Понятие и функции культуры.
Слово "культура"родилось в эпоху Античности и противопоставлялось слову "натура" (природа). Мир, созданный человеком и Мир порождённый природой противопоставлялись.
Культура в переводе «возделывать».
В Античности - пайдейя
Область знаний, определяющую сущность, функции и типы культуры - культурология.
Основные подходы (понятия) к культуре:
Семиотический подход.
Семиотика - наука о знаках и системах знаков. Культура рассматривается как текст (знаковый). Культура изначально задана человеку как письмо со знаками, которое нужно правильно прочесть.
Личностный подход.
Культура - воплощение личностных сил человека. Способ социально-исторического бытия личности.
Ценностный подход (аксиологический).
Культура - система духовных ценностей. У каждой культуры они свои. Культурен тот человек, который придерживается этих ценностей.
Основные функции культуры:
1. Познавательная и информативная.
Культура - это своеобразное самопознание человека, она показывает ему окружающий мир и его самого. Культура связывает поколения, давая каждому последующему знания и опыт предыдущих.
2. Коммуникативная культура.
Человек не может не общаться. Представители различных культур, народы взаимно обогащаются знаниями друг о друге благодаря этой функции.
3. Регулятивная и оценочная функции.
В культуре есть множество норм и правил поведения. Их цель - организация совместной жизни людей. Они обязываются человека держаться определённых границ поведения. У каждой культуры свои. Регулятор нравственности.
4. Духовная функция (аксиологическая).
Ядром культуры являются духовные ценности. Культура должна связывать человека с высокими идеалами и принципами.
|
5. Интеграционная - объединяет людей в группы.
Но как правило учёные сходятся в одном - что культура есть совокупность достижений в определённой сфере человеческой деятельности и она характеризует уровень развития.
Понятие философии и её различные исторические формы.
Термин "философия"переводится как Любовь к мудрости. Термин "философ"впервые предложил Пифагор. Так он охарактеризовал людей, стремящихся к знанию и ведущих высокоморальный образ жизни.
Античная Философия.
Сформировалась в Греции и Риме. Делится на несколько этапов:
Зарождение и формирование.
В первой половине 6 века до н. э. Появилась первая древнегреческая школа - Милетская (город Милет).
К ней принадлежали Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и их ученики.
Зрелость и рассвет (5-4 века)
Сократ, Платон и Аристотель. Пифагорейская школа и софисты.
Закат греческой философии.
Эпоха эллинизма. В это время главенствующие школы: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
Главные представители раннего стоицизма: Зенон, Ксенофан, Хрисипп.
Позднее как стоики прославились римляне Цицерон, Плутарх, Сенека, Марк Аврелий. Они последователи греческой школы - их идеал был невозмутимость и спокойствие перед внешними раздражителями.
Для этой философии характерен космоцентризм. Макрокосм - вселенная, природа и все её стихии. Микрокосм - человек (своеобразное повторение окружающего мира).
Высшее начало - судьба.
Средневековая философия.
Принадлежит эпохе феодализма (5-15 века).
Господствующим мировоззрением была религия. Идея монотеистического (одного) Бога.
Два этапа:
|
Патристика - сочинения отцов церкви, писатели, которые заложили основы философии христианства. Во время борьбы с язычеством.
Схоластика - соединение догматики и рационалистического обоснования. Главный принцип философствования средневековья.
Проблемой схоластики была проблема универсалий - общих понятий (То есть вопрос из существования). В попытке решить это родились три направления:
Реализм (существует только общее)
Номинализм (существование общего после конкретной вещи)
Концептуализм (существование общего до конкретной вещи).
Наиболее известные философы: Августин Аврелий и Фома Аквинский.
Философия Возрождения.
Термин "Возрождени"был предложен художником и архитектором Джорджо Вазари в 1550 году.
Средневековый теоцентризм (центр Мир - Бог) вытесняется антропоцентризмом (теперь главный человек). Бога не отрицают, он играет большую роль у умах людей, но появляется также и человек.
Человеку дана возможность мыслить и творить, что делает его похожим на Бога. "Вторым Богом" - как сказал Николай Кузанский (философ ренессанса). Человек начинает смело утверждать себя в науке, идеологии и практической деятельности. Открытие человека как главного объекта истории и культуры породило гуманизм - новое мировозрение. Философская идея Возрождения - гуманистические неоплатонизм (идея единства природы и человека).
Философы: Кузанский (При этом Кузанский критиковал схоластику как «учёное незнание» — противопоставляя ей «мудрое незнание» (docta ignorantia), в стиле Сократа. Об учённом незнании), Джордано Бруно (Одно из множества выставленных против него обвинений — учение Бруно о бесконечности вселенной и множестве миров), Фичино, Маккиавели (Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели), Пико Делла, Коперник, Галилей, Лоренцо Валла (Обосновывал и защищал идеи в духе эпикуреизма. Считал естественным всё то, что служит самосохранению, удовольствию, счастью человека. "О красотах латинского языка").
|
Философия нового времени.
Просвещения. 17 век
Главная характеристика - признание разума высшей инстанцией. Мыслителей заинтересовала проблема источника человеческих знаний. И появились два направления:
Рационализм - всё от разума. Связан с реализмом. Врождённые идеи - основа познания. Развивает теорию дедукции (от общего к частному).
Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Эмпиризм - познание от чувственного опыта. Критикует теорию врождённых идей. Индуктивный метод (от частного к общему).
Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм.
Этапы французского Просвещения:
Вольтер и Монтескьё (Свобода есть право делать всё, что дозволено законами)
Энциклопедисты (Дидро)
Руссо и руссоизм
Немецкая классическая философия.
Родоначальником был Иммануил Кант.
По Канту Мир это вещь в себе. И человек не может в него проникнуть. В этом мире находятся Бог, душа и свободная воля. Поэтому науку не в состоянии судить об этом, ей это недоступно (трансцендентно).
Показал сложность процесса познания.
Шеллинг внёс идею понимания природы через противоречие.
Абсолютный разум - единственная реальность. Кроме него нет ничего.
Гегель считал, что Мир это - абсолютная и бесконечная идея. Развитие осуществляется через борьбу противоположностей. Что в ходе этого происходит отрицание одних понятия другими.
А философ Фейербах утвердил, что абсолютная идея и разум ничем не отличаются от Бога. А познать реальность можно через органы чувств (сенситивный способ).
Главной особенностью немецкой философии было возвеличивание человеческого разума. Утверждение безграничности познания. И момент гуманизма и нравственности (категорический императив у Канта).
Философия новейшего времени.
19-20 век
Возникло движение, направленное на защиту традиций классической философии. Неоклассическая философия. В Германии был лозунг "Назад к Канту". Открываются неокантианские школы: Марбургская и Баденская.
Марбургская школа занималась вопросами познания, выдвинула понятие "бесконечно малого" - которое есть предмет бытия.
Внимание Баденской школы направлено в сторону социально-гуманитарных наук. Они выдвинули тезис о двух классах наук: исторических (наук о духе) и естественных. Есть и два метода познания: исторический - индивидуализирующий и естествознание - обобщающий.
Помимо этого усиливается философия иррационализма.
Предэкзистенциализм Кьергегора, философия жизни Ницше, Шопенгауэра и Бернгса, прагматизм Пирса и Джеймса. Они затрагивали вопросы личностного выбора человека и повседневной жизни.
Экзистенциализм (философия существования) - учение о проблеме уникальности и неповторимости человеческого существования. Главный предмет этой философии - бытие конкретного человека. Его экзистенция.
Переживания в его собственной жизни являются для него главной реальностью.
Светский: Хайдеггер, Сартр, Камю.
Религиозный: Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов.