Всего было выявлено 15,5 трлн.руб. хищений (из ко-
торых 13,3 трлн.руб. относятся к четко установленным
юридическим лицам, а 2,2 трлн.руб. к 233 565 пока не
идентифицированным расчетным счетам). Иначе гово-
ря, половина вскрытых хищений оказалась на совес-
ти менее одного процента выявленных криминальных
фирм! Далее – полтора процента выявленных крими-
нальных фирм украли 60%, менее трех процентов укра-
ли 70%, примерно пять процентов фирм украли 80% и,
наконец, 90% выявленных хищений приходится на 11%
выявленных криминальных фирм. Оставшиеся же 89%
мелких компаний – а это 651 152 юридических лица – ук-
рали не более 10% от всех выявленных нами хищений.
52
|
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Марат Мусин «БИЗНЕС В СТИЛЕ РАСПИЛ»
Таким образом, мы можем ограничиться тремя-че-
тырьмя десятками тысяч наиболее крупных предполо-
жительно криминальных фирм. Среди них – компании с
хорошей репутацией, западным менеджментом и учас-
тием, с лучшими в мире процедурами и стандартами.
Их аудируют компании всемирно известной четверки,
у них лучшие западные консультанты и специалисты.
Все они, как правило, выходят на IPO. И поэтому, если
на самом верху властной пирамиды будет принято со-
|
ответствующее политическое решение, они обязатель-
но вернут украденные деньги. Если же будет принято
решение не сажать, то деньги вернутся. А это десятки
триллионов. Этих средств более чем достаточно, чтобы
раз и навсегда разрешить проблему бедности в нашей
стране.
КУДА ВЕДУТ НИТИ «АРИАДНЫ»
Возможности системы и конкретные практические
результаты ее применения были предъявлены Виктору
Зубкову (тогда еще главе финразведки), а также руко-
водству НАК ( Национального антитеррористического
комитета), ФСКН, ФСБ и МВД. По результатам прак-
тического применения была дана профессиональная
оценка заложенных в ней возможностей, в том числе –
в области борьбы с коррупцией и финансированием
терроризма.
Проведенный анализ показал закономерности рас-
пределения криминального дохода внутри России.
Необходимо признать: до появления современных ме-
тодов корпоративного аудита ни на Западе, ни у нас
просто не было эффективных инструментов контроля
криминальных рисков в сфере экономики.
По сути, мы выявили ту часть сырьевой ренты, кото-
рая находится в нелегальном обороте внутри России,
и документально подтвердили откровенно криминаль-
ный характер отмывания данных средств.
Надо заметить, что транснациональные преступные
сообщества постоянно пытаются наращивать объемы
нелегальных поставок в Россию сильнодействующих
наркотиков. По оценкам экспертов ФСКН, ежегод-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Марат Мусин «БИЗНЕС В СТИЛЕ РАСПИЛ»
|
ная выручка от незаконного оборота наркотических
средств растительного и химического происхождения
составляет от 250 миллиардов до 1 трлн рублей. То
есть четверть всего объема легализуемых средств, или
в процентах к ВВП – до 3%. Остальные же три четверти
выявленного объема легализации, или свыше 9% ВВП
ежегодно – это преступные доходы от нелегальной
предпринимательской деятельности, хищений и других
видов преступлений. Растут и расходы государства на
борьбу с этим общественно опасным явлением: по ли-
нии МВД, ФСБ и ФСКН они уже превышают десятки
миллиардов рублей и продолжают увеличиваться.
Особо подчеркнем, что преступный доход от неза-
конного оборота наркотиков, прекурсоров (т.е. хими-
ческих веществ, исходных компонентов или участни-
ков промежуточных реакций при синтезе какого-либо
вещества) и сильнодействующих веществ в сотни раз
превышает издержки на поддержание сети производс-
тва и распространения наркотиков! И поэтому через
банковскую систему он сначала выводится из тенево-
го оборота, а затем открыто размещается легальными
бизнес-структурами в различных секторах отечествен-
ной и мировой экономики.
Вместе с тем выявленный нами масштаб преступ-
лений в сфере экономики, ущерб от которых ежегодно
составляет около четверти среднегодового ВВП, пере-
водит проблему в политическую плоскость, делая неце-
лесообразным применение мер уголовного наказания
ко всей совокупности нарушителей. Мы считаем, что
лучше (более целесообразно), например, создать госу-
дарственный орган по возврату похищенных средств и
|
наделить его таким же правом, какое было определе-
но в ст. 20 Закона о налоговой полиции (когда до 10%
возвращенных государству средств идет правоохрани-
тельным органам), сделав упор в его работе на проце-
дуре деятельного раскаяния.
Ведь совершенно очевидно, что никто не захочет
сидеть пять лет за банальные хищения и откаты и с ра-
достью сдаст (в прямом и переносном смысле) любого
коррупционера и украденные деньги в обмен на про-
щение. В конечном счете, цена вопроса окажется выше
возможного выигрыша, который всегда носит кратков-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Марат Мусин «БИЗНЕС В СТИЛЕ РАСПИЛ»
ременный характер. А внедрение во все правоохрани-
тельные органы одних и тех же методов контроля над
процессами формирования криминальных активов не
позволит преступникам подкупить одновременно всех
своих контролеров.
Выявленные закономерности указывают на логику
формирования необходимых институциональных пре-
образований, изменений в макроэкономической стра-
тегии и социально-экономической политике государс-
тва, налоговом, таможенном, валютном и бюджетном
законодательстве, адекватных сложившейся ситуации.
На наш взгляд, в сложившейся ситуации речь должна
идти прежде всего не о наказаниях, а о нейтрализации
потенциальных источников формирования криминаль-
ных активов.
Думается, государству не имеет смысла сегодня
преследовать оставшиеся (87,9% всех фирм) мелкие
компании и фирмы из конца списка, похитившие всего
10%. Однако на практике, к сожалению, как уже отме-
чалось, богатые сегодня практически неподсудны, тог-
да как за все отвечают только бедные или недостаточ-
но богатые.
Так, большинство крупнейших российских финан-
сово-промышленных консорциумов, начиная с первой
буквы алфавита, характеризуются масштабной кри-
минальной деятельностью, включая признаки хище-
ния прибыли акционеров, в том числе и иностранных
инвесторов, а также «отмывание» денежных средств,
полученных преступным путем. Начиная с первой груп-
пы алфавита, в ведущих финансово-промышленных
группах России, объем выявляемых нарушений может
превышать 6,25% от совокупного оборота. Далее по
алфавитному списку у большинства других компаний и
других владельцев выявляется аналогичная картина…
Подводя итог, мы можем констатировать: в ходе
исследования финансовой деятельности организаций,
использующих фирмы-однодневки, был выявлен ряд
крупных публичных компаний с достаточно большим
объемом сомнительных операций по признакам нару-
шения УК РФ в части ст.159 (мошенничество) и ст.174
(легализация). Под публичными компаниями мы по-
нимаем такие, чьи акции котируются на тех или иных
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Марат Мусин «БИЗНЕС В СТИЛЕ РАСПИЛ»
биржах. Таким образом, налицо признаки хищений не
только у государства, но и у широкого круга акционе-
ров этих компаний с использованием расчетных счетов
фирм-однодневок, вовлеченных в «систему отмыва-
ния» российских банков.
СЛАБОЕ ЗВЕНО
Таким образом, нами доказано: задача создания
механизмов контроля и недопущения криминализации
четверти среднегодового ВВП, в принципе, уже реше-
на. А предлагаемые нами идеи могут быть использо-
ваны при разработке концепций деятельности нацио-
нальных антитеррористического, антикоррупционного
и антинаркотического комитетов.
Основой предлагаемой концепции является стра-
тегия целенаправленной минимизации теневой со-
ставляющей отечественной экономики. Ее идеология