Лексико-семантический уровень




· Лексикология, ее предмет и разделы

v Лексикология - раздел языкознания, изучающий словарный состав, лексику языка.

Предметом лексикологии является проблема слова, как основной единицы языка, структура словарного состава, функционирование лексических единиц, пути пополнения и развития словарного состава.

Различаются общая, частная, сопоставительная и прикладная лексикология. Некоторые аспекты и виды лексических единиц изучаются такими дисциплинами, как семасиология, лексикография, ономасиология, фразеология, этимология.

 

· Процессы номинации и лексические единицы языка

К лексическим единицам языка относят как слово, так и устойчивые словосочетания. Однако основной единицей является слово.

v Слово – основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфических для каждого языка.

v Слово- звук или комплекс звуков, имеющий значение и употребляющийся в речи как некое самостоятельное целое (Т.В. Милевская).

o Признаки слова:

Ø цельность

Ø выделимость

Ø свободная воспроизводимость в речи

 

· Слова как основная единица лексико-семантического уровня языка

Проблема выделения слова в речевом потоке рассматривается как одна из основных проблем лексикологии. Существует два основных направления решения этой проблемы:

  1. синтагматика языка

а) проблема отдельности слова (определение границ слова в тексте)

Решив эту проблему, мы сможем ответить на вопрос to get up – это одно, два или три слова. Для определения границ слова предлагается ряд критериев, к которым относятся: графический, фонетический, структурный, морфологический, синтаксический и семантический.

б) проблема тождества слова

Проблема тождества слова включает в себя вопрос о принадлежности разных грамматических форм одному слову и вопрос о принадлежности разных употреблений одного звукового комплекса одному слову.

 

Однако во многих случаях определить границы слова оказывается возможным только с учетом парадигматических отношений в языке.

2. парадигматика языка

Например, соотношение aufstehen – ich stehe auf показывает, что членимая форма stehe auf сочетается с нечленимой в пределах одной парадигмы, что дает основания считать ее одним словом (словоформой), но не сочетанием слов.

 

· Семантическая структура слова

}  
семантический треугольник
Отношения внутри слова представляют собой сложный комплекс, основными компонентами которого являются:

Ø фонетическое слов (означающее)

Ø денотат, или референт (обозначаемый предмет)

Ø сигнификат (смысл, связанный со словом)

v Значение слова – высшая степень отражения действительности в сознании человека.

v Лексическое значение слова – его предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка (В.В. Виноградов).

o Значение слова и понятие

v Понятие – отражение наиболее общих и одновременно наиболее существенных признаков предмета или явления. Высшая форма обобщения.

Понятие может быть развернуто в целую совокупность суждений.

Значение слова стремится к понятию как к своему пределу. Совпадение значения и понятия крайне редко - в терминах («морфема»). Значение определяется как материал для оформления понятий.

o Основные типы лексических значений слова:

1. основное значение (прямое, номинативное) – непосредственно направленно на предметы, явления, действия и качества действительности;

2. производное значение – это значение не отрывается от основного и понимается в соотношении с ним. Часто производное значение уже, чем основное: капля – капли – производное значение: жидкое лекарство, принимаемое по числу капель;

3. фразеологически связанное значение – отвлеченно-переносное значение слова. Значение слов замкнуты в строго определенные фразеологические контексты. Фразеологически связанным является отвлеченно-переносное значение слова безвыходный: «такой, из которого невозможно найти выход; безрадостный» (безвыходное положение)

4. синтаксически обусловленное значение – формируется в словах, за которыми закрепляется строго определенная функция в предложении. Например, в предложении Вот так петух! существительное петух применяется как предикат.

5. конструктивно организованное значение – значение слова, неотделимое от строго определенных форм сочетаемости этого слова с другими словами. Например, глаголы внутреннего состояния, эмоционального и волевого переживания – плакаться, сетовать, жаловаться и т.д. – выражают свое значение обычно в сочетании с предлогом на и формой винительного падежа существительного, обозначающего объект соответствующего состояния.

Кроме этих пяти типов значения, выделенных В.В. Виноградовым, существует еще одно.

6. коннотативное значение – это экспрессивно-оценочное значение слова. Это значение выражает отношение говорящего к действительности.

 

v Внутренняя форма слова – мотивировка лексического значения его словообразовательной и семантической структурой.

Внутренняя форма вскрывает признак предмета, на основании которого произошло наименование.

 

· Значение слова как иерархическое образование

Значение слова – это сложное образование, состоящее из иерархически организованных атомов. Минимальный элемент значения слова называется семой.

Виды сем:

Ø архисемы, т. е. семы, которые свойственны целым группам слов. Например, архисема «речь » объединяет в группу глаголы говорить, сказать, беседовать и др.

Ø дифференцирующие семы, т. е. семы, которые отличают значение данного слова от значения семантически близкого слова. Например, шептать – «говорить», «очень тихо»; а кричать – «говорить», «очень громко». Дифференцирующие семы – «очень тихо » и «очень громко », архисема – «говорить ».

Ø потенциальные семы – отражают не основные признаки явлений, а все то, что может характеризовать предмет с большей полнотой, чем только дифференциальные семы. Для значения слова «небо » - потенциальной семой является «высота ».

Ø скрытые семы (И.В. Арнольд), т. е семы, которые выявляются через сочетаемостные возможности слова. Например, в глаголах to laugh, to giggle, to smile выделяются семы одушевленность, лицо и только в глаголе to giggle – компонент женского пола, так кА обнаруживается, что глагол to giggle в функции сказуемого сочетается, как правило, с подлежащим, обозначающим лицо женского пола.

 

Одним из основных приемов выделения семантических компонентов является компонентный анализ. Компонентный анализ в его классической форме представляет собой не исследование семантики слова, а выделение сущностных характеристик объектов реальной действительности, средством номинации которых служит то или иное слово.

 

· Лексические системы

Ø омонимия – совпадение по звучанию слов, имеющих разное значение, например, москвич (житель Москвы) и москвич (автомобиль);

Ø синонимия: по денотату – совпадает предмет обозначения, а не понятие (например, народные названия растений: плаун – деряга, зеленица, змеиный мох, плывун); по сигнификату – совпадает понятие, но различен предмет (например, стиль, манера, замашки, повадки);

Ø антонимия – слова противоположные по сигнификативному значению, например, слава – позор;

Ø паронимия – частичное совпадение двух фонетических слов, не сводимое к омонимии и к совпадению каких-либо самостоятельных частей слов (корней, приставок), при одновременном совпадении значений такого характера, что практически не может быть определено как синонимия, либо как вариативность (например, ост- ерег -ать, об- ерег -ать).

 

 

Рекомендуемая литература

Булыгина Т.В., Крылов С.А. Лексема // ЛЭС. – С. 257.

Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Вопросы языкознания, 1953, № 5.

Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. – М., 1977.

Гак В.Г. Лексикология // ЛЭС. – С. 259-261.

Гак В.Г. Лексическое значение слова // ЛЭС. – 261-263.

Кодухов В.И. Общее языкознание. – М., 1974. – С. 144-145.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975. – С. 7-52.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Что является предметом разделов лексикологии, ономасиологии,

семасиологии, фразеологии, этимологии, лексикографии?

2.Что в лексикологии можно определить как единство звуковой формы,

морфемного строения и значения?

3.В чем различие между лексическим значением слова и понятием?

4.Объясните, что такое внутренняя форма слова и приведите пример.

5.Что такое коннотация?

6.На какие элементы распадается семантическая структура слова?

7.Что такое многозначность слова? Приведите пример.

8.Что такое прямое, или основное, и переносное, или производное значение?

Приведите пример. Как отличить многозначное слово от омонимов?

9.Приведите примеры синонимического и антонимического ряда.

10. Каковы основные пути обогащения словарного состава языка?

 

 

Практические задания

1. Определите сколько словоформ в предложении Достань-ка мне самый

большой кубик из-под шкафа?

2. Определите тип лексического значения слова молодец в примере: Маша у нас

молодец!

3. Какой тип отношений связывает слова дикий, грубый, необузданный?

4. В какие пары по значению группируются слова: бросать, быстро, враг, глупый, друг, зажигать, зима, ленивый, лето, мало, медленно, лениться, много, мокрый, молодость, острый, печаль, поднимать, постепенно, прилежный, радость, ругать, сразу, ссориться, старость, сухой, тупой, тушить, умный, хвалить?

5. Определите, что демонстрируют следующие пары - явление омонимии или явление полисемии: бор и бор, язык и язык.

6. Разложите значение слова вдова на семы.

Семина 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: