Не использовать разум... чтобы я мог чувствовать, а не думать”.
“Пороговый ручеек” Барри символизирует тонкую силу чувственного богатства spe-
ci
fi
с места и он отмечает, что если “мы проведем достаточно времени у порога ручья, и послушаем
его, мы услышим все больше и больше”. Как Барри – и все мои участники – понимают, это
глубоко исцеляющий процесс.
ВОПЛОЩЕННЫЙ
ЭКО
-
ЯЗЫЧЕСТВО
РИТУАЛ
И
ТАНЦЫ
Бейтсон предположил, что танец может служить “интерфейсом между сознательным и
бессознательным” (Бейтсон 1972: 138), предлагая средства понимания сообщений, о которых танцор
сознательно не подозревает. Этот процесс очевиден в описании Гринвудом
танца Гордона с его семьей духов:
По мере того, как барабанная дробь усиливалась, мне становилось очевидно, что
между Гордоном и духами происходит совместное общение, нечто иное, чем человек
, проникает в человеческую форму. Временами, казалось
, происходила бессловесная дискуссия, когда тело Гордона, казалось, разыгрывало вопросы и
ответы в водовороте изобилия выразительных движений. (Гринвуд 2005: 94)
Это прекрасный пример того, как транс функционирует в модели активного процесса;
Гордон переносит свое осознание на глубоко воплощенное "я", которое стирает границы между
субъектом и объектом, позволяя общаться с другими людьми.
Ритуальный танец говорит на языке за пределами слов, раскрывая, таким образом, два взаимосвязанных аспекта
воплощенного познания:
fi
во-первых, танец позволяет локусу гения или другому духу
общаться с танцором на уровне глубокого тела; во-вторых, танец может служить
мостом между глубоким воплощенным знанием танцора и его или ее сознательным осознанием.
Эти аспекты работают вместе, когда дух общается с танцором через глубокое
воплощенное знание, которое должно быть выражено в танце, чтобы стать осознанным.
|
Этот процесс становится очевидным в моем интервью с Зои, которая объясняет, как ее тело
“двигается по-другому”, то есть “похоже на танец”, когда она подключается к какому-то месту.
Когда “тело Зои движется, тогда что-то может двигаться”, и этот танец позволяет
“вдохновению и выражению”
fl
насквозь”. “Что-то”, что движется, - это “то, что
место пытается сказать мне”, что может быть “озарением” или “ощущением того, что мои предки или
предки этого места были вокруг меня”. Движение танца фундаментально, и
без движения нет контакта: “Если … Я каким-то образом замерзаю физически, а потом не
слышу. Я не могу слушать. Ничего не будет
fl
Течь сквозь меня. Так что мне нужно как-то двигаться
С ним, как бы это ни было просто, я должен каким-то образом двигаться физически”.
Хотя прочувствованный смысл обычно передается словом или фразой, жест или
движение могут быть более подходящими (Гендлин 2000: 263), и именно так часто
функционирует танец Зои. Ее воплощенное знание часто выражается типичным чувственным чувством: “если есть
что-то другое
fi
Если кто-то пытается заговорить, то у меня в горле будет комок, эм, горе
Будет дальше по моему телу, будет довольно тяжелым вокруг моих бедер и живота”.
В другое время она будет использовать “танец и движение, а также... [l]прислушивается к тому, что есть
, и видит, как оно хочет двигаться. Так что, пинаясь, или кружась, или просто раскачиваясь, или что-то
в этом роде, чтобы вывести это из моего тела, чтобы я знал, что это такое”. Это движение помогает ей
понять, что такое ощущение:
|
Я получу представление о том, в чем дело. “О, это все из-за горя”. Но я не обязательно
пойму всю глубину этого или то, как это происходит, пока не перееду.... есть закономерности
, которые мое тело повторяет неоднократно. Um. То, как движется мое тело, к которому я
привыкаю, указывает на то, что что-то происходит. Вы знаете, что-то
должно подняться на поверхность и выйти наружу. Чтобы я мог понять это немного лучше.
СОЗНАНИЕ
И
СПОСОБЫ
ОТ
ЗНАНИЕ
Прочувствованное чувство также облегчило Зои общение с гениальными локусами конкретного сайта:
На полпути вверх по холму растет старое боярышниковое дерево. Поэтому я всегда останавливался на
этом, так как чувствовал, что она была хранительницей внешнего кольца. Я понятия
не имею, чувствовал ли это кто-нибудь еще, но мне пришлось бы остановиться на этом... спросить ее разрешения, а затем ждать
ответа. И ответ пришел бы в телесном смысле.... Это похоже на ощущение
разрешения в моем теле.
Это разрешение было воспринято как легкое давление на ее спину: “Это было похоже на движение
вперед сзади. Типа ‘Да!’ Ты знаешь. Мягко подталкивая меня вперед”. Как только
Зои проходила эту стадию, она переходила на “внутренний уровень”, где часто “получала "нет".
Это было бы похоже на лобовое ощущение – как будто закрываешься. Я мог чувствовать это, да, это де
fi
наконец
передняя часть тела закрылась. (Держит раскрытые ладони перед собой.) Как будто кто
-то только что задернул занавеску или закрыл передо мной дверь.”
|
Эти примеры типичны для описания Гендлином ощущаемого чувства (см., в частности,
Гендлин 1981), когда кто – то испытывает значимое телесное чувство и – по
крайней мере, иногда-способен осознанно осознавать его значение
fi
канс. Лорен
спонтанно испытала этот процесс, когда увидела, как луч осеннего солнца осветил
небольшой шотландский водопад: “И там был один маленький водопад, и когда он начался, это
было ничто иное, как внезапно солнце просто поймало его, и оно было просто таким живым с цветами.
Он был розовым, а потом был белый – средний центральный поток был абсолютно белым,
эта сияющая белизна из этой темной воды, темной и чернильной”. Водопад был не только
красивым, но и красноречивым: “И я просто посмотрел на него, и у меня возникло это удивительное чувство просто,
что-то вроде разговора с Землей. Я не могу описать это по-другому – Это было так, как если бы Земля
просто разговаривала со мной”. Это явно чувственное ощущение, которое она могла осознанно понять:
Но, стоя здесь, я также – вы знаете – получил это сообщение о самых разных вещах – я
действительно вроде как разобрался. Я просто стоял там, и голова только что прошел через
вещи, а как бы было логично, я знал, что мне надо делать и я х, и
я знал, что мне пришлось сделать около леса, и я понял, что я должен делать о Y
и Z, и это было все, что приходит ко мне. И это было больше чувство, чем слова. Это
было просто... ты знаешь, мой разум создавал слова из этого чувства. Это было фантастически.
Ее переживание “чувства больше, чем слов”, из которого ее разум мог бы сделать “слова”
, является идеальным описанием того, что Гендлин называет “Сосредоточением”, процессом прислушивания к ощущаемому
чувству (Гендлин 1981). Фокусировка формализует то, что некоторые люди делают интуитивно, поэтому
спонтанный опыт Лорен не вызывает удивления (там же: 4).
Опыт Лорен был глубоким и мощным: “Это было [как], когда я
fi
сначала я узнала, что
беременна – я просто хотела сбежать с холма и рассказать всем, сказав: "Со мной только
что говорила Земля!’ Я имею в виду, что действительно чувствовал, что это связано с этим сайтом”.
Как говорит Мерло - Понти, “[я] - это тело, которое указывает и которое говорит”, и