Эпоха Возрождения: открытие мира и открытие человека.




Периодизация:
Проторенессанс (2 половина 13 века - 15 век)
Раннее Возрождение (начало и конец 15 века)
Высокое Возрождение (конец 15 века и первые 20 лет 16 века)
Позднее Возрождение (середина 16 века и его конец)

Формируется капиталистический уклад (изменение в экономики). Зарождаются новые классы буржуа и пролетариат. Обезземеливание крестьян - бродяжничество. В 16 веке реформация церкви - Мартин Лютер придумал Протестантизм (лютеранство, кальвинизм, цвинглианство).
Складывается Абсолютизм в 17 веке. Абсолютная монархия - неограниченная власть монарха. Людовик 14. Король солнце,
Религиозные войны между католиками и протестантами: Варфоломеевская ночь.
Войны за независимость: в Голландии и в Америке, в Англии (но потом стала называться буржуазная).
Великие географические открытия открытием эпохи колонизации.
Возникает светское видение мира - гуманизм. В центре человек, его достоинства. Антропоцентризм.
Гуманизм свергает схоластику.
Открывает заново античность. Становление наций и национальных искусств. В 15 веке появляется книгопечатание (Гутенберг). Появляется интеллигенция, гуманисты.
Возрождается античный стиль архитектуры.

Появляется стиль классицизм

Лопе де Вега - испанский театр.
Появляется новый герой - молодой, амбициозный, желающий перемен. Театр отражает политическую Обстанвовку. Отказ от принципа единства места и времени. Но сохраняется действие. Смело объединял элементы комического и трагического. Слуги играют важную роль.

Началось в Италии Возрождение. А Северное началось в 16 в.
Сначала было в Италии.
Страны германоговорящие.
Сильное влияние готического искусства. Оно более грубое. Меньше влияния античности.

Буржуазные революции

Радикальные изменения в мировоззрении. Мелочное отношение к человеку меняется на противоположное. Высокую оценку получают обыденные ценности человека. Человек ставится в центр вселенной - антропоцентризм.
Раньше человек был низок, убог и раб Божий. То сейчас человек умён, прекрасен и прогрессивен, так как он создан по образу и подобию Бога. На смену Средневековой аскезе приходит античный эпикуреизм, этика наслаждений и преклонение перед красотой человеческого тела. Вообще, эпоха Возрождения возражает античные ценности и идеалы.
В городах появлялись новые и новые культурные и научные центры.

Неимоверными темпами развивается наука. Географические открытия и появление естествознания стали переломными моментами в сознании человека. Человек Возрождения верит в мощь разума и свою творческую силу.
Гуманизм выставляет на первый план мудрость человека и её достижения, как высшее благо разумного существа.
В познании подлинное счастье.
"Человек не игрушка в руках Фортуны, а хозяин своей судьбы".
В эту эпоху внимание направлено на индивида (нет средневекового коллективизма). Гуманисты считали, что человек рождается идеальным, а зло приходит лишь с плохим воспитанием. Они во многом расходились с церковью и отсюда рождалось много антиклерикальных (антицерковных) идей.

Большое значение имеет этикет при дворе, соревнование в учтивости. На всё случай свои законы и ритуалы. Всё, можно сказать, обыгрывается по красоте. Начиная от коронации, заканчивая казнью.

· Желание жить красиво и прекрасно превращает каждый день в праздник. Повседневный обиход становится ярким и вызывающим. Сама повседневность предстаёт в искусственной, стилизованной форме. Стилизация есть двух типов: северный (рыцарский) и южный (ренессансный).
Также есть понятие Северное и Южное возрождение (по географическому признаку).
В Италии, ориентированной на античные образы, утверждается гуманизм. "Бесконечный праздник бытия" (особенно для придворной жизни. Утром, днём и вечером. Турниры, охоты, состязания, балы, маскарады, пиры. Огромный скачок в развитии искусства и повальный интерес к нему. Литература, поэзия, живопись, скульптура, архитектура, философия, музыка, история. Папы и кардиналы из церкви покровительствуют художникам и скульпторам. Заказывают у них работы.
Изменяется лицо аристократии.
Теперь знать идёт по гуманистической направленности. Теперь, чтоб блистать при дворе, нужно обладать знаниями и умением их красиво подать. Придворный должен владеть латынью и греческим, читать античных авторов, писать стихи и играть на музыкальных инструментах. Вот идеальный образец для подражания.
Знания необходимы, чтобы сделать праздную жизнь нескучной и более разнообразной.
Досуг был по всем канонам античности - высокий и полезный (чтение и так далее).
В Возрождение появляется роскошное и пышное декорирование. Богачи коллекционируют у себя картины, скульптуры и так далее. Также многие из них выступают в качестве меценатов и покровителей талантливых мастеров искусства.

На Севере стилизация носит рыцарский характер. Старая аристократия ещё играет свою роль. Но всё подвергается изменениям. Вся жизнь обставлена как праздник или пышный спектакль. Все, что связано с войной и доблестью стилизуется под триумф и героическое празднество. Турниры теперь украшаются и воспринимаются как красивый праздник для увеселения людей. Повсюду гербы, девизы, ордена и флаги.
Турниры превращаются в красочные представления.
В войне всё ещё сохраняются рыцарские понятия доблести и чести. Сохраняется обычай аристии - героические поединки при всём войске.

Брак рассматривается как уважительное положение в обществе. Холостяки подвергаются насмешкам и порицанию. Женщин было гораздо больше мужчин (гибель на поле боя). Также действовали запреты: священнослужители не могли состоять в браке, также подмастерьям в ремесленных цехах запрещено было жениться (женатому подмастерью же был закрыт проход в мастера).
Для женщины брак способ устроить свою жизнь, так как женских профессий было очень мало. Помимо этого, было ещё два варианта: монастырь или проституция.
Но в монастырь принимали женщин из высших слоёв.
Браки для всех слоек заключались в раннем возрасте. Не было запретов на вступление в повторный брак, для вдов это даже поощрялось.
Брачные отряды эпохи Возрождения стали свободными, даже откровенными. Наполнены эротикой.
Был также обычай пробных ночей. Когда к девушке приходил ночами выбранный ею юноша. И затем они решают, будут ли в браке или разойдутся. В случае расхода, девушка ищет себе нового партнёра, это её не бесчестит. В случае беременности девушки, парено должен взять её в жёны.
Но всё же мораль того времени требует от женщины сдержанностями и порядочности.

В семье была патриархальность. Муж Глава и повелитель. Жена должна быть кроткой и покорной. Закон позволял мужчине физически наказать жену по надобности. Но мужчина, попавший под каблук жены, карается уже обществом.
Грубо говоря, если жена побьёт мужа, то сначала ей, а потом ему выпишут денежный штраф или же арестуют.
Бесплодность женщины считалось проклятием за грехи.
Измены были распространённой проблемой. Честь жены не страдала от измены мужа, но если изменяла жена это наказывалось. Но существовал обычай, когда дорогому гостю предлагалась жена. Иногда вельможи просто торговали своими жёнами.
Дабы удержать целомудрие, был изобретён специальный пояс девственности.

· Культ прекрасно дамы прошёл тоже эволюцию и наполнился эротизмом. Этикет не был таким аскетичным, но всё таки были правила обуздания своих страстей.
Эпоха куртуазности. Воспевание женской красоты отобразилось в литературе, поэзии, музыке и песнях. Ярким примером служит "рыцарский роман", где всегда был персонаж прекрасная дама.

Очень острой темой стала тема смерти. В 14 веке появляется понятие "макабр" (это откуда-то с Востока, возможно принесли рыцари из крестовых походов). С этим понятием связывали всю тему смерти. Макабрическая культура в атрибуты смерти и её символы.
Очень много проявлений в искусстве: стихах, гравюрах, картинах, скульптурах.
Предполагаемо, что такой интерес к смерти вызван наследием средневековья: тогдашними эпидемиями болезней, уносящие тысячи жизней.

В 15 веке возникает целое "искусство умирать". Нет большего несчастья, чем внезапная смерть. К ней нужно заблаговременно подготовиться. Смерть в одиночестве удел бедняков. А публичная смерть это правильная смерть. На смертном одре разыгрывался целый спектакль - стилизация под небесный суд.
В 16 веке это понятие меняется в корне. Тебе оно означает жить праведно и быть готовым встретить смерть в любой момент, чтобы не было страшно умереть грешником, а быть всегда правильным человеком.

Как и в Средневековье города ужасно грязные. Улица были маленькие клоаки, помои выливали на улицу, в каждом дворе были конюшни.

В 15 веке - ренессансный стиль костюма.
Костюм эпохи Возрождения призван подчёркивать прекрасные формы и пропорции тела. Тело принято частично обнажать.
В 16 веке пришёл стиль маньеризм из Испании. Он противопоставлялся итальянцам. Закрытость, чопорность, высокомерие аристократов.
Костюм Возрождения - резаный.
Появляются вязанные чулки. Штаны иметь разную форсу и длину (могут быть двойными). Разнообразны головные уборы: шапероны, мягкие шляпы, бареты, высокие токи.

Италия - основные виды одежды: рубашка (камича), штаны-чулки (кальце), узкая безрукавка или куртка с рукавами (соттовесте, фарсетто, джуббоне), а также верхняя одежда типа плаща или накидки (джорне, догалине и др.)

Испания: Мужской костюм состоял из рубашки (камисы), штанов-чулок (кальсес), узкого жилета без рукавов и куртки (хубона). Женский придворно-аристократический костюм получил законченную жесткую каркасную форму. Испанский корсет - железный, не имеет вогнутых линий, его задача - выпрямить фигуру, полностью скрыть ее формы. Лиф треугольный, заканчивается шнипом, талия опущена вниз. Плечи выпрямляются, укорачиваются, снабжаются ватным валиком. Шея полностью закрыта фрезой. Юбка натянута на каркас из металлических обручей - вердугос, образующих пирамидальную форму. Рукава имеют форму окорока, расширяясь вверху.

Франция: Костюм во Франции испытывает влияние испанского: становится каркасным, получает высокий стоячий воротник, яркие цвета сменяет темная гамма. Он состоит из рубашки, верхних штанов (о-де-шосс) и нижних штанов-чулок (ба-де-шосс). Во второй половине 16 в. появляются трикотажные чулки (до колен). На рубашку надевали пурпуэн (колет) - вид куртки (имел глубокий вырез, а также заимствованную у рыцарских доспехов съемную баску до колен, напоминавшую юбку). Верхняя одежда широкая и короткая - это сэ (без рукавов), шамарр (с рукавами), кабан, плащи и др. Пожилые люди носили длинную одежду.

· Среди великих писателей и поэтов того времени:
Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Николо Маккиавелли, Лудовико Ариосто и Торквато Тассо.
Также были писатели не только из Италии: Мигель де Сервантес и Франсуа Рабле.

Становятся очень популярными драма и театр. Наиболее известные драматурги: Уильям Шекспир и Лопе де Вега.

Среди великих учёных и философов Возрождения: Николай Кузанский, Леонардо Бруни, Галилео Галилея, Николая Коперника, Джордано Бруно, Мишель Монтень, Мартин Лютер, Томас Мор, Эразм Роттердамский.

Художники: Сандро Боттичелли, Пьеро дела Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Тициан Вичеллио и многие другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: