· Фонетика и ее отрасли
v Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.
В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика, сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков.
В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как артикуляционная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, функциональная фонетика, или фонология, акцентология, интонология.
· Устройство и функционирование артикуляционного аппарата
v Речевой аппарат представляет собой совокупность органов человеческого организма, приспособленных для производства и восприятия речи.
Речевой аппарат в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи.
К речевому аппарату в узком смысле, относят: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.
По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на:
1. активные: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть
2. пассивные: зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть
· Классификация звуков речи
Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо-физиологической характеристике звуков. Исходным при этом является деление всех звуков на гласные и согласные звуки.
Ø Гласные классифицируются на основании ряда, подъема языка, а также работы губ
Различают три ряда и, соответственно, три типа гласных:
· гласные переднего ряда – [и, э]
· гласные среднего ряда – [ы]
· гласные заднего ряда – [у о а]
По степени подъема языка различаются:
- гласные верхнего подъема – [и, ы, у]
- гласные среднего подъема – [э, о]
- гласные нижнего подъема – [а]
По положению губ гласные делятся на:
- губные (лабиализованные) – [о, у]
- неогубленные – [а, э, и, ы]
Ø Согласные классифицируются на основании четырех основных признаков: место образования, способ образования, активный орган, работа голосовых связок.
По способу образования различают:
- смычные согласные - п, б, т, г
- щелевые согласные (фрикативные) –
- смычно-щелевые согласные:
![]() | ![]() |
сонорные: шумные [п, б, т, д, к, г, ч, ц]
- носовые – [м, н]
- боковые – [л]
- дрожащие – [р]
По активному органу согласные делятся на:
- губные: губно-губные и губно-зубные – ф, в
- язычные
- переднеязычные: зубные и передненебные – с, ш, ц, ч
- среднеязычные - j
- заязычные - к, г, х
- увулярные (язычковые)
- фарингальные (глоточные)
- гортанные
По работе голосовых связок согласные делятся на:
- сонорные
- шумные
o Функции звуков (по Н.С. Трубецкому)
1. кульминативная (или вершинообразующая) указывает, какое количество единиц содержится в данном предложении
2. разграничительная (или делимитативная) указывает границу между двумя единицами (словами, морфемами)
3. смыслоразличительная (или дистинктивная)способствует различению значащих единиц – тот: кот: кит
· Транскрипция
v Транскрипция – специальный вид буквенного письма, который используется для точной передачи звуков того или иного языка, диалекта или индивидуальной речи.
· Слог
v Слог -
– минимальная естественная единица произнесения звуков речи.
– фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым потоком.
Каждый слог состоит из а) ядра (вершина, слогообразующий звук) – гласный или сонант и б) периферии – согласные.
Слоги делятся на открытые, оканчивающиеся на гласный, и закрытые, кончающиеся на согласный.
· Ударение (акцент)
v Ударение – выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса.
Выделяют несколько типов ударения:
- фонетические типы ударения
- структурные типы ударения
- типы ударения по объему
Ударение выполняет следующие функции:
Ø кульминативную – обеспечивает целостность и отдельность слова
Ø сигнификативную – служит для различения грамматических форм, лексем, лексико-семантических вариантов слов
Ø делимитативную (словоразграничивающую) – указывает на границы слов
Ø экспрессивную – соотносится с прагматическими значениями.
· Интонация
v Интонация – чередование тонов с непрерывными переходами между ними.
Основными компонентами интонации выступают: 1) мелодика речи, 2) ударение, 3) паузы, 4) темп, 5) тембр голоса.
Интонация не только способствует выражению логико-грамматической структуры предложения, но и выражает смысл высказывания и эмоции говорящего.
· Синтагма
Синтагма создается мелодией, ударением, темпом и паузой после нее.
Синтагма выполняет две функции:
- фонетическую – фонетически синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку;
- семантическую – синтагматическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистических оттенков, а также отношения говорящего к содержанию высказывания.
· Фонология
Фонология – наука о звуках в языке. Фонология исследует, какие звуковые различия в данном языке связаны со смысловыми различиями, каковы отношения различительных элементов и по каким правилам они различаются друг с другом в слове. Предметом фонологии является фонема.
v Фонема –
- минимальная фонологическая единица, обладающая смыслоразличительной функцией. Кратчайшая часть фонологической оппозиции. Набор различительных признаков (Н.С. Трубецкой).
- единица, способная дифференцировать слова и их формы (Л.В. Щерба).
o Фонологическая оппозиция. Типы фонологических оппозиций.
Наряду с понятие фонемы Н.С. Трубецкой вводит понятие фонологической оппозиции (противоположения).
v Звуковые противоположения, которые могут дифференцировать значения двух слов данного языка, называются фонологическими.
Так в английском языке противоположения [ai]: [ei] в словах line-lane являются смыслоразличительными, то есть могут дифференцировать значения этих слов.
Согласно Н.С. Трубецкому основная роль в фонологии принадлежит именно смыслоразличительным оппозициям, а не фонемам.
В фонологии выделят три типа оппозиций:
a) привативные, один член которых характеризуется наличием, а другой отсутствием признака: звонкий – глухой, назализованный – неназализованный;
b) градуальные, члены которых характеризуются различной степенью одного и того же признака, например, оппозиция между двумя различными степенями раствора у гласных (в нем.яз. [u]: [o]; [ü]: [ö]; [i]: [e]) и между различными ступенями высоты тона;
c) эквиполентные, оба члена логически равноправны, то есть не являются двумя степенями какого-либо признака, ни утверждением или отрицанием признака (в нем. яз. [p]: [t]; [f]: [k]).
Рекомендуемая литература
Бондарко Л.В. Ленинградская фонологическая школа // ЛЭС. – С. 264.
Засорина Л.Н. Введение в структурную лингвистику. – М., 1974. – С. 88-100.
Зиндер Л.Р., Касевич В.Б. Фонема и ее место в системе языка и речевой деятельности // Вопросы языкознания, 1989, № 6. – С. 29-37.
Касаткин Л.Л. Московская фонологическая школа // ЛЭС. – С. 316-317.
Кодухов В.И. Общее языкознание. – М., 1987. – С. 101-138
Реформатский А.А. Из истории отечественной филологии. – М., 1970.
Реформатский А.А. Фонологические этюды. – М., 1975.
Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 1960.
Вопросы для самоконтроля
1.В чем разница между фонетикой и фонологией?
2.Что такое фонема и звук речи? Это – одно и то же?
3.Назовите основные правила идентификации фонем.
4.Что такое фонологическая оппозиция? Приведите пример.
5.Что называется артикуляционной базой языка?
6.Перечислите акустические свойства звуков.
7.Какая фонологическая школа стремилась связать социальную природу фонемы с ее ролью в речевой деятельности человека?
8.Назовите представителей Ленинградской фонологической школы.
9.Какая фонологическая школа считает необходимым применять морфологический критерий при определении фонемного состава языка?
10. К какой фонологической школе относятся Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский, В.Н. Сидоров, А.М. Сухотин?
11. Что подразделяется на привативные, градуальные и эквиполентные?
12. Назовите виды фонологических оппозиций.
Практические задания
1. К какой оппозиции относится деление на «звонкий / незвонкий» (маг-мак)?
2. Какой оппозицией характеризуется степень раствора гласного – [u]:[o]:[ü]:[ö]:[i]:[e]?
3. Если оба члена логически равноправны, то это какая оппозиция – [p]:[t]?
4. Какие из оппозиций фонем относятся к привативным: [v - l], [r - r'], [ž - s], [g - x], [b - m].
Семинар 4