Барокко. Рококо. Классицизм.




Стилевые особенности.
Новое время. 17-18 века
Большие художественные стили.
Барокко - 17 век. Даже двигались в даже Борокко. Идеи, социальная принадлежность.
Приходит осознание несовершенства, человек тростник не ветру. Под ударами стихий. Стихия это абсолютна власть, период расцвета абсолютной монархии - 17 век. Людовик 14.
Линия кривая, волюта, симметричный стиль.
Яркий, открытый цвет, золото.
Глубина поверхности.
Крупные формы, монументальность, величественность. Во всём.

Эпоха просвещения и нового времени (17-19 века) подарили миру множество ярких стилей и направлений в искусстве. К самым заметным стилям относятся: барокко, рококо, классицизм и ампир.

У них имеется ряд общих особенностей:
Роскошь - эти стили использовала аристократия, поэтому их называют дворцовыми или королевскими (классицизм самый скромный стиль из этих).
Большие и просторные помещения с высокими потолками (в наименьшей степени относится к рококо)
Декорирование: лепнина, настенные росписи и картины, изделия из дерева, резьба по мебели.

Барокко - богатство и роскошь. В переводе с итальянского (странный, причудливый). Не знает конкурентов в пышности и помпезности. Родиной барокко считается Италия. Стиль появился в конце 16 века, расцвёл в 17 веке и был предназначен для оформления папских покоев. Оно возвеличивало церковь и использовалось для убранства соборов. Но очень скоро стиль вышел за пределы Ватикана и Рима и распространился на другие страны. Также был страшно популярен у светских людей, так как его роскошь и богатство отражали их образ жизни.

В декоре фасадов присутствуют сложные волнообразных формы, создающие ощущения потока и движения. Изогнутая линия карниза и раздроблённый антаблемент. Основной мотив барокко - симметричный овал, спираль. Он выражает главную идею стиля: динамику, экспрессивную пластику, патетику и пафос.
Набор элементов барочной декорации включает фигуры, гирлянды, трофеи, раковины, пальметты, львиные головы, картуши и так далее.
Для барокко характерна так называемая "боязнь пустоты"и желание заполнит всё. Принцип пластичности обеспечивает свободное перетекание форм. Иногда колоны и стены в барокко выглядят не как опоры, а кажутся неустойчивыми массами.
Все композиционные приёмы призваны создать ощущение иррациональности, впечатлить зрителя и вызвать напряжение и восторг.

Отличные особенности стиля Барокко:
Иллюзорность - интерьеры обманчивые. Они стремятся убедить зрителя в роскоши, которой на самом деле не существует.
Подчёркнутое богатство, роскошь и изобилие всего.
Отделка стен и потолков - обилие золотистых оттенков, насыщенность. Настенные и проточные фрески с мифологическими сюжетами или причудливыми узорами.
Полы - для пола использовался однотонный паркет. Также укладывался натуральный камень, мрамор, гранит или максимально достоверная имитация из керамики.
Декор - витиеватые узоры в лепке, фрески и роспись. Много позолоты, серебра, меди и бронзы.

· Рококо - 18 век.
Последняя треть уже не Рококо.
Нет чёткой границы между стилями, постепенно. Социальная принадлежность - уходящей аристократии. Дворянство теряет свои позиции. Эпоха буржуазных революций. Камерность, изящество, отточенность форм, маленькое, миниатюрная. Искусственность. Головки напудренные, парики. Ювенильность. Попытка остановить время, ориентация на молодость. Идеал молодой пастушки и пастушка. Реакция на искусственность -обращение к природе. Руссоизм. Реакция на избыточную искусственность. Назад к природе, природная идиллия. Буше, Фрагонар, Ватто.
Вернулась симметрия.

Рококо - утвердился в Европе как культ естественности. В основе мировоззрения рококо лежала философия либертинажа (освобождённый) - которая обозначала свободу от религиозно-церковных норм. Также называют стиль Людовика 15. Зародился во Франции в 18 веке после смерти Людовика 15.
Он более интимный, камерный, манерно-утончённый. Стремится не впечатлять, но доставлять удовольствие. Даже парадные помещения преображаются: место огромной залы занимает меньший по размеру салон. В фешенебельном доме теперь есть вестибюль, кабинет, будуар, спальня. Все они предназначены "для общества", для приема гостей. Рококо происходит от французского слово означающего "ракушка". Рококо относится преимущественно только к интерьерам. Этот стиль похож на Барокко, но их разделяют несколько отличий:
Стиль рококо скорее изящный, лёгкий, игривый и затейливый.
Наряду с большими помещениями присутствуют маленькие комнаты, уютные пространства - альковы (большие ниши для спальной зоны)
Цветовая гамма в светлых оттенках розового, голубого, нежно-зелёного, жемчужного и перламутрового.
Отделка стен и потолка - тончайшие лепные узоры, резные панели, изысканные зеркальные элементы, гладкая покраска, ручные фрески.
Полы - узорчатый паркет и ковры
Декоры - позолота, текстильное убранство, хрустальные и стеклянные элементы.

Мебель небольшая по размерам, но очень удобная о вычурная, ножки столов и стульев изящно изогнуты. Дополнительный декор: медальоны, растительные узоры и орнаменты, виньетки.
Орнамент мог состоять из листьев и цветов, собранных в небольшие букеты, фигурных медальонов, розеток, гирлянд, крыльев птиц, волн, ромбовидной сетки (трельяжа). Он изящен и неповторим, асимметричен и деструктивен, кажется произвольным. Орнамент органично сочетается с китайскими мотивами: драконами, птицами, обезьянами, живописными фигурами китайцев (шинуазри). Китайская экзотика становится особенно модной, что также отвечает потребностям в новизне и развлечениях. Для рококо характерна неброская цветовая гамма, пастельные тона: розовый, голубой, зеленоватый. Излюбленное сочетание - белое с золотом.

Классицизм
Возник в эпоху Возрождения. Классицистические элементы. Возврат к античности.
Классицизм в театре, в том числе в эпоху Барокко и рококо.
Классицизм востребован абсолютизмом. Нужно построить народ, нормативы, унификация.
Развитие - последняя треть 18 века после рококо.
В Ренессансе только обратились к античности, а в классицизме античность уже исследована. Классицизм в поздно рассвете.
Перерос в ампир - начало 19 века.
Классицизм - поворот к античному искусству. Зародился в Европе в начале 17 века. Господствовал в конце 18 - начале 19 века. Его основа - пропорции и гармони античной архитектуры. Классикус в переводу с латыни - образец. На развитие классицизма повлияло открытие города Помпеи в 1755 году. В результате это стало естественным развитием архитектуры эпохи Возрождения.
Черты классицизма, взятые из античности: фасад греческого храма или римского сооружения с портиком, колоннадами, треугольным фронтоном, пилястры, карнизы, элементы ордерной системы. Украшения фасадов: гирлянды, урны, розетки, пальметты, меандры, бусы и ионики.
Белые потолки, почти лишенные украшений; стены, окрашенные в белые, серые или бледно-зеленые тона; классически простые камины, карнизы, зеркала; римские или греческие мотивы росписи - таковы отличительные особенности стиля.
Светлые цвета, чтобы акцентировать внимание на архитектурных элементах.

· Интерьер классицизма - спокойный, стремящийся к идеалу, лаконичный, благородный.
Внутреннее убранство характеризуется чёткими геометрическими, максимально правильными формами.
Цветовая гамма: светлые и насыщенные тона, бледно голубые, бледно-зелёный
Орнаменты с античными мотивами - строгие и геометрические.
Отделка стен - обои с роскошными ажурными рисунками или узорами.
Полы - паркет из элитных сортов древесины.
Мебель классицизма имеет строгие формы. Излюбленный материал - красное дерево.
Для украшения используется золоченая бронза или латунь. Мягкая мебель обивается роскошными тканями: шелком, гобеленом. Ножки прямые, имитируют античные колонны.

Ампир - завершающий аккорд нескольких направлений европейской классики. Он вобрал в себя все особенности и лучшие черты всех стилей. Стиль связан с именем Наполеона Бонапарта, известного своими имперскими амбициями. Именно он привил Европе моду на триумфальную величественностью и мощь. Слово ампир происходит от слова империя.

Архитекторы этого стиля старались максимально точно передать воинскую доблесть величественную мощь государства. Для этого в декоре использовались воинские доспехи, лавровые венки, львы, орлы и так далее. Разница между классицизмом в том, что классицизм в основном применял наследие Древней Греции, а ампир Древнего Рима.

Ампир появился во Франции в конце 18 века и его также называют стилем позднего Классицизма. Главным создателем стиля стал художник и декоратор - Жан Луи Давид. Стиль стал безумно популярным, в том числе в России.

Интерьер ампира - торжественный, парадный.
Цветовая гамма - яркие тона контрастируют с мягкими, пастельными цветами, много позолоты, зелёные и пурпурные оттенки.
Симметрия. Большие высокие пространства, прямолинейные очертания, триумфальные арки.
Отделка стен и пола - обои и ткани с характерными узорами. Обилие лепнины на потолке.
Мебель - массивная из натуральной древесины красного цвета, ореха, карельской берёзы и тополя.
Обязательный атрибут всех интерьеров - зеркала.

В 19 веке на смену ампиру пришла эклектика - смешение стилей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: