Язык, речь и речевая деятельность




План

  1. Язык, его определение и свойства языка; интегральные концепции языка
  2. Речь, ее место в языковых явлениях
  3. Антиномия языка и речи
  4. Особенности осуществления речевой деятельности

 

1. Основной объект изучения языкознания – язык. Имеется в виду естественный язык в оппозиции к искусственному языку и языку животных. Возникновение и существование языка неразрывно связано с возникновением и существованием человека – homo sapiens.

Термин язык имеет два значения:

  1. Язык как определенный класс знаковых систем;

2. Язык как конкретный идиоэтнический язык: это некая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме в некоторое время в некотором пространстве.

Отношение этих двух значений как инварианта и варианта. Инвариант – это абстрактное представление о едином человеческом языке как средоточении универсальных свойств всех конкретных языков. Вариант – это конкретные многочисленные реализации свойств языка вообще.

Язык обладает рядом свойств:

  • целостностью и единством;
  • является полифункциональной системой.

Остановимся на его функциях:

  • эпистемическая: язык – это форма хранения знаний о действительности. Отсюда вытекает, что язык представляет собой языковую картину мира, которая навязывается тому, кто владеет или овладевает конкретным языком.
  • познавательная (когнитивная): связана с мыслительной деятельностью человека: именно в единицах языка и их свойствах материализуется мысль.
  • номинативная: языковые единицы приспособлены для номинации элементов деятельности и обеспечения мыслительного процесса.
  • коммуникативная: основное средство человеческого общения, средство передачи информации и средство воздействия.

Язык социален по своей природе и имеет различные социальные формы своего существования:

  • идиолект – индивидуальный язык одного конкретного носителя языка;
  • говор – множество структурно близких идиолектов. Говор обслуживает одно небольшую территориально замкнутую группу людей. Внутри этой группы не обнаруживается никаких заметных языковых различий;
  • диалект – множество говоров, в котором сохраняется значительное внутриструктурное единство. В отличие от говора диалект необязательно непрерывно распространяется на территории. Язык, как правило, представлен множеством диалектов. Различия между диалектами могут варьироваться.
  • литературный язык – высшая форма существования языка, возникает на определенном этапе и/ или социального развития. Литературный язык характеризуется социально регламентированной нормированностью и разного рода диапазоном функциональных стилей.

Так как не все языки мира изучены и регламентированы, а так же так как принципы разграничения языков не едины, то в настоящее время насчитывается от 3 до 7 тысяч живых языков.

В языкознании существует большое количество интегральных концепций(моделей) языка. Они описывают устройство языка с разной степенью конкретности, детальности и, в конечном счете, достоверности. Практически принято сводить все модели языка к двум: статистическим – классическая традиционная грамматика языка, концепция де Соссюра, Л. Ельмслева; и динамическим – генеративная грамматика, модель «смысл-текст» Мельчука и Жолковского и др. в большинстве моделей языка постулируется уровневая структура и отношения (парадигматические, синтагматические, ассоциативные).

 

2. Как мы уже говорили, язык определяется как знаковая система, а вот конкретно реализуется эта знаковая система в речи.

Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую оболочку или письменную форму. Под речью понимают и сам процесс говорения, и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность и речевые произведения.

Проблема языка как объекта лингвистики не пожжет быть уяснена без различения языка и речи. Идея разграничения понятий «язык» и «речь» высказывалась и защищалась такими учеными, как В. Гумбольдт, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртанэ, Ф. де Соссюр и Л.В. Щерба.

3. В общих чертах наметил антиномию язык и речь еще В. Гумбольдт. Он видел в языке как готовое произведение 'ergon, так и деятельность – en'ergeta. Однако эти понятия еще синкретичны. Он противопоставлял «систему языка» и «речевую деятельность» и одновременно видел здесь и «состояние», и «смену состояний». А истинное определение языка В. Гумбольдт искал в его генетическом происхождении.

Разграничение этих аспектов было проведено позднее в работах Г. Штейнталя, А.А. Потебни, Гобеленца и др. Уже в 1981 г. Бодуэнде Куртанэ четко различал язык «как выделенный комплекс известных составных частей и категорий, существующих только в потенции (in potentta) и в соображении всех индивидуальных оттенков» и язык как беспредельно повторяющийся процесс, основывающийся «на общительном характере человека и его потребности воплощать свои мысли в ощущаемые продукты собственного организма и сообщать их существам ему подобным».

Дихотомию (разделение целого на две части) «язык - речь» мы находим также в работах Ф. де Соссюра. Идея разграничения этих понятий стала в его теории одним из принципов лингвистического исследования. Изучение речевое деятельности (общая совокупность речевых процессов– language)распадается на два полярных аспекта: язык (language), т.е. нечто социальное по существу и независимое от индивида, и речь (parole), т.е. индивидуальная сторона речевое деятельности.

Язык – это грамматическая система и словарь, т.е. инвентарь языковых средств, без владения которыми невозможно речевое общение. Речь – это использование средств языка в целях общения. Она состоит из индивидуальных актов говорения и слушания, осуществляемых в круговороте речи.

Оба этих предмета, язык и речь, «тесно между собою связаны, и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила свое действие; речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык».

И все же Ф. де Соссюр считал, что это «две вещи совершенно различные», так как их свойства несовместимы и полностью исключают друг друга.

Попытку серьезного осмысления и решения данной проблемы предпринял и Л.В. Щерба.

Так Л.В. Щерба в своей работе «О трояком аспекте языковых явлений и эксперимент в языкознании» он обосновывает различие речевое деятельности, языковой системы и языкового материала:

речевая деятельность понимается им как все процессы говорения и понимания: «все формы слов и все сочетания слов нормально создаются нами в процессе речи, в результате весьма сложной игры сложного речевого механизма человека в условиях конкретной обстановки данного момента». Этот речевой механизм -психофизиологическая речевая организация индивида. Она вместе с речевой деятельностью является социальным продуктом.

второй аспект языковых явлений – языковые системы. Под ними Л.В. Щерба понимал словари и грамматики, которые должны исчерпывать знания данного языка. Однако все языковые величины, которыми мы оперируем в словаре и грамматике, нам не даны в непосредственном опыте, а выводятся нами из процессов говорения и понимания.

Вся совокупность говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы дает третий аспект языковых явлений – языковой материал. На языке лингвистов это – тексты, в представлении старого филолога это – литература, рукописи, книги.

Все эти три аспекта языковых явлений – несколько искусственные разграничения, так как очевидно, что языковая система и языковой материал – это лишь разные аспекты единственно данной в опыте речевой деятельности. И не менее очевидно, что языковой материал вне процессов понимания будет мертвым, а само понимание вне как-то организованного материала (т.е. вне языковой системы) невозможно.

Свойства речи и языка в их оппозиции:

  1. Речь - материальна. Она воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием).

Язык как система знаков, как код представляет собой идеальные аналоги единиц речи, образуемые различными (дифференциальными) и общими (интегральными) признаками, например, звуки речи – фонема дифференциальных признаков.

  1. Речь - линейна. Она есть последовательность звуков (синтагматические отношения).

Язык имеет уровневую организацию. Уровни находятся в иерархических отношениях (парадигматика).

  1. Речь отнесена к объектам действительности, и она может, поэтому рассматриваться как истинная или ложная.

Язык - безразличенк такой оценке.

  1. Речь - конкретна и неповторима (слово – не воробей, вылетит – не поймаешь).

Язык – абстрактен и воспроизводим (ср. модели).

  1. Речь – актуальна.

Язык – потенциален.

По цели коммуникации могут быть выделены основные типы речевых актов (РА): информативные, побуждение, обязательства и т.д.

  1. Речь – преднамеренна и целеустремленна. Говорящему небезразличен выбор единиц.

Язык - нецеленаправлен. Все единицы языка равнозначны с точки зрения системы.

  1. Речь – ситуативно о бусловлена.

Язык - независим от обстановки общения.

  1. Речь – динамична. Она развертывается во времени и пространстве.

Язык – статичен. Он дан в отвлечении от этих параметров.

  1. Речь – подвижна.

Язык – стабилен.

  1. Речь – бесконечна (ее системы открыты).

Язык - системно ограничен, т.е. система ограничена набором составляющих.

  1. Речь – вариативна. Но возможности варьирования не беспредельны, так как речь должна быть понятна адресату, т.е. должен быть общий код.

Язык – относительно инвариантен в каждый период своего существования, т.е. язык, выступает в качестве необходимого предела свободы (Э. Косерид).

  1. Речь – субъективна и произвольна, т.е. для говорящего – это вид свободной индивидуальной творческой деятельности.

Язык, поскольку он социален, то им пользуется общество, поэтому язык – объективен и обязателен (императивен) по отношению к говорящему, т.е. говорящий обязан говорить по правилам языковой системы (моя твоя не понимает – недопустимо).

  1. Речь допускает элементы случайного и неупорядоченного. В индивидуальных отклонениях заложены истоки языковых изменений, если они станут общеупотребительными.

Язык образуется регулярными чертами языковых единиц и отношений между ними.

  1. Речь отражает опыт индивидуума.

Язык фиксирует опыт коллектива в системе выражаемых им значений.

 

4. Мы рассмотрели свойства речи и языка по их оппозициям. Однако в речи есть ряд параметров, которые не противопоставляются чертам языка. Эти речевые параметры характеризует способ осуществления речевой деятельности. Они вытекают из субъективности, конкретности и ситуативной обусловленности речи.

Речевая деятельность может протекать в трех формах: монологической, диалогической, полилог.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: