Фонетико-фонематический уровень




· Фонетика и ее отрасли

v Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика, сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков.

В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как артикуляционная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, функциональная фонетика, или фонология, акцентология, интонология.

· Устройство и функционирование артикуляционного аппарата

v Речевой аппарат представляет собой совокупность органов человеческого организма, приспособленных для производства и восприятия речи.

Речевой аппарат в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи.

К речевому аппарату в узком смысле, относят: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на:

1. активные: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть

2. пассивные: зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть

· Классификация звуков речи

Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо-физиологической характеристике звуков. Исходным при этом является деление всех звуков на гласные и согласные звуки.

Ø Гласные классифицируются на основании ряда, подъема языка, а также работы губ

Различают три ряда и, соответственно, три типа гласных:

· гласные переднего ряда – [и, э]

· гласные среднего ряда – [ы]

· гласные заднего ряда – [у о а]

По степени подъема языка различаются:

  • гласные верхнего подъема – [и, ы, у]
  • гласные среднего подъема – [э, о]
  • гласные нижнего подъема – [а]

По положению губ гласные делятся на:

  • губные (лабиализованные) – [о, у]
  • неогубленные – [а, э, и, ы]

Ø Согласные классифицируются на основании четырех основных признаков: место образования, способ образования, активный орган, работа голосовых связок.

По способу образования различают:

  • смычные согласные - п, б, т, г
  • щелевые согласные (фрикативные) –
  • смычно-щелевые согласные:

       
   


сонорные: шумные [п, б, т, д, к, г, ч, ц]

- носовые – [м, н]

- боковые – [л]

- дрожащие – [р]

По активному органу согласные делятся на:

  • губные: губно-губные и губно-зубные – ф, в
  • язычные

- переднеязычные: зубные и передненебные – с, ш, ц, ч

- среднеязычные - j

  • заязычные - к, г, х

- увулярные (язычковые)

- фарингальные (глоточные)

- гортанные

По работе голосовых связок согласные делятся на:

  • сонорные
  • шумные

 

o Функции звуков (по Н.С. Трубецкому)

1. кульминативная (или вершинообразующая) указывает, какое количество единиц содержится в данном предложении

2. разграничительная (или делимитативная) указывает границу между двумя единицами (словами, морфемами)

3. смыслоразличительная (или дистинктивная)способствует различению значащих единиц – тот: кот: кит

 

 

· Транскрипция

v Транскрипция – специальный вид буквенного письма, который используется для точной передачи звуков того или иного языка, диалекта или индивидуальной речи.

· Слог

v Слог -

– минимальная естественная единица произнесения звуков речи.

– фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым потоком.

Каждый слог состоит из а) ядра (вершина, слогообразующий звук) – гласный или сонант и б) периферии – согласные.

Слоги делятся на открытые, оканчивающиеся на гласный, и закрытые, кончающиеся на согласный.

 

· Ударение (акцент)

v Ударение – выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса.

Выделяют несколько типов ударения:

  1. фонетические типы ударения
  2. структурные типы ударения
  3. типы ударения по объему

 

Ударение выполняет следующие функции:

Ø кульминативную – обеспечивает целостность и отдельность слова

Ø сигнификативную – служит для различения грамматических форм, лексем, лексико-семантических вариантов слов

Ø делимитативную (словоразграничивающую) – указывает на границы слов

Ø экспрессивную – соотносится с прагматическими значениями.

 

· Интонация

v Интонация – чередование тонов с непрерывными переходами между ними.

Основными компонентами интонации выступают: 1) мелодика речи, 2) ударение, 3) паузы, 4) темп, 5) тембр голоса.

Интонация не только способствует выражению логико-грамматической структуры предложения, но и выражает смысл высказывания и эмоции говорящего.

 

· Синтагма

Синтагма создается мелодией, ударением, темпом и паузой после нее.

Синтагма выполняет две функции:

  1. фонетическую – фонетически синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку;
  2. семантическую – синтагматическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистических оттенков, а также отношения говорящего к содержанию высказывания.

 

· Фонология

Фонология – наука о звуках в языке. Фонология исследует, какие звуковые различия в данном языке связаны со смысловыми различиями, каковы отношения различительных элементов и по каким правилам они различаются друг с другом в слове. Предметом фонологии является фонема.

 

v Фонема

- минимальная фонологическая единица, обладающая смыслоразличительной функцией. Кратчайшая часть фонологической оппозиции. Набор различительных признаков (Н.С. Трубецкой).

- единица, способная дифференцировать слова и их формы (Л.В. Щерба).

 

o Фонологическая оппозиция. Типы фонологических оппозиций.

Наряду с понятие фонемы Н.С. Трубецкой вводит понятие фонологической оппозиции (противоположения).

v Звуковые противоположения, которые могут дифференцировать значения двух слов данного языка, называются фонологическими.

Так в английском языке противоположения [ai]: [ei] в словах line-lane являются смыслоразличительными, то есть могут дифференцировать значения этих слов.

Согласно Н.С. Трубецкому основная роль в фонологии принадлежит именно смыслоразличительным оппозициям, а не фонемам.

В фонологии выделят три типа оппозиций:

a) привативные, один член которых характеризуется наличием, а другой отсутствием признака: звонкий – глухой, назализованный – неназализованный;

b) градуальные, члены которых характеризуются различной степенью одного и того же признака, например, оппозиция между двумя различными степенями раствора у гласных (в нем.яз. [u]: [o]; [ü]: [ö]; [i]: [e]) и между различными ступенями высоты тона;

c) эквиполентные, оба члена логически равноправны, то есть не являются двумя степенями какого-либо признака, ни утверждением или отрицанием признака (в нем. яз. [p]: [t]; [f]: [k]).

 

 

Рекомендуемая литература

 

Бондарко Л.В. Ленинградская фонологическая школа // ЛЭС. – С. 264.

Засорина Л.Н. Введение в структурную лингвистику. – М., 1974. – С. 88-100.

Зиндер Л.Р., Касевич В.Б. Фонема и ее место в системе языка и речевой деятельности // Вопросы языкознания, 1989, № 6. – С. 29-37.

Касаткин Л.Л. Московская фонологическая школа // ЛЭС. – С. 316-317.

Кодухов В.И. Общее языкознание. – М., 1987. – С. 101-138

Реформатский А.А. Из истории отечественной филологии. – М., 1970.

Реформатский А.А. Фонологические этюды. – М., 1975.

Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 1960.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.В чем разница между фонетикой и фонологией?

2.Что такое фонема и звук речи? Это – одно и то же?

3.Назовите основные правила идентификации фонем.

4.Что такое фонологическая оппозиция? Приведите пример.

5.Что называется артикуляционной базой языка?

6.Перечислите акустические свойства звуков.

7.Какая фонологическая школа стремилась связать социальную природу фонемы с ее ролью в речевой деятельности человека?

8.Назовите представителей Ленинградской фонологической школы.

9.Какая фонологическая школа считает необходимым применять морфологический критерий при определении фонемного состава языка?

10. К какой фонологической школе относятся Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский, В.Н. Сидоров, А.М. Сухотин?

11. Что подразделяется на привативные, градуальные и эквиполентные?

12. Назовите виды фонологических оппозиций.

 

 

Практические задания

1. К какой оппозиции относится деление на «звонкий / незвонкий» (маг-мак)?

2. Какой оппозицией характеризуется степень раствора гласного – [u]:[o]:[ü]:[ö]:[i]:[e]?

3. Если оба члена логически равноправны, то это какая оппозиция – [p]:[t]?

4. Какие из оппозиций фонем относятся к привативным: [v - l], [r - r'], [ž - s], [g - x], [b - m].

 

 

Семинар 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: