Область социального взаимодействия де




fi

нед с точки зрения хищничества. С точки
зрения любого класса существ, все остальные являются либо хищниками, либо добычей. Охотник-человек,
например, видит лося как добычу во многом так же, как он сам рассматривается как добыча
духом животного, который, как говорят, охотится на него как на лося. Таким образом, охота - это не одностороннее
событие, а фундаментально взаимное: люди являются и охотниками, и добычей, поскольку они
оба видят и видят. Действительно, многое из того, что происходит среди юкагиров, связано с
этой ужасающей симметрией бытия как субъекта, так и объекта видения, как хищника, так и жертвы.

Охота-это не просто концептуально юкагиры как акт
хищничества, но и как акт “любви”, которая является, пожалуй, наиболее отчетливо выразил в своих
целях охоты как процесс “сексуального совращения”: охотник целится в сексуально соблазняет
животное в “отдаче себя” для него так же, как он сам рискует быть
соблазненной животного духовное существо. В любом случае считается, что жертва, соблазненная,
теряет свою первоначальную видовую принадлежность и подвергается необратимой метаморфозе
в своего хищного собрата. Таким образом, хищничество переживается как борьба за власть над
идентичностью: борьба, цель которой состоит в том, чтобы принять облик и перспективу
своей добычи и быть преобразованным, но не потерять свое собственное чувство идентичности в
процессе превращения другого существа в свой собственный вид.

В отличие от этого, на Западе принято считать, что атрибуты личности, с

Все это влечет за собой с точки зрения языка, интенциональности, рассуждений и морального сознания,

ОХОТА

АНИМИЗМ

принадлежат исключительно человеческим существам, отделяя их от животных и материальных объектов,
которые рассматриваются как совершенно естественные вещи, поведение которых объясняется либо как
автоматическое и инстинктивное, либо как совершенно инертное. Это предположение, которое предполагает, что
качества личности отделяют людей от остального мира, совершенно незнакомо
юкагирам.

В этой главе я описываю юкагирский охотничий анимизм, который характеризуется
двусторонним процессом, проистекающим из чувства сходства и различия: один процесс
связан с попыткой охотника идентифицировать свою добычу, воссоздав
свое тело по ее образу. Речь идет о том, чтобы выманить животное из зарослей, чтобы его можно было
застрелить и убить. Однако эта попытка телесной трансформации рискованна и может привести к
тому, что он потеряет свою первоначальную принадлежность к виду. Таким образом, в пределах человеческого лагеря
процесс охоты сопровождается встречным процессом, охватывающим попытку охотника
изгнать инаковость из своего " я " и реконструировать свою индивидуальность как принадлежащую
человеческому роду. В пространственном плане это перемещение из леса в лагерь и
обратно, таким образом, представляет собой перекресток между опасным миром охоты, де

fi

нед
хищничеством и межвидовой трансформацией, а также безопасной обстановкой кемпинга, в
которой охотник возвращается в свое первоначальное, человеческое состояние. Однако даже в этом состоянии
охотник является не просто самим собой в западном смысле субъекта, который ограничен и унитарен;
он считается воплощением определенного умершего родственника и разделяет с
умершим свое имя, личность и набор навыков и знаний.
Здесь я хочу подчеркнуть, что среди юкагиров никто никогда не бывает просто самим собой, но всегда кем-то
и в остальном тоже; идея сохранения или желания сохранить стабильную личность не
является частью их мировоззрения.

Я начну свой рассказ с краткого обзора юкагиров: их истории,

Географическое положение и социальная организация.

ЭТОТ

ВЕРХНИЙ

КОЛЫМА

ЮКАГИРЫ

Юкагиры живут в бассейне реки Колыма, в северо-восточной части
Российской Республики Саха (Якутия). Территориально они делятся на две группы:
верхнеколымские юкагиры, основным населенным пунктом которых является село Нелемное у
реки Ясачная в Верхнеколымском улусе, и нижнеколымские юкагиры, проживающие в
населенных пунктах Андрускино и Колымское в Нижнеколымском улусе. Наиболее разительное
различие между этими двумя группами состоит в том, что, в то время как нижнеколымская группа держит стада
одомашненных северных оленей, представители верхнеколымской группы остаются охотниками и
их единственное одомашненное животное-собака, которую они используют для катания на санях и для
охоты. Именно среди юкагиров Верхней Колымы я провел

fi

Полевая работа, и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: