серьезно выступавшие за анимистическое мировоззрение (например, Бейтсон 1972; Uexküll [1940] 1982)
неумолимо отходили на второй план. Это не потому, что их аргументы о семиотическом
и коммуникативном измерении экосистем оказались несостоятельными, а потому, что они
были признаны не имеющими отношения к современному проекту. Основной интерес западной науки заключается не в том
, чтобы познать живые организмы как субъекты, а как объекты.
Целесообразно различать досовременную и современную (марксистскую) версии фетишизма,
там, где первое состоит в приписывании полной индивидуальности (ср. Santos - Granero 2009), последнее-только
агентству, неживым существам.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
ДЛЯ
ОБЪЕКТЫ
Это разделение технологии и экономики в равной степени характерно для основных исследований в
Философия технологии (обзор см. в Ihde 1993).
Ср. замечание Пьетца (1988:114) о том, что колониальные европейские писатели часто отмечали, что до - современный
Африканцы были склонны воспринимать технологические объекты как магические существа.
Сравните обсуждение Латуром (2010) иконоборчества.
На самом деле, нет ничего необычного в том, чтобы рассматривать Маркса как в некоторых отношениях жертву технологической идеологии.
Индустриализма девятнадцатого века (например, Бентон 1989: 76).
Этимологию слова “фетиш” можно проследить через португальское слово, обозначающее магию и колдовство.
(feitico) к латинскому слову, обозначающему производство (facticius; Pietz 1987).
Для биологически склонных я мог бы предположить, что современные технологии и потребление представляют собой
форма паразитизма между представителями одного и того же вида. На самом деле подобный аргумент был
выдвинут Руилом (1973), но мы должны помнить, что каннибализм здесь служит скорее метафорой
, чем буквальным пониманием потребления. Райл не проводит различия между потреблением
пищи и потреблением других “материальных потребительных ценностей”, только первая из которых фактически
потребляется в том смысле, что она включена в физическое тело потребителя, но только
последние из которых производятся в смысле включения энергии, затраченной производителем.
|
Новый фетишизм:
Западная статуя преданности и
Вопрос власти
Эми Уайтхед
Это обсуждение силы материи начинается с краткого описания анимизма.
Анимизм зависит от трех вещей: отношений, действий и момента. Это
практика, совместно вдохновленная форма активных, взаимных отношений,которая возникает из уникальных,
личных, даже интимных отношений, которые имеют место между людьми (людьми и
не - людьми), а не религиозный ярлык, этика или мировоззрение. Согласно
Грэму Харви, анимизм-это реляционная деятельность,которая проявляется через лечение,
поведение, время и пространство, а также отношения с “живым миром” (2005a). В отличие от
Тайлорианский анимизм (Tylor 1871), он не ограничивается теоретической кон
fi
ны духа
и материи, субъектов и объектов или других общепринятых дуалистических конструкций.
Однако в своем потенциальном теоретическом
fl
Гибкость, он способен включать эти отличительные особенности-
Тий и многое другое.
В течение нескольких лет я проводил качественные исследования в двух европейских
религиозных сообществах, ориентированных на статуи, а именно в тех, которые посвящены католической статуе Девы
Марии Алькала-де-лос-Гасулес, Испания, и языческим статуям Богини Гластонбери, Англия.
В обоих этих контекстах преданные регулярно совершают реляционные встречи с
так называемыми “артефактами". Однако со временем стало ясно, что эти “артефакты” вообще не рассматриваются как
артефакты: они являются реляционными участниками церемоний, обрядов и почитания за-
формансы. К Деве и Богине обращаются, обращаются с просьбами, прикасаются, ведут переговоры
и дарят подарки (закодированные как подношения). К ним относятся с таким уважением, что их
размещают, назначают опекунами, защищают, ритуально купают, одевают и предлагают еду, золото
и другие ценные предметы. Расширение трактовки Холлоуэллом
“индивидуальности”, найденной в культуре Оджибве (1960), помогает описать анимистический статус Девы
Алкалы и богини Гластонбери. Эти эф
|
fi
ги – это люди, потому что отчеты и
наблюдения показали, что они связаны как таковые-не строго в биологическом смысле, но
аналогично обращению с тем, что Гелл называет “почетным гостем” (1998: 128). Однако
религиозные статуи-это люди с отличием: они не только имеют прямой доступ к божественному
и/или к тайне, которая духовно или магически отличается, но они также способны
ЭТОТ
НОВОЕ
ФЕТИШИЗМ
быть властью и прочим. Если их правильно попросить или сделать правильный подарок, они могут добиться хороших
результатов – но только если они этого пожелают.