Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер.




Философией жизни называют направление западной философии конца 19 и начала 20 века. Предтечей считают Шопенгауэра, Ницше и к представителям относят Дильтея, Бергсона и Шпенглера.

Философы этого направления выдвигают на первый план понятие и принцип самой жизни.
Они обвиняют другую философию в том, что она создала культ разума и науки, в жертву которым была принесена жизнь природы и человека.

У всех представителей свой оригинальная философия жизни, но есть немало точек соприкосновения.

Первым представителем был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860).
Его главное произведение - "Мир как воля и представление".
Весь мир, по его мнению, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе человеку, который наделён разутом - поэтому его жизнь более значима.
У каждого человека своя воля, нет одинаковых. Общество людей - совокупность воль отдельных лиц. А государство умудряется объединить и направить их в общее русло, дабы люди друг друга не уничтожили.
Три типа людей: эгоист (преследует свою волю), злобный (давит чужую), сострадательный (противоположность злого).
Сострадание - феномен морали.
Люди существуют в сфере эгоизма, так как заняты только своей волей. А преодоление эгоизма осуществляется благодаря искусству и морали.

Взгляды Шопенгауэра схожи с буддизмом. Он очень увлекался индийской культурой, что-то заимствовал оттуда. Соглашался с ними, что жизнь это бесконечные страдания и что нельзя создать абсолютно добрый и справедливый Мир. Его учение также называют пессимизмом.
"Страдание позитивно, удовольствие негативно" - страдая, человек более обострённо чувствует жизнь, а удовольствия его расхолаживают.
Жизнь это страдания, а страдания от желаний.
"Наш Мир наихудший из миров".

Также внимание философ уделяет вопросу представления.
Наш Мир один, но у каждого человека своё представление о нём. Поэтому наша жизнь это долгое сновидение.
Как только у человека появились глаза (ну то есть сознание), сразу появилось субъективное видение мира.
Например, Счастье человека зависит от его представления о счастье.
Сравнивал жизнь с горой - 35-40 лет это восход, а далее спуск.

Шопенгауэр также указал на важную роль бессознательного и инстинктивных импульсов в жизни человека. Автор книги "Трактат о любви". Любовь это сильное влечение. Влечение (таинственная сила, притягивающая влюблённых) - это проявление воли ещё не родившегося существа, из будущего ребёнка - то есть природа вычисляет на уровне организмов двух людей, что их комбинация даст хорошее потомство. В результате этого возникает энергия взаимного притяжения.
Шопенгауэра называют также одним из основателей иррационализма.

Фридрих Ницше (1844-1900)
Ницше заимствовал кое-что у Шопенгауэра - воля, как основа всего сущего. "Воля к власти" - одно из важных понятий ницшеанства.
Воля к власти выступает у Ницше движущей силой мира.
"Познание работает как орудие власти" - Ницше.
Ницше осуждает господствующую в Европе мораль. Она - "сумма условий сохранения бедных и неудачных видов человека".
Ницше: "Что справедливо для одного, вовсе не может быть справедливым для другого".
В этом смысле Ницше осуждает христианский Мир и религию - как пристанище для слабых и убогих. Так как это вера смирения и слабости. А человек должен быть сильным и бушующим. "Слабого в себе толкни".
Бог умер и погибло его учение. "Церковь это камень на могиле Христа, мешающий ему воскреснуть".
Также у каждого народа должен быть свой неповторимый Бог, тогда народ будет сильным и самостоятельным.

В человеке есть два начала:
Аполлоническое - разумное
Диониссийское - эмоциональное, опьянение жизнью. Инстинкты.

Правильное это второе.

· Сверхчеловек Ницше является субъектом новой морали. Человек это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. С гибелью человека появится сверхчеловек. Он будет обладать высокой моралью, внутренней силой и сможет бороться с миром.
В философии Ницше протест против угнетения личности.
Громадное большинство человечества для Ницше это как стадо, масса. И эта масса со своей ложной, глупой моралью мешают развитию сильной личности и зачаткам Сверхчеловека.

Нужно менять всё к лучшему для других и не проявлять милосердия. Чем больше сострадаешь, тем хуже делаешь, ты ослабляешь человека.
Хорошо всё то, что увеличивает волю
К жизни. И жизнь должна быть полна энергии и бурных эмоций, борьбой.

Сестра Ницше Элизабет переиначила брата, дабы угодить его философией Гитлеру, в связи с чем Ницше долгое время ассоциировался с фашизмом, что неправильно.

Освальд Шпенглер (1880-1936)
Стал популярным в первой половине 20 века. Его творчество было посвящено философии истории, по его мнению, подлинной философии.
Шпенглер ставит перед собой задачу понять Мир как историю. Для него исторические исследования и есть философия.
Знаменитым на весь мир его сделала книга "Закат Европы" - главное произведение.
Он рассматривает историю как совокупность циклов, кругов, которые проходит вся культура. Она проходит цикл рождения, расцвета и умирания. Нынешняя западная культура, согласно Шпенглеру, вступила в последнюю стадию и движется к гибели.
В своей философии он отвергает принцип научного рассмотрения тех вопросов, о которых он пишет. Мистическая интуиция и прозрение ясновидца - вот, на что он опирается.
Исходным понятием у Шпенглера является Жизнь. Но она не сводится к духовной жизни, а включает в сильную биологическую и виталическую тенденцию. Шпенглер принимает творческое жизненное начало, но без религиозного оттенка. В этом начале он видит глубокую основу и исток всей культурной жизни человека.

Шпенглер воинствующий иррационалист, критик разума. Он противопоставляет природу истории.
Он обвинял учёных в естественнонаучном подходе к истории. Что они пытались уничтожить границу между природой и историей. А для Шпенглера история не наука. Это не знание, а переживание, история - это живое бытие.
По Шпенглеру - понять исторический процесс и усвоить уроки истории могут немногие избранные, у кого развита интуиция. А остальным массам остаётся только их слушать.

 

Цивилизация - это смерть культуры.
Культуры, которые есть: индийская, вавилонская, китайская, аральская, западная, мексиканская.
Россия это пока таинственный Мир, из которого может вырасти большая культура.

9. Сознательное и бессознательное в творчестве(Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг).

Зигмунд Фрейд - австрийский психиатр.
Автор теории психоанализа.
Психика человека представлялась Фрейду расщеплённой на две противостоящих друг другу сферы сознательного и бессознательного, разделённых между собой предсознательным.

Бессознательное это как резервуар психической энергии - иррациональна и вневременно.
Сознание - отпечаток внешнего мира - надстраивается над бессознательным, выступаем посредником между бессознательным и внешним миром.

Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Источником психической динамики являются желания бессознательного, стремящегося к разрядке в виде действия. А устанавливает границы и так сказать цензуру желаний предсознательное (регулятор норм).
Бессознательное подчиняется принципу удовольствия, а предсознательное учитывает принцип реальности и как эти желания могут отразиться.
Предсознательное сопротивляется попыткам проникнуть в сознание неприемлемых желаний и идей (сексуальных, эгоистичных, асоциальных) и вытесняет их в бессознательное.

Но тем не менее бессознательное проявляется в поведении человека: оговорках (по Фрейду), случайных действиях, сновидениях, неврозах и так далее.
Также происходит процесс сублимации - перевод сексуальной энергии в творчество или иные сферы деятельности.

Модель личности, созданная Фрейдом, включает в себя: Оно (бессознательное), Я (предсознательное) и Сверх-Я (сознание, совесть).

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения (Эрос, половой инстинкт). Все остальные стремления это следствие неудовлетворённости и отвлечение своего либидо (сексуальной энергии).
Также Фрейд считает вторым главным инстинктом - инстинкт смерти (Танатос).

То есть два самых сильных чувства в человеке - секс и агрессия (Эрос и Танатос).
Танатос с Эросом могут смешаться, в результате чего появляется садизм.
Агрессивные и разрушительные действие могут быть направлены во внешний мир или же внутрь человека (саморазрушение).

Важная категория психоанализа - "Эдипов комплекс" - эротическое бессознательное влечение к родителю.
Эдипов - сына к матери
Комплекс Электры - дочь к отцу

Эти стремления вытесняются с формированием Сверх-Я.
Переживание данного комплекса определяет формирования личности и дальнейшее развитие человека.

Фрейд также применил свои знания и пытался решить вопрос - конфликт человека и общества.
По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти стремления, что вызывает враждебное отношение человека к обществу.
Также Фрейд затронул вопросы религии. Функция религии - защита человека от произвола инстинктов.
Фрейд предложил понимание перехода человек от религии к атеизму как процесса крушения авторитета отца. Так как образ отца символически воплощён в образе "отца небесного".
Вообще, Фрейд отрицал ценность религии, называя это "горько-сладкий яд отравы". Религия - это иллюзия на случай беспомощности человека.

А в сублимированном творчестве каждый автор изображает себя и в том числе выражает свои бессознательные желания: либо из исполнение, либо крах.

Карл Густав Юнг - швейцарский психолог, ученик Фрейда.
Создал "аналитическую психологию" - развитие личности определяют противоборствующие силы внутри неё. В процессе развития личность стремится обрести "самость" (индивидуальность). Задача этой психологии - толкование архетипических образов, возникающих у пациентов.
На архетипах покоятся все великие идеи.

Структура личности по Юнгу:
Эго - центр сознания личности, представляет собой компоненты психики (мысли, чувства, восприятия, ощущения), благодаря которым человек чувствует себя целостным.

Личное бессознательное - включает в себя конфликты и воспоминания, которые были, но сейчас подавлены и забыты. Также включает в себя комплексы (скопления эмоционально заряженных чувств, мыслей). Сформировавшийся комплекс оказывает большое влияние на жизнь человека.

Коллективное бессознательное - самый глубокий уровень личности, который содержит воспоминания и образы, передаваемые по наследству от предков. Выражается в народных сказаниях, например. Юнг сделал этот вывод, изучая мифы, сказки, фольклор.

Коллективное бессознательное - прообраз и проформа поведения.
Каждая страна и народ имеет свой круг коллективного бессознательного в виде изначальных "психических структур" - архетипов, который идут из глубины веков. В них хранится древнейший опыт человечества, помогающий нам. Это как бы в генах из поколения в поколения.

Коллективное бессознательное существует благодаря наследственности.
Оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально.
А его содержание представлено архетипами. Архетип активируется, когда наступает подходящая ситуация. Всё во благо хозяину, так сказать.
Также архетипы проявляются в фантазиях, снах и символах.

Архетипы:

Персона (маска) - наше публично лицо. Как мы себя проявляем с другими людьми. Цель персоны - произвести впечатление на других людей, но утаить свою сущность. Символ - маска.

Тень - скрытые, дурные качества личности (асоциальные). Но тень нужна человека для сознания собственного несовершенство. Хотя Юнг рассматривал как источник жизненной силы - надо совершенствоваться.
Символ - Сатана.

Анима и анимус - бессознательное женское и мужское. И в мужчине, и женщине соответственно.
Анима проявляется в виде иррациональных чувств, неразумных (нелогичных действий, излишней впечатлительностью).
Анимус проявляется в виде сдержанности, организации.
Символы анима: Дева Мария, Мона Лиза.
Символ анимуса: Дон Жуан, Иисус Христос.

Юнг рассматривал эволюцию личности на протяжении всей жизни. Развитие личности это попытка обрести самость (самодостаточность), стать неповторимым индивидом.
Юнг считал этот процесс основой психической жизни человека.
Но он доступен не всем, а только самым совершенным.

Также составил психологические типы:
Экстраверт - обращён на внешнюю среду.
Интроверт - обращён внутрь себя.

Чистых типов не бывает, только смеси.
Проводит типы по четырём функциям:
Мыслительная
Чувствующая
Ощутимая
Интуитивная

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: