План
- Язык, его определение и свойства языка; интегральные концепции языка
- Речь, ее место в языковых явлениях
- Антиномия языка и речи
- Особенности осуществления речевой деятельности
1. Основной объект изучения языкознания – язык. Имеется в виду естественный язык в оппозиции к искусственному языку и языку животных. Возникновение и существование языка неразрывно связано с возникновением и существованием человека – homo sapiens.
Термин язык имеет два значения:
- Язык как определенный класс знаковых систем;
2. Язык как конкретный идиоэтнический язык: это некая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме в некоторое время в некотором пространстве.
Отношение этих двух значений как инварианта и варианта. Инвариант – это абстрактное представление о едином человеческом языке как средоточении универсальных свойств всех конкретных языков. Вариант – это конкретные многочисленные реализации свойств языка вообще.
Язык обладает рядом свойств:
- целостностью и единством;
- является полифункциональной системой.
Остановимся на его функциях:
- эпистемическая: язык – это форма хранения знаний о действительности. Отсюда вытекает, что язык представляет собой языковую картину мира, которая навязывается тому, кто владеет или овладевает конкретным языком.
- познавательная (когнитивная): связана с мыслительной деятельностью человека: именно в единицах языка и их свойствах материализуется мысль.
- номинативная: языковые единицы приспособлены для номинации элементов деятельности и обеспечения мыслительного процесса.
- коммуникативная: основное средство человеческого общения, средство передачи информации и средство воздействия.
Язык социален по своей природе и имеет различные социальные формы своего существования:
- идиолект – индивидуальный язык одного конкретного носителя языка;
- говор – множество структурно близких идиолектов. Говор обслуживает одно небольшую территориально замкнутую группу людей. Внутри этой группы не обнаруживается никаких заметных языковых различий;
- диалект – множество говоров, в котором сохраняется значительное внутриструктурное единство. В отличие от говора диалект необязательно непрерывно распространяется на территории. Язык, как правило, представлен множеством диалектов. Различия между диалектами могут варьироваться.
- литературный язык – высшая форма существования языка, возникает на определенном этапе и/ или социального развития. Литературный язык характеризуется социально регламентированной нормированностью и разного рода диапазоном функциональных стилей.
Так как не все языки мира изучены и регламентированы, а так же так как принципы разграничения языков не едины, то в настоящее время насчитывается от 3 до 7 тысяч живых языков.
В языкознании существует большое количество интегральных концепций(моделей) языка. Они описывают устройство языка с разной степенью конкретности, детальности и, в конечном счете, достоверности. Практически принято сводить все модели языка к двум: статистическим – классическая традиционная грамматика языка, концепция де Соссюра, Л. Ельмслева; и динамическим – генеративная грамматика, модель «смысл-текст» Мельчука и Жолковского и др. в большинстве моделей языка постулируется уровневая структура и отношения (парадигматические, синтагматические, ассоциативные).
2. Как мы уже говорили, язык определяется как знаковая система, а вот конкретно реализуется эта знаковая система в речи.
Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую оболочку или письменную форму. Под речью понимают и сам процесс говорения, и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность и речевые произведения.
Проблема языка как объекта лингвистики не пожжет быть уяснена без различения языка и речи. Идея разграничения понятий «язык» и «речь» высказывалась и защищалась такими учеными, как В. Гумбольдт, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртанэ, Ф. де Соссюр и Л.В. Щерба.
3. В общих чертах наметил антиномию язык и речь еще В. Гумбольдт. Он видел в языке как готовое произведение 'ergon, так и деятельность – en'ergeta. Однако эти понятия еще синкретичны. Он противопоставлял «систему языка» и «речевую деятельность» и одновременно видел здесь и «состояние», и «смену состояний». А истинное определение языка В. Гумбольдт искал в его генетическом происхождении.
Разграничение этих аспектов было проведено позднее в работах Г. Штейнталя, А.А. Потебни, Гобеленца и др. Уже в 1981 г. Бодуэнде Куртанэ четко различал язык «как выделенный комплекс известных составных частей и категорий, существующих только в потенции (in potentta) и в соображении всех индивидуальных оттенков» и язык как беспредельно повторяющийся процесс, основывающийся «на общительном характере человека и его потребности воплощать свои мысли в ощущаемые продукты собственного организма и сообщать их существам ему подобным».
Дихотомию (разделение целого на две части) «язык - речь» мы находим также в работах Ф. де Соссюра. Идея разграничения этих понятий стала в его теории одним из принципов лингвистического исследования. Изучение речевое деятельности (общая совокупность речевых процессов– language)распадается на два полярных аспекта: язык (language), т.е. нечто социальное по существу и независимое от индивида, и речь (parole), т.е. индивидуальная сторона речевое деятельности.
Язык – это грамматическая система и словарь, т.е. инвентарь языковых средств, без владения которыми невозможно речевое общение. Речь – это использование средств языка в целях общения. Она состоит из индивидуальных актов говорения и слушания, осуществляемых в круговороте речи.
Оба этих предмета, язык и речь, «тесно между собою связаны, и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила свое действие; речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык».
И все же Ф. де Соссюр считал, что это «две вещи совершенно различные», так как их свойства несовместимы и полностью исключают друг друга.
Попытку серьезного осмысления и решения данной проблемы предпринял и Л.В. Щерба.
Так Л.В. Щерба в своей работе «О трояком аспекте языковых явлений и эксперимент в языкознании» он обосновывает различие речевое деятельности, языковой системы и языкового материала:
речевая деятельность понимается им как все процессы говорения и понимания: «все формы слов и все сочетания слов нормально создаются нами в процессе речи, в результате весьма сложной игры сложного речевого механизма человека в условиях конкретной обстановки данного момента». Этот речевой механизм -психофизиологическая речевая организация индивида. Она вместе с речевой деятельностью является социальным продуктом.
второй аспект языковых явлений – языковые системы. Под ними Л.В. Щерба понимал словари и грамматики, которые должны исчерпывать знания данного языка. Однако все языковые величины, которыми мы оперируем в словаре и грамматике, нам не даны в непосредственном опыте, а выводятся нами из процессов говорения и понимания.
Вся совокупность говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы дает третий аспект языковых явлений – языковой материал. На языке лингвистов это – тексты, в представлении старого филолога это – литература, рукописи, книги.
Все эти три аспекта языковых явлений – несколько искусственные разграничения, так как очевидно, что языковая система и языковой материал – это лишь разные аспекты единственно данной в опыте речевой деятельности. И не менее очевидно, что языковой материал вне процессов понимания будет мертвым, а само понимание вне как-то организованного материала (т.е. вне языковой системы) невозможно.
Свойства речи и языка в их оппозиции:
- Речь - материальна. Она воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием).
Язык как система знаков, как код представляет собой идеальные аналоги единиц речи, образуемые различными (дифференциальными) и общими (интегральными) признаками, например, звуки речи – фонема дифференциальных признаков.
- Речь - линейна. Она есть последовательность звуков (синтагматические отношения).
Язык имеет уровневую организацию. Уровни находятся в иерархических отношениях (парадигматика).
- Речь отнесена к объектам действительности, и она может, поэтому рассматриваться как истинная или ложная.
Язык - безразличенк такой оценке.
- Речь - конкретна и неповторима (слово – не воробей, вылетит – не поймаешь).
Язык – абстрактен и воспроизводим (ср. модели).
- Речь – актуальна.
Язык – потенциален.
По цели коммуникации могут быть выделены основные типы речевых актов (РА): информативные, побуждение, обязательства и т.д.
- Речь – преднамеренна и целеустремленна. Говорящему небезразличен выбор единиц.
Язык - нецеленаправлен. Все единицы языка равнозначны с точки зрения системы.
- Речь – ситуативно о бусловлена.
Язык - независим от обстановки общения.
- Речь – динамична. Она развертывается во времени и пространстве.
Язык – статичен. Он дан в отвлечении от этих параметров.
- Речь – подвижна.
Язык – стабилен.
- Речь – бесконечна (ее системы открыты).
Язык - системно ограничен, т.е. система ограничена набором составляющих.
- Речь – вариативна. Но возможности варьирования не беспредельны, так как речь должна быть понятна адресату, т.е. должен быть общий код.
Язык – относительно инвариантен в каждый период своего существования, т.е. язык, выступает в качестве необходимого предела свободы (Э. Косерид).
- Речь – субъективна и произвольна, т.е. для говорящего – это вид свободной индивидуальной творческой деятельности.
Язык, поскольку он социален, то им пользуется общество, поэтому язык – объективен и обязателен (императивен) по отношению к говорящему, т.е. говорящий обязан говорить по правилам языковой системы (моя твоя не понимает – недопустимо).
- Речь допускает элементы случайного и неупорядоченного. В индивидуальных отклонениях заложены истоки языковых изменений, если они станут общеупотребительными.
Язык образуется регулярными чертами языковых единиц и отношений между ними.
- Речь отражает опыт индивидуума.
Язык фиксирует опыт коллектива в системе выражаемых им значений.
4. Мы рассмотрели свойства речи и языка по их оппозициям. Однако в речи есть ряд параметров, которые не противопоставляются чертам языка. Эти речевые параметры характеризует способ осуществления речевой деятельности. Они вытекают из субъективности, конкретности и ситуативной обусловленности речи.
Речевая деятельность может протекать в трех формах: монологической, диалогической, полилог.