Западные и восточные типы культур.




Сравнение культур:
Деление культур характеризует их методы и способы познания мира.

Западные и восточные культуры различаются динамикой развития.

1. Для Западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к чему-то новому проходит как слом устаревших ценностей и принципов, а также общественно-экономических структур. Восточные цивилизации до 19 века оставались замкнутыми, локальными, традиционными и изменялись медленно. На Востоке новое не отвергает старое, а вписывает в новое.
2. Для Западной культуры подчёркнуто отношение человека к внешнему миру. Деятельность человек понимается как преобразование мира вокруг него. Отсюда ускоренный технический прогресс. Восточная культура же более ориентирована на самого человека, его духовное совершенство. Отношение к внешнему миру довольно пассивное. Это недеяние во внешнем мире и уход во внутренний.
3. Различное отношение к природе. В Западной культуре сформировалось прагматическое и потребительское отношение к природе. "Природа - мастерская, человек в ней работник". На Востоке отношение более созерцательное, мудрое. Считалось, что человек должен жить в гармонии с природой. Он не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним. На Востоке впервые появилась пейзажная живопись, садово-парковое искусство, икебана - искусство аранжировки цветов.
4. Отличается понимание человека и его отношения к обществу и государству. В Западной культуре человек это независимая личность, наделённая естественными правами, которые должно гарантировать государство. Демократия - власть народа. То есть, грубо говоря - концентрация конкретном человеке и его правах, возможностях. В Восточной же культуре подчёркивается важность интересов не отдельных личностей, а всей семьи, общины, касты, клана и государства. Воспитывалось преклонение перед властью. Характерно уважение к государству и коллективные традиции.
5. Отношение к возможностям разума. В Западной культуре преобладает рационалистическая тенденция. Отдавался приоритет разуму, логическому мышлению. В искусстве и во многом господствует системность, упорядоченность, соразмерность. Строгая иерархия жанров искусства. Восток же тяготеет к образному, ассоциативному, интуитивному познанию. Этим объясняется внимание к медитации, самоанализу, самовнушению. Главными факторами творчества считались воображение, интуиция, озарение, просветление, умение чувствовать природу.
6. Важная черта восточной культуры - тесное переплетение философских, научных, религиозных идей. Разные виды культуры существовали здесь нераздельно. Восток исключает их противопоставление. На Западе разные виды культуры (науку, религия, философия) существовали самостоятельно, раздельно и более конфликтно.

Существует понятие - Евроцентризм.
Евроцентризм - мировоззренческая установка, согласно которой Европейская культура (западная) является центром мировой культуры и цивилизации. Это эталон для всего остального мира.
Всё, что не соответствовало этому эталону считалось варварством, дикостью. Прогрессом называли проникновение европейской культуры в другие страны и насаждение другим народам.
Но со временем, благодаря постижению Востока и убеждению в несовершенстве западной культуры, от идеи евроцентризма отказались.

 

Культура Античности.

Гомеровская Греция (12-8 вв до н. э.)
Письменные источники это поэмы Гомера "Иллиана"и "Одиссея".
Общество делится на группы: знать, рядовые общинники, бедняки общинники, рабы.
Сильная иерархия. Богатые считались богорожденные. Политический строй - военная демократия (всеобще вооружение народа). Жизнь проста и губа: богачи также занимались физическим трудом (сеяли, пахали).
Нет городов, есть независимые общины.

Архаика (7-6 вв до н. э.)
Система ценностей изменилась. Развивается цивилизация. Широкая колонизация -экспансия (на Запад, в Италию, Испанию и южную Францию). Колонии и Греция жили в мире. Колонии нуждались в предметах быта, поэтому развиваются ремёсла, торговля и мореплавание. С мореплавание развивает кораблестроение. Духовно обогащались за счёт традиций колоний. С развитием торговли из-за денег произошло расслоение общества.
Появляются полисы - города-государства. Создавались из добровольного или принудительного объединения общин в полисы.
Из-за социальных неравенств аристократия и простой народ устраивали перепалки. В результате к власти приходит тиран (захвативший власть силой).
Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор.

Классический (5-4 вв)
Характеристика общества - рабство. Важная отрасль - сельское хозяйство.
Выращиваются оливки, виноград и зерновые - сельскохозяйственная триада. Образовалась классическая форма Античной демократии. Принцип народной власти.
Афины - уравнительная система. Все граждане имели права. Люди равны. Народной собрание (участвуют все) - высший орган власти. Ценились люди с ораторским искусством и они становились народными вождями. Участвовали только мужчины после 20 лет, женщины не допускались (бесправные).

Спарта - аристократическое государство. Спартиаты -Профессиональные воины, не занимающиеся физическим трудом. Работали рабы. Землю поделили на участки и раздали отдельным семьям.
Власть принадлежала двум спартанским царям, но существовали должности судей и был совет старейшин (туда входили цари и 28 старейшин).

Между Афинами и Спартой была война.
Спарта победила Афины и захватила власть над другими полисами (всей Греции).

Эллинизм (3-1 до н. э.)
Походы Александра Македонского. Завоевал Персидское царство, походы в Египет и на восток. Сделал Империю - самую крупную державу Древнего мира. Монархия с элементами полисного устройства. После смерти Македонского Греция переживает экономический упадок, падает численность народа. Римская экспансия. Греция стала колонией Рима.

Древний Рим:

Царский Рим - 8-6 века
Легенда: братья Ромул и Рэм Были вскормлены волчицей. Ромул убил Рэма, основал Рим.
Доминирование этрусков (племени). Население Рима делилось на 3 племени: этрусски, сабиняне, латиняне. Во главе царь, избирающие народным собрание. У Царя была высшая гражданская и военна власть. Наряду с царём сенат - совет старейшин. Сенат решал вопросы на народных собраниях.
Общество делилось на патрициев (знать) и плебеев (простолюдины)
Люди участвующие в народных собраниях - патриции.

Республика - 5-1 века
Черты полиса. Частная собственность на землю. Полноправными гражданами считаются патриции (знать). Борьба плебеев за землю и гражданские права. Власть вводит плебейские собрание. Таким образом, 200 летняя борьба патрициев и плебеев завершается. И слово плебей стало означать - простой народ.
Сформировалось римское устройство государства. Активно воевали (культ войны). Из побеждённых городов образуется Италийская община. После этого стали воевать на дальних землях: Карфаген, Персия (пунические войны). За счёт этих войн Рим стал морской и просто крупнейшей державой. Рим стал сильно богатым.
Юлий Цезарь.

· Империя - 1-5 век н. э.
Октавиан Август привёл страну к расцвету, золотой век.
Калигула, Клавдий, Нерон.
Моральное разложение и кризис.
Константин привёл всё в норму. Крушение римского мифа, а новую систему ценностей указывает христианства. Константин ввёл христианство. Нашествие варваров и упадок Рима.
В 395 году Римская империя раскололась на Восточую и Западую.
В 476 году Западная римская империя пала от варваров.

В переводе с латинского "античность"означает древний. Эпохой античности называют период истории древних Греции и Рима.
Приблизительные даты эпохи - 11 век до н. э. по 5 век н. э.
Конец античности - крушение Римской империи под натиском варваров.

Основами культуры эпохи античности были религия и мифология. Мифология вообще была не отделима от повседневной жизни людей. Древняя Греция являлась колыбелью всей европейской культуры и цивилизации. Именно здесь зародились духовные, материальные, эстетические ценности. В том числе пошло развитие художественной культуры и искусства (скульптура, архитектура, вазопись, рельеф, литература, театр).

Периоды Древней Греции (до н. э.)
Крито-микенский - 3-2 тыс. до н. э. (Предантичный период).
Гомеровский - тёмные века (11-9 века)
Архаический (8-6 века)
Классический (5-4 века)
Эллинистический (вторая половина 4 века - середина 1 века)

Максимальный расцвет культуры приходится на классический период.
Именно в это время создаются великие творения, например Парфенон (архитектор Калликрат), храм Зевса в Олимпии (Фидий), Афинский Акрополь. Творят такие скульпторы, как Поликлет, Мирон (ударение на И), тот же Фидий.
Правление Перикла, который поднимает культуру, экономику и искусство на новый уровень. Настоящий золотой век в стране.
Также в этом время создают свои трагедии: Эсхил, Софокл, Еврипид.
И свои комедии Аристофан.
Распространены были искусства фресок и мозаик.

Вся греческая мифология повлияла на культуру античности. Все города-полисы имели своих богов-покровителей. Главной особенностью древнегреческому религии являлся антропоморфизм - очеловечивание богов и соответсвенно обожествление людей. "Люди это смертные Боги, а Боги это бессмертные люди".
Важной частью являлись обряды и ритуалы: жертвоприношение, Алтарь, статуи божеств, пении молитвенных речей. Религия была политеистической (многобожие, язычество).

Мифология Греции представляет собой весь древнегреческий мир, богатый легендами, поверьями, преданиями, сказочными сюжетами. Особенность греческой мифологии в её высокой художественности и гуманности (человечности). Ощущение, словно читаешь художественную литературу.
Настолько много перипетий и интриг у Богов.

Важнейшим элементом культуры являлся театр. Он вырос из народных песен и танцев во время празднеств в честь бога Диониса (Дионисий). На праздники приносили в жертву козла (символ Диониса) и танцевали в козлиных шкурах. Козёл - трагос, отсюда пошло название Трагедия - песнь козла. А из весёлых песен родилась комедия. Государство поощряло театральные выступления и даже приучало людей к этому искусству. Они считали театр школой воспитания.


Культура Древнего Рима является продолжательницей традиций Греции. Её отличие заключается в религиозной сдержанности, внутренней суровости и внешней целесообразности. Практичность римского народы выражалась в градостроительстве, юриспруденции, политике и военном деле.

Варварские нашествие 5 века можно считать роковым для античной культуры. Но с падением Рима культура античности не исчезла. Потенциал этой культуры был использован потомками.

Затем Христианская культура взяла все достижения античности и по-своему, переформировала их.

.

· Повседневность греков:

Одной из характеристик жизни греков был агон - состязание. Состязание во всём, это как игра. В спорте, в остроумии, в споре, в красноречии, в политике, в войне, в богатстве и мужестве. Принципом общества становится состязание во всех сферах деятельности. То есть здоровая конкуренция, а конкуренция рождает прогресс.
Также было понятие - досуг. Но оно не означало именно отдых, это был деятельность вне работы, но направленная на совершенствование себя: искусство, спорт, интеллектуальная деятельность.

Все праздники в Греции были посвящены Богам и прославляли каждого, в зависимости от праздника. Праздники проходили с помощью триединой хореи - пение, музыка и танцы.

Важную роль в жизни греков играл спорт. Он культивировался и в нём была также надобность. Частые войны требовали сильных и физически подготовленных воинов. Плюс это совпадало с эстетическими взглядами греков - они были гимнофилами (любители красивых тел), поэтому занимались обнажёнными. Красивое тело признак благородного духа. Культ красивого тела.

У Греков была два места для досуга: Гимнасия - многофункциональное заведения для учёбы и отдыха. И палестра- спортивный зал, оборудованный банями и ваннами (мог находится в гимнасии).

Даже спортивные состязания греки посвящали Богам (это были спортивные праздники). Самые пышные были Олимпийские игры, датой первого проведения считается 776 год до н. э.
Также по олимпийским играм исчисляли время.
Женщины не допускались на такого рода соревнования.

Общество было рабовладельческое.
На первом плане в семье и обществе стоял мужчина. Он человек и Глава. Женщина без него неполноценна и вообще не имеет права занимать высокие должности. Её задача - воспитывать детей и содержать в чистоте жилище для мужа.
Женщины не участвовали в общественных делах.
Но существовали свободные женщины: гетеры - "спутница", так называли женщин, ведущих свободный образ женщин, но находящихся на содержании у мужчин. Это, как правило, образованные и красивые девушки, иной раз даже решающие что-то в обществе с помощью влиятельного любовника. Авлетриды - чужестранки, работавшие в сфере искусства (музыканты, танцовщицы).
Диктериады - по сути просто проститутки.

Греки придерживались единобрачия (многожёнство удел варваров), брак был моральным долгом перед государством. Он носил две цели: преумножение граждан и и поддержание семейных традиций.
Выдавали замуж в 12-14 лет. Девушку выдавали, сама она ничего не решала.

Распространённой одеждой был хитон.

В Риме большую роль играл культ войны. Почти вся Римская история с этим связана. В армии находились люди разных возрастов: от 17 до 46 лет.
Культ воды - римляне обожествляли воду. Она доставалась тяжким трудом, но её было в изобилии. Источники воды считались священными. Поэтому и строятся сооружения: акведуки, фонтаны, водопроводы, колодцы.

Общество также рабовладельческое.
По количеству рабов считалось благосостояние человека.
Раб - вещь, находящаяся во власти хозяина.

У Женщин прав больше, чем в Греции. Они могут появляться в обществе, ходить в гости, а не пылиться дома. Но гражданских прав они лишены. Хотя устраивали исключительно женские собрания.
В браке женщина достойна уважения. Она и мать детей, и хозяйка, и спутница жизни, готовая разбелить люблю радость и горе.

В Риме одеждой служила тога и туника. Но там уже по одежде можно определить из какого сословия человек.

Общество делилось на Патрициев и Плебеев. Это исключительно сословные различия, потому что патриции могли обеднеть, а плебей мог сколотить состояние.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: