и ненасильственные отношения соблазнения. Все аспекты насилия
были эффективно скрыты. Даже риторика охотника эффективно заслоняет реальность
того, что он хищник-человек. Лося, например, называют “большим”, тогда
как медведя называют “босоногим”. Точно так же к пистолету обращаются как к “палке”.
а “нож” называется “ложкой". Охотники не говорят “Давайте поохотимся на лося”, а
используют закодированные фразы, такие как “Давайте взглянем на большого” или “Я иду на прогулку”
(см. Дескола 1996b: 226). Тем не менее, в тот момент, когда произошло убийство, происходит полный сдвиг в
значении: теперь духу животного ясно, что то, что считалось “любовным романом”, на
самом деле является “кучей лжи” и что настоящим намерением охотника является хищническое насилие. Поэтому
дух будет стремиться отомстить, поражая его болезнью и смертью (см.
Квон 1998: 119).
Охотники используют различные тактики вытеснения и замещения, чтобы скрыть тот факт
, что именно они несут ответственность за насильственную смерть животного, и таким образом избежать
нападения в свою очередь. Сразу после убийства лося они сделают небольшое, грубо
вырезанное деревянное
fi
рисунок, который они рисуют линиями, используя кровь мертвого животного.
То
fi
фигура, как говорят, является миниатюрной моделью “убийцы животного". Он подвешен на
веревочке над мясом и служит для привлечения внимания разъяренного духа.
Охотники говорят,что дух почует запах крови своего “ребенка”, нарисованного на
fi
тем временем, охотники могут безопасно разделать все животное и перевезти его мясо обратно
в лагерь. Деревянный
fi