Юкагирский язык относится к так называемой палеоазиатской группе и
традиционно считается генетически изолированным. Однако на язык оказывалось сильное
давление со стороны русского языка, который в настоящее время почти полностью доминирует (Маслова и Вахтин
1996: 999). Сегодня только старшее поколение владеет языком коренных
народов(Вахтин 1991).
Во время русского завоевания Северо - восточной Сибири в середине семнадцатого века
Столетие, юкагиры населяли огромную территорию (около 1 500 000 км
), начиная от
ЖИЛИЩЕ
В
БОЛЬШЕ
-
ЧЕМ
-
ЧЕЛОВЕК
СООБЩЕСТВА
Река Лена на западе до реки Анадырь на востоке и ограничена на юге
Верхоянским хребтом, а на севере Северным Ледовитым океаном. По оценкам
, в то время численность юкагиров составляла в общей сложности около 5000 человек (Жукова и др.: 1993). Однако
в течение следующих трех столетий они претерпели огромный упадок,вплоть
до того, что почти вымерли (Morin & Saladin d'Anglure 1997: 168). Войны с
соседними оленеводческими народами, такими как чукчи и коряки, значительно сократили численность
юкагирского населения, равно как и повсеместный голод из - за нехватки дичи. Даже больше
катастрофическим было распространение болезней русскими (Йохельсон 1926: 54-5).
Несмотря на многовековой спад, в последние десятилетия численность юкагирского населения значительно
возросла. Согласно переписи 1989 года, в стране насчитывается в общей сложности 1112
юкагиров, около половины из которых принадлежат к верхнеколымской группе; в отличие от этого,
перепись 1979 года дает
fi
цифра всего 500 юкагиров. Этот выдающийся рост
, однако, легко объясним: в соответствии с российским законодательством юкагиры пользуются
определенными экономическими привилегиями, такими как особая охота и
|
fi
права на рыбалку. В результате большинство
детей, рожденных от смешанного происхождения, сегодня регистрируются как юкагиры (Дерлицки 2003:
123). Сегодня население Нелемного составляет 307 жителей, из которых 146
зарегистрированы как юкагиры. Кроме нескольких эвенов, оставшееся население, грубо
говоря, полностью числится либо саха, либо русским.
В древние времена охота на юкагиров была частью чисто натурального образа жизни, но с
российской экспансией в Сибирь в середине семнадцатого века их охотничье хозяйство
приняло коммерческий оборот. Дикий мех, особенно соболь, был беспрецедентным источником богатства
для российского государства, и юкагиры, будучи не только охотниками за пропитанием, но и охотниками
на пушнину (Willerslev 2000).
Значение коммерческой охоты сохранялось и в советский период. Юкагирским
охотникам были предоставлены “планы”, в которых указывалось, сколько соболиных шкурок они должны
были доставить в совхоз (совхоз), взамен чего они получали звонкую монету.
Хотя натуральная охота оставалась жизненно важной до середины 1960 - х годов, с
постоянно растущим включением Нелемного в советскую государственную экономику, а также с сопутствующим
увеличением денежных платежей и централизованной доставкой потребительских товаров, охота на мясо
стала дополнительным источником средств к существованию.
Также во время советской власти гендерные отношения юкагиров радикально изменились:
традиционно юкагирские мужчины и женщины жили и работали вместе. Однако с 1960
-х годов все изменилось: советские власти предприняли особые усилия по оседлости
женщин, которые рассматривались как “непосредственно” не участвующие в охоте и, следовательно
, как “неиспользуемый трудовой ресурс” (Витебский и Вулф 2001: 84; Виллерслев 2010). Их перевезли
в село Нелемное, где им дали “чистую работу”, например, поварами,
администраторами, бухгалтерами и учителями. С тех пор практически все женщины жили
и работал полный рабочий день в деревне, в то время как мужчины по большей части проводят восемь - десять
месяцев в году на охоте в лесу.
|
Это гендерное разделение труда, навязанное советскими властями, начало
меняться после распада совхоза в 1991 году, когда большинство людей вернулись к
натуральному образу жизни. С 1993 года практически не выплачивалась заработная плата, в то время как цены
на предметы первой необходимости выросли на несколько сотен процентов. В результате многие женщины
вновь вынуждены заниматься натуральным хозяйством, и многие из них теперь присоединяются к своим
мужьям в лесу летом и осенью, чтобы
fi
Ловите рыбу и собирайте ягоды. В общем,
Акцент был перенесен с охоты за мехами на чистое пропитание. Юкагиры охотятся
ОХОТА
АНИМИЗМ
большое разнообразие мясных животных, включая бурых медведей, диких северных оленей, гусей, уток и
горных овец, но самой важной дичью является лось (Alces alces, азиатский аналог
американского лося); мясо лося, вероятно, составляет 50 или более процентов от общего
потребления калорий в Нелемном (Willerslev 2007: 30).