В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах:
- территориальной программы ОМС;
- базовой программы ОМС.
Для того чтобы медицинское учреждение начало работать в системе ОМС необходимо до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинское учреждение намерено осуществлять деятельность в сфере ОМС, направить уведомление в территориальный фонд ОМС для включения в реестр медицинских организаций.
Комиссией по разработке территориальной программы ОМС в субъекте РФ могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями.
Медицинские учреждения, включенные в реестр медицинских организаций, не имеют права в течение года, в котором они осуществляют деятельность в сфере ОМС, выйти из числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, за исключением (ч. 2, 4 ст. 15 Федерального закона N 326-ФЗ):
- ликвидируемых учреждений;
- учреждений, утративших право на осуществление медицинской деятельности.
За счет средств ОМС оплачивается медицинская помощь, оказываемая в рамках территориальной программы ОМС и базовой программы ОМС (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 326-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 326-ФЗ средства за оказанную медицинскую помощь по ОМС медицинские организации получают на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС.
|
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 326-ФЗ методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС, оказываемой в рамках базовой и территориальной программ, приведена в составе Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н.
Дополнительно по данному вопросу см. Методологические подходы по включению в тариф на оплату медицинской помощи затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, но потребляемых в процессе оказания медицинской помощи, а также затрат на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, Опыт перехода субъектов Российской Федерации на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования в 2008 - 2012 годах, доведенные Письмом ФФОМС от 23.07.2013 N 5423/21-и.
Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа ОМС является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В рамках базовой программы бесплатная медицинская помощь гражданам (застрахованным лицам) за счет средств ОМС оказывается на всей территории РФ и устанавливаются единые требования к территориальным программам ОМС.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 N 932.
|
Согласно п. 9 ст. 3, ч. 1 ст. 36 Федерального закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Территориальная программа ОМС действует на территории соответствующего субъекта РФ и должна соответствовать единым требованиям базовой программы ОМС.
Финансовое обеспечение территориальной программы ОМС осуществляется за счет всех источников, предусмотренных действующим законодательством, таковыми являются (ст. 21 Федерального закона N 326-ФЗ):
- доходы от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, доходы от уплаты недоимок по взносам, налоговым платежам, доходы от начисленных пеней и штрафов;
- средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
- средства бюджетов субъектов РФ, передаваемые в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
- доходы от размещения временно свободных средств;
- иные источники, предусмотренные законодательством РФ.
Медицинские учреждения используют средства ОМС в условиях одноканального финансирования в соответствии с территориальной программой ОМС и осуществляют расходы на содержание учреждения из общего объема средств, поступивших по тарифам на оплату медицинской помощи (Письмо ФФОМС от 06.06.2013 N 4509/21-и).
|
Медицинское учреждение для получения средств ОМС обязано ежемесячно формировать и направлять в страховую медицинскую организацию (п. 126 Правил N 158н):
1) заявку на авансирование медицинской помощи с указанием периода авансирования и суммы;
2) счет на оплату медицинской помощи и реестр счетов.
За использование средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, не по целевому назначению бюджетные (автономные) медицинские учреждения уплачивают штраф в размере суммы нецелевого использования, а также пени в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств. Средства, использованные не по целевому назначению, учреждению необходимо перечислить в бюджет территориального фонда ОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340, Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У, ч. 9 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ, п. 130.1 Правил N 158н).
По операциям со средствами ОМС медицинское учреждение обязано вести раздельный учет (ч. 6 ст. 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
Средства по ОМС отражаются по коду вида финансового обеспечения (деятельности) "7" - средства по обязательному медицинскому страхованию (п. 21 Инструкции N 157н).
Доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, относятся на статью 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ (разд. V Указаний N 65н). Такие же разъяснения приведены в Письмах Минфина России от 07.11.2014 N 02-06-10/56184, от 16.10.2014 N 02-07-10/52224, от 24.09.2013 N 02-05-11/39643.
Соответственно, расчеты по доходам, полученным в виде средств по ОМС, бюджетному учреждению целесообразно отражать на счете 0 205 31 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг".
Заметим, что использование счета 0 205 31 000 для отражения расчетов по доходам в виде средств по ОМС Инструкцией N 174н не предусмотрено, поэтому учреждению необходимо согласовать корреспонденцию счетов с применением этого счета с соответствующим финансовым органом (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя) в соответствии с п. 4 Инструкции N 174н.
Следует отметить, что п. п. 93, 94 Инструкции N 174н для отражения расчетов по доходам, полученным бюджетным учреждением в виде средств по ОМС, предусмотрены корреспонденции счетов с использованием счета 0 205 81 000 "Расчеты с плательщиками прочих доходов". Применение счета 7 205 31 000 для отражения расчетов по доходам в виде средств по ОМС рекомендуем учреждению закрепить в учетной политике.
См. образец учетной политики бюджетного учреждения здравоохранения.
Бухгалтерские записи бюджетного учреждения
по учету доходов, полученных в виде средств ОМС
N п/п | Содержание операций | Номер счета | |
по дебету | по кредиту | ||
Начисление доходов по деятельности учреждения по реализации программ ОМС | 7 205 31 560 | 7 401 10 130 | |
Поступление средств ОМС на лицевой счет учреждения | 7 201 11 510 <*> | 7 205 31 660 |
--------------------------------
<*> Одновременно производится запись по забалансовому счету 17.
Расчеты по доходам, полученным в виде средств по ОМС, автономному учреждению целесообразно отражать на счете 0 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг".
Заметим, что использование счета 0 205 30 000 для отражения расчетов по доходам в виде средств по ОМС Инструкцией N 183н не предусмотрено, поэтому учреждению необходимо согласовать корреспонденцию счетов с применением этого счета с соответствующим финансовым органом (органом, осуществляющим в отношении автономного учреждения функции и полномочия учредителя) в соответствии с п. 5 Инструкции N 183н.
Следует отметить, что п. п. 96, 97 Инструкции N 183н для отражения расчетов по доходам, полученным автономным учреждением в виде средств ОМС, предусмотрены корреспонденции счетов с использованием счета 0 205 80 000 "Расчеты по прочим доходам". Применение счета 7 205 30 000 для отражения расчетов по доходам в виде средств по ОМС рекомендуем учреждению закрепить в учетной политике.
Бухгалтерские записи автономного учреждения
по учету доходов, полученных в виде средств ОМС
N п/п | Содержание операций | Номер счета | |
по дебету | по кредиту | ||
Начисление доходов по деятельности учреждения по реализации программ ОМС | 7 205 30 000 | 7 401 10 130 | |
Поступление средств ОМС на лицевой счет учреждения | 7 201 11 000 <*> | 7 205 30 000 |
--------------------------------
<*> Одновременно производится запись по забалансовому счету 17.
РАСЧЕТЫПО СУММАМ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИЗЪЯТИЯ
(счет 0 205 40 000)
Внимание! Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен синтетическим счетом бухгалтерского учета 209 40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия" (п. п. 2.6, 3.52 Приложения к Приказу Минфина России от 29.08.2014 N 89н). Считаем, что на указанном счете отражаются расчеты по доходам, которые до внесения изменений учитывались бюджетными и автономными учреждениями на счете 0 205 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия" (п. 221 Инструкции N 157н).
По нашему мнению, учреждениям необходимо исключить счет 0 205 41 000 из рабочего плана счетов бухгалтерского учета и закрепить в учетной политике учреждения порядок расчетов по суммам принудительного изъятия. Учреждению необходимо согласовать корреспонденцию счетов с применением счета 0 209 40 000 с соответствующим финансовым органом (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя) в соответствии с п. 4 Инструкции N 174н.
См. образец учетной политики бюджетного учреждения здравоохранения.
Об учете операций по суммам принудительного изъятия см. раздел "Бухгалтерский учет расчетов по суммам принудительного изъятия в бюджетных и автономных учреждениях" настоящего Практического пособия.
РАСЧЕТЫПО ДОХОДАМ ОТ ОПЕРАЦИЙ С АКТИВАМИ
(счет 0 205 70 000)
1. Бухгалтерский учет расчетов бюджетного учреждения по доходам от операций с активами >>>
2. Бухгалтерский учет расчетов автономного учреждения по доходам от операций с активами >>>
1. Бухгалтерский учет расчетов бюджетного учреждения