Культура европейского Средневековья.




Рубикон между Античностью и Средневековьем это распад Римской империи.

Средневековье охватывает период с момента падения Римской империи до момента формирования культуры эпохи Возрождения.
Раннее Средневековье (6-10 века)
Высокое Средневековье (11-15 века)
Позднее Средневековье (16-пер. пол 17 века)

Варваризация - варвары разрушили античную культуру. С 4 века активно распространяли христианство.
Общественная система - феодализм. Монополия господствующего класса на землю. Феодалы (сеньоры) обладают землёй. Цивилизация раннего средневековья это слияние культур варваров и римлян.

Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. Было беспрекословное поклонение перед авторитетом церкви, как самого образованного и праведного общественного института.
Человек эпохи средневековья представлял себе Мир как арену противоборства добра и зла, Бога и дьявола. Но у церкви безусловно были и плюсы: она заботилась о бедных, больных, сиротах и стариках.
Начало Средневековья связано с великим переселением народов, начавшимся в конце 1 века. На территорию западной римской империи вторглись варварские племена: вандалы, готы, гунны и другие народы. После распада империи в 476 году на её территории образовался ряд недолговечных государств, состоявших из чужеземных племён, смешавшихся с коренным населением.
Франки разместились в Галлии и Западной Германии, вестготы - на севере Испании, остготы - на Севере Италии, англосаксы - в Британии.
Культура античного мира испытывала глубокий кризис. Варвары принесли своё мифологическое мышление и обычаи, произошла варваризация.

В средневековье главенствует феодальная иерархия. Феодализм - это система личных связей, иерархически объединяющая людей высшего слоя общества.
Феодальная лестница строилась на зависимости одних феодалов от других. Вассала от сеньора. Эти отношения устанавливались вассальным договором, который был выгоден обеим сторонам, он не принижал достоинства вассала. Символическая церемония - оммаж оформляла этот договор (вассал садился на колени и давал свои руки сеньору, а тот принимал его в семью, поднимал с колен и целовал). Вассал произносил клятву - фуа (на мощах святых, становясь человеком сеньора).
Вассал был обязан своему сюзерену (феодалу) помощью в делах. Главная помощь была в военном деле, вассал проходил военную службу, а также охранял замок своего феодала, вассал может внести денежные взносы за своего сеньора. Также важным моральные функции: вассал отстаивает интересы сеньора и оберегает его жену и детей.
Сеньор же должен защищать своего вассала от притеснений более сильных и в случае его смерти, опекать его семью.
Эти обязательства считались нерушимыми, но в действительности часто нарушались.
В феодальную иерархию входило множество разных классов и слоёв: король, князья, бароны, графы, герцоги, виконты и так далее.
И все были повязаны вассальной зависимостью друг с другом.
Но действовало правило "Вассал моего вассала не мой вассал". Поэтому, например, в случае чего, король не мог призвать вассалов своих герцогов.

· Основным занятием рыцарства является война. Со временем аристократия (рыцари) занимает положение военных.
Феодальная война - универсальный способ решения конфликтов, а также это неприкрытый грабёж. Власть теперь по надлежит не государству (как в античности), а сильнейшему. Самоуправство и своеволие господина - характеристика этого времени.

У рыцарей тяжёлое вооружение, сражаются верхом. Имели очень тяжёлый доспех, весом от 60 до 80 кг.
Были очень натренированы и физически развиты. Сакральным орудием рыцаря являлся меч. Он символизировал социальный статус владельца. Его благословляли и освящали на алтарях. Также популярное оружие - копьё.
Конь также был покрыт доспехами.

У рыцарей процветал культ силы и доблести. Жизнь рыцаря полна опасностей и активностей (война, турниры, охота). Он должен быть красив и привлекателен. Главные ценности рыцаря - мужество и отвага.
А самое ужасное, что может произойти - это обвинение в трусости. Поэтому бесстрашие шло вопреки здравому смыслу. Рыцарь скорее умрёт как герой, чем выживет бегством. Например, Роланд отказался трубить в рог для помощи и в результате погиб весь его отряд.
Со временем люди привыкают к жестокости и чем воин безжалостнее, тем он более силён и уважаем. Кровавое и жестокое время.
Главное развлечение рыцарей, помимо войны, были турниры. Функции турниров: демонстрационная (показать силу), тренировочная и обучающая. Для зрителей это же развлечение.
Нередко заканчивались сильными травмами или смертью, но это не уменьшало их популярности.

Также был класс зависимых крестьян.
По сути самый низкий класс. Крестьяне, державшие земельный надел, должны были выплачивать сеньору ренты (натуральную - продукты, скот), а затем и денежную. Это была наисильнейший форма закрепощения. Такая личная зависимость называлась - серваж.
Было много разных обязательных платежей для таких крестьян.
Сеньор обладал правом "мёртвой руки" - после смерти крестьянина мог забрать всё, что тому принадлежало. Это назвалось менморт. Если у крестьянина не было ничего, то сборщик отрубал трупу руку и приносил сеньоре (символ его господства).
Также сеньор имел право на первую брачную ночь с невестой своего подданного.
Также крестьяне выплачивали баналитеты - плата за пользование новыми техническими изобретениями (мельница, печь, давильный пресс). Пользоваться ими их заставляли.
Насильственной внедрение "технического прогресса".
Единых законов не было, сеньор судил всех по собственным законам своей местности. Принцип "моя земля - мои правила".

Во всём этом мире голода и нищеты крестьяне занимают нижайшее место и существуют на грани выживания.
Часто встраивались междоусобицы и восстания крестьян, бунты. Из-за голода, нищеты и бесчинств сеньоров.
Обе стороны воевали крайне жестоко: что крестьяне, что господы. Одни были в отчаянии, другие старались запугать.
Также был слой горожан. Они были свободны. В городе создавалась коммуна, община горожан. Они назывались бюргеры. Коммуна противоречила феодальным устоям, так как члены коммуны были равны между собой. Во главе города стоял патрициат - богатые домовладельцы. Формируется городской совет, судебная коллегия и администрация.

Низшие слои города - плебейство и рабочий люд. Частое явление на улицах города нищенство и бродяжничество. Но жить подаяниями было незазорно. Считалось, что это Божья воля. Нищенские монашеские ордена сделали из бедности духовную ценность.

· Женщина занимает второстепенное значение. Мужчин ставят выше, женщина от него зависима. "Жена от мужа, а не муж от жены" (из догматов христианства). За библейскую историю с Евой и яблоком, развивалось понятие женофобии. Женщина - носитель греховного соблазна. Всё, что касается эротики под запретом. Идеал, к которому нужно стремится - абсолютное воздержание, девственность и духовный брак. "Тело не для блуда, а для Господа" - апостол Павел. Брак становится таинством, а его главная цель - рождение детей. Также функции брака: давать советы, оказывать помощь, избегать грехи.
Супруги не должны горячо любить друг друга, брак должен быть аскетичным.
Церковь объявляла брак вечным и нерасторжимым, но разводы, хоть и редко, но происходили. Причиной могли стать: отсутсвие детей или нарушение церковных установлений.
До 12 века женщины не могли наследовать имущество феодала-отца. За неимением сына, всё наследство уходило мужчинам родственникам.
Моногамия - единобрачие остаётся все таки недостижимым. Знатные вельможи меняют жён, когда заблагорассудится, напоминая восточных владык. Имели столько жён, сколько сможешь прокормить.
Средневековый человек в первую очередь принадлежит семье, а уже затем обществу.

Парадокс, но в средневековье была и проституция. Более того, церковь и государство убеждали всех в неизбежности проституции. Что она неискоренима, как и сам грех. Дома терпимости содержались городским советом. В проституции находили даже пользу - она уберегала от более страшных грехов: нарушение супружеской верности, соблазнение приличных женщин и так далее.
Но общество относилось к ним с презрением и требовало отделения их от порядочных женщин, что выражалось в их одежде.

Популярное явление - Культ прекрасной дамы. Прекрасной даме поклоняются странствующие трубадуры, менестрели и миннезингеры.
Благородная и возвышенная Любовь - одно из главных ценностей рыцарей. У них две страсти "сражаться и любить". Причём объектом любви становились женщины из высоких слоёв. Эта Любовь была бескорыстной.
Любовный отношения строятся по типу вассальных. Только здесь сеньор - женщина. Влюблённый приносит клятву любви и верности. Рыцарь служит идее доблести, а дама - повод для выражения чувств и мужества. Любовь носит платонический характер.

Церковь является мощной организацией. Христианская церковь - сила, объединяющая всю Европу. Но сама церковь делилась на конфессии.
Церковь учила и давала человеку понятия добра и зла, учила, что такое хорошо, что плохо. В сознании людей существовало два плюса - Бог и дьявол.
А человечество это яблоко раздора между этими двумя силами.
Человек - песчинка и ничто перед вечным. Каким бы ты великим не был при жизни, перед Богом ты предстаёшь нагим. Надо заботится не о жизненном благополучии, а о спасении души.
Духовенство и священнослужители самые образованные люди этого времени.
Образование вообще не считалось обязательной добродетелью, так что практически всё население было безграмотным. Это последствия варваризации и культурного падения после античности. Лишь с развитием городов стало развиваться и образование, появлялись светские школы с учителями (магистрами).
Эти заведения не подчинялись церкви и готовили новых членов городской администрации.

.

· Средневековый Мир полон жестоких нравов, он скуден, убог и беден. Уровень жизни очень низкий. Нет стабильности и уверенности в завтрашнем дне: постоянные войны, голод и эпидемии болезни.
Рождаемость и смертность примерно на одном уровне. Триада смерти: голод, болезни и войны.
Тяжёлой была жизнь ещё потому, что все достижения античного мира канули в лету из-за варваризации. То есть человечество само себя отодвинуло назад.
Но высшие слои всячески демонстрировали своё превосходство роскошью еды и деликатесов. Еда символизировала достаток человека.
Низкий уровень медицины, два постоянных способа на все болезни: кровопускание и очищение желудка.
Также общество традиционно. То есть базируется на мудрости предков, поэтому не бросается на всё новое и прогрессивное. Также важная характеристика - коллективизм. Отсутствие индивидуализма, человек не нуждается в личной свободе.
Коллектив помогал человеку жить правильно и не свернуть с верного пути. Человек предстаёт как тип, а не как конкретная личность. Даже в литературе нет понятия авторства, всё анонимно.
Гордыня была грехом, а унижение и смирение воспевались. Собственно, уникальность человека не приветствовалась, не надо выделятся из общей массы.

Мышление средневекового человека очень символично и метафорично. Мир видится не как визуальная картина, а как что-то таинственное, где что-то скрыто. Практически во всём ищется сакральный смысл. Везде аллегории.
Также в отличии от античности, где ценилось ораторское искусство, в средневековье оно теряет своё значение. Теперь ценится искусство жеста. Все ритуалы, клятвы и прочие сакральный действа совершаются с помощью жестов. Инструментом жестуальности было тело. Хотя церковь считало тело греховным и отвращало от его воспевания.

Средневековый костюм складывался под влиянием античности и варварских традиций. Ткань была грубой и низкокачественной. Основные виды одежды Варваров: штаны и рубахи.
Практически одинаковы для мужчин и женщин.

Романский стиль принёс в костюм деталь "блио" - длинную верхнюю одежду.
С готическим стилем пришли более качественные виды тканей. Длинные одежды - символ богатства (сложно в этом трудиться).

Франко-бургундский стиль меняет доспехи на латы. Теперь рыцарь стал ловким и подвижным. В моду входит многослойный костюм (поверх рубашки надевают жакет). Длинное платье меняется на короткое. Цвет также привилегия знати.

Искусство средневековья:
1. Дороманское искусство (5-8 века)
Делится на 3 этапа:
Раннехристианское искусство - появление первых христианских храмов. Официальной религия сало Христианство. Базилики стали священными зданиями, также строили баптистерий или крещальни (для крещения людей). Внутренним украшением были мозаика и фреска. В изображениях преобладала символика и условность, а также мистика.
Искусство варваров - развитие орнаментально-декоративного искусства.
Каролингская и Оттовская империи - сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций.

2. Романское искусство (11-12 века)
Полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий преобладают каменные. Живопись и скульптура использовались в храмах и монастырях.
Функцией романского искусства была оборона (толстые стены, массивные башни). Мой дом - моя крепость.

3. Готическое искусство (12-15 века)
Возникло в результате развития городов. Символом становится собор, теряющий свои оборонительные функции. Развивалась строительная техника, она уже основывалась на точных расчётах и выверенной конструкции. Всё устремлено вверх к небу, также расчёт на то, что собор сильно освещается внутри.

· Жанры средневековой литературы:
Рыцарский эпос, рыцарский роман, поэзия трубадуров и лирика миннезингеров.

В литературе воспевалась война за христианскую веру и прославлялись рыцарские подвиги.

Хоть и образование было необязательным для всех (безграмотность вездесущая), оно было связано с античными образцами. Ряд дисциплин разбитых на две ступени:
Тривиум (подготовительный) - грамматика, диалектика и риторика.
Квадриум - арифметика, геометрия, музыка и астрономия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: