Эпоха Просвещения (Франция, Россия).




Возникает во второй пол. 17 века. Рассвет в 18 веке.
Новое движение политическое-философское. Новая парадигма.
Зародилось в Англии.
Наиболее проявило себя во Франции.
Три периода:
1. Вольтер, Монтескьё
2. Энциклопедисты (Дидро).
3. Руссо и руссоизм - культура вредна. Цивилизация ещё хуже. Человек становится искусственным. Назад к природе.
Идёт Просвещения были для грамотных и образованных людей.
Идея разума - рационализм. Человек в первую очередь - разум. На разумных началах.
Идея естественных прав: права на жизнь, на свободу.
Воспринимается как что-то новое, чего ещё не было. Общество было раньше сословное, но теперь у каждого класса общества появились права.
Идея Общественного договора - Власть для того, чтобы народу было хорошо. Если власть плохая, то народ может свергнуть. Французское просвещение ведёт к революции. Самое радикальное. В Англии революция уже была. Английские просветители: Джон Локк и Томас Гоббс.
Отмена рабства. Знания должны быть для всех. Пошатнулся авторитет церкви, просветители выступали против неё. Образовался деизм - Бог создал Мир, а далее в жизни мира не участвовал.
Конец Просвещения - смерть Вольтера и Руссо - 1778 год.

В 18 веке получает широкое распространение новое идеологическое течение под названием Просвещение. Оно выразило себя в социологии, философии, политики, педагогике, литературе, искусстве и других сферах жизни. Эпоха просвещения подарила плеяду великих людей в области литературы и философии: Монтескьё, Вольтер, Дидро, Гельвеция, Руссо, Бомарше, Дефо, Свифт, Филдинг, Лессинг, Гердер, Гёте, Шиллер и так далее.

Эта философия выходила за пределы университетов и кабинетов учёных, она перемещалась в светские салоны и на страницы запрещённых изданий газет.
Просвещение началось в Англии, там был центр Просвещения. Но затем он переместился во Францию, а затем и в Германию, не обошёл также и Россию.

Философы-просветители считали разум высшей инстанцией для разрешения самых сложных вопросов и поиска истины. Все ставилось под критику разума, который мог на любую проблему найти альтернативные решение. Таким образом, критиковали деспотизм и абсолютизм во власти. Просвещение противопоставляло этому государственному устройству свои идеалы свободы, равенства, братства.
Это начал ещё Монтескьё, его считали отцом буржуазного либерализма.

Важен философский вклад двух, пожалуй, главных идеологов Великой французской революции: Вольтера и Жан Жака Руссо.

· Вольтер (француз) писал во всех жанрах: трагедии, стихи, исторические сочинения, философские романы-повести, сатирические поэмы, политические трактаты и статьи.
Его произведения отражали всю философскую картину эпохи. Наиболее известные: "Философские письма", повесть "Кандид, или Оптимизм", повесть "Простодушный", "Философский словарь".
Вольтер рационалист - то есть ставит во главу всего разум.

Вольтер критиковал религиозный фанатизм, суеверия, феодальный абсолютизм, произвол властей.
Его выступления способствовали реформам в разных странах и вдохновили множество людей.

Основной предмет атак Вольтера - религиозные предрассудки прошлого, клерикализм. Но при этом Вольтер не атеист, он деист (деизм) - то есть признаёт существование Бога и то, что он сотворил Мир, но отвергает его участи в жизни общества. Вольтер сторонник "естественной религии" - имеются ввиду принципы морали, общие для всего человечества.
Главный принцип морали, считал Вольтер, сформулирован ещё в древности: "Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой".
Вольтер доказал, что философия также может быть прикладной наукой, а все идеи можно материализовать.

Жан Жак Руссо (уроженец Швейцарии)
Основные произведения: "Об общественном договоре" - о правах человека и их соотношению с правами государства. "Эмиль, или о воспитании" - подчеркнул свою теорию воспитания и педагогики. Романы в письмах "Юлия, или новая Элоиза"и автобиография "Исповедь".

Руссо опасался порабощения свободного по своей природе человека. А порабощение происходит, по его мнению, от невежества, обмана и насилия над человеком. Руссо видел истоки неравенства в частной собственности и государственном устройстве. Поэтому советовал людям вернуться к природе, к деревенскому уединению. Жить на лоне природы.
Его философия называется сентиментализмом - философия чувств. Нужно жить, тонко чувствую окружающий мир и природу, ни в коем случае не вредя ей. А существовать в гармонии с ней. Все проблемы человечества и нравственные потери из-за цивилизации. Даже в воспитании детей стоит соблюдать некую первобытность (близость к природе).
Руссо также провозглашает суверенным народ, суверенитет народа неоспорим, законодательная власть должна принадлежать народу.

Все знания, идеи и стремления просветителей собрала в себе "Великая энциклопедия". Цель многомоторные труда - подвести итоги познания человечества по всем отраслям знаний с просветительской точки зрения. Это было орудие философской пропаганды. Она была создана для общества. Редактором был Дени Дидро.

В деятельности просветителей было отчётливо видно стремление перестроить общество и производство на основе научных выводов. Естественные науки очень обогатились.
Люди стали даже вторгаться в религию. Они рассматривали её, как факт, противоречащий разуму. Стремление доказать существование Бога средствами разума (деизм) стало очень популярным. Просветители отвергали церковные догматы. Также обвиняли и критиковали суеверия (вер в ведьм, колдовство). И выступали за веротерпимость.

Театр эпохи просвещения.
Ярким представителем выступил Пьер Огюстен Бомарше. Пьесы: "Севильский цирюльник"и "Безумный день, или женитьба Фигаро". Это были сатирические и идейно-заряженный пьесы. Фигаро представитель оппозиции третьего сословия. Он стал символом простолюдина, который бороться и побеждает. Он умеет отвечать господам. Наполеон назвал "Женитьбу Фигаро" - "революцией в действии".

Во Франции зародился стиль рококо.
В моду вошли фарфор и перламутр.
В эту эпоху одежда, причёски, внешность человека была произведением искусства. Неестественные фигуры дам в кринолинах, париках и фижмах приобрели силуэт, несвойственный человеческому телу.

Основоположником живописи рококо считает Антуан Ватто.

· Но философия и искусство шли немного иными путями. Философия шла по пути революционного пересмотра ценностей. А искусство склонялось к мирному, спокойному и гедонистическому образу.
Но всё таки были и художники, заряженные идеями Просвещения. Такие как Жак Луи Давид.

Также произошёл огромный скачок в музыкальном искусстве. Появились жанры: фуга, симфония, соната.
Композиторы: Баз, Гендель, Глюк, Гайдн Моцарт.

Просвещение в России.
Началось с модных веяний с запада, конкретном Франции. Это очень охотно подхватило русское дворянство. Они зачитывались трудами просветителей эти работы приобрели в Российском обществе популярность.
Идеи Просвещения были восприняты царём-реформаторов Пётром I.
Он организовывал дворянам обучение за границей, соответственно те глубже проникались западным духом Просвещения и культурой. А также Петр I делал в России школы западного образца. Петр I ввёл новый гражданский алфавит, напоминающий латинский. Создал первый университет. А затем из приглашённых учёных сформировал академию наук.

После смерти Петра дело продолжила Екатерина II. Желающая стать "просвещенной императрицей".
Просвещенный абсолютизм - воплощение идей Просвещения путём реформ "сверху" - самим монархом. Не революция, а эволюцией.
Просвещенный абсолютизм: Испания, Португалия, Дания, Швеция.
Увлечение Екатерины II идеями Просвещения закончилось с Пугачёвщиной.
Провела ряд реформ, в том числе секуляризаций значительного имущества церкви. Чем ослабила её, но тем не менее православие было главной религией России.
Просветители России: Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"и Новяков (Оба были наказаны.

Большой вклад в развитие науки внёс Михаил Ломоносов. Среди российских естествоиспытателей известны: Товий Ловиц, Иоганн Георги, Иоганн Фальк, Рычков.

Своей вершины русская архитектура (русское барокко) достигает при Елизавете. Выдающиеся мастера: Дмитрий Ухтомский и Савва Чевакинский. Но также приглашались зарубежные мастера. Самым выдающимся зодчим считался Антонио Растрелли.
Но с приходом Екатерины предпочтение отдаётся стилю классицизм.

В изобразительном искусстве традиционная русская иконопись постепенно приходит в упадок. Но начинает развиваться масляная живопись.
В 1757 году открывается академия художеств. И русская живопись эпохи просвещения достигает своего рассвета: Левицкий, Боровиковский, Рокотов.
Искусство развивалось.
В 1738 году была открыта "Танцевальная школа" - будущая академия Русского балета.

Первая русская театральная труппа появилась в Ярославле в царствование Елизаветы. Её создали Фёдор Волков и Иван Дмитриевский, а за репертуар отвечал Сумароков. В эпоху Екатерины II ведущими драматургами были Денис Фонвизин и Владимир Озеров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: