Ледовательно ограничиваются интересы управле-




ния. Новые институциональные регуляторы являются

общественной реакцией на последние «находки» и «от-

крытия» управления, и последовательность этих шагов

приводит к циклическому восстановлению нарушаемо-

го баланса интересов.

 


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

Марат Мусин «БИЗНЕС В СТИЛЕ РАСПИЛ»

 

 

ПЯТЬ ПРИЗНАКОВ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ

 

Из пяти признаков социальной нормы по И.А. Иль-

ину (кто, что и кому предписывает, в каком порядке

устанавливается предписание и санкция нормы) лишь

один единственный первый признак (кто) определяет

возможность защиты самой нормы от искусственного

манипулирования. Наиболее устойчивой нормой явля-

ется норма религиозная, хотя и здесь откровенно ко-

рыстный интерес ныне приводит как к подрыву основ

церкви, так и к экспансии всевозможных сект и ново-

явленных гуру. И все же человек, придерживающийся

религиозной нормы, как правило, более устойчив к вне-

шнему воздействию и манипулированию, чем человек,

руководствующийся светской морально-этической нор-

мой. Ведь практически ко всем нам применимо выраже-

ние «покривил своей совестью». И не только в мелких

житейских ситуациях, но и когда речь заходит об игре

на бирже с акциями или валютами, о банковских сбе-

режениях и ростовщическом проценте. Напомним, что

струна, на которой играют и преступники, и респекта-

бельные биржевые или банковские элиты – это страсть

населения к легкой наживе и страх перед будущим. Что

же тогда можно говорить о праве и институциональных

нормах, которые устанавливаются внешним, а не внут-

ренним авторитетом?

Так, в январе 2009 года канцлер Германии Ангеле

Меркель и президент Франции Николя Саркози пуб-

лично заявили, что построенная на Западе социаль-

но-экономическая модель аморальна по своей сути и

подлежит уничтожению, поскольку не способна решить

накопившиеся социальные проблемы, усиливающееся

расслоение общества и стран на бедных и богатых. Тем

самым Европа признала приоритет морально-этических

принципов над экономикой и голым рациональным рас-

четом, несостоятельность доктрины Homo economics.

Проамерикански настроенные лидеры ведущих

стран мира сознались, что даже старушка Европа жи-

вет не по средствам, живет за чужой счет. Что же тогда

говорить о США, обложивших весь мир своим колони-

 

 


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

Марат Мусин «БИЗНЕС В СТИЛЕ РАСПИЛ»

 

альным налогом? С другой стороны и в США президент

Обама признал, что система работает в интересах де-

льцов с Wall Street, а не простых людей, то есть признал

тот очевидный факт, что «невидимая рука рынка» дав-

ным-давно залезла в их карманы.

Сегодня Запад полностью расстался с иллюзиями

о позитивной роли рынка и дикой рыночной стихии в

целом. Цивилизованный мир признал несостоятельной

утопией саму идею регулирующей роли стихии дико-

го рынка как главного и единственно возможного ре-

гулятора всех отношений в обществе. Тем не менее, у

правящих элит ни на Западе, ни в России так и не поя-

вилось понимания, что только целостная система всей

совокупности социально-экономических регуляторов

способна консолидировать интересы общества.

Сегодня элиты продолжают уповать на рациональ-

ный экономический расчет и прямое применение во-

енной силы, в массе своей отвергая существование

социальных регуляторов более высокого порядка, а

именно:

· религиозного;

· морально-этического;

· культурного, обобщающий позитивный опыт пре-

дыдущих поколений;

· правового;

· политического.

Отечественная пятая колонна и вышедшие из ее ря-

дов «специалисты» экономического блока российского

правительства, продолжают убеждать вопреки очевид-

ному, что стихия рынка – смысл их и нашей жизни. То

есть во главу угла они ставят регулятор самого низше-

го 6-го уровня – экономический.

Другие надеются решить все проблемы путем ба-

нальной замены регулятора. Мечтая о чудодействен-

ной палочке-выручалочке, они тщетно ищут тот самый

заветный. Например, президент России Дмитрий Мед-

ведев пытается выстроить отношения в обществе на

основе правового регулятора (регулятора 4-го уровня).

Копируя в речах и делах первого и последнего прези-

дента СССР, Медведев, естественно, наследует и его

главную управленческую ошибку.

 

 


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

Марат Мусин «БИЗНЕС В СТИЛЕ РАСПИЛ»

 

Другой преемник, Владимир Путин, вслед за Юрием

Андроповым уповал исключительно на политические

методы, представляющие собой регулятор еще более

низкого, 5-го уровня.

Сегодня лидеры США, Европы и России, на наш

взгляд, совершают одни и те же ошибки. Прежде всего,

у них нет понимания, что гармонизировать отношения в

обществе на основе лишь какого-то одного из сущест-

вующих социально-экономических регуляторов принци-

пиально невозможно. Положительный синергетический

эффект может дать только их целостная, неделимая

система. Кроме того, их попытки игнорировать закон

незаменяемости социальных норм, когда социальный

регулятор более высокого уровня невозможно заме-

нить регулятором более низкого уровня, противоречат

всему нашему историческому опыту.

Ведь право не работает, если общество считает,

что власть имущие попирают законы Божии, законы

совести и морали, оскорбляют память предков. Пыта-

ясь навязать нашему народу чуждые ему духовные и

морально-нравственные ценности, власть рубит сук, на

котором сидит. Следовательно, судя с чисто прагмати-

ческой точки зрения, в Кремле надолго воцарится лишь

тот правитель, который сможет разрешить это основ-

ное противоречие российского общества. Только тогда

должным образом заработает право и вся политичес-

кая машина государства.

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫИ ВОЗМОЖНОСТИ

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ

 

Таким образом, мы видим, что традиционные обще-

ства оказываются более устойчивыми к внешним воз-

действиям и имеют больший запас прочности. Ислам и

христианство становятся важным ресурсом выживания

народов, так же как и великая тысячелетняя культура

России, ее героические воинские и подвижнические

традиции, пассионарный дух нации.

У нас есть убедительное историческое доказатель-

ство невозможности замены социальной нормы более

высокого иерархического уровня нормой более низкого

 


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

Марат Мусин «БИЗНЕС В СТИЛЕ РАСПИЛ»

 

уровня. Речь идет о декларативной отмене в 1917 году

в России религиозной, моральной и соответствующих

им по содержанию норм права и институтов, включая

институт семьи и частной собственности. Замена дан-

ных норм так называемой «революционной целесо-

образностью» и «красным террором» поставила саму

жизнь и свободу каждого гражданина страны в зависи-

мость от воли и прихоти узкой группы лиц, захвативших

управление страной. Управленцев, считавших вполне

допустимым вводить институт заложников или расстре-

ливать сотрудников за пятнадцатиминутное опоздание.

Естественно, частично оправившись от первой волны

террора, общество начало последовательно восстанав-

ливать иерархию социальных норм.

Нормы более высокого иерархического уровня не-

возможно подменить нормами более низкого иерар-

хического уровня. Когда в СССР общество вплотную

подошло к необходимости восстановления высшей,

религиозной нормы (которую «моральный кодекс стро-

ителя коммунизма» заменить так и не смог), наступил

логический конец государства нового типа, как ни пы-

тался рационально мыслящий режим подменить вопро-

сы веры умозрительной экономической утопией.

Сегодня аналогичную попытку объявить безуслов-

ный примат противоположных по смыслу экономичес-

ких ценностей предпринимают мировые биржевые и

финансовые элиты. Многочисленными исследователя-

ми проведен детальный анализ деятельности основных

институтов глобализации и представлено обоснование

их несостоятельности, в первую очередь, бреттонвудс-

ких институтов (в лице Мирового Банка – МБРР, МВФ,

ГААТ и его сегодняшнего преемника – ВТО), основы по-

литики которых определяют известные закрытые миро-

вые центры принятия решений.

Во всех странах уже появились конкретные научные,

образовательные и пропагандистские национальные

структуры, которые отнюдь не безвозмездно профес-

сионально обслуживают их интересы (по принципам

связанности и зависимости определить, чьи интересы

представляют те или иные российские институты, ор-

ганизации и специалисты – легко разрешимая задача).

 

 


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

Марат Мусин «БИЗНЕС В СТИЛЕ РАСПИЛ»

 

Шестьдесят лет всему миру активно навязывают сис-

тему суррогатных ценностей; пытаются выдать собс-

твенные узкогрупповые интересы за интересы всего

мирового сообщества, отдельных наций и народностей;

превращают деньги в новую всемирную религию. Игно-

рируя закон незаменяемости социальных норм, миро-

вые биржевые и финансовые элиты тем самым закла-

дывают основу не только глубокого экономического и

политического кризиса, но и серьезнейшего мировоз-

зренческого кризиса во всем мире.

Невозможность подмены религиозной нормы (регу-

лятора) формальными институциональными как част-

ное проявление закона незаменяемости социальных

норм, с одной стороны, внушает традиционным обще-

ствам исторический оптимизм, а с другой – вооружает

народы важным критерием идентификации начала осу-

ществления чьей-либо управленческой интервенции.

Заметим, что издержки на временную нейтрализацию

действия социальной нормы возрастают в строгом со-

ответствии с ее иерархическим уровнем.

Как правило, институциональные формы в той или

иной степени адекватно отражают опыт прошлого или

гипотетические представления власть имущих об оп-

тимальном пути развития общества, либо, напротив,

говорят о сугубо утилитарной реализации собственных

интересов. Вместе с тем, любые формы общественной

деятельности могут быть соотнесены с ценностными и

моральными установлениями, такими, как вера, тради-

ции, обычаи, нормы морали, неписаные корпоративные

стандарты. Эти установления могут задавать действен-

ные критерии оправданности и целесообразности оп-

ределенных институциональных форм и регуляторов.

Однако в ситуации деформации моральной и со-

циально-культурной составляющих жизни общества,

обусловленной коренными общественными трансфор-

мациями, или при искусственном ослаблении рели-

гиозных и моральных принципов вплоть до их полной

дискредитации, институциональные ограничители ста-

новятся единственным регулятором конкретных видов

деятельности, например, экономической или полити-

ческой. При этом внутренний авторитет общественных

 

 


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

Марат Мусин «БИЗНЕС В СТИЛЕ РАСПИЛ»

 

норм и правил подменяется внешним, мораль переста-

ет быть критерием справедливости, единственно вер-

ным «высшим мерилом и руководителем» права и дру-

гих институциональных ограничителей.

В этом случае право и другие ограничители ока-

зываются важным ресурсом для извлечения дополни-

тельных доходов в интересах управления. В противном

случае издержки на преодоление моральных и рели-

гиозных ограничителей делают саму идею негласного

перераспределения экономически несостоятельной и

нецелесообразной.

 

 

КОРРУПЦИЯ – ЛИШЬ ВЕРХУШКА АЙСБЕРГА

 

На самом деле, народ уже давно понял то, что уче-

ные лишь пытаются сформулировать – руководствуясь

собственными интересами, структуры управления на-

учились извлекать из несовершенства общественных

механизмов дополнительный доход. Впрочем, в данном

контексте вовсе не обязательно говорить именно о не-

совершенстве, имея тем самым в виду, что устранение

каких-то организационных дефектов могло бы оконча-

тельно решить вопрос о пресечении корыстной моти-

вации в деятельности управленцев. Такая постановка

вопроса, как уже сказано, на наш взгляд, является уто-

пической и малоплодотворной. Более оправданным – и

в теоретическом, и в практическом смысле – было бы

указание на специфику институционального обеспече-

ния экономической деятельности как на основу и ис-

торически конкретную предпосылку дополнительного

дохода менеджеров.

Знание специфических характеристик институци-

ональных механизмов, своего рода посвященность в

них, легко конвертируется в реальные ценности. Исхо-

дя из этого, отечественный экономист И. Дискин вво-

дит понятие «институциональной ренты», соотнося осо-

бые финансовые возможности менеджеров (а также

чиновников госучреждений, так или иначе включенных

в процесс регулирования экономических процессов) с

исключительным положением, занимаемым ими в инс-

 

 


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

Марат Мусин «БИЗНЕС В СТИЛЕ РАСПИЛ»

 

титуциональной сети, со знанием того, «как все это ра-

ботает». Именно в этом ракурсе, по его мнению, можно

адекватно поставить вопрос о коррупции.

Такой подход представляется весьма перспектив-

ным. В то же время, мы предлагаем содержательно

расширить понятие институциональной ренты, введя

понятие управленческой ренты. Имеется в виду со-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: