Синтаксический уровень языка




· Синтаксис, его объект и разделы

v Синтаксис – раздел грамматики, изучающий процессы порождения речи: сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения, а также общие свойства предложения как автономной единицы языка и высказывания как части текста.

Объект синтаксиса составляют те механизмы языка (морфологические, фонетические, композиционные), которые обеспечивают переход от языка к речи.

 

o Разделы синтаксиса:

1. Синтаксис частей речи (словосочетания)

2. Синтаксис предложения

3. Синтаксис текста

 

· Предложение как основная единица синтаксиса

v Предложение – синтаксическая модель (структурная схема), по которой может быть построено безграничное многообразие конкретных речевых сообщений (высказываний).

Оппозиция предложение – высказывание = оппозиции язык – речь

 

· Признаки предложения

Ø коммуникативная наполненность – свойство предложения/высказывания отражать ситуацию объективной действительности;

Ø предикативность – отношение предложения к действительности;

Ø модальность – отнесенность содержания предложения к действительности;

Ø актуальное членение – деление на «данное» и «новое», на «тему» и «рему».

 

· Средства выражения синтаксических связей в предложении

1. система падежной флексии и личные окончания глаголов;

2. служебные слова (предлоги, союзы) - не имеют четкого морфологического выявления и объединяются по признаку своего синтаксического употребления;

3. принцип синтаксической завершенности конструкции – явление, широко представленное в области сказуемого (глаголы неполной предикации), когда сказуемое для создания законченного сочетания нуждается в добавлении еще одного компонента – предикатива или дополнения (и у прилагательных, например, ähnlich, gleich);

4. риторико - интонационные средства – позволяют организовать предложение как определенное законченное единство, ограниченное от других предложений и расчлененное внутри себя;

5. порядок слов – синтаксическое средство, выявляющее содержание синтаксической связи между словами; создает рамочные конструкции, позволяющие структурно отграничить предложения, а также отдельные синтаксические группы; выявляет различие между типами предложений, между главным и подчиненным предложением;

6. совмещение и замещение форм в их синтаксических функциях и отношенияхсовмещение параллельных синтаксических отношений в одном слове лежит в основе построения предложений с однородными членами: Ich will lesen und schreiben.

Замещение – явление, при котором одно слово замещает другое в его синтаксической функции, но не приобретает его грамматический характер: Hier liegt die Brille der Mutter, dort die des Vaters.

Все формы перекрещиваются друг с другом, одни выступают в роли основных, другие – в роли дополнительных. Наиболее устойчивым характером обладают морфологические средства, далее – ритмико-интонационные. Наиболее подвижны чисто синтаксические средства.

 

· Лингвистика текста и ее объект

Становление лингвистики текста можно датировать концом 40-х г. XX в., когда понятие «текст» было признано в качестве особой языковой и речевой единицы, получило необходимое для любой единицы структурное описание, стало одним из объектов лингвистического исследования.

Различают два основных объекта лингвистики текста, именуемых текст:

1. целое речевое произведение – текст (повесть, роман, газетная статья, глава, параграф), т.е. макротекст;

2.сверхфразовое единство, т.е. микротекст

 

· Текст как объект языкознания

На сегодняшний день в лингвистической литературе нет общепринятого определения текста. Наиболее распространенным определением является следующее:

v Текст – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связанность и целостность.

К критериям текста также можно отнести:

Ø информационную самодостаточность, т.е. содержательность текста, его смысловая завершенность и прагматическая целостность;

Ø адресатность, т.е. ориентация на определенный круг людей;

Ø протяженность. Данный критерий является наиболее дискуссионным, позволяет отделить текст, как структурированное образование от единиц номинации и отдельно взятых предложений.

· Текстуальность и прессупозиция

Понятие текстуальности и прессупозиции выступают основными требованиями правильности построения и понимания текста.

v Текстуальность – это внешняя связанность, внутренняя осмысленность, возможность своевременного восприятия, осуществления необходимых условий коммуникации.

v Прессупозиция – необходимый общий фонд знаний, коммуникативный фон, обеспечивающий правильность восприятия текста.

 

· Текст и дискурс

В современной лингвистической литературе параллельно с понятием «текст» существует понятие «дискурс». Среди лингвистов нет единого мнения по поводу того, в каких отношения эти понятия находятся друг другу.

По нашему мнению, дискурс требует при подходе к нему обязательного учета всех социальных параметров происходящего, всех прагматических факторов его существования.

Текст можно анализировать, довольствуясь тем, что можно извлечь из текста как такового, изучая его как завершенное языковое произведение.

v Дискурс – это текст с учетом всех экстралингвистических компонентов.

Таким образом, понятие «дискурс» шире понятия «текст» и включает последнее.

 

· Понятие контекста в лингвистике

v Контекст – фрагмент текста, включающий избранную для анализа единицу, необходимый и достаточный для определения значения этой единицы.

o Виды контекста:

Ø микро- и макроконтекст

Микроконтекст – минимальное окружение единицы, в котором она реализует свое значение плюс дополнительное кодирование в виде ассоциаций, коннотаций.

Макроконтекст – окружение исследуемой единицы, позволяющее установить ее функцию в тексте как целом.

Ø лингвистический и экстралингвистический контекст

Экстралингвистический контекст – ситуация коммуникации, включающая условия общения, предметный ряд, время и место коммуникации, самих коммуникантов, их отношение друг к другу.

Ø эксплицитный и имплицитный контекст

Эксплицитный контекст – контекст, явно выраженный как вербальными, так и невербальными средствами.

Имплицитный контекст – явно невыраженный, является одним из видов пресуппозиции.

 

· Методы синтаксических исследований

Ø деление на члены предложения: выявляется иерархия реализуемых в предложении синтаксических функций (членов предложения), каждой из которых соответствует определенная синтаксическая позиция – место в структуре предложения;

Ø метод субституции: служит для определения круга слов и конструкций, способных заменить то или иное синтаксическое место;

Ø метод транспозиции: перенос слов и словосочетаний из одной синтаксической позиции в другую, например: Студенты сдали экзамены. → Сдача экзаменов студентами кончилась.

Ø метод синтаксического моделирования: демонстрирует абстрактную фиксацию позиционной структуры предложения в той или иной форме и обеспечивает описание неограниченного множества конкретных предложений. Иерархию связей и их направление отражает дерево составляющих, например:

Дровосек рубит дерево.

S

NP VP

       
   


VP NP

(S – символ предложения, NP - именная группа, VP – глагольная группа)

Ø метод непосредственно составляющих: устанавливает между словами определенные синтаксические отношения, представленные в виде последовательно включенных друг в друга групп слов и словосочетаний. Членение предложения производится на отрезки максимальной длины. Эти отрезки носят название непосредственно составляющих или НС. На каждом этапе членения выделяется две НС, т.е. членение осуществляется на бинарном уровне. Например:

The old man | saw a black dog there.

(именная фраза) (глагольная фраза)

На следующем этапе анализа каждая из выделенных НС членится на два максимально длинных участка и так далее.

Ø трансформационный метод: предполагает выделение на синтаксическом уровне так называемых «ядерных конструкций», т.е. предложений, структура которых может быть выведена, прямо или косвенно, из структуры ядерных конструкция при помощи заданных правил преобразования или трансформаций.

NV –John came.

NVpN – John looked at Mary.

NVN – John saw Mary.

 

 

Рекомендуемая литература

 

Адмони В.Г. Введение в синтаксис современного немецкого языка. – М., 1955.

Арутюнова Н.Д. Синтаксис // ЛЭС. – С. 448-451

Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 1982.

Кибрик А.Е. Проблема синтаксических отношений в универсальной грамматике. / Новоев зарубежной лингвистике. Вып. 11. Современные синтаксические теории в американской лингвистике. – М., 1972, - С. 5-37

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970

Москальская О.А. Лингвистика текста, ее объект и предмет /Грамматика текста. – М.: Высш. школа, 1981, - С. 4-15

Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. Лингвистика текста. – М., 1978.

Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. – М., 1985.

Петрова Е.И. Возможности применения трансформационного анализа при делении текста на малые синтаксические группы // Межвузовский сборник научных трудов «Личность, речь и юридическая практика». Вып.6. - Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2003, - С. 167-169

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что является предметом изучения синтаксиса?

2. Как синтаксис соотносится с языком и речью?

3. Что изучается в синтаксисе словосочетаний?

4. Что является единицей синтаксиса предложений?

5. Что является предметом изучения актуального синтаксиса, или синтаксиса

текста?

6. В чем отличие адаптации предложения к контексту и к ситуации речи?

7. Как называется категория предложения, относящая информацию к

действительности?

8. Как называется категория высказывания, выражающая разные виды его

отношения к действительности?

9. Назовите средства выражения синтаксической связи и приведите примеры.

10. Что такое актуальное членение?

11. Что изучает лингвистика текста?

12. Дайте определение текста. Какие бывают тексты?

13. Является ли текстом танец?

14. Как Вы понимаете текстуальность?

15. Чем текст отличается от дискурса?

16. Чем контекст отличается от ситуации?

17. Что такое лингвистический и экстралингвистический контекст?

 

 

Практические задания

1. Определите способы выражения модальности в следующих предложениях:

· Русск. Не знаю, что бы еще пришлось Ольге выслушать от меня, если бы

она, повернувшись ко мне спиной, не отошла.

А разве папаша виноват, что у него не много денег?

Поцелуи мои, вероятно, были горячи, потому что лицо Ольги горело

как в огне (А.П. Чехов).

· Немец. Sie muß geglaubt haben, daß ich ihn nicht genommen hätte, wenn sie ihn

mir angeboten hätte. Aus Gründen der Moral vielleicht oder auch, weil ich

ihn für gefährlich gehalten hätte (E.M. Remarque).

2. Проанализируйте следующие предложения с точки зрения их актуального членения:

В лучах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут Прорвой (К.Г. Паустовский).

Заброшенные усадьбы сразу зарастают крапивой, бурьяном и лебедой. Бурьян ведь символическое обозначение запустения и заброшенности (А.И. Солженицын).

Офицер вынул красный карандаш, не торопясь, очинил его лезвием безопасной бритвы, закурил и, выискав что-то на карте, поставил жирный крест. Потом, примерившись, провел через все море ровную линию от Покровки до отмеченного места (К.Г. Паустовский).

 

 

Темы рефератов

1. Общая семиотика и лингвосемиотика. Особенности языковых знаков.

2. Язык как норма, система и речевая деятельности.

3. Функции языка.

4. Уровнеобразующие единицы языка.

5. Единицы языка и единицы речи.

6. Соотношение языка и мышления.

7. Гипотеза лингвистической относительности: от В. Гумбольдта к Б. Уорфу.

8. Понятие функционально-семантического поля.

9. Морфологические типы языков.

10. Синтаксические типы языков.

11. Языки синтетического и аналитического строя.

12. Язык как система систем.

13. Общие проблемы фонетики и фонологии.

14. Фонологическая концепция Н.С. Трубецкого.

15. Грамматика и ее виды: частная, сравнительная и общая.

16. Понятие слова, проблема выделимости и отдельности слова.

17. Понятие слова. Основные концепции слова в языкознании.

18. Слово и имя.

19. Предложение как форма высказывания и форма мысли.

20. Теория и история письма (грамматология).

21. Письмо как знаковая система.

22. Понятие языковой нормы.

23. Литературный язык и языковая норма.

24. Профессионализмы как подсистема национального литературного языка.

25. Просторечие как подсистема национального литературного языка.

26. Актуальные проблемы современной прикладной лингвистики.

27. Дихотомия языка и речи в современной лингвистике.

28. Понятие синхронии и диахронии в современной лингвистике.

29. Типологическая лингвистика. Универсалии и типология.

30. Контрастивная лингвистика.

31. Психолингвистика. Проблемы и методы.

32. Социолингвистика. Проблемы и методы.

33. Прагмалингвистика. Проблемы и методы.

34. Различные теории происхождения языка.

35. Понятие знака. Различные подходы к определению сущности языкового знака.

36. Язык как знаковая система.

37. Понятие литературного языка и языковой нормы.

38. Лингвистика текста. Проблемы и методы.

39. Текст и критерии его определения.

 

Вопросы к экзамену

1. Языкознание как наука. Предмет языкознания.

2. Структура научной дисциплины языкознания.

3. Связь языкознания с другими науками.

4. Знаки, их типы и свойства.

5. Асимметрия языкового знака.

6. Знаковая природа языка. Специфика языка как знаковой системы.

7. Язык и мышление. Категории языка и категории мышления.

8. Типы мышления и национально-культурная специфика языка.

9. Проблема взаимоотношения языка, мышления и сознания.

10. Язык как системно-структурное образование.

11. Язык, речь, речевая деятельность. Параметры противопоставления языка и речи.

12. Речевая деятельность, языковые системы и языковой материал (по Л.В. Щербе).

13. Концепция системности Ф. де Соссюра.

14. Теории происхождения языка.

15. Классификация языков. Общая характеристика индоевропейских языков.

16. Языковая картина мира.

17. Членение языкового потока и выделение единиц языка.

18. Фонетика и ее отрасли.

19. Фонология: понятие фонемы, фонологические оппозиции.

20. Классификация фонем. Нейтрализация.

21. Основные единицы морфологического анализа.

22. Грамматическое значение и способы его выражения.

23. Части речи: семантические критерии.

24. Части речи: морфологические критерии.

25. Проблема значения в языкознании.

26. Предложение как основная единица синтаксиса.

27. Предикативность и модальность как основные категории предложения.

28. Язык и общество.

29. Законы развития языка.

30. Внешние (социальные и психологические) и внутренние факторы изменений в языке.

31. Роль языка в развитии общества.

32. Понятие литературного языка.

33. Языковая норма и узус.

34. Территориальные диалекты, просторечие, жаргоны.

35. Билингвизм, диглоссия.

36. Языковые контакты.

37. Методы современного языкознания.

38. Понятие метода и методологии. Общенаучная методология: индуктивный и гипотетико-дедуктивный подходы.

39. Метод наблюдений; эксперимент; вероятностно-статистический метод; метод моделирования.

40. Частно-научные методы: сравнительно-исторический метод; компонентный анализ.

41. Структурные методы: дистрибутивный; трансформационный; анализ по НС; субституции.

42. Понятие контекста в лингвистике.

43. Текст и дискурс.

 

Учебно-методическое издание

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: