Человек в философии экзистенциализма.




Экзистенциализм - философия существования.
Направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности и существование в мире.

Экзистенциализм начал зарождаться в середине 19 века. А в первой половине 20 века приобрёл актуальность и стал очень популярным.

Это способствовали следующие факторы:
1. Нравственные, экономические и политические кризисы в период двух мировых войн.
2. Бурный рост науки и техники во вред человеку (военная техника).
3. Опасность гибели человечества (войны, экологические катастрофы)
4. Жестокость и бесчеловечность.
5. Распространение фашистских и тоталитарных режимов.
6. Бессилие человека перед всем этим.

Проблемы, которых касается экзистенциализм.
Уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний и надежд.
Противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью.
Проблема отчуждения человека (общество, государство подавляют человека).
Одиночество и заброшенность человека.
Бессмысленность жизни
Внутренний выбор
Поиск своего я и места в жизни

Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813-1855)
Он поставил вопрос - почему философия занимается огромным количеством вопросом и почти не уделяет внимания человеку.
Считал, что философия должна помочь человеку с его проблемами и найти истину.
Выделял два понятия:
Неподлинный существование - подчинённость обществ, жизнь как у всех и со всеми, плыть по течению, без своего Я
Подлинное существование - выход из этого состояния, нахождение своего я, стать хозяином судьбы.

Чтобы достичь подлинного состояния нужно пройти три стадии:
Эстетическая - человек плывёт по течению и стремится к удовольствиям.
Этическая - человек делает сознательный выбор, выбирает себя.
Религиозный - осознаёт своё призвание и Мир перестаёт быть препятствием для него.

Представители экзистенциализма: Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю

По Ясперсу обычно живёт заброшенной, не имеющей смысла жизнью - как все. Притом, он не знает себя в действительности, о своих скрытых способностях и возможностях.
Человек познаёт себя в ситуациях пограничных между жизнью и смертью.
Благодаря этому он соприкасается с трансцендентальностью - высшее бытие.
Человек приближается к этому состоянию через: эротику-секс, единство себя с внутренним миром, свободу, смерть.
"Смысл и назначение истории"

Марсель "Быть и иметь"
Бубер "Я и ты"
Бердяев "Смысл творчества"

· У Сартра основная проблема - проблема выбора.
Центральное понятие - "для себя бытие".
Для себя бытие - высшая реальность для человека. Но полностью себя осознать человек может только через "для другого бытие" - это взаимоотношения с другими людьми. Человек видит себя через отношения к нему других людей.

Важное условие жизни человека - свобода. Человек обретает свободу только в выборе, причём в выборе жизненно важном, судьбоносном для него. Это называется экзистенциальный выбор. С каждым экзистенциальным выбором человек определяет свою судьбу и переходит из одного бытия в другое. А вся жизнь и есть цепочка таких "маленьких жизней".

Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Даже заключённый в тюрьме свободен, покуда что-то хочет (сбежать, например).
Но также есть ответственность за всё, что человек совершает.
Человек не отвечает только за своё рождение, а дальше все зависит от него.

Главный тезис Камю - жизнь человека бессмысленна.
Многие люди живут обывательскими интересами повседневности, не придавая своей жизни глубокого смысла. С другой стороны те, кто наполняют жизнь смыслом и мчатся вперёд понимают, что впереди лишь смерть. Жизнь человека - абсурд.

Камю приводит два доказательства абсурдности жизни:
Соприкосновение со смертью - как только человек сталкивается лицом к лицу со смертью, все его достижения, награды и важные вещи в миг теряют смысл.
Соприкосновение с окружающим миром - природа настолько сильна, что человеку нечего ей противопоставить.

По Хайдеггеру экзистенция - это бытие, к которому человек сам себя относит.
Бытие человека происходит в окружающем мире. А бытие в этом мире состоит из двух частей:
1. Бытие с другими
2. Бытие самого себя

Бытие с другими засасывается человека, обезличивает, он становится как все.
Бытие самого себя возможно только при отличии своего Я от других.

Человек, желая остаться самим собой, должен противостоять другим, отстаивать свою идентичность. Тогда он будет свободен.
Отстоять себя - главная задача человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: